Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тот, кто восхваляет или критикует качества и поведение других, очень скоро отклонится от собственного блага, запутавшись в иллюзорной двойственности.



4. Ниямаграха - чрезмерная привязанность или чрезмерное пренебрежение правилами и предписаниями

Ниямы, или правила, бывают двух видов - виддхи, или предписания, и нишедхи, или запреты. То, что предписано в качестве обязанностей - это предписанное правило. То, что предписано как ограничение - это запретное правило. Оба вида правил благоприятны для живых существ.

Обусловленные души могут достичь очень возвышенного положения из очень низкого. Между ними есть множество промежуточных. Каждое положение - это последовательная ступень. Каждая последовательная ступень является отдельным уровнем прогресса. Для каждой последовательной ступени существуют свои предписания и запреты. Когда живое существо поднимается на определенную ступень и утверждается там, оно обязано следовать предписаниям и запретам этой ступени. Следуя соответствующим предписаниям и запретам, человек становится достойным перейти на следующую ступень. Достижение более высокой ступени называется прогрессом. Если человек не способен достичь следующей ступени, он падает на более низкую ступень. Это называется деградацией.

Должное следование предписаниям той ступени, на которой человек находится, называется «его предписанными обязанностями» или устойчивостью в своем положении. Устойчивость в своем положении - это благочестие, а отклонение от своего положения -порок. Кроме этих нет иных пороков и благочестия. Поэтому в Шримад-Бхагаватам (11.21.2-7) Господь Кришна дал следующие наставления Уддхаве:

Устойчивость в своем положении является настоящим благочестием, в то время как отклонение от своего положения считается пороком. Таким образом, однозначно определяется и одно, и другое. О, святой Уддхава, для того чтобы ограничить материальную деятельность, я установил то, что является правильным и неправильным в отношении всех материальных вещей, включая время, пространство и физические объекты.

Предписывающие и запрещающие правила далее разделяются на две категории - относительные и неизменные. Живое существо - это чистый дух. Предписания и запреты, соответствующие неизменному положению живого существа - это неизменные правила. Но когда живое существо отходит со своего трансцендентного положения, оно принимает обозначения, данные иллюзорной энергией, ложные обозначения, и запутывается в этом мире. Эти обозначения бывают самыми разнообразными, но неизменная ситуация лишь одна.

Для вечного состояния живого существа према - это единственное предписание, а зависть - это единственный запрет. Это предписание и запрет являются следствиями вечной природы живого существа. Живое существо, наделенное премой и лишенное зависти, является вместилищем вечной расы. Хотя расы бывают пяти видов, они все равно представляют собой одну неразделимую духовную истину. Мы не будем обсуждать правила, относящиеся к этому положению. Мы должны лишь знать, что это состояние является вечным состоянием живого существа.

Хотя в обусловленном состоянии правила бывают самыми разнообразными, все ступени разделяются на три главные категории. В соответствии с Ведами, Бхагавад-Гитой и смрити, три главных категории - это карма, гьяна и бхакти. Для каждой из категорий даны определенные предписания и определенные запреты. В категории кармы предписаны правила варнашрамы и десять дополнительных самскар, а также регулярное чтение молитв. Грехи и дурные привычки - запрещены. В категории гьяны предписаны санньяса, отречение, непривязанность и обсуждение материи и духа. Корыстная деятельность, греховная деятельность и привязанность к чувственным наслаждениям - запрещены. В категории бхакти предписаны безразличие, совершение действий, благоприятных для преданности, следование предписаниям и запретам категории гьяны и культивирование преданного служение с помощью этих предписаний и запретов. Любая деятельность, противостоящая Господу, гьяна, отречение, привязанность к чувственным наслаждениям, выводы, противоречащие преданному служению и прекращение деятельности - запрещены.

Когда обусловленная душа постепенно прогрессирует, оставляя недозволенные действия и избавляясь от отвратительных черт характера, она достигает уровня карма-канды. Такой человек должен оставаться в варнашрама-дхарме и стремиться достичь уровня гьяны. Это его обязанность. Он должен оставаться в варнашраме до тех пор, пока не достигнет отрешенности от материальной деятельности, в основе которой лежит обсуждение разницы между материей и духом и анализе природы ложного эго. В противном случае он становится грешником. Когда он достигает отрешенности, то его более высокая квалификация разрушает его привязанность к деятельности ради ее плодов. Но если такой человек все еще остается склонным к правилам карма-канды, он не сможет прогрессировать.

Обязанность того, кто достиг уровня гьяна-канды - оставаться утвержденным в знании. До тех пор, пока он не обретет вкус к преданному служению, он должен оставаться в рамках правил гьяна-канды. Как только в нем проявляется квалификация, делающая его достойным преданного служения, он должен оставить свою привязанность к гьяна-канде. Иначе он будет виновен в ниямаграхе и не будет прогрессировать. Как утверждается в Шримад-Бхагаватам (11.20.9):

До тех пор, пока человек не пресытился корыстной деятельностью и не пробудил свой вкус к преданному служению посредством шраванам и киртанам, он должен действовать согласно регулирующим принципам Вед.

Шраддха, или вера, - это единственная квалификация для бхакти. Как утверждается в Шримад-Бхагаватам (11.20.31):

Поэтому для преданного, занятого любовным служением Мне, с умом, сосредоточенным на Мне, культивирование знания и отречения, в общем и целом, не являются средством достижения высочайшего совершенства в этом мире.

Храм кришна-премы расположен на высочайшем пике Голоки Вриндаваны. Чтобы достичь этого пика, необходимо пересечь четырнадцать планетных систем карма-канды, Вираджа-Брахмалоку гьяна-канды, а затем подняться выше Вайкунтхи. Постепенно оставляя привязанности к стадиям кармы и гьяны, живое существо становится достойным бхакти. Пройдя различные стадии бхакти, оно достигает ворот храма премы.

Шраддха - это единственное правило для людей, утвердившихся на уровне бхакти. По мере того, как анартхи, или нежелательные привычки, разрушаются под влиянием преданного служения, совершаемого под сенью прибежища садху и гуру, эта шраддха преобразуется в преданное служение с ништхой, или твердой верой. По мере того как анартхи разрушаются далее, человек продвигается от уровня ништхи к ручи, или вкусу. От ручи - к асакти, или привязанности, а от асакти - к бхаве, или эмоциям. Когда бхава в форме рати, или любви, смешивается с необходимыми ингредиентами, она становится расой.

В Шримад-Бхагаватам (11.14.26) говорится:

 

Когда больные глаза лечат при помощи лекарственной мази, они постепенно обретают вновь способность видеть. Подобным образом, когда сознательное живое существо очищается от материальной скверны, слушая и пересказывая благочестивые повествования о Моей славе, оно вновь обретает способность видеть Меня, Абсолютную Истину, в Моей тонкой духовной форме.

Шрила Рупа Госвами проясняет эту последовательность в Бхакти-расамрита-синдху следующим образом:

Вначале человек должен иметь предварительное желание обрести самоосознание. Это приведет его на стадию, где он будет пытаться общаться с духовно возвышенными личностями. На следующей стадии человек получает посвящение у возвышенного духовного учителя и под его наставлениями, преданный-неофит начинает процесс преданного служения. Совершая преданное служение под руководством духовного учителя, он освобождается от всех материальных привязанностей, достигает устойчивости в самоосознании, и обретает вкус к слушанию об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне. Этот вкус ведет его дальше вперед, к привязанности к сознанию Кришны, которое, созревая, становится бхавой, или предварительной стадией трансцендентной любви к Богу. Настоящая любовь к Богу называется премой, высшей стадией совершенства жизни.

В методе садхана-бхакти есть четыре стадии - шраддха, ништха, ручи и асакти. Пройдя эти четыре стадии преданный приходит на уровень бхавы, которая является вратами к преме. В соответствии с уровнем веры, каждому уровню соответствуют свои правила. По мере того, как преданный оставляет один уровень и продвигается к следующему, он должен принять правила этого последующего уровня и оставить правила предыдущего. Тот, кто не оставляет правила предыдущего уровня, остается связанным этими правилами, как цепями, не позволяющими ему продвигаться к следующему уровню.

В методе преданного служения любые правила, предписанные для любого уровня, подчинены одному главному правилу. Это общее правило дано в Падма Пуране следующим образом:

Помнить Кришну - это вечная обязанность. Все остальные предписания, упомянутые в шастрах проистекают из этого главного предписания. Забывать Кришну никогда нельзя. Все остальные запреты, упомянутые в шастрах проистекают из этого главного запрета. Храня в памяти это главное предписание, в ходе совершения духовного прогресса, практикующий преданный должен оставлять свою привязанность к предписаниям предыдущего уровня и принимать предписания последующего уровня. Иначе он будет повинен в нийамаграхе и слабых усилиях достичь следующего уровня. Практикующий преданное служение должен всегда помнить этот момент.

В заключении Хари-бхакти-виласы в этой связи дается особое наставление:

Все виды деятельности, описанные в Хари-бхакти-виласе, главным образом предназначены для домохозяев и богатых преданных. Они не предназначены для отреченных.

Также в заключении Хари-бхакти-виласы говорится:

 

Хотя в этой книге не описаны правила для отреченных, тем не менее, они должны следовать своим правилам, чтобы достичь совершенства в своем положении. Должным поведением в этой связи является поведение, пример которого подают отреченные садху. Только такому поведению им и нужно следовать.

Первым признаком человека, достигшего шраддхи, является принятие прибежища у стоп Господа Кришны. Такое принятие прибежища бывает двух видов - для домохозяев и для отреченных. Шри Хари-бхакти-виласа упоминает лишь правила, предназначенные для домохозяев. Вот почему там предписывается соблюдение таких правил, как Шива-чатурдаши. Предавшийся отреченный должен следовать тем правилам, которые приложимы к отреченным. И домохозяин и отреченный становятся беспримесными преданными, продвигаясь по пути садханы. Тогда их правила отличаются лишь незначительно. На этой стадии они обретают окончательное принятие прибежища благодаря прогрессу в садхане. В Шримад-Бхагаватам (11.18.28), Хари-бхакти-виласе (20-я виласа) и Шримад-Бхагаватам (11.20.36) говорится:

Сведущий трансценденталист, посвятивший себя культивированию знания, и таким образом отрешившийся от внешних объектов, или Мой преданный, который отрешен даже от желания освобождения - оба отвергают те обязанности, что основываются на внешних ритуалах или атрибутике. Таким образом, их поведение лежит за рамками правил и предписаний.

Когда человек становится чистым преданным Господа, преданность спонтанно воцаряется в его сердце. Какая же тогда есть необходимость в соблюдении ритуалов, которые просто препятствуют преданному служению?

Материальное благочестие и грех, возникающие из добра и зла этого мира, не могут сосуществовать с Моими беспримесными преданными, которые, будучи свободными от материальных устремлений, поддерживают устойчивое духовное сознание во всех обстоятельствах. В действительности, такие преданные уже достигли Меня, Верховного Господа, лежащего за пределами всего, что можно постичь с помощью материального разума.

В Хари-бхакти-виласе говорится:

 

Преданные, чьи умы сосредоточены на воспевании и памятовании славы Кришны с чистой любовью, не имеют вкуса к деятельности, предписанной для низших стадий. Хотя они не привязаны и не обязаны следовать правилам, данным священными писаниями, они иногда следуют им сами по себе.

Это замечательно объясняется в восьмом стихе Нектара Наставлений. Такова слава чистых преданных, то есть, их слава не уменьшается, если они пренебрегают правилами, предписанными для других.

Смысл этого таков, что возвышенные преданные следуют тем правилам более низких стадий, которые им нравятся. Преданные следуют правилам карми и гьяни по своей доброй воле для той или иной цели. Это означает, что, хотя они не обязаны следовать этим предписаниям и запретам, они делают это сами по себе. Высочайших чистых преданных также нельзя считать излишне привязанными к предписаниям, когда они следуют правилам кармы, гьяны и обыкновенной садхана-бхакти. Независимым образом они заняты беспримесным преданным служением Господу Кришне. Практикующий преданный, который оставляет нийамаграха, но спонтанно следует всем правилам, достигает благоприятных результатов.

Итак, практикующий преданный достигает более высокого уровня в результате следования правилам, предписанным для уровня, на котором он находится сейчас. Он не должен сохранять привязанности к правилам предыдущего уровня. Всегда держа это наставление в уме, ему следует заниматься воспеванием и памятованием Господа Кришны и, таким образом, продолжать продвигаться ко все более высоким уровням.

5. Джана-санга - общение с людьми мирского склада ума

СЛОВО джана обозначает людей - и мужчин, и женщин. Шрила Рупа Госвами написал в Бхакти-расамрита-синдху: «Преданному следует общаться с более продвинутыми преданными».

В общем и целом, практикующие преданные превосходят карми и гьяни во всех отношениях. В Бхагавад-Гите (7.28) говорится:

Тот, кто совершал благочестивые действия в предыдущих жизнях и в этой жизни, и чьи греховные поступки полностью искоренены, - свободны от двойственностей иллюзии, и они с решимостью занимаются преданным служением Мне.

Поэтому преданные естественным образом чисты. Для них нет никакой возможности совершить грех. Они не являются менее разумными людьми, подобными карми и гьяни, поскольку приняли прибежище у лотосных стоп всеведущего Верховного Господа. Вера в преданное служение Господу Кришне достигается в результате благочестивой деятельности, совершаемой в течение многих жизней. Поэтому нет сомнения в том, что поступки преданных чисты. Из веры естественным образом проистекает желание общаться с преданными. А благодаря общению с преданными достигается все. Слава садху-санги упоминается в Ади Пуране следующим образом:


Поделиться:



Популярное:

  1. A.16.3.1. Запрос активацииэкрана фиксированной скорости
  2. A.16.9.4. Экран пиктограмм блоков питания преобразователя собственных нужд
  3. A.16.9.8. Дополнительные пиктограммы
  4. Bilignostum seu Adipiodon. Бис-(2,4,6-трийод -3-карбокси)анилид адипиновой к-ты
  5. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  6. Chasek, Тьма, первобытная пустота – то, откуда появились Князь Тьмы и жизнь. То, откуда двинулся Самаель.
  7. Cоотношение номинального и реального валютного курса в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Факторы, определяющие динамику номинального валютного курса в долгосрочном периоде
  8. F) Удешевление факторов производства
  9. F)по критерию максимизации прироста чистой рентабельности собственного капитала
  10. H) опцион на продажу, или опцион пут
  11. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  12. I. Перепишите следующие предложения. Определите, является ли подчеркнутая форма инфинитивом, причастием или герундием. Переведите письменно предложения на русский язык.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь