Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как быстро обрести уверенность в себе



Непосредственно перед тем, как войти в помещение, в котором вам предстоит беседовать с людьми или произносить речь, проделайте следующее:

 

• Сделайте пять медленных, глубоких дыхательных движений. Каждый раз во время выдоха старайтесь почувствовать, как ваши разум и телоуспокаиваются и одновременно концентрируются. Почувствуйте, что волнение покидает вас вместе с выдыхаемым воздухом.

• Вспомните одно из своих последних успешных выступлений. Еще раз насладитесь образами и звуками этого успеха. Почувствуйте себя преисполненным энергии и энтузиазма.

• А теперь войдите и удивите их!

Выступление без подготовки

Немногие вещи способны до такой степени вызвать ваше замешательство и заставить думать, что вы теряете контроль над ситуацией, как неожиданный вопрос или возражение.

Представьте себе следующую картину. Вы произнесли длинную речь на совещании сотрудников компании, и теплый прием, который получили ваши идеи, заставляет вас думать, что вы успешно донесли свои мысли до слушателей.

Но затем, когда вы уже мысленно с одобрением похлопываете себя по плечу, Джонс из бухгалтерии, ваш коварный соперник, выдвигает возражение, которое, похоже, вскрывает фатальную ошибку в ваших рассуждениях. Вы не сомневаетесь в этом, и, судя по лицам присутствующих, многие из них придерживаются того же мнения. Тем временем Джонс откидывается на стуле, и на губах его играет триумфальная улыбка, говорящая: «Попробуй, выпутайся».

Это наихудший вариант «кошмарного» сценария, который способен вызвать панику даже у самого уверенного в себе оратора. Требование предъявляемые ситуацией, внезапно возросли, а ваша способность сохранять контроль, похоже, получила сильный удар.

Что делать:

• С криком выбежать из комнаты?

• Признать себя побежденным и согласиться, что ваши идеи были пустой тратой времени?


• Выброситься из окна?

• Выбросить Джонса из окна?

• Начать экспромтом отвечать ему?

Разумеется, правильным ответом следует считать последний — какими бы привлекательными ни казались другие в тот момент, когда вас охваты­вает паника.

У вас нет иного выбора, кроме как словами прокладывать себе выход из неприятного положения. Хотелось бы подчеркнуть, что такой подход верен даже в том случае, когда Джонс абсолютно прав и у в ваших идей есть оборотная сторона, которую вы, к сожалению, просмотрели.

Перед лицом подобного вызова первое правило — НЕ ПАНИКОВАТЬ. Вместо этого следует взять на себя инициативу и отвечать следующим об­разом:

Шаг 1. Начните с благодарности выдвинувшему возражение человеку за то, что он поднял этот вопрос. Такая вежливая реакция поможет разоружить враждебно настроенного критика и привлечь аудиторию на свою сторону.

Если возражение или вопрос отличались явной враждебностью и были предназначены для того, чтобы выставить вас в неприглядном свете, пере­ходите к шагу 2. Если же оппонент руководствовался добрыми намерения­ми, переходите к шагу 3.

Шаг 2. Попросите того, кто задал вопрос или выдвинул возражение, повторить свои аргументы. Этот маневр преследует две цели: во-первых, это дает вам время подумать, а во-вторых, вынуждает оппонента приспо­сабливаться к немного изменившейся ситуации.

Если вопросы или возражения не были представлены в письменном виде, их будет трудно повторить слово в слово. Обычно человек, который первоначально был настроен критически или враждебно, немного успо­каивается, когда его просят повторить свой вопрос.

Шаг 3. Сделайте паузу и подготовьтесь к ответу. Это еще одна фаза, позволяющая выиграть время. Никогда не поддавайтесь искушению не­медленно отвечать на возражения, даже если вам есть что сказать. Пауза делает ваш ответ более глубоким, продуманным и достойным серьезного рассмотрения.

Учитесь ничего не произносить во время размышлений. Старайтесь не заполнять тишину такими междометиями, как «а-а», «гм», «э-э», посколь­ку они придают вам неуверенный вид.


Шаг 4. Повторите возражение или вопрос, формулируя его примерно так: «Если я правильно понял, вы хотите сказать, что...»

Употребляйте только нейтральные выражения, такие как «вопрос», «момент», «аспект», но ни в коем случае не «возражение», «проблема», «недостаток», «трудность» или любое другое определение, которое выражает негативное отношение к вашим предложениям и может еще больше укрепить слушателей во мнении, что вы заслужили этот упрек.

Использование рефлексивного слушания не только позволит вам в полной мере понять затронутую проблему, но также поможет снять «личный аспект», неизбежно присутствующий в выдвинутом возражении.

Многим людям, похоже, очень нравится просто критиковать и обвинять других. Вместо того чтобы непредвзято и объективно слушать, о» стараются отыскать причины, по которым выдвигаемые предложения должны или не могут быть претворены в жизнь. Приложив столько усилий, чтобы выработать негативную реакцию, они формируют сильную эмоциональную связь с данной точкой зрения.

Если вы просто дадите их возражению резкий отпор, эти люди скоро всего станут еще более враждебными и еще сильнее укрепятся за своими баррикадами предвзятости.

Когда вы перефразируете возражение или вопрос и формулируете своими словами, выдвинутые аргументы перестают быть «собственностью» оппонента и становятся достоянием всей аудитории. В таких обстоятельствах люди вряд ли будут стоять насмерть, защищая свою точку зрения.

Шаг 5. Попросите высказать другие возражения, формулируя свое предложение следующим образом: «Да, я понимаю, что вы хотите сказать. Ее ли у вас другие, помимо этой причины, чтобы отклонить мое предложение!

Это очень важный момент, поскольку если вы теперь не вскроете все возможные возражения, то можете оказаться втянутым в бесконечную дискуссию. Если оппонент желает высказать второе или третье замечание возвращайтесь к шагу 1 и повторите весь процесс.

Шаг 6. Когда все возражения высказаны и вы повторили их своими словами, обобщите ситуацию, указав основные пункты, по которым существует согласие или несогласие. На этом этапе оппонент должен либо согласиться с вашим обобщением, либо выдвинуть дальнейшие возражение возвращающие вас к началу процесса.

После того как разногласия зафиксированы, следующий шаг — убедить оппонента взглянуть на них более объективно.


Начните с предложения реальных альтернатив — менее удовлетворяю­щих вас, чем оригинальные предложения тем пунктам ваших предложе­ний, которые вызвали возражения. Заставляя оппонента сравнивать не­сколько вариантов, вы помогаете ему перейти от сильной эмоциональной приверженности к более или менее логической оценке собственных воз­ражений.

Очертите все возможные варианты. Спокойно и рассудительно рас­смотрите их преимущества и недостатки. Если у оппонента имеются по­лезные предложения, немного видоизмените их, прежде чем переходить к их рассмотрению.

Таким способом вы сможете обеспечить объективность оппонента, устранив его эмоциональную связь с идеями, которые теперь уже не при­надлежат ему полностью. Используйте факты и цифры для поддержки собственных идей и отклонения возражений. Однако делать это нужно в сдержанной манере. Не стоит стрелять из пушки по воробьям.

Вы не потеряете контроль над ситуацией, принимая чужие идеи и предложения, если всегда будете перефразировать их своими словами, прежде чем включить в общую концепцию.

Отвечая на вопрос, затрагивайте существо дела, а не отделывайтесь ко­роткой репликой. Это значит, что вы должны развить тему, предложив до­полнительную информацию. Это может быть сделано при помощи таких конструкций, как «суть вопроса заключается в том» или «моей главной це­лью является».

Желая получить подробный ответ, слушатели получают возможность задать дополнительные вопросы. Однако будьте осторожны и не перегру­жайте аудиторию информацией. Никогда не заканчивайте свою реплику оправданием. Дав ответ, просто замолчите.

Шаг 7. Если вам не нравится вопрос, предложите вариант, который вас больше устраивает. Это весьма распространенная практика в интервью средствам массовой информации. Возможные приемы:

• Задать собственный вопрос.

• Попросить пояснений.

• Попросить дать определение или предложить собственное.

• Самому прояснить то или иное положение.

Непревзойденные мастера выступлений без подготовки — это полити­ки. Прислушавшись к их интервью, вы заметите, насколько часто они ис­пользуют эту технику.


Знание побеждает страх

Девиз десантников, «знание побеждает страх», может служить прекрасным советом людям, которые столкнулись с проблемой преодолена страха при публичных выступлениях.

Если вы последуете следующим десяти советам, вам будет гораздо легче снизить стресс до уровня, когда он скорее помогает, чем мешает вашему выступлению, заставляет вас чувствовать себя собранным и полным энергии, а не переполненным страхом и готовым обратиться в бегство.

1. Прежде чем выступить с важным сообщением, тщательно выполните домашнюю подготовку. Чем лучше вы подготовлены, чем обширнее ваши знания и опыт, тем сильнее чувство контроля над ситуацией. А чем лучше вы контролируете ситуацию, тем меньше вероятность того, что внезапная паника помешает вам донести свои идеи до слушателей.

2. Если вы почувствовали напряжение в преддверии выступления, найдите тихое местечко и расслабьтесь.

3. Чтобы укрепить уверенность в себе, представьте, что ваше выступление проходит успешно, или вспомните последний пример удачного выступления.

4. Если вам предстоит выступать в незнакомой аудитории, постарайтесь за день или два до выступления произвести разведку. Если это невозможно, приезжайте пораньше и осмотрите помещение. Станьте на то место, откуда вам предстоит выступать, и проверьте акустику. Попросите друга или коллегу стать в наиболее удаленной части помещения, чтобы убедиться, что вас хорошо слышно.

Освойтесь с окружающей обстановкой. Поскольку в незнакомом окружении мы в большей степени склонны испытывать волнение, такое знакомство с местом предстоящего выступления позволит успокоить ваши нервы.

5. Помните, что слушатели воспринимают только то, что вы им даете обнаружить. Они не могут читать ваши мысли или чувствовать дрожь в ваших коленках. Когда вы выглядите спокойным и уверенным, аудитория воспринимает вас именно таким. И легкая внутренняя дрожь не имеет никакого значения — если она никак не проявляется внешне.

6. Выступая перед группой людей, заставьте свой голос звучать уверенно и убежденно. Это не только произведет впечатление на слушателей, и позволит вам увереннее контролировать ситуацию.


7. Никогда не делайте пару глотков спиртного, чтобы успокоить нер­вы. Алкоголь — это мощное седативное средство, которое притупляет ра­боту мозга. Вы можете думать, что он помог, но на самом деле это не так.

8. Если вам предоставлена кафедра, начните свое выступление, стоя позади нее и слегка придерживаясь руками за ее края. Я хочу подчеркнуть слово «слегка», потому что некоторые нервные ораторы стискивают ка­федру с такой силой, что можно заметить, как белеют у них костяшки пальцев. Кафедра послужит вам дополнительной опорой и «защитой» в первые минуты выступления, пока вы входите в ритм.

Начав говорить, большинство лекторов перестают волноваться и обре­тают уверенность в себе. Если вы ощущаете себя достаточно уверенно, по­пытайтесь отойти от кафедры (можно по-прежнему придерживаться за нее одной рукой, если вам так удобнее), чтобы слушатели могли увидеть вас полностью. Открывая свое тело для аудитории, вы получаете возмож­ность общаться со слушателями в свободной разговорной манере, которая кажется им предпочтительнее.

9. Если во время выступления вас начинает охватывать паника, не под­давайтесь искушению поскорее закончить свой доклад. Быстрая речь только собьет вам дыхание и усилит волнение. Остановитесь на несколько секунд, чтобы восстановить самообладание, а затем продолжайте.

10. Если в конце выступления вы хотите перейти к ответам на вопро­сы, но боитесь, что слушатели не будут задавать их, попросите присутст­вующих в аудитории коллег или друзей задать вам вопросы. Пара вопро­сов, ответы на которые вам известны — ведь это вы сами сформулировали их, — не только укрепит вашу уверенность в себе, но и побудят слушате­лей задавать собственные вопросы, что позволит избежать неловкого мол­чания, которое часто следует за приглашением к дискуссии.


ГЛАВА 9

НАЧАЛО И КОНЕЦ ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Велико искусство начала, но не менее важно искусство завершения

Генри Уодсворт Лонгфелло

Студентам, изучающим искусство написания детективов, говорили о важности драматической завязки, привлекающей внимание читателя и побуждающей его читать дальше. «Наиболее популярными темами являются религия, королевская власть, секс и преступления, — объяснял преподаватель. — Постарайтесь, что бы по крайней мере одна из этих тем присутствовала на вашей первой странице».

Один из студентов предложил следующий вариант: «Боже, — задохнулась принцесса, — я беременна. Но кто это сделал? »

Избегая подобных крайностей, вы должны стремиться к тому, чтобы с первого слова вашего выступления привлекли внимание слушателей и им захотелось бы слушать дальше.

Для большинства ораторов наиболее трудными моментами выступания являются начало и завершение речи.

Один из подходов к началу — это следовать распространенному среди лекторов изречению, которое уже цитировалось раньше: «Сообщите им, что именно вы собираетесь сказать, затем скажите то, что собирались, потом объясните, что вы им сказали». Такое начало не только служит вступлением к основной части сообщения, но и содержит привлекающую внимание конструкцию, которая заставляет аудиторию слушать, что вы скажете дальше.

Ниже рассматриваются различные способы привлекающих внимание вступлений. Запомните один или два стандартных приема, например, шаблон типа «хорошие новости / плохие новости» или тактику «резюме». Это позволит вам иметь готовые вступления и заключения, при помощи которых даже импровизированные речи зазвучат гладко и профессионально.

Выступление можно уподобить миссии космического корабля. Лучше всего экипаж помнит старт, критический момент полета и успешное приземление.

Старт космического корабля может быть соотнесен со вступительными комментариями и ремарками, призванными возбудить интерес и вызвать симпатию слушателей. Основная часть вашего сообщения — это миссия, которую предстоит выполнить космонавтам, а приземление мо-


жет ассоциироваться с заключительной частью выступления, которая мо­тивирует и убеждает аудиторию.

Поднимаясь на трибуну, вы будете чувствовать себя гораздо увереннее, зная, как следует начинать и заканчивать выступление. Это знание также обеспечит плавный и максимально быстрый переход к основной части со­общения.

Такой энергичный и эффективный стиль общения произведет благо­приятное впечатление на слушателей, удостоверит вашу компетентность и уверенность в себе, что поможет вам удержать внимание аудитории и убе­дить ее в своей правоте.

ПРИСТУПАЕМ К ДЕЛУ

Несмотря на то, что всегда предпочтительнее сразу переходить к сути проблемы, а не тратить время на бессмысленное вступление, благодаря которому вы выглядите напыщенным или скучным — а иногда и то и дру­гое вместе, — в большинстве случаев полезно использовать приемы, по­зволяющие «сломать лед».

Это создает определенную атмосферу и дает время слушателям сосре­доточиться на вас как на новом ораторе и настроиться на то, что вы соби­раетесь сказать. Они привыкают к вашему тону и акценту (это особенно важно, если у вас сильный местный акцент), к внешности, выражению лица, позе и жестикуляции.

Вступление дает вам шанс войти в контакт со слушателями, почувство­вать их настроение и скорректировать свое сообщение таким образом, чтобы оно с наибольшей эффективностью воспринималось аудиторией.

Завязка также помогает вам успокоиться, прежде чем вы приступите к основной части сообщения, преодолеть волнение последних перед высту­плением минут и разогреть связки. Даже самые опытные ораторы, начи­ная речь, могут обнаружить, что их голоса немного напряжены.

И наконец, вступление позволит вам определить необходимую гром­кость речи, чтобы аудитория чувствовала себя комфортно, а также устано­вить нужный ритм и скорость.

Хотелось бы предупредить вас вот о чем: никогда не начинайте высту­пление с извинений за недостаточную подготовленность или с сомнений в своей способности убедительно изложить свои мысли. Некоторые орато­ры поступают так в попытке завоевать симпатии аудитории и заручиться ее пониманием на случай возможных последующих ошибок. Даже в слу­чае тактического успеха жалость, на которой они пытаются играть, под­рывает веру слушателей в их слова.


Несмотря на то что каждое вступление должно быть оригинальным в зависимости от характера сообщения, типа аудитории и природы происходящего события, — следует строго придерживаться трех основных правил:

1. Не говорить монотонно.

2. Беседовать со слушателями, а не читать им сообщение.

3. Развлекать аудиторию приличествующим случаю образом.

Шесть классических вступлений Использование сенсационного факта

Когда я начинал свою трудовую деятельность в качестве журналиста, редактор познакомил меня с кратким определением хорошего газетного сообщения. «Существует, — сказал он мне, — два типа фактов. Неизвестные мне факты, которые вызывают у меня интерес, и неизвестные факты, которые изумляют меня, когда мне о них сообщают! »

Именно вторая разновидность фактов составляет основу для привлекающих внимание вступлений, как устных, так и письменных.

Факт или факты, которыми вы решили воспользоваться, могут быть взяты из вашей профессиональной практики, из деятельности организации, к сотрудникам которой вы обращаетесь, а также из прессы. Вот пара выдержек из речей, которые я произносил на собраниях транснациональных корпораций.

Из выступления на тему: «Административные изменения»:

«Список 500 крупнейших компаний США впервые был составлен в 1955 году. Если сейчас, сорок лет спустя, взглянуть на верхние 25 строчек того списка, то можно обнаружить, что пять компаний свернули свою деятельность, шесть больше не принадлежат к 25 крупнейшим, а две даже не входят в список 100 самых крупных фирм.

Однако в те времена это были самые большие, яркие и лучшие компании мира. Они полностью контролировали свое положение на рынке. Как же они могли потерпеть такую неудачу? »

В другом случае, выступая в одной из фирм с основным докладом на тему психологического воздействия технологии на психологию наемного работника, я узнал, что день моего выступления приходится на день рождения председателя правления. Я попросил своего помощника купить по-


здравительную открытку с микрочипом, из которой при открывании до­носится музыка.

После того как меня представили, я поздравил председателя правле­ния с днем рождения, а затем включил открытку. При этом я дал следую­щие пояснения:

«Мощность вычислительного устройства в данной открытке превышает мощность вычислительных машин всего мира до 1950 года. Микрочип в домашней видеокамере, при помощи которой супруга председателя снимала праздничную вечеринку, мощнее, чем машина IBM 360, положившая начало компьютерной эре. Иг­ровая приставка «Сега Сатурн», которую она подарила своему сы­ну-подростку, превосходит по своим возможностям суперкомпью­тер 1976 года «Грей», машину настолько дорогую и сложную, что ей могла пользоваться только научная элита. Вот только некоторые из примеров, по которым можно судить об успехах компьютерной тех­нологии за последние несколько десятилетий».

Обратите внимание, что я сопровождал вступление демонстрацией. Продемонстрировав что-либо слушателям на любой стадии выступления, вы сможете существенно усилить свое сообщение.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь