Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О Говинда, в разлуке с Тобой каждое мгновение для меня подобно двенадцати годам и даже более. Слезы текут из моих глаз подобно ручьям, и я ощущаю всю пустоту мира, покинутого Тобой.



Ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам

адаршанам марма-хатам кароту ва

йатха татха ва видадхвату лампато

мат-прана-натхас ту са эва напарах

 

Я знаю, что нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останется таковым навсегда, даже если Он грубо обнимет меня или разобьет мое сердце, скрывшись от меня. Он волен делать со мной все, что пожелает, все равно Он останется моим высокочтимым Господом безо всякой причины.

Что дальше?

Бхава и према - это лишь первые стадии преданного служения на уровне совершенства. Затем идут другие, начиная со снехи, чувства особой нежности, и вплоть до махабхавы, любви, которую питает к Кришне Шримати Радхарани и ее близкие спутницы. Но для переживания эмоций подобной силы это несовершенное материальное тело просто не приспособлено. Поэтому, как описывают ачарьи, после того, как мы оставим это тело, нам предстоит явиться в одной из бесчисленных материальных вселенных во Вриндаване, где в тот момент Кришна будет проявлять свои вечные игры. Однако, то рождение и та жизнь не будет связана с материальными наслаждениями и страданиями, ибо мы явимся уже в своем духовном теле, вечном, исполненном знания и блаженства, которого достигли еще в прошлой жизни. Мы будем участвовать в играх Кришны и так достигнем окончательного совершенства в своем служении. А в конце Своих игр Кришна в этом же теле перенесет нас в духовный мир на планету Голока Вриндавана. Счастливого пути! Харе Кришна!


Глава 3.7

Три метода познания мира.

Каким образом мы познаем окружающий нас мир? Ребенок в детстве задает вопросы родителям и школьным учителям. Взрослые люди проводят различные исследования и затем обдумывают полученную информацию, проводят научные конференции, читают книги и журналы, смотрят телевизор и т. д. Таким образом, существует множество путей обретения знания.

Ведическая наука сводит эти методы познания к трем: пратъякша, анумана и шабда (ШИ-Введение).

Пратьякша - непосредственное восприятие при помощи чувств и ума.

Анумана - логический вывод на основе обобщенного опыта.

Шабда - получение знания посредством слушания из авторитетного источника.

Пратьякша означает чувственный опыт. Мы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств - видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда мы делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений или приборов. Получив, таким образом, информацию об окружающем мире с помощью воспринимающих чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное. Большинство научных экспериментов и исследований основано именно на этом методе.

Недостатками пратьякши являются: (НС стр. 329)

а) 4 недостатка, свойственных обусловленной душе (ШИ - введение, стр.7);

б) ограниченность настоящим временем.

Причина, по которой мы не можем осознать Абсолютную истину, прибегая к помощи грубых материальных чувств, состоит в том, что существуют четыре несовершенства:

1) склонность совершать ошибки

Трудность, сопровождающая чувственное восприятие, состоит в том, что все мы склонны допускать ошибки. Наука со всем её бурным успехом с самого начала делала крайне неправильные выводы: электричество и теплота считались жидкостями, мозг - органом, охлаждающим кровь, звёзды - отверстиями в хрустальном небосводе и т.д. Поэтому прогресс в науке означает: опровержение прежней, ошибочной идеи и предложение новой столь же ошибочной, которую тоже рано или поздно придётся пересмотреть.

2) склонность впадать в иллюзию

При одной и той же температуре газированная вода кажется нам холоднее обычной. Если мы попробуем апельсин сразу после ложки сахара, он покажется нам кислым. Но после лимона апельсин кажется сладким.

3) склонность обманывать

Людям свойственно ошибаться, так гласит народная мудрость. Но, к сожалению, люди часто выходят за рамки невинных ошибок и откровенно пропагандируют ложь, распространяют заведомо ложную информацию.

4) несовершенство чувств

Несовершенство чувств препятствует обретению объективного знания. Это хорошо видно на примере с солнцем: мы видим солнце как небольшой желтый диск размером с монету.

Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с уже имеющейся, мы делаем определенные выводы, приписываем ей определенный смысл. Недостатками ануманы являются (УГЧ стр. 45):

а) получение исходных данных посредством несовершенной пратьякши;

б) бесполезность в постижении событий, находящихся за пределами логики и восприятия, то есть несовершенство материального ума (УГК с. 189-190).

Шабда означает «то, что услышано». Это знание, полученное из источника, которому можно доверять. Большую часть знаний мы получаем не в результате собственных экспериментов или построения теорий - мы получаем ее от других: от родителей, учителей, друзей, из книг, средств массовой информации. В этом элементарный здравый смысл: зачем тратить время и заново изобретать колесо?!

Единственная сложность здесь состоит в том, чтобы убедиться в достоверности источника. Что касается относительного материального знания - мы можем прислушиваться к традиционным авторитетам в обществе: выдающимся ученым, писателям, политикам и т.д. Хотя здесь важно сохранять долю здорового скептицизма и понимать, что, во-первых, сама информация обязательно будет несовершенна, а, во-вторых, люди, которые передают ее, могут осознанно или неосознанно исказить ее для достижения своих целей.

Шабда или шрути относится к абсолютному знанию, полученному в форме звука, исходящего из авторитетного, достойного абсолютного доверия источника. Конечным источником этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным). Апаурушея - непогрешимый, трансцендентный к материальному миру. (ШБ 3.26.33 ком; ШБ 4.2.31ком.).

Звук может быть не только абсолютным и полностью достойным доверия. Доступ к апаурушея-шабде мы имеем лишь тогда, когда его источник связан с Кришной. Немаловажно также то, что воспринимающий это знание, должен быть свободным от склонности искажать это знание, приспосабливая его под свои материальные желания (ШБ 3.26.32 ком.).

Способность доверять авторитетному звуку приходит по мере обретения знания об источниках, достойных доверия, и обретения практического опыта руководства этим знанием в своей жизни. Таким образом, человек использует свои чувства и ум в процессе развития веры в шабду. Преданный, обладающий чистым сознанием и реализованным знанием о Кришне как причине всех причин, легко доверяет шабде. Материалист, привыкший доверять своему уму и чувствам, не способен доверять шабде.

Шабда - это единственный метод, который дает нам шанс постичь Абсолютную Истину, лежащую за пределами разума и чувственного опыта. Кто может быть в данном случае источником достоверной информации - тот, кто сам совершенен и обладает совершенным знанием. В свою очередь, он должен получить эту совершенную информацию от другого совершенного источника. И чтобы эта цепь замкнулась, у ее начала должен быть Сам Кришна, Верховная Абсолютная Истина. Кришна раскрывает нам Себя через гуру; шастры (ШБ 3.12.47; 4.24.40); садху (ШБ 3.26.33).

 


Глава 3.8

Три раздела ведического знания.

В соответствии с ведической традицией все знание, содержащееся в Ведах, делится на три раздела:

1. Самбандха-гьяна, или описание природы вещей и их взаимоотношений. Слово самбандха означает «взаимоотношения».

2. Абхидхея-гьяна, или описание метода, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения. Слово абхидхейа означает «метод».

3. Прайоджана-гъяна, или описание совершенства этих взаимоотношений. Слово прайоджана означает «цель жизни».

Эти категории универсальны, и их можно применять в любой отрасли знания. Например, в соответствии с традиционными представлениями современной материалистической науки все сущее является комбинацией атомов, которые связываются в молекулы и т.д. Человек является очень сложной комбинацией атомов и молекул, возникшей на определенной стадии эволюции материи. Это самбандха современной науки, или взаимоотношения между тем, что ученые считают окончательными объектами реальности.

Абхидхея, или метод, который они предлагают - это, так называемое, научное познание мира с помощью выдвижения различных теорий и проверки этих теорий на практике экспериментальными методами.

И прайоджаной, в соответствии с их представлениями, является ситуация, когда человек полностью познает законы природы, овладеет ими, победит старость, болезни, смерть и будет жить счастливо и вечно... Харе Кришна! Успеха им в их нелегком деле....

Учение Господа Чайтаньи

В соответствии с учением Господа Шри Кришны Чайтаньи, высшего объекта любви всех преданных, суть всего ведического знания содержится в следующих девяти положениях:

1. Утверждения ведических писаний - окончательный источник доказательств

2. Кришна - изначальная причина всех причин.

3. Он всемогущ.

4. Он суть океан трансцендентного блаженства.

5. Живые существа суть Его неотъемлемые частицы.

6. Некоторые живые существа обусловлены материальной природой.

7. Некоторые живые существа свободны от материальной природы.

8. Все энергии Господа одновременно едины с Ним и отличны от Него.

9. Беспримесная преданность - это единственное средство освобождения для обусловленных душ.

10. Любовь к Верховному Господу - это единственная цель жизни.

Первое описывает метод познания. Положения со второго по восьмое относятся к категории самбандха. Девятое описывает абхидхею, а десятое - прайоджану. Эти десять положений называют также даша-мулой. В последующих двух главах мы более подробно рассмотрим самбандху и абхидхею. Что касается прайоджаны, мы предложим Вам обратиться к «Нектару Преданности», где в частях со второй по четвертую Шрила Прабхупада во всех подробностях описывает эти вершины трансцендентной науки. Если мы будем смиренно следовать практике преданного служения, то по милости духовного учителя в свой черед нам раскроются и эти сокровенные тайны.

«Чатур-шлока» Шримад-Бхагаватам в свете Самбандхи, Абхидхеи и Прайоджаны

В качестве примера анализа ведической мудрости в терминах этих трех категорий, рассмотрим знаменитую «Чатур-шлоку» Шримад-Бхагаватам. На заре творения Господь Брахма удовлетворил Господа своими аскезами и преданным служением, и Господь лично предстал перед ним и поведал сокровенное знание Шримад-Бхагаватам. Изначально Бхагаватам была поведана в четырех стихах (чатур-шлока), которые содержат в себе полное знание. И затем Вьясадева на наше благо «развернул» их в восемнадцать тысяч стихов, которыми мы теперь имеем возможность наслаждаться. Убедимся же, что эти четыре стиха действительно содержат самбандху, абхидхею и прайоджану, то есть ведическое знание во всей его полноте.

(1) ахам эвасам эвагре нанйад йат сат-асат парам пащчад ахам йад этач ча

йо ‘вашишйета со 'смй ахам

 

О Брахма, Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, - тоже Я, Личность Бога, и то, что останется после уничтожения, - тоже Я, Личность Бога. (ШБ 2.9.33)

Этот первый стих передает самбандха-гьяну. Он описывает Кришну как всемогущий источник всего бытия, знания и блаженства. Он описывает также, что все живые существа, также как и материальный мир являются Его энергиями. Таким образом, этот стих охватывает утверждения со второго по пятое из даша-мулы Господа Чайтаньи.

 

(2) рите 'ртхам йат пратийета на пратийета чатмани тад видйад атмано майам йатхабхасо йатха тамах


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь