Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интерпретация по отдельным рисункам.



1. Если точка (•) является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени, солнце и т.д.), то это означает, что человек в максимальной степени стремится к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. По мере уменьшения смысловой центральной нагрузки (•) изменяется и характер ориентировки.

Противоположное значение имеет рисунок, когда обследуемый даже не замечает (•), что очень часто встречается у насильственных преступников. Это является прямым аналогом соответствующего поведения в реальности, такой человек часто не замечает то, что его окружает, не учитывает в поведении многие элементы среды, его поведение может протекать как бы вне ситуации.

Естественно, что все остальные варианты занимают промежуточные места по своему значению и их следует интерпретировать исходя из предложенной биполярной смысловой шкалы видов ориентировки.

Обследуемый может превратить ( ) в центральный смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее в подзорную трубу.) Такой тип встречается часто у лиц с психопатическими чертами характера. Они тщательным образом стремятся учесть каждый элемент окружающей среды (мира), но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но часто пассивной и созерцательной ориентировке.

В другом варианте обследуемый может как бы “замаскировать” ( ), например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезд и т.п. в виде ( ). Такие рисунки встречаются у людей, стремящихся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной информации, “мелочей”. Поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальных взаимодействиях.

2. Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций, что очень важно для исследования. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой как агрессивность, злопамятность, подозрительность. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера.

При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы. Особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-то поедает. О наличии агрессии будут так же свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательно вырисованный крокодил по сравнению с другими рисунками также свидетельствует о наличии актуальной агрессии.

Глаза в этом рисунке имеют информационное значение, их вырисовка (зачерненность, штриховки) говорит о повышенной восприимчивости, чувствительности, подозрительности и проявления агрессивности со стороны окружающих. Хвост символизирует наличие такой черты как злопамятность. Чем больше он выражен в рисунке, тем сильнее проявляется эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.д.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда агрессия по тем или иным причинам не может быть открыто реализована. Разворот тела – направленность агрессии: влево – прошлое, вправо – угроза расправы в будущем, фас – актуализация на среду, окружение. Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивно (открытая пасть, множество зубов и т.д.), а в словесной характеристике его описывают как доброго, мягкого, ленивого. Это встречается у людей, которые декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Такое впечатление иногда производят осужденные за насильственные преступления. У многих насильственных преступников рисунок крокодила может не иметь прямых символов агрессии, что, очевидно, можно интерпретировать как отсутствие у них агрессии как черты личности. Правда, в таких рисунках бывают тщательно вырисованы глаза (широко открытые или зачерненные), что может свидетельствовать о наличии такой черты как чрезмерная чувствительность в сфере межличностных отношений, что уже отмечалось в научной литературе, как свойственное насильственным преступникам.

3. В третьей позиции выявляются особенности поведения в социальной группе. Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции нарушения норм, неспособности и нежелания исполнять предписания, непереносимости любых внешних ограничений поведения. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действие норм. Естественно, что пренебрежение этим ограничением, несмотря на инструкцию, свидетельствует о неспособности или нежелания придерживаться в своем поведении норм. Чаще всего, как показали исследования, рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у тех, кто, находясь в местах лишения свободы, является злостным и активным нарушителем режима содержания.

Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуют бивни или слон находится в угрожающей позе. Значение такое детали как поднятые уши – прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами – слон как бы прислушивается. Поднятый хобот – стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза интерпретируются также, как и в рисунке с крокодилом.

Ресницы – признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, то свидетельствуют о наличии женских черт поведения). Поднятый хвост – положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный хвост – недовольство собой, статусом, своими социальными действиями, положением в группе. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы тесно в нем, это свидетельство о стремлении к доминированию в группе.

Незначительные размеры рисунка – отсутствие тенденции к доминированию, заниженной оценки своего социального статуса. Чаще слон изображается сбоку, но встречаются и другие варианты. Он нарисован или в анфас, или сзади. Вид сбоку не имеет информационной нагрузки. Изображение его в анфас – интерпретируется как эгоцентризм в социальных взаимодействиях. Изображение сзади – пренебрежительное отношение к социуму, уход от его норм, может быть защитной реакцией или отражать позицию ухода от социального контакта.

Особое внимание вызывают рисунки, когда слон изображен в границах прямоугольника делается картинка, фотография и т.п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное (социальная пассивность, шизоидность, психическая изоляция, низкий уровень адаптированности, избегание обязательств и ответственности). При социальном взаимодействии они пассивны и не стремятся к изменению социально-психологической позиции, при этом их поведение стереотипно, при этом их повадки составляют одни и те же формы. Преступники,. Отбывающие наказание в ИУ, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым отрывая в своих рисунках невозможность желаемого социального контакта, проблем отрыва от привычного окружения.

4. 4-я позиция теста предназначена для выявления особенностей общения. Люди, придерживающиеся формализированного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре прямоугольника. Если подпись расположена в верхней части прямоугольника, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный (а иногда и социально-психологический) статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине прямоугольника. Наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоуважению. Чрезмерное увеличение длины подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию встречается у людей, страдающих от недостатка признания.

5. В 5-ой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия действия. Поскольку 5-я позиция содержит реальное противодействие (луна и солнце), то рисунок в ней является моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных позиций. Одни делят рисунок пополам. Другие пытаются объединить противоречие – такие люди обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее-плохое), их не смущает имеющиеся противоречия, они воспринимают жизнь такой, какая она есть, какая она существует в реальности независимо от объективного отношения.

В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходящее противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальной действительности, пассивных, не стремящихся к пониманию того, что происходит вокруг них.

Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиции собственных потребностей и желания находит проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например, рисуется дом, в котором с утра до вечера происходят какие-либо события, или рисуется собственное времяпровождение: днем я загораю на солнце, вечером иду на свидание.

6. 6-я позиция теста направлена на выяснение актуально-жизненной ситуации обследуемого с лицами противоположного пола. Иногда, обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, коса, пашня). Обычно, это связано с эмоционально-чувственным опытом взаимоотношений, либо с проблемой неудовлетворенности.

Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, парусная лодка предполагают наличие проблемы (актуальной), а решается тем или иным способом в зависимости от направления движения судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений, если от берега - то это имеет противоположный смысл.

В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений у обследуемого невозможна необходимость в смене личной ситуации. Корабль и другие плавающие средства не рисуются – актуальная ситуация полностью в описании рисунка.

Такие дополнительные детали рисунка как листва на дереве, кустарник по берегу и т.п встречается у людей, придающих большое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряженности влечений в сфере личных отношений с противоположным полом у мужчин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивным проявлением (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль). Поле запахано – чаще встречается у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции.

7. В 7-ой позиции теста наклоненная фигура в силу своего пространственного положения символизирует неустойчивость (особенности поведения в конфликтной ситуации). В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения: люди, выбирающие для разрешения неустойчивых ситуаций агрессивный путь, идущий на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который ее спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего бытовой сферой. Такие рисунки встречаются у лиц, совершивших насильственные преступления на семейно-бытовой почве. Если человек конфликтует и агрессивен в бытовой и социальной сферах, то в рисунке рисуется несколько аналогичных фигур. Это можно интерпретировать как стремление к обострению конфликта.

Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры, например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, нарисовать корневую систему и т.д. Люди, обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустойчивости, обычно рядом с наклонной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле.

Иногда аз наклонной фигуры делается, например, ракета, самолет или стая птиц, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем ее вытеснения из своего сознания.

О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: грибы растут под елкой, ежик убегает из-под елки, цветы и т.д. – это свидетельствует об инфантильной неспособности к восприятию конфликтной ситуации для себя. Встречаются рисунки, когда стабилизация фигуры осуществляется тем, что кто-то просто берет ель на плечи, уносит, увозит – принимает конфликт на свои плечи. Такие рисунки характерны для людей, которые не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким образом ее нейтрализовать, например:

А) фигура превращается в елку и украшается – этот вариант встречается у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовольствие от нахождения в конфликтной ситуации (любое украшательство);

Б) фигура поджигается (костер – стремление к выходу из конфликта путем уничтожения его источника);

В) рисуется человек, собирающий с нее плоды – здесь конфликтные ситуации разрешаются путем полного выхода из них или использования конфликтной ситуации для конкретных или иных эмоциональных и моральных целей.

Все эти 3 варианта рисунка часто встречаются у различных категорий преступников, особенно у корыстных или корыстно-насильственных.

8. Обследуемый чаще всего составляет свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек, обследуемого следует попросить рассказать о нем, описать его черты, характер, привычки, склонности; о прошлом, настоящем и будущем в изображенном событии.

Выражение лица является выражением характера обследуемого. Как показывает опыт работы, в этой позиции теста часто встречаются рисунки животного или неодушевленных предметов. Такие рисунки также являются прямой характеристикой личности обследуемого – требуют тщательного дополнительного опроса. Например, в основном рисуют чаще всего снеговика, отличающегося мягкостью, пассивностью, женственностью. Кукол рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Неваляшка – неустойчивость жизненной ситуации.

Если линии рисунка имеют сильный нажим, жирно нарисованы, то это говорит о наличии тревоги. Слабые линии, множество слабых штрихов, неровность линии, паутинообразный характер свидетельствуют о низком энергетическом уровне и наличии невротических расстройств.

 

Общий вид на рисунки - интерпретация такая же, как и в тесте " Несуществующее животное".

 

 

Бланк методики ART-TEST

Дата «____»__________________________ 200____ г.

 

Ф.И.О. ___________________________________________________________

 

    .   крокодил
слон    
 
 
 

 

подпись
   
 
 
 

 

 
               
   
 
   
 
   
 

 

 


 

 

Раздел V.


Поделиться:



Популярное:

  1. Аджиевская интерпретация (с. 50)
  2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
  3. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования
  4. Анализ и интерпретация полученных результатов
  5. Анализ результатов исследования и их интерпретация
  6. Анализ эмпирического материала и интерпретация результатов
  7. Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7) глаголы повелительного наклонения.
  8. Геометрическая и энергетическая интерпретация уравнения Бернулли
  9. Геометрическая интерпретация задач оптимизации
  10. Измерение и интерпретация случайной составляющей.
  11. Изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей основные положения по таможенному контролю товаров и транспортных средств (по отдельным формам таможенного контроля)
  12. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗАКОНА АБСОЛЮТНЫХ СОСТОЯНИЙ


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь