Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 6. Романский и готический храм.
Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества XI-XII вв., непосредственно предшествующего готике XIII-XV вв. До XIX в. Все средневековое искусство целиком обозначалось словом «готика». Готическая архитектура возникла путем эволюции романской. Романский стиль характеризовался массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели совершенный, облегченный каркасный характер. «Романской» архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилинтрические и крестовые своды, полуциркуляные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесанным камнем.
Франция. Аббатство Сенанк
Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, иногла двумя трансептами (поперечными нефами).
План базилики Сен-Сернен. 1096–1250Тулуза Франция
Разрез базилики. Церковь женского приюта в Гернроде.
Основным строительным материалом для романских построек служил местный камень двух видов: тесанный и бутовый. Там, где не доставало камня использовали кирпич, очень твердый и сильно обожженный. Шов кладки был толстым, что придавало стене живописный вид. В ряде архитектурных школ обогатилась восточная часть собора: появляется хор, к которому примыкает апсида. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в апсидоле реликвариям. Малые апсидыдополняют и трансепты с их восточной стороны, в них устраивали непраздничные мессы Многие романские храмы имели нижний подземный храм (крипту), использовавшуюся для хранения реликвий. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность, геометричность архитектурных форм. Структура романского храма хорошо выявляется во внешнем облике. В нем четко выделяются разная высота боковых нефов, трансепт, хор, выступы всех апсид, протовораспорные лопатки (контрфорсы), центральная крупная башня и боковые башни на западном фасаде. Башни имеют квадратную или восьмигранную форму. Особенности архитектуры романского собора: 1. В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства 2. Увеличение хора или восточной алтарной части храма 3. Увеличение высоты храма 4. Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). 5. Тяжелые своды требовали мощных стен и колонн. 6. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки 7. Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей. В декоре стен допускаются барельефы, часто раскрашенные. Ковры составляют внутреннее убранство. Повышенное внимание уделяется свету. Один из немногочисленных элементов интерьера – скульптура, но она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение. Романская архитектура обладает духом средневековья, телесность подавляется душой. В то время появились первые витражи. Портал собора в Линкольне. Англия. Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе, Бургос. Конец XI-го века Церковь Святого Гереона Германия Наряду с базиликальной организацией пространства в романских храмах использовался зальный тип, особенно в Германии и Испании. Он отличался тем, что все три нефа имеют одинаковую высоту, а средний неф освещается только «вторым светом», через окна боковых нефов. Романская архитектура после нескольких веков почти полного забвения, возродила монументальную живопись и монументальную скульптуру. Изобразительное искусство романского периода отличается символическим характером, условностью приемов. Бросается в глаза расномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов, а те крупнее изображений простых смертных. Скульптура раскрашивалась. Во фризах скульптурные изображения приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного. Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Готический храм Готика – второй великий стиль средневековья. Она зародилась в недрах романского зодчества. Архитектурная идея готических храмов выросла из необходимости создания больших вместительных, красиво организованных интерьеров. Этот стиль получил широкое распространение в западно-европейских странах. Его родина – Франция. Готические культовые здания отличаются большим разнообразием, обусловленным назначением постройки – кафедральный собор, приходская церковь, монастырский храм. Готические храмы строились базиликальными и зальными. Зальные церкви иногда были трехнефными. Строительным материалом готических храмов служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Особенно старательно пригонялись постели, т.е. горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца. Главным новшеством стиля стал каркас, состоявший из четырех связанных друг с другом элементов: опор (столбов, колонн, пилонов), перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы, контрфорсов и аркбутанов; стена сведена к минимуму и играет роль заполнения. Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий.
Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно. Собор в Реймсе. Миланский кафедральный собор.
Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям. Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари.) Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400 году, весом в шесть тонн, находится в правой башне Собора. Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.
Конструктивная схема Нотр-Дам де Пари. Окна в готических соборах двух видов: прямоугольные с арочным решением и круглые. Диаметр окон – 12 м. Готические окна заполнялись витражами – разноцветным стеклом, составляющим узорный или фигурный рисунок, иногда со сложным сюжетом. План готических соборов сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Но слабо выступающий трансепт то зажимается между капеллами, то его пространство сливается с пространством хора, то вовсе отсутствует. Готика отказалась от крипт, нартекса, но обход хор и венец капелл стали обязательным элементом. Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля – они свидетельствует об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т.к. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. В готических соборах дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Особую наглядность придают резные фронтоны, шатровые башенки, мотивы ползучих бутонов и листьев, орнаменты, стилизованные цветки. Замена глухи хстен огромными окнами привела в готике к исчезновению монументальных росписей. Огромная роль принадлежала пластике – сотни, тысячи скульптурных композиций – на карнизах, водостоках, капителях, порталах. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 10930; Нарушение авторского права страницы