Система местного управления в России в XVII в.
Учитель отмечает, что широкие полномочия воевод, сходные с полномочиями кормленщиков, вели к злоупотреблениям, с которыми центральная власть пыталась бороться с помощью регулярной смены воевод раз в 2—3 года, организации «сысков» и т. п. Августин фон Мейерберг, посланник императора Священной Римской империи Леопольда I Габсбурга, писал: «...царства, области и города, подвластные московскому владычеству, управляются наместниками, называемыми у москвитян воеводами, которых управление, однако же, продолжается редко больше трех лет. Они управляют во всем согласно с постановлениями, которые в 1647 году Алексей велел составить по древним неписаным обычаям и, напечатав, хотел сделать общим законом; а так как лица, пользующиеся расположением государя, получают даром его милости, точно водопроводные трубы воду, но никому не отводят ее даром, то необходимо нужно располагать этих любимцев к себе множеством подарков для получения должности».
3. На основе материалов учебника учащиеся отмечают усиление централизации в организации вооруженных сил. Дворянское ополчение становится малоэффективным из-за постоянных местнических споров, уклонения от службы, слабой военной подготовки. Меры, предпринимаемые правительством, не помогали. Стрелецкие полки были сосредоточены в основном в Москве. Помимо собственно военной деятельности, стрельцы занимались ремеслом и мелкой торговлей, а к концу XVII в. все чаще использовались в политической борьбе придворных группировок. Примером могут служить стрелецкие восстания 1682 и 1698 гг. Поэтому уже с 30-х гг. XVII в. создаются полки «иноземного» строя: солдатские, рейтарские, драгунские. В качестве офицеров приглашались иностранцы. Основой комплектования таких полков был либо вольный найм, либо принудительный набор «даточных людей» (один человек со 100 дворов). Они получали жалование, а в мирное время отпускались по домам, так как за ними сохранялись земельные наделы. К концу века такие полки уже играли значительную роль в вооруженных силах России. Оборона южных рубежей страны осуществлялась казачеством. Особая роль в этом принадлежала донскому казачеству.
4. Переходя к рассмотрению Соборного уложения 1649 г., учитель отмечает, что изменения, происходившие в государстве, сопровождались активизацией законодательной деятельности. Как отмечает В. О. Ключевский, «Царствование Михаила было временем оживленной законодательной деятельности правительства, касавшейся самых разнообразных сторон государственной жизни. Благодаря этому к началу царствования Михайлова преемника накопился довольно обильный запас новых законов и почувствовалась потребность разобраться в нем».
Восстание 1648 г. стимулировало издание нового кодекса феодального права — Соборного уложения.
Анализ основных положений этого документа можно провести в виде небольшого практикума. Ниже приводится отрывок из Соборного уложения и вопросы и задания к нему.
Соборное уложение 1649 г.
(Извлечение)
Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать.
1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.
2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию. <...>
18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем. <...>
Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было.
1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтоб на то смотря иным неповадно было впередь так делати. <...>
6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или где изволит царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и из луков и из ыного ни ис какова оружья никому без государева указу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе не ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объезде кого ранит, или кого убиет до смерти, и того казнити смертию же. <...>
Глава XI. Суд о крестьянех.
1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископы или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая, свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.
2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и (ы)ных в каких-нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими, и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики; и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет. <...>
9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впередь учнут бегати; и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать. <...>
Глава XIX. О посадских людех.
1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи, и владычни, и монастырския, и бояр, и околничих, и думных, и ближних, и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленые люди и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно, опричь кабалных людей. А кабалных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были посадския люди, или из государевых волостей, и тех имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти совсем, опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иные чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб. <...>
21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за волных за всяких людей, и тех волных людей по женам их в черныя слободы не имати. <...>
23. А которые посадские люди зятей своих приимали в домы, и за них давали дочерей своих для того, чтобы тем их зятем жити в их домех, по их живот и их кормити, и тем всем жити в тягле в сотнях и в слободах; а будет за кого выдут, и их взяти в посад. <...>
Вопросы и задания к документу: 1. Какие изменения в положении крестьян и посадских людей закрепило Соборное уложение? 2. Интересы каких слоев населения, на ваш взгляд, удовлетворяет Соборное уложение? 3. Опираясь на текст Соборного уложения, приведите аргументы, подтверждающие, что в России наметилась тенденция перехода к абсолютной монархии.
Отвечая на вопросы и задания к документу, учащиеся делают вывод, что Уложение удовлетворяло требованиям дворянства и верхушки посада. Сыск беглых крестьян становится бессрочным. Тем самым они окончательно прикреплялись к земле, а посадское население — к посадам.
Как отмечал В. О. Ключевский, «Соборное уложение 1649 г. завершило собой ряд процессов нашей внутренней жизни, начавшихся со Смуты и под ее влиянием, закрепило законом положение государства, создавшееся из этих процессов к половине XVII в.».
Подводя итог урока, учитель предлагает учащимся еще раз перечислить новые черты государственной системы управления, появившиеся в XVII в. Школьники могут назвать централизацию судебно-административного аппарата, детальную разработку системы суда и унификацию правовых отношений на основе феодальных принципов, а также наметившуюся тенденцию перехода к абсолютной монархии.
Домашнее задание: § 32, подготовить тезисы ответа по теме: «Укрепление центральной власти России XVII в.».
У р о к 37. «СВЯЩЕНСТВО» И «ЦАРСТВО»
Цели урока: характеристика роли Русской православной церкви в различных сферах жизни страны в изучаемый период; определение предпосылок, сущности и итогов церковной реформы.
Основные даты и события
1653—1656 гг. — церковная реформа.
1666—1667 гг. — Церковный собор, проклявший всех противников реформы.
Термины и понятия урока
Протопоп — старший православный священник.
Соловецкое восстание («Соловецкое сидение») — восстание 1668—1676 гг. в Соловецком монастыре. Участники: монахи, не принявшие церковной реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С. Т. Разина. Карательная армия (свыше 1 тыс. человек) овладела монастырем после почти восьмилетней осады.
Старообрядчество — совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий. Имеет в своем составе две церкви: Белокриницкую иерархию, возглавляемую архиепископией Московской и всея Руси (центр — на Рогожском кладбище в Москве), а также Беглопоповскую архиепископию (центр — в городе Новозыбков Брянской области).
Церковный раскол — отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653—1656 гг. Во второй половине XVII—XVIII вв. был идейным знаменем оппозиционных движений.
Персоналии
Никон (Минов Никита) (1605—1681 гг.) — русский патриарх с 1652 г. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. В 1658 г. оставил патриаршество в Москве. Собор 1666—1667 гг. снял с него сан патриарха. Сам Никон был сослан на Север.
Аввакум Петрович (1620/1621—1682 гг.) — глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646—1647 гг. — член «Кружка ревнителей благочестия». Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в 1653 г. в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 г. возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 г. сослан в Мезень. В 1666—1667 гг. осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал «Житие» и многие другие сочинения. По царскому указу был сожжен в 1682 г.
Филарет (Романов Федор Никитич) (ок. 1554/55—1633 гг.) — патриарх, отец царя Михаила Федоровича, боярин. Приближенный царя Федора Ивановича, при Борисе Годунове с 1600 г. — в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 г. — ростовский митрополит, в 1608—1610 гг. — в Тушинском лагере. В 1610 г. возглавлял «великое посольство» к Сигизмунду III, задержан в польском плену. С 1619 г. фактический правитель страны.
Оборудование урока: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
План изучения нового материала: 1. Русская православная церковь при патриархе Филарете. 2. Церковная реформа. Никон и Аввакум. 3. Преследование раскольников.
Урок целесообразно начать с актуализации знаний учащихся по следующим вопросам: какие изменения в политическом строе России можно наблюдать в XVII в.? Какую роль во времена Смуты играла Русская православная церковь?
Учащиеся отмечают, что основу политического строя составлял переход от сословно-представительской к абсолютной монархии. Смута во многом настроила духовенство и монахов на воинственный лад, потому что многим монастырям пришлось выступать в качестве крепостей и держать оборону (Троице-Сергиев монастырь против поляков и Печерский монастырь против шведов). Эти настроения сохранились и после Смуты, проявляясь в непримиримости к проникновению неправославных вероучений.
Церковь старалась влиять на все стороны общественной жизни. Царь рассматривался церковью только как самый высокопоставленный из людей, для которого требования христианской этики были обязательны в первую очередь.
Церковь формировала государственную идеологию, развивая идеи концепции «Москва — Третий Рим», согласно которой Москва объявлялась центром православного мира и защитницей всех православных.
1. Историческую характеристику личности патриарха Филарета учащиеся составляют на основе сообщения одного из учеников и материалов учебника. Следует обратить их внимание на то, что вопрос о доминировании церковной или светской власти временно потерял актуальность, однако так и не был решен.
Патриарх Филарет
Федор Никитич Романов (ок. 1554/55—1633 гг.), в иночестве Филарет, — русский политический деятель, патриарх (с 1619 г.), отец первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.
В 1587 г. Федор Никитич упоминается как боярин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, после 1593—1594 гг. — наместник псковский и руководитель переговоров с послом императора Рудольфа Варгачем. В 1596 г. стал воеводой правой руки.
После смерти его двоюродного брата царя Федора Ивановича считался ближайшим законным претендентом на престол. В 1600 г., пользуясь ложным доносом, Борис Годунов приказал арестовать всех братьев Романовых, а Федор Никитич был пострижен в монахи с именем Филарет и сослан в Антониево-Сийский монастырь. Жена его, постриженная под именем Марфа, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены в Белоозере с теткой Анастасией Никитичной. «Двоюродным братом» Лжедмитрием I Филарет был возведен в сан Ростовского митрополита. В мае 1606 г. участвовал в свержении самозванца. После воцарения Василия Шуйского Филарет был направлен в Углич для открытия мощей царевича Дмитрия.
11 октября 1608 г. он был захвачен тушинцами при взятии Ростова и направлен в Тушинский лагерь, где также «двоюродным братом» Лжедмитрием II был «наречен» патриархом, но занимал выжидательную позицию. В мае 1610 г. вернулся в Москву и принял участие в свержении Василия Шуйского в июле того же года.
Филарет был сторонником избрания на русский престол сына польского короля Сигизмунда III — Владислава и заключенного 17 августа 1610 г. договора с польским гетманом Жолкевским по этому вопросу. В сентябре 1610 г. возглавил «великое посольство» под осажденный Смоленск, которое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. Однако в ходе переговоров Филарет понял, что Сигизмунд III хочет сам стать московским царем, и отказался изменять условия договора. Сигизмунд арестовал Филарета с частью посольства, поддерживавшей его, и отправил в апреле 1611 г. в Польшу.
Во время пребывания Филарета в польском плену был созван Земский собор, который, рассмотрев кандидатуры, остановил свой выбор на его 16-летнем сыне Михаиле Федоровиче, провозгласив его в 1613 г. царем.
10 марта 1613 г. в Варшаву было направлено посольство с целью добиться мира с Речью Посполитой и освобождения отца царя. Однако король Сигизмунд признавал царем лишь собственного сына, которому присягал в свое время и Михаил Романов. Попытка произвести обмен не увенчалась успехом, так как в московских тюрьмах все поляки были задушены.
В июне 1616 г. новому посольству удалось получить у императора Священной Римской империи в Вене словесное обещание, что он не будет помогать Речи Посполитой и предложит ей заключить мир. Однако был заключен не мир, а Деулинское перемирие сроком на 14, 5 лет. В соответствии с достигнутым соглашением Филарет вернулся на родину. 14 июня 1619 г. царь встретил митрополита в районе Пресни; сын поклонился отцу в ноги, а отец сделал то же самое перед сыном-царем, и они долго оставались в таком положении, не имея возможности двигаться и говорить от душивших их радостных слез.
По возвращении Филарет сразу же был поставлен патриархом. Со времени возвращения и до конца жизни Филарет был фактическим правителем страны.
Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты православия, в преследовании за религиозное вольнодумство и т. д.
Большое внимание Филарет уделял церковному книгопечатанию. В 1620 г. он возобновил в Москве типографию. Заботился патриарх и об открытии церковных школ.
2. Изучение собственно церковной реформы патриарха Никона можно организовать в виде мини-конференции. На рассмотрение учащихся выносится проблема: церковный раскол — причины, содержание, последствия.
В ходе обсуждения следует акцентировать внимание школьников на следующих важных моментах.
Реформа повлекла за собой значительные изменения в политической и духовной жизни страны. Проводилась с ориентацией на греческие образцы, чему противились «ревнители древлего благочестия» — представители провинциального и столичного духовенства, ориентировавшиеся на древнерусскую обрядовую традицию. Итог реформы — раскол Русской православной церкви и появление религиозной оппозиции в лице старообрядцев. Признаками кризиса церкви были вооруженные выступления (Соловецкое восстание 1668—1676 гг.), массовые самосожжения старообрядцев, а также конфликт патриарха с Алексеем Михайловичем, который завершился падением властолюбивого Никона и крушением идеи «священство выше царства». Раскол, по мнению ряда исследователей, представлял собой религиозно-психологическое явление, содержащее в себе и социально-политические компоненты. Возникновение старообрядчества было вызвано тем, что народ увидел в реформе покушение на веру отцов. Старая вера отождествлялась народом с идеей Святой Руси, с надеждой обрести социальную справедливость, а главное — спасти бессмертную душу и попасть в Царствие Небесное. Русский философ Н. А. Бердяев писал: «В народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной вере. Государственной властью и высшей церковной иерархией овладел Антихрист». В условиях общественного кризиса второй половины XVII в. обострились ожидания скорого конца света, что объясняло как поведение ранних старообрядцев, так и соединение в этом движении столь разных по своим интересам и мироощущению социальных групп.
Для характеристики самого патриарха и его основного противника Аввакума учащиеся могут воспользоваться следующими материалами.
В. О. Ключевский. «Курс русской истории»
(Извлечение)
Патриарх Никон. Он родился в 1605 г. в крестьянской среде, при помощи своей грамотности стал сельским священником, но по обстоятельствам жизни рано вступил в монашество, закалил себя суровым искусом пустынножительства в северных монастырях и способностью сильно влиять на людей приобрел неограниченное доверие царя, довольно быстро достиг сана митрополита новгородского и, наконец, 47 лет от роду стал всероссийским патриархом. Из русских людей XVII в. я не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона. Но его не поймешь сразу: это — довольно сложный характер и прежде всего характер очень неровный. В спокойное время, в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив...
...За ожесточение в борьбе его считали злым; но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Никон был жесток. Но он забывал все при виде людских слез и страданий; благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доброй природы. По своим умственным и нравственным силам он был большой делец, желавший и способный делать большие дела, но только большие. Что умели делать все, то он делал хуже всех; но он хотел и умел делать то, за что не умел взяться никто, все равно, доброе ли то было дело или дурное. Его поведение в 1650 г. с новгородскими бунтовщиками, которым он дал себя избить, чтобы их образумить, потом во время московского мора 1654 г., когда он в отсутствие царя вырвал из заразы его семью, обнаруживает в нем редкую отвагу и самообладание; но он легко терялся и выходил из себя от житейской мелочи, ежедневного вздора; минутное впечатление разрасталось в целое настроение. В самые трудные минуты, им же себе созданные и требовавшие полной работы мысли, он занимался пустяками и из-за пустяков готов был поднять большое шумное дело...
...В заточении он принялся лечить больных, но не утерпел, чтобы не кольнуть царя своими целительными чудесами, послал ему список излеченных, а царскому посланцу сказывал, был-де ему глагол, отнято-де у тебя патриаршество, зато дана чаша лекарственная: «лечи болящих». Никон принадлежал к числу людей, которые спокойно переносят страшные боли, но охают и приходят в отчаяние от булавочного укола. У него была слабость, которой страдают нередко сильные, но мало выдержанные люди: он скучал покоем, не умел терпеливо выжидать; ему постоянно нужна была тревога, увлечение смелою ли мыслью или широким предприятием, даже просто хотя бы ссорой с противным человеком. Это словно парус, который только в буре бывает самим собой, а в затишье треплется на мачте бесполезной тряпкой.
Популярное: