Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рецензенты: д.и.н. проф. Ю.Л. КузнецСтр 1 из 31Следующая ⇒
д.ф.н. А.Е. Крухмалев В 2000 г. Финансовая академия при Правительстве РФ издала под редакцией д. филос. н., проф. Р.П. Трофимовой учебное пособие доцента В.В. Викторова. " Наука о культуре". Настоящее учебное пособие подготовлено в связи с принятием нового поколения федеральной программы курса " Культурология", которая требует более углубленного подхода к изучению этой учебной дисциплины. Автор отчасти решает ее за счет изобразительного ряда. В результате им подготовлено качественно новое пособие. Помимо иллюстраций к главам приложены таблицы, схемы, примерный план проведения семинарских занятий, перечень вопросов для повторения, словарь основных категорий, с которыми студенты и слушатели встречаются в процессе работы с пособием, список рекомендуемой литературы. Настоящее издание подготовлено для студентов Института открытого образования ФА. Пособие может быть использовано студентами и слушателями других институтов Академии.
От автора В 2000 году Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации под научным руководством доктора философских наук профессора Трофимовой Р.П. (она же являлась автором " Введения" ) издала учебное пособие доцента Викторова В.В. " Наука о культуре" [1] [1]. Тогда в основу пособия был положен курс лекций, прочитанный автором студентам вечернего отделения ФА. Однако в последующем, в связи с принятием федеральной программы нового поколения по курсу " Культурология", в поисках новых подходов в работе со студентами, нередко при сокращении количества аудиторных часов, автор, помимо использования компьютерных технологий, подготовил учебно-методические раздаточные материалы – " Наука о культуре в образах: таблицы схемы, репродукции художественных произведений, реконструкции памятников древности" в четырех выпусках объемом около 16 п.л. Таким образом, учебное пособие оказалось дополненным значительным изобразительным рядом. Использование его при чтении лекционного курса и проведении семинарских занятий заложило основы для подготовки нового пособия по курсу " Культурология". Результатом работы стало новое и нечасто встречающееся среди подобных аналогов пособие – " Культурология: слово и образ". В новом пособии автор сохранил с согласия Р.П. Трофимовой " Введение" в том первоначальном виде, в котором оно было издано в 2000 г. В новом варианте " Науки о культуре" удалось воедино соединить два элемента – " слово" и " образ". Это позволило студентам при изучении курса соединять воедино и глубже осмысливать созданную многими поколениями людей материальную и духовную культуру, приоткрывать глубину человеческих пристрастий в конкретный исторический период. Включение в учебное пособие таблиц, схем, изображений памятников от древних до современных позволяет студентам визуально познакомиться со знаковыми для многих поколений людей ценностями. Знакомясь с ним студенты, слушатели институтов профессиональной подготовки, повышения квалификации и любители истории культуры смогут глубже познать ее особенности и закономерности развития в прошлом, настоящем и будущем. Автор выражает глубокую благодарность и признательность д.филос.н. проф. Трофимовой Р.П. за полезные замечания и ценные советы, которые были ею даны в процессе создания учебного пособия " Наука о культуре", д.и.н. проф. Кузнецу Ю.Л. и д. филос. н. Крухмалеву А.Е. за поддержку в подготовке настоящей работы. Введение
Прекрасная вещь – любовь к Отечеству, но есть еще нечто более прекрасное – это любовь к истине. Любовь к Отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. П.Я. Чаадаев
" Наука о культуре"... В 1948 г. Лесли Уайт опубликовал книгу с подобным названием, которая положила начало новой науке – культурологии. Создатели этой науки не принимали традиционного для нашего менталитета сложного термина, соединяющего два близких понятия – " культура" и " логос", а продолжали называть новую обширную отрасль знания – наука о культуре. Обращаясь к традициям мировой и отечественной науки, автор предлагаемого читателю учебного пособия называет его " Наукой о культуре", тем самым подчеркивая глубинную связь теории и истории культуры с их научной основой – философией истории и общества, новыми методологиями современной науки о культуре. Книга В.В. Викторова органически соединяет в себе качества полноценного научного исследования и систематичность университетского курса. Уникальность этой работы для культурологии состоит в том, что она опирается на анализ ведущих параметров развития " локальных" цивилизаций и их неповторимых культур и одновременно на современные мировоззренческие основы философии культуры, что позволяет выявить специфику развития культур отдельных цивилизаций. Это свидетельствует о том, что обширный исторический, религиоведческий, экономический и художественный материал учебного пособия представляет собой итог длительных исследований автора. Важно отметить, что к созданию " Науки о культуре" В.В. Викторов шел всю жизнь. Его книга – плод творческих исканий философа и историка культуры, который мог созреть только в результате плодотворной педагогической работы на кафедре " Культурология и психология делового общения" в стенах Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Первоначально " Наука о культуре" задумывалась как систематический курс лекций для студентов, которые учатся в Академии без отрыва от основной работы. Специфика педагогического процесса на вечернем отделении диктовала объем лекций, их некоторую популярность, четкость, прозрачность, глубину осмысления и представления материала теории и истории культуры. Постепенно реализация поставленных задач предопределила структуру учебного пособия, его язык и необходимость включения многочисленных приложений, а также яркость и образность оформления. Лекции из простого изложения культурологического материала, доступного и несколько упрощенного, приобрели характер философско-научного обобщения, в котором результаты размышления автора о закономерностях развития человеческих цивилизаций сплелись с яркими картинами жизни людей конкретных цивилизаций на самых разных этапах их развития, стали чувственно воспринимаемыми для читателя. Книга В.В. Викторова стала не сухим изложением знания о культуре, а научно-образным живописанием развития разнообразных культур от цивилизаций Древнего мира до наших дней. " Наука о культуре" – это действительно яркое живописание культур различных цивилизаций и одновременно серьезное научное исследование внутренних закономерностей их развития. Подобное стало возможным потому, что автор опирается на обстоятельную методологическую базу, используя разные методические и дидактические подходы, которые естественно работают в данном учебном пособии. Эту естественность создает аналитико-дескриптивный подход, который выступает основой для использования других методологий. Он заключается в описании различных культур разных " локальных" цивилизаций, их самобытности. Однако " дескрипция" в книге В.В. Викторова не перерастает в описательство, простую констатацию и перечисление фактов. Это аналитическая дескрипция, то есть описательный анализ, который сам по себе, в " чистой" форме невозможен, а предполагает внутренне анализ конкретных фактов, их взаимосвязь и взаимозависимость, из которых вытекает доказательная закономерность. Дескриптивный анализ, однако, позволяет автору углубить свой методологический выбор: на какие из социокультурных методов он опирается – на " цивилизационный" или " формационный" подходы? Чувствуется, что подобный эвристический выбор дался В.В. Викторову нелегко. Ему предшествовали многочисленные научные дискуссии – от кафедральных научно-методических семинаров до выступлений на международных конференциях. И определенный компромисс был достигнут: автор сформулировал для себя методологические принципы, близкие к тем, на которые опирается в своих исследованиях кафедра " Культурологии и психологии делового общения" Финансовой академии. В сущности, методологические принципы автора представляют собой современное понимание " цивилизационного подхода", выходящие за рамки учений О. Шпенглера, К. Ясперса и А. Тойнби. Сегодня " цивилизационный подход" опирается и на методологические достижения отечественной науки и создателя этого подхода в России – Н.Я. Данилевского и его современных последователей. Если говорить кратко, этот подход рассматривает в едином историческом процессе развитие общества, сосуществование отдельных " локальных" общественных образований – цивилизаций. Под " цивилизацией" автор условно понимает устойчивую систему " всех оснований объединения людей, их общностей и культур, опирающуюся на преобладающее единство технологий, информаций и духовных ценностей". Эта система полифакторна, исторически конкретна, устойчива. Она проходит эволюционный путь от рождения до завершения возможностей своего функционирования, сосуществуя с другими " локальными" цивилизациями. Основу ее составляет многообразная, но специфически присущая ей культура. Культура понимается аксиологически, как творчески созидательная деятельность людей (данной цивилизации) по преобразованию природы и общества, результатами которой являются созидание, пополнение и сохранение материальных и духовных ценностей. Опираясь на это понимание культуры, В.В. Викторов из более пятисот определений культуры выбирает именно то, которое благодаря своей " деятельности" и " аксиологической" направленности позволяет при изучении различных культур, как качественных основ разнообразных цивилизаций, проанализировать и описать особенности деятельности людей, их вклад в оригинальную самобытность собственной жизни и мировую культуру как систему общечеловеческих ценностей. Традиции отечественной науки о культуре позволяют сохранить и использовать ее теоретические достижения в учении о конкретно-исторических типах общества Н.Я. Данилевского, а также по-новому осмыслить достоинства некоторых положений " формационного" подхода К. Маркса, в частности его учения о " способах производства". Так, в книге использована идея, успешно разрабатываемая на кафедре, о значительной роли " азиатского" и " античного" способов производства не только для древнего общества, но и в снятом виде для современных " локальных" цивилизаций. Она во многом объясняет причину инновационного прорыва западноевропейской (романо-германской) цивилизации в техногенную цивилизацию, анализ которой дается в последней главе " Науки о культуре". Важно отметить, что в предлагаемом учебном пособии используются и другие современные методологические подходы. Это в первую очередь культурно-компаративный подход, позволяющий проведение компаративных аналогий, параллелей и сравнений между различными " локальными" цивилизациями как в диахронии, так и в синхронии, что дает возможность автору не ограничиваться в каждой главе-лекции анализом диахронически близких цивилизаций (глава II), но и проводить анализ в синхронических (например, одного и того же периода) срезах (главы VI, VII, VIII). Хотелось бы обратить внимание еще на одну, редкую для наших учебных пособий особенность. Автор книги стремится использовать методологический прием, созданный французскими культурологами и историками – " вживание в культурно-историческую действительность" " локальной" цивилизации. Для этого он вводит в канву живописания " голоса времени": стихи, мемуары, размышления участников событий, непосредственных творцов культуры. Их так много в книге, что они начинают звучать громче сухого голоса строгого исследователя и педагога – автора " Науки о культуре". И автор предоставляет им возможность свободно звучать, создавая специальные приложения, что особенно важно для постижения нашей цивилизации. Автор, однако, не ограничивается " голосами времени". В учебном пособии он основательно опирается на первоисточники – документы эпох, в том числе на экономические и финансовые, – раскрывая глубокую связь культуры и экономики, что позволяет студентам самим попытаться проанализировать документы, определяющие характер цивилизации. Дидактически учебное пособие " Наука о культуре" построено своеобразно. Каждая глава-лекция посвящена одной или нескольким " локальным" цивилизациям и их культурам, кроме первой теоретической главы. Одновременно каждая глава-лекция представляет собой комплекс: она включает текст лекции, схемы и таблицы, характеристики основных категорий, встречающихся в тексте, вопросы для закрепления изучаемого материала, вопросы к семинарскому занятию и список рекомендуемой литературы. Сам текст лекции предусматривает рассмотрение основных трех проблем, которые во многом определили характер культуры данной " локальной " цивилизации. Более того, вопросы к семинарскому занятию и для закрепления изучаемого материала имеют эвристический характер, будируют пытливый ум, заставляя его обращаться к первоисточникам. Схемы и таблицы, многие из которых разработаны автором, позволяют закрепить изученные проблемы и выработать устойчивые стереотипы и знания. Словник основных понятий служит той же цели, он дает возможность посредством " слов-ключей" сформировать у студента устойчивое знание основных понятий и правил исследуемой эпохи развития культуры. " Наука о культуре" – учебное пособие, предназначенное для тех, кто обучается без отрыва от работы. Однако оно универсально и может быть широко использовано для всех форм обучения, в том числе и как целостный университетский курс. Главная задача науки о культуре – проследить судьбы человеческого общества от его становления до наших дней. Вместе с автором читатель попытается заглянуть в будущее, смоделировать его различные сценарии с надеждой, что в обществе возобладают лучшие человеческие качества и победит разумный подход к жизни в культуре на планете Земля.
Р.П. Трофимова, доктор философских наук, профессор Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы