Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из лекции Е.М. Ачйута Прия прабху




Глава 5.3

Шесть пороков, разрушающих бхакти

Темы этой и следующей глав исчерпывающе разъяснены Шрилой Прабхупадой в его комментариях к Нектару Наставлений - стихи 2 и 3 соответственно. Поэтому, просто в порядке «расширения океана трансцендентного блаженства», мы предлагаем вашему вниманию работу Шрилы Бхактивинода Тхакура «Шри Бхактьялока», которая посвящена этим исключительно важным темам. В ней цитируется множество стихов из священных писаний, но в целях поддержания «бессанскритности» и уменьшения объема учебника, мы ограничились лишь переводом этих стихов (да простят нас ученые пандиты). Итак, следующий абзац - это уже Шрила Бхактивинод Тхакур.

В Нектаре Наставлений Шрила Рупа Госвами написал следующий стих (НН 2):

атйахара прайасаш ча праджалпо нийамаграхах джана-сангаш ча лаулйам ча шадбхир бхактир винашйати

Чрезмерная поглощенность следующими шестью видами деятельности разрушает преданное служение:

атйахара-есть более, чем необходимо или накапливать вещей более, чем требуется;

прайаса- прилагать чрезмерные усилия ради достижения труднодостижимых мирских целей;

праджалпа- без особой на то необходимости разговаривать на мирские темы;

нийамаграха- следовать духовным правилам и предписаниям формально, а не ради духовного прогресса или отвергать эти правила и предписания, действуя по своей прихоти;

джана-санга - общаться с людьми мирского склада ума, которых не интересует сознание Кришны и

лаулйам - жадно стремиться к мирским достижениям. Чрезвычайно важно понять глубокий смысл этого стиха. Тому, кто стремится к чистому преданному служению, необходимо следовать этим наставлениям. Очень трудно достигнуть преданности Господу Хари, если пренебрегать ими. Поэтому в данной работе мы подробно разъясняем значение этого стиха на благо тех, кто имеет сильное желание обрести чистое преданное служение. В этом стихе упоминаются шесть препятствий на пути преданного служения: атйахара, прайаса, праджалпа, нийамаграха, джана-санга и лаулйам. Разберем каждый из этих компонентов по отдельности.

1. Атйахара- переедать иди накапливать слишком много Многие люди могут подумать, что слово атйахара относится лишь к перееданию, но это не так. В первом стихе Нектара Наставлений объясняется:

Уравновешенный человек, который может обуздать побуждение говорить, требования ума, вспышки гнева и побуждения языка, желудка и половых органов, достоин принимать учеников по всему миру.

В этой связи, побуждения языка - это желание вкушать пищу. Побуждение желудка - это желание переедать. Если мы будем понимать значение слова атйахара во втором стихе как переедание, то в этом сжатом сборнике наставлений будет присутствовать изъян повтора. Поэтому долг ученых читателей - выяснить другое значение слова атйахара, используемое Рупой Госвами.

Хотя бходжана, или «есть», - это главное значение слова ахара, слово бходжана также означает наслаждаться объектами пяти чувств. Форма для глаз, звук для ушей, запах для носа, вкус для языка, тепло, холод, мягкость или жесткость для осязания - таким образом наслаждаются пять чувств. Материальные наслаждения подобного рода неизбежны для воплощенной души. Без наслаждения объектами чувств живое существо не может прожить. Как только живое существо оставляет чувственные наслаждения, оно оставляет тело. Поэтому прекращение чувственных наслаждений - это лишь плод воображения, это никогда невозможно реализовать на практике. Господь Кришна сказал Арджуне в Бхагавад-Гите (3.5-6);

Каждый вынужден беспомощно действовать в соответствии с качествами, которые он приобрел от трех стихий материальной природы; поэтому никто не может воздержаться от деятельности даже на мгновение. Тот, кто воздерживает чувства от действий, но чей ум при этом сосредоточен на объектах чувств, воистину лишь обманывает себя и именуется притворщиком.

Поскольку невозможно поддерживать жизнь без совершения действий, необходимо работать. Если такая деятельность совершается в духе наслаждения, то человек перестает быть достойным называться человеком и уподобляется животному. Поэтому если человек может преобразить всю свою деятельность в этом теле в деятельность благоприятную для преданного служения Господу, это становится бхакти-йогой. Господь также говорит в Гите (6.16-17, 5.8-9):

Невозможно стать йогом, О, Арджуна, если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или недостаточно. Тот, кто умерен в еде, сне, работе и отдыхе, может облегчить свои материальные страдания благодаря практике системы йоги. Человек, находящийся в божественном сознании, смотрит, слушает, осязает, обоняет, ест, движется, спит и дышит, но всегда осознает, что в действительности он ничего не делает. Потому что говоря, опорожняя кишечник, беря что-либо или открывая и закрывая глаза, он всегда знает, что лишь материальные чувства взаимодействуют со своими объектами, в то время как он стоит в стороне от них.

Хотя эти наставления предназначены для гьяни, тем не менее, их суть благоприятна для преданного служения. Заключительный стих Бхагавад-Гиты объясняет шаранагати, или безраздельное предание Господу. Учитывая это, следует отречься от деятельности ради ее плодов и философских рассуждений и принимать объекты чувств как милость Господа. Это называется чистым преданным служением. Поэтому Шрила Рупа Госвами сказал в Бхакти-расамрита-синдху (2.255-256):

Когда человек ни к чему не привязан, но вместе с тем принимает все, что связано с Кришной, он находится выше чувства собственности. С другой стороны, отречение того, кто отвергает все, не зная о том, как оно связано с Кришной, - не полно.

Суть этих двух утверждений повторяется в Нектаре Наставлений в стихе, призывающем отвергнуть атйахару. Смысл в том, что если человек принимает объекты чувств в духе наслаждения, то это атйахара. Но если объекты чувств принимаются как милость Господа и лишь в той мере, в которой это благоприятно для преданного служения, то это не атйахара. Если объекты чувств честно принимаются как милость Господа, то тогда легко достичь йукта-вайрагьи. Приказ Шримана Махапрабху состоит в том, чтобы принимать объекты чувств без привязанности и воспевать имя Кришны. Не стремитесь к вкусной пище и красивой одежде. Принимайте освященный бхагавата-прасад, который вы можете достать без особых усилий. Таков образ жизни преданного. Принимайте лишь то, что требуется, и не более. Если принимать больше или меньше, это не приведет ни к чему благоприятному. Если преданный будет накапливать больше, чем необходимо, то он лишится своей духовной жизни, попав в плен материальных наслаждений (рас). Если он не будет иметь необходимого, то его тело, являющееся его средством для поклонения, не будет должным образом защищено.

Смысл наставления терпеть побуждения языка и желудка из первого стиха таков - материалиста легко охватывает жадность к наслаждению изысканным вкусом, и, охваченный голодом, он приходит в исключительное беспокойство и готов есть все, что попало. Это материальное побуждение. Всякий раз, когда подобное побуждение возникает, его следует обуздывать благодаря культивированию преданного служения. Наставление отвергнуть атйахару, упоминаемое во втором стихе, - это непреложное правило для практикующего преданное служение. Наставление первого стиха - условно, а наставление второго - непреложно.

Необходимо отметить еще один момент - все эти наставления имеют два вида приложений, - для домохозяев и для отреченных. Домохозяева могут накапливать необходимое, чтобы содержать членов семьи. Им следует зарабатывать себе на жизнь и откладывать часть средств в соответствии с религиозными принципами. Этими сбережениями они должны служить Господу, преданным, гостям, членам семьи и самим себе. Если домохозяин накапливает больше, чем ему требуется, это становится препятствием в его преданном служении и обретении милости Господа. Поэтому накапливать слишком много и зарабатывать слишком много - и то, и другое являются атйахарой - в этом нет сомнения. Человек в отреченном укладе не должен накапливать совсем. Если он не удовлетворен милостыней, которую он получает каждый день, то он виноват в атйахаре. Если, получив вкусную пищу, он ест больше, чем необходимо, то он виновен в атйахаре. Поэтому домохозяева и отреченные должны тщательно учитывать эти факты, и когда, оставив атьахару, они займутся преданным служением, они обретут милость Кришны.

2. Прайаса - чрезмерные усилия

Если не оставить npaйacy, то преданность никогда не возникнет. Слово прайаса означает усилия, бесполезный труд. Духовная жизнь – не что иное, как чистая преданность Всевышнему Господу. Преданность невозможно определить ничем, кроме безраздельной преданности и подчиненности лотосным стопам Верховного Господа. Безраздельная преданность и подчиненность - это естественные, вечные, непреложные обязанности живых существ. Поэтому лишь преданное служение является нашей естественной наклонностью, или наследственным родом деятельности. В наследственном виде деятельности нет необходимости в прайасе, однако живому существу в обусловленном состоянии требуется немного прайасы для того, чтобы культивировать преданное служение. За исключением этого все остальные виды прайасы неблагоприятны для преданного служения. Прайаса бывает двух видов: гьяна-прайаса и карма-прайаса. В гьяна-прайасе возникает чувство единения, или кеваладвайты. Это также называется сайуджйей, слиянием или брахма-нирваной, растворением во Всевышнем. Гьяна-прайаса враждебна духовной жизни. Это объясняется в Ведической литературе, Мундака Упанишад (3.2.3), следующим образом:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь