Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Итальянский неореализм. (Р. Росселини, В.Де Сика, Де Сантис, Л. Висконти и др)
Течение в послевоенном итальянском кинематографе достигшее наибольшего размаха с 1945 по 1955 гг. Основные представители течения — Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Витторио де Сика, Джузе́ ппе де Са́ нтис— группировались вокруг киножурнала «Cinema». Неореализм стремился с максимально возможной достоверностью создавать образы и воспроизводить атмосферу из жизни рабочего класса и городских низов. Съемка велась не в студии, а на природе.Кинокамера свободно передвигалась с места на место, фиксируя в каждом эпизоде мельчайшие детали.Часто в основу фильма ложилось реально происшедшее событие. Упор делался не на отвлеченные идеи, а на чувства персонаж ей. Нередко фильм снимался без разработанного сценария, по ходу создавались и менялись диалоги. В съёмках зачастую принимали участие непрофессионалы. В неореалистических лентах отсутствует назидательный элемент; «маленькие люди» показаны с подчёркнутой симпатией, а их проблемы — с состраданием. Роберто Росселлини (1906 —1977) — итальянский кинорежиссёр, который положил начало неореализму в кино «военной трилогией», состоящей из фильмов «Рим, открытый город» (1945). Фильм снимался в документальной манере на месте реальных событий без участия известных актеров. Более того, в качестве исполнителей выступали преимущественно непрофессионалы. «Пайза» (1946) и «Германия, год нулевой» (1948). Это серия кинорассказов о шести этапах освобождения Италии. Автор ленты отказался от услуг киностудии и актеров, от костюмов и даже от сценария. Все необходимое он черпал из бесед и встреч с реальными участниками тех событий, снимая эпизоды непосредственно в казармах, на улицах, в монастырях. В конце 1940-х Росселлини — самый знаменитый режиссёр Италии, если не всей Европы. Лукино Висконти (1906—1976) режиссёр оперного и драматического театра и кино.От документальности, пристального наблюдения за повседневной жизнью и приверженностью неореализму – «Одержимость» (1942), «Земля дрожит» (1948), «Самая красивая» (1951) – к баррочным киноживописным полотнам – «Леопард», «Гибель богов», «Смерть в Венеции», «Людвиг», «Невинный». Владение Л. Висконти языком театра и кино, тенденция к синтезу двух искусств в фильмах режиссера. Музыка – один из важнейших формообразующих элементов фильмов мастера. Витторио Де Сика(1901-1974)— итальянский режиссёр и актёр, одна из ключевых фигур итальянского неореализма.Четыре фильма режиссёра были удостоены премии «Оскар»: «Шуша» 1946 и «Похитители велосипедов» 1948 получили почётные премии («Шуша» в 1947 году стала первым иностранным фильмом, получившим почётный «Оскар»), а «Вчера, сегодня, завтра» 1963 и «Сад Финци-Контини»1970 — премии за лучший иностранный фильм. Джузе́ ппе де Са́ нтис (1917-1997) — итальянский кинорежиссёр и сценарист, один из основоположников неореализма. Был кинокритиком, оппозиционным фашистскому режиму.С первых же своих фильмов выказал склонность к злободневной социальной тематике.Глубоким художественным анализом и активной гражданской позицией отличаются его фильмы, в особенности, «Нет мира под оливами», «Рим, 11 часов», который, к тому же, закрыл хронологические рамки неореализма. Большой зрительский успех снискала его мелодрама «Дайте мужа Анне Дзаккео». Новая волна» (Ж.–Л. Годар, А. Рене, К. Шарболь, Ф.Трюффо, К. Лелюш и др.). «Новая волна» течение во французском кинематографе конца пятидесятых – начала шестидесятых годов. Массовый приход в кино свежих творческих кадров, объединенных не эстетической платформой, а молодостью. С 1958 по 1962 состоялось 97 дебютов. Общие внешние признаки: производство малобюджетных фильмов: съемки преимущественно на натуре; современная проблематика; свежесть драматургии. Из «новой волны» выросли выдающиеся режиссеры: Жан–Люк; Ален Рене; Клод Шарболь; Франсуа Трюффо; Луи Маль – «Любовники», «Зази в метро», «Частная жизнь», «Вива, Мария» и др.; Жак Деми – «Шербурские зонтики»; Клод Лелюш. Жан-Люк Года́ р — франко-швейцарский кинорежиссёр. Его фильмы 60-х годов оказали революционное влияние на мировое киноискусство. «На последнем дыхании», «Маленький солдат», «Безумный Пьеро», «Карабинеры», «Две или три вещи, которые я знаю о ней», «Мужское-женское». Характерные приемы: съемки «парящей» камерой по концепции А.Астрюка «Камера-стило», jump cuts, переосмысленным из советского кинематографа, когда два кадра образуют резкую склейку, смысловые отсылки через газеты, картины и постеры. Характерные темы: герой-бунтарь, находящийся в поисках новых правил жизни, политические события в стране. Ален Рене́ — французский режиссёр. Его ранние режиссёрские работы относят к французской «новой волне». Режиссёрским дебютом Алена Рене стал короткометражный документальный фильм «Ван Гог». Мировую известность он приобрел благодаря успешному сотрудничеству с французскими писателями школы «нового романа». В частности, в 59 году на экраны вышел его фильм «Хиросима, любовь моя» по сценарию Маргерит Дюрас, а в 61 году — «В прошлом году в Мариенбаде», сценарий к которому написал Ален Роб-Грийе. Клод Шабро́ ль — французский кинорежиссер. Шаброль работал критиком во влиятельном журнале о кино «Кайе дю синема», после чего начал карьеру кинорежиссера. Первым фильмом Шаброля был «Красавчик Серж», в котором заметно влияние Альфреда Хичкока. Триллеры стали фирменным жанром Шаброля. Особенно очевидно это в фильмах «Лани», «Неверная жена» и «Мясник». В 78 году он снял Изабель Юппер в главной роли в фильме «Виолетта Нозьер». На волне этой удачи пара продолжила сотрудничество в таких успешных фильмах, как «Мадам Бовари» и «Церемония». Франсуа́ Рола́ н Трюффо́ — французский режиссёр. «400 ударов»: На автобиографическом материале бывший кинокритик воскресил вольный дух кинематографа Жана Виго (1905-34); в одной из сцен прямо цитируется его короткометражка «Ноль по поведению». Режиссёр не требовал от своих юных актёров заучивать роли наизусть и поощрял импровизации. Мировое признание получила актёрская работа 14-летнего Жана-Пьера Лео, который был отобран среди других детей, претендовавших на участие в съёмках, из-за внешнего сходства с режиссёром. Камера Трюффо так и норовит выскочить за пределы кадра, она взлетает на уровень крыши и выписывает немыслимые прежде пируэты. Массу подражаний вызвал революционный для своего времени финал, когда главный герой глядит прямо в камеру и на этом кадр застывает. Кло́ д Лелюш — французский кинорежиссёр. Дебютная режиссёрская работа в полнометражном кино — «Человеческая сущность» — особого успеха не имела. На съёмках фильма «Летят журавли» (1957) в качестве ассистента оператора работал в течение двух дней как кинолюбитель. В 1966 году снял фильм «Мужчина и женщина», принесший ему всемирную славу. В последующие годы Лелюш работает как независимый кинорежиссёр, снимая коммерческие фильмы силами собственной кинокомпании «Фильмы 13». Особым успехом пользовались авантюрная комедия «Приключение — это приключение» (72), криминальная комедия «С новым годом! » (73), детектив «Кошки-мышки» (75), драма «Второй шанс» (76). Фильм 1988 года «Баловень судьбы» получает две премии «Сезар» — за главную мужскую роль (Жан-Поль Бельмондо) и за музыку к фильму (Франсис Лей). Снятый по мотивам романа Виктора Гюго фильм «Отверженные» (95) был удостоен американской премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.
Эволюция массового кинематографа конца ХХ столетия. Развитие разножанрового развлекательного кино. Слияние жанров. Технологическое усовершенствование фильмопроизводства. Использование киноиндустрии для съемок сериалов и передач для телевидения. Развитие разножанрового развлекательного кино, ориентированного на массового усредненного зрителя. Голливудский стандарт «низких» жанров: вестерн; мелодрама; мюзикл; комедия; детектив. Увеличение количества производимых фильмов за счет потери высокодуховного качества. Рождение и развитие новых высокотехнических зрелищных форм: фильмы–катастрофы; кровавые псевдопсихологические триллеры; мистика; гангстерские саги; космические приключения. Слияние жанров, рождение кинематографических кентавров. Дальнейшее технологическое усовершенствование фильмопроизводства. «Звездные войны» Лукаса и «Челюсти» Спилберга не только оказались прорывными в техническом плане, но и сузили аудиторию кинотеатров: ряд жанров (драма, мелодрама, криминальный детектив) ушли на ТВ, прибыль кинотеатрам стали приносить развлекательные фильмы. Философские и зрелищные фильмы Стенли Кубрика: «Доктор Стрейнджлав, или как я полюбил бомбу»; «Заводной апельсин»; «Космическая одиссея, год 2001», «С широко закрытыми глазами» и др. Интуиция к рынку и талант фильмов Френсиса Форда Копполы. Кассовый и творческий успех картин «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня», «Клуб Коттон», «Бойцовая рыбка» и др. В 1969 г. при финансовой поддержке Warner Bros. в помещении бывшего склада в Сан-Франциско Коппола создал собственную компанию American Zoetrope, вице-президентом которой назначил Джорджа Лукаса. Грандиозные планы, связанные с превращением студии в гигантский рассадник новаторского кино, провалились. Единственный поставленный фильм - " THN - 1138" Лукаса - съел все средства и в прокате ничего не собрал. Оказавшись в долгах как в шелках, Коппола, ко всеобщему удивлению, вынырнул в 1970 г. Из списков подающих надежду молодых режиссеров он поднялся на самый верх высшей лиги, сняв " Крестного отца" (1972). Он получил второго " Оскара" за сценарий и первую номинацию за режиссуру. Эта эпическая фреска, живописующая историю итало-американской мафиозной семьи, вошла в историю кино как один из самых великих американских фильмов, как одна из самых знаменитых саг американской мифологии. Коппола и сам уже превратился в миф. Он - бесспорный лидер группы кинематографистов, которые под влиянием французской " новой волны" в начале 70-х затеяли развеять в прах старый Голливуд и на его обломках выстроить новый. Группа, куда входили Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Мартин Скорсезе, Джон Милиус, Брайан Де Пальма, Пол Шрейдер под эгидой старшего и признанного наиболее талантливым в режиссуре и бизнесе Копполы, получила прозвище " южно-калифорнийской мафии". В духе этого обновленного Голливуда были поставлены и " Крестный отец", и молодежные фильмы Копполы " Изгои" и " Бойцовые рыбки" (оба - 1983). Как продюсер Коппола сделал для кино не меньше, чем режиссер; у него работали не только молодые американские таланты, но и мировые знаменитости - Акира Куросава, Вим Вендерс. Самый масштабный проект Копполы - " Апокалипсис сегодня" (1979) по роману Джозефа Конрада " Сердце тьмы", поставленный на доходы от первой части " Крестного отца" - его режиссерский и продюсерский подвиг. Это современная одиссея, метафора войны эпохи high-tech, погруженная в мифологический контекст вечного стремления человечества к самоистреблению. Очень важно то, что Коппола очень много помогал иностранным режиссерам, особенно Виму Вендерсу и Акире Куросаве, в выпуске их фильмов в Америке. Развитие компьютерных технологий американского кино – «Челюсти», «Индиана Джонс», «Инопланетянин», «Парк Юрского периода» и др.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы