Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И) Существует разные виды дикша-гуру?
«Нет, наставления можно получать от шикша-гуру, от живого дикша-гуру нужно получить посвящение. <...> Гуру связывает нас с ачарьей. К Кришне нас подводит ачарья (Шрила Прабхупада). А к ачарье нас подводит гуру». Редактор ББТ Виджитатма дас, 12 апреля 2009 г., дискуссия в сети «ВКонтакте» https: //vk.com/topic-6346631_19956921? post=225 «Теория ритвиков предполагает, что гуру может стать исключительно уполномоченный ачарья, что не находит подтверждения ни в шастрах, ни в вайшнавской традиции». КУРС «УЧЕНИК В ИСККОН». РУКОВОДСТВО ДЛЯ СТУДЕНТОВ. Версия 3.3.4, июнь 2015 «Инициация проводится для двух целей. Одна из них — получить мантру, а другая — формализовать предание. В сегодняшнем контексте важным является предание. <...> Если вы предаетесь мне, официально закрепляете свое предание, какую ответственность перед вами я принимаю на себя? Передать ваше предание организации ИСККОН. Обычно гуру передает это Кришне, но здесь я не представляю Кришну напрямую. Я представляю Кришну через посредничество Шрилы Прабхупады и ИСККОН». (ЕС Бхакти Чару Свами, встреча с учениками, 1 августа 2007 года) «Я говорил много раз, что моей ответственностью как вашего духовного учителя является привести вас к лотосным стопам Шрилы Прабхупады». (ЕС Бхакти Чару Свами, встреча с учениками в Дурбане, 7 апреля 2006 года) «Я не могу привести вас к Кришне». (ЕС Бхакти Чару Свами, иштагоштхи, 28 марта 2006 года) Из журнала «Обратно к Прабхупаде», второй специальный обзорный номер, январь 2008 г.
В разных вариациях эта идея (есть два вида дикша-гуру: ачарья и гуру; Шрила Прабхупада — ачарья, а дикша-гуру ИСККОН приводят своих учеников к ачарье) звучит довольно часто в современном ИСККОН. На самом деле это относительно новая философия для ИСККОН, и она не соответствует тому, чему учит Шрила Прабхупада и что он на самом деле установил в ИСККОН.
Во-первых, Шрила Прабхупада употребляет слова гуру и ачарья взаимозаменяемо, не проводя таких различий, что есть дикша-гуру ачарьи, а есть дикша-гуру неачарьи, что ачарья приводит к Кришне, а гуру — к ачарье (если, конечно, говорить о дикша-гуру) или что инициирующий гуру в ИСККОН инициирует учеников как последователей ИСККОН, при этом не являясь абсолютным авторитетом, ачарьей:
«В Шримад-Бхагаватам (11.17.27) духовный учитель также называется ачарьей. Ачарьям мам виджаният: Верховная Личность Бога говорит, что следует почитать духовного учителя, принимая его как Самого Господа». («Шримад-Бхагаватам», песнь 6, гл. 7, текст 15, комментарий)
«Мы должны найти такого гуру, от которого исходит совершенное знание. Точно так же... Поэтому гуру... Ачарьям мам виджаният. Гуру должен быть совершенным представителем Кришны». (Шрила Прабхупада, лекция по Шримад-Бхагаватам 1.2.6, Лондон, 23.07.73)
«В тринадцатой главе «Бхагавад-гиты» сказано, что заниматься преданным служением и изучать духовную науку нужно под руководством ачарьи. Ачарйопасанам: необходимо поклоняться ачарье, духовному учителю, который постиг истинную природу вещей. Духовный учитель должен принадлежать к цепи ученической преемственности, ведущей начало от Кришны. Предшественниками духовного учителя являются его духовный учитель, духовный учитель его духовного учителя и так далее — все вместе эти ачарьи образуют цепь ученической преемственности.
Данный стих рекомендует преданным относиться ко всем ачарьям с великим почтением. В шастрах говорится: гурушу нара-матих. Гурушу значит «ачарьев», а нара-матих — «считая обыкновенными людьми». Только закоренелый грешник думает, что преданные принадлежат к определенной касте, считает ачарьев обыкновенными людьми, а Божество в храме — статуей, сделанной из камня, дерева или металла». («Шримад-Бхагаватам», песнь 3, гл. 29, текст 17, комментарий)
«Ачарйа-упасанам — обращение к истинному духовному учителю». «Бхагавад-гита как она есть» 13.8-12, пословный перевод
«Гуру называют также ачарьей — человеком, усвоившим суть шастр и помогающим своим ученикам в выборе их пути». «Шримад-Бхагаватам» 1.7.43, фрагмент комментария
«Во-первых, хотя Видура и считался по рождению шудрой, но, отрекшись от мира во имя духовного просветления, которое он получил от Майтреи Риши, он в совершенстве постиг трансцендентное знание и потому вполне мог занять положение ачарьи, духовного наставника. Как утверждает Шри Чайтанья Махапрабху, любой, кто сведущ в трансцендентной науке, то есть науке о Боге, — будь то брахман или шудра, домохозяин или санньяси — достоин стать духовным учителем». «Шримад-Бхагаватам» 1.13.15, фрагмент комментария
«Брахманов, кшатриев и вайшьев называют дваждырожденными, потому что люди, принадлежащие к высшим классам, один раз рождаются от отца и матери, а второй раз — когда духовно омолаживаются, получая знания и духовное посвящение у истинного ачарьи, духовного учителя». «Шримад-Бхагаватам» 1.17.5, фрагмент комментария
ачарйам мам виджанийан наваманйета кархичит на мартйа-буддхйасуйета сарва-девамайо гурух
Пословный перевод:
ачарйам — духовного учителя; мам — Меня; виджанийат — пусть знает; на аваманйета — пусть не относится непочтительно; кархичит — когда бы то ни было; на — не; мартйа-буддхйа — с представлением (о гуру) как об обычном человеке; асуйета — пусть завидует; сарва-дева — из всех полубогов; майах — тот, кто состоит; гурух — духовный учитель.
Перевод:
«Человеку следует знать, что ачарья — это Я, и никогда не проявлять неуважения к нему. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, ибо он — представитель всех полубогов».
Комментарий:
Это стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.17.27), который произнес Господь Кришна, отвечая на вопрос Уддхавы о четырех сословиях и четырех духовных укладах человеческого общества. <...> «Шри Чайтанья-чаритамрита» Ади-лила 1.46
«В ведическом обществе у каждого почтенного человека должен быть ачарья, или духовный учитель. «Того, кто не получил посвящения и не прошел подготовку у ачарьи, нельзя считать истинно цивилизованным человеком. Поэтому в писаниях сказано, что совершенным знанием обладает лишь тот, кто прошел обучение у ачарьи. Господь Кришна и Господь Баларама — Верховная Личность Бога, и никто не сравнится с Ними в знаниях и учености. Естественно, Им Самим не нужен был духовный учитель, или ачарья, но, желая показать пример обычным людям, Они тоже обратились к духовному учителю, чтобы получить духовное знание». «Кришна. Верховная Личность Бога», глава 44
«Достичь экстатического самадхи, то есть полностью погрузиться в мысли о Верховной Личности Бога, может только тот, кто неустанно служит Господу, а неустанно служить Господу может только тот, кто действует под руководством истинного духовного учителя. Поэтому в Ведах сказано: чтобы познать науку преданного служения, необходимо обратиться к истинному духовному учителю. Истинный духовный учитель — тот, кто овладел наукой преданного служения в цепи духовных учителей и учеников. Цепь духовных учителей, хранящих истинную преемственность знаний, называется шротрия. Первый признак, по которому можно узнать истинного духовного наставника в цепи духовных учителей, состоит в том, что он на сто процентов утвердился в бхакти-йоге (he is one hundred percent fixed in bhakti-yoga). Иногда люди пренебрегают помощью духовного учителя и пытаются достичь самопознания с помощью мистической йоги. Однако даже великие йоги-мистики, подобные Вишвамитре, часто терпят неудачу. Арджуна сказал в «Бхагавад-гите», что обуздать ум так же невероятно трудно, как остановить ураган. Ум иногда сравнивают с бешеным слоном. Не следуя наставлениям духовного учителя, нельзя обуздать ум и чувства. Иными словами, тот, кто практикует мистическую йогу, но не обращается к истинному духовному учителю, неминуемо потерпит неудачу. Он только напрасно тратит свое драгоценное время. Согласно Ведам, не следуя наставлениям ачарьи, нельзя обрести совершенное знание. Ачарйаван пурушо веда: тот, кто у кого есть духовный учитель, знает, что есть что. Абсолютную Истину нельзя постичь умозрительным путем. Тот, кто стал совершенным брахманом, естественно отрешается от всего материального. Он не стремится к материальным приобретениям: обладая духовным знанием, он понимает, что в этом мире ни в чем нет недостатка. Верховная Личность Бога дает каждому все необходимое для жизни. Поэтому настоящий брахман не стремится к материальному успеху — он обращается к истинному духовному учителю и неукоснительно следует его наставлениям. Духовный учитель должен быть брахма-ништха: он должен отказаться от всех видов деятельности и посвятить себя служению Верховной Личности Бога, Кришне. Серьезный ученик обращается к такому наставнику со смиренной мольбой: «Мой господин, прими меня своим учеником и обучи меня таким образом, чтобы я мог отвергнуть все прочие методы самопознания и целиком посвятить себя сознанию Кришны, преданному служению». «Кришна. Верховная Личность Бога», глава 87 «Молитвы олицетворенных Вед»
Таким образом, Сам Господь Кришна уравнивает термины ачарья и гуру, начиная стих ачарйам мам виджанийан... со слова «ачарйам» и заканчивая его словом «гурух». Шрила Прабхупада ясно пишет, что ачарья — это истинный духовный учитель, у которого нужно получить посвящение и пройти обучение. В его наставлениях нет и намека на то, что есть некие истинные дикша-гуру более низкой категории, неачарьи, у которых следует принимать посвящение, проводить им поклонение на одном уровне с Богом и что они будут приводить своих инициированных учеников к ачарье ИСККОН, Шриле Прабхупаде, чтобы ачарья привел их к Богу.
Во-вторых, Шрила Прабхупада учит, что истинный духовный учитель приводит своего ученика к Кришне:
«И если вы примете истинного духовного учителя, он приведет вас к Кришне». («Законы природы», глава 1)
«Тому, кто не способен освободить ученика, запрещается становиться духовным учителем». («Шримад-Бхагаватам», 2.8.7, комментарий)
«Основной принцип таков, что человек должен принять истинного духовного учителя, чтобы достичь высшего совершенства жизни, любви к Богу. Я благодарю всех вас за то, что вы приняли меня своим духовным учителем, и обещаю, что верну вас домой, обратно к Богу». (Письмо Шрилы Прабхупады Нитьянанде, 12 ноября 1971 года)
«Шрила Нароттама дас Тхакур говорит: чхадийа ваишнава сева нистара пайечхе кеба, — только служа вайшнаву, можно освободиться из плена материи. Духовный учитель дает ученику посвящение, чтобы освободить его, и если ученик будет послушно выполнять указания духовного учителя и не оскорблять других вайшнавов, то перед ним откроется путь к освобождению». «Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья-лила 1.218
Итак, идея о двух видах дикша-гуру: ачарьях и простых неосвобожденных дикша-гуру, которые смиренно инициируют сотни и тысячи своих собственных учеников, позволяют ставить свои изображения на алтари и принимают поклонение на одном уровне с Богом — есть явное противоречие и философское отклонение. Эта философия появилась в ИСККОН в 1980-х годах, когда возникла острая необходимость объяснить, почему падают дикша-гуру ИСККОН, которые неизвестно на основе каких наставлений Шрилы Прабхупады появились в ИСККОН и которых с середины 1980-х годов почему-то нельзя называть Его Божественной Милостью, Прабхупадой, Вишнупадой, Ачарьядевой и т. д., хотя в комментариях к «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет, что к духовному учителю следует обращаться именно так. В «Падма-пуране» сказано, что считать ачарьев, духовных учителей обыкновенными людьми — значит иметь адское сознание. Разве это не относится к идее о том, что есть некий относительный, неосвобожденный дикша-гуру, который является просто более опытным садхаком, а не тем, кто уполномочен своим духовным учителем быть ачарьей, кто сам имеет непосредственные отношения с Богом, любит Его, осознанно слышит и видит Его и свободен от четырех изъянов обусловленной души, и потому его наставления — это наставления, получаемые от Бога?
***
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы