Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ 5. Философия – Абхидея



Глава 5.1

Девять методов бхакти

 

Преданное служение бесконечно разнообразно. Тем не менее, для нашего блага ачарьи описали его основные категории и методы. Регламентированное преданное служение, вайдхи-бхакти наиболее часто описывается как имеющее шестьдесят четыре компонента, пять компонентов (они подробно описаны в Нектаре Преданности), а так же девять компонентов.

Девять методов преданного служения так же называются наванга-бхакти. Они упоминаются в Шримад-Бхагаватам, как описанные великим преданным Прахладой Махараджей. Шрила Прабхупада дал блестящий развернутый комментарий к этому стиху. Приведем его здесь с небольшими сокращениями, вызванными тем, что позже нам еще предстоит более подробно обсудить эти и другие практические аспекты преданного служения.

 

шри прахлада увача шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам

 

umu пумсарпита вишнау бхактиш чен нава лакшана криета бхагаватй аддха

тан манйе " дхитам уттамам

Шримад-Бхагаватам 7. 5.23-24

 

Прахлада Махарадж сказал: Слушать и воспевать трансцендентное Святое имя, образ, качества, окружение и игры Господа Вишну, помнить о них, служить лотосным стопам Господа, оказывать Господу поклонение через подношение ему шестнадцати видов атрибутов, возносить молитвы Господу. Стать его слугой, считать Господа своим лучшим другом и посвящать Ему все (другими словами, служение Ему телом, умом и словами) - эти девять методов составляют чистое преданное служение. Тот, кто посвятил свою жизнь служению Кришне посредством этих девяти методов, является самым ученым человеком, ибо он обрел полное знание.

 

Комментарий Шрилы Прабхупады

 

Когда отец попросил Прахладу Махараджа рассказать что-нибудь из того, чему он научился, Прахлад посчитал наилучшим то, что он узнал от своего духовного учителя, а то, чему учили его мирские учителя Шанда и Амарка, он посчитал бесполезным. Бхактих парешанубхаво вирактир анйатра ча (ШБ 11.2.42). Таковы признаки чистого преданного служения. Чистого преданного интересует лишь преданное служение, а не материальные дела. Чтобы нести преданное служение, следует всегда быть занятым слушанием и воспеванием о Кришне или Господе Вишну. Метод поклонения в храме называется арчана. Следует с полной верой принять слова Кришны, который говорит, что Он лучший друг и благожелатель каждого (сухрида сарва-бхутанам). Преданный считает Кришну единственным другом. Это называется сакхйам. Пумсанпита вишнау. Слово пумса означает «всеми живыми существами». Нет такого, что только брахман или мужчина может нести преданное служение Господу. Это может делать каждый. Как подтверждается в Бхагавад-Гите (9.32), стрийо ваишйас татха шудрас те пи йанти парам гатим: хотя женщин, вайшьев и шудр считают менее разумными, они также могут стать преданными и вернуться домой, назад к Богу.

Иногда, совершая жертвоприношения, человек, занимающийся корыстной деятельностью, согласно обычаю, предлагает результаты Вишну. Но здесь говорится: бхагаватй аддха - необходимо все предлагать Вишну. Это называется санньяса (а не просто нйаса). Триданди-санньяси носит три данды, обозначающих кайа-мана-вакйа - тело, ум и слова. Все это следует поднести Вишну, и тогда можно начать преданное служение. Карми сначала совершают какие-либо благочестивые деяния, а затем формально или внешне предлагают результаты Вишну. Настоящий же преданный сначала вручает себя Кришне - телом, умом и словами, а затем использует свое тело, ум и слова в служении Кришне в соответствии с тем, как Он того желает.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура в своей « Татхйе » дает следующее объяснение. Слово шравана обозначает направлять слуховое восприятие на Святое имя и описания формы, качеств, окружения и игр Господа, как они объясняются в Шримад-Бхагаватам, Бхагавад-Гите и других подобных писаниях. Получив эти послания на слух, следует запомнить эти звуки и повторять их (киртанам). Смаранам обозначает стараться понять все больше и больше о Верховном Господе, а пада-севанам обозначает заниматься преданным служением лотосным стопам Господу в соответствии со временем и обстоятельствами. Арчанам означает поклоняться Господу в храме, а ванданам означает приносить почтительные поклоны. Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру. Ванданам обозначает намаскуру - приносить поклоны или возносить молитвы. Считать себя нитйа-кришна-даса, вечным слугой Кришны, называется дасйам, а сакхйам обозначает быть доброжелателем Кришны. Кришна хочет, чтобы каждый вручил себя ему, поскольку по своей природе каждый является Его слугой. Поэтому, будучи искренним другом Кришны, следует проповедовать эту философию, прося каждого вручить себя Кришне. Атма-ниведанам обозначает приносить все Кришне, включая тело, ум, разум и все, что у нас есть.

Искренние усилия совершать эти девять методов преданного служения называются бхакти. Слово аддха обозначает «непосредственно». Не следует уподобляться карми, которые занимаются благочестивой деятельностью, а затем формально предлагают результаты Кришне. Это карма-канда. Не следует стремиться к результатам своих благочестивых поступков, но следует полностью предаться и затем действовать благочестиво. Другими словами, следует действовать для удовлетворения Господа Вишну, а не своих собственных чувств. Таково значение слова аддха, «непосредственно».

анйабхилашита-шунйам гъяна-кармадй-анавритам анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама

Следует нести трансцендентное любовное служение Верховному Господу Кришне благосклонно и без желания материальной выгоды или обретения чего-либо посредством кармической деятельности или философских размышлений. Это называется чистым преданным служением. Следует просто удовлетворять Кришну, не поддаваясь влиянию желаний познания или корыстной деятельности.

В Гопала-тапани Упанишадах говорится, что слово бхакти означает «заниматься преданным служением Верховной Личности Бога и никому больше». Чтобы совершать преданное служение, следует освободиться от телесной концепции жизни и стремлений обрести счастье, поднявшись на высшие планетные системы. Другими словами работать просто ради удовлетворения Верховного Господа, без желания материальной выгоды - это бхакти. Бхакти также называют нишкармой, или свободой от результатов кармической деятельности.

Бхакти и нишкарма находятся на одном уровне, хотя преданное служение и корыстная деятельность внешне могут выглядеть почти одинаково.

Исполнение всех девяти различных методов, провозглашенных Прахладой Махараджем, который узнал о них от Нарады Муни, может и не требоваться. Если преданный совершает лишь один из них без отклонения, он может достичь милости Верховной Личности Бога. Можно заметить, что практика одного из девяти методов дает исполнение и всех остальных. Это естественно. Совершение преданным любого одного из этих девяти методов (нава-лакшана) является достаточным, остальные восемь включаются в него.

Девять методов преданного служения

1. Шраванам

Слушание святого имени Господа (шраванам) - это начало преданного служения. Хотя любой из девяти методов достаточен, слушание святого имени Господа хронологически является началом. Этот метод очень важен. Как провозгласил Господь Шри Чайтанья Махапрабху, чета-дарпана-марджанам: благодаря воспеванию святого имени Господа мы освобождаемся от материальных представлений о жизни, принимаемых нами под влиянием стихий материальной природы. Сердце очищается, и мы можем осознать трансцендентные качества Господа. Поняв Его трансцендентные качества, мы сможем понять спутников Господа. Таким образом, преданный постепенно приближается к полному пониманию Господа, пробуждаясь к осознанию Его Святого имени, трансцендентной формы, качеств, Его окружения и всего связанного с Ним. Поэтому хронологический порядок - это шраванам киртанам вишнох. Тот же путь постепенного углубления понимания справедлив в случае воспевания и памятования. Когда мы слышим Святое имя, описание формы, качеств и окружения Господа из уст чистого преданного, это приносит большое удовольствие. Шрила Санатана Госвами запретил слушать воспевание фальшивого преданного или же непреданного.

Слушание Шримад-Бхагаватам считается самым важным методом в шраванам. Шримад-Бхагаватам наполнен трансцендентным воспеванием Святого имени, и поэтому воспевание и слушание Шримад-Бхагаватам трансцендентным образом исполнены нектара. Преданный может воспевать и слушать то трансцендентное святое имя Господа, которое его привлекает. Можно воспевать святое имя Господа Кришны, или Господа Рамы, или Нрисимхадевы (рамади-муртишу кала-нийамена тиштхан). У Господа есть бесчисленные формы и имена, и преданные могут медитировать на тот образ и воспевать то имя, которые его привлекают. Лучше всего слушать Святое имя, описание образа и т.д. от чистого преданного тех же склонностей, что и мы. Другими словами, тому, кто привязан к Кришне, следует воспевать и слушать других чистых преданных, которые также привязаны к Господу Кришне. Тот же принцип применяется к преданным, которых привлекает Господь Рама, Господь Нрисимха и другие образы Господа. Поскольку Кришна является окончательным образом Господа (кришнас ту бхагаван свайам), лучше всего слушать об Имени, образе и играх Господа Кришны от реализованного преданного, которого в особенности привлекает форма Господа Кришны. В Шримад-Бхагаватам великие преданные, такие как Шукадева Госвами, подробно описали Святое имя, образ и качества Господа Кришны. Не слушая о Святом имени, образе и качествах Господа невозможно ясно понять остальные методы преданного служения. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху рекомендует воспевать святое имя Кришны. Парам виджайате шри-кришна-санкиртанам. Если нам выпадет удача услышать Святое Имя из уст реализованных преданных, мы легко добьемся успеха на пути преданного служения. Поэтому метод слушания Святого имени, описания образа и качеств Господа очень важен.

Стихи, описывающие имя, форму и качества Анантадевы, бесконечного Верховного Господа, способны уничтожить все греховные реакции всего мира. Поэтому, даже если такие стихи нескладно написаны, преданные слушают их, повторяют и принимают их как абсолютные и авторитетные.

Шримад-Бхагаватам (1.5.11) В этой связи Шридхар Свами замечает, что чистый преданный старается общаться с другим чистым преданным, слушая от него о Святом имени, образе и качествах Господа. Если такой возможности нет, он воспевает и слушает Святое имя Господа в одиночку.

2. Киртанам

Воспевание Святого имени рекомендуется совершать громко вслух. В Шримад-Бхагаватам Нарада Муни говорит, что он без стыда начал странствовать по всему свету, воспевая Святое имя Господа. Шри Чайтанья Махапрабху также советовал:

 

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь