Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иллюстрации к диагностической методике
«Мой день в детском саду» Карточка, представляющая «действующих лиц»:
Ситуация №1 А) рис.1 рис.2 рис.3 Б) рис.4 рис.5 рис.6 Ситуация № 2 А)
рис. 7 рис. 8 рис. 9
Б)
рис. 10 рис. 11 рис. 12
Ситуация №3 А)
рис. 13 рис. 14 Б)
рис. 15 рис. 16
Ситуация № 4 А)
рис. 17 рис. 18 рис. 19
Б)
рис. 20 рис. 21 рис. 22 Ситуация №5 А)
рис. 23 рис. 24 рис. 25 Б)
рис. 26 рис. 27 рис. 28 Диагностика условий музыкального воспитания дошкольников
Предмет диагностики: педагогические условия дошкольного образовательного учреждения, созданные для организации процесса музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Задачи диагностики: 1. Изучить особенности отношения воспитателей и музыкальных руководителей к музыкальному воспитанию детей раннего и дошкольного возраста в детском саду. 2. Изучить особенности использования музыки воспитателем в педагогическом процессе ДОУ. 3. Изучить особенности организации музыкальных занятий с детьми раннего и дошкольного возраста. 4. Изучить особенности организации предметно-развивающей среды разных возрастных групп детского сада. 5. Изучить особенности музыкального воспитания ребенка в семье. Методы педагогической диагностики: беседа; анкетирование; интервьюирование; наблюдение; самоанализ. Предложенные методы педагогической диагностики в большей степени ориентированы на самооценку и самоанализ деятельности воспитателей и музыкальных руководителей. Думается, что это один из правильных путей в оценке результатов деятельности педагогов в логике гуманистического подхода и гуманитарной экспертизы. Разработанная педагогическая диагностика может быть использована в аттестации деятельности дошкольного образовательного учреждения (на этапе самоаттестации, самоэкспертизы), в условиях опытно-экспериментальной работы по проблемам музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Использование данных диагностических материалов будет целесообразным для повышения качества педагогического процесса в детском саду, процесса музыкального воспитания дошкольников.
Педагогическая диагностика отношения воспитателей и музыкальных руководителей к музыкальному воспитанию Детей раннего и дошкольного возраста Анкетирование воспитателей и музыкальных руководителей Цель анкеты: выявление особенностей профессиональной направленности воспитателей и музыкальных руководителей. Инструкция: прочтите внимательно предлагаемые вопросы и выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа (допустим выбор только одного из трех варианта ответа). Вопросы анкеты 1. Что Вы считаете более значимым для себя в педагогическом процессе? а.) изучение и понимание ребёнка, установление с ним эмоционального контакта; б.) передача детям творческих умений, изучение продуктов их деятельности; в.) реализация себя как личности, самосовершенствование. 2) Нужны ли педагогу, ведущему музыкальные занятия, специальное педагогическое и музыкальное образование, курсы повышения квалификации? а.) музыкальное образование гораздо важнее, так как человек, ведущий музыкальные занятия, в первую очередь должен научить музыкальным умениям; б.) в основе лежит педагогическое образование, но музыкальные умения тоже важны; в.) ни музыкальное, ни педагогическое образование не играет решающей роли, так как главное – высокий уровень образованности, эрудиция. 3) Всегда ли Вы считаете необходимой подготовку к музыкальным занятиям? а.) да, педагог должен предварительно готовиться ко всем занятиям, в том числе и к музыкальным; б.) это вовсе не обязательно, так как настоящий музыкант и педагог может импровизировать; в.) это важно, так как необходимо подготовить наглядный материал, инструменты и т.д. 4) Влияет ли форма организации занятий на активность детей и продуктивность детской музыкальной деятельности? а.) вряд ли, так как всё зависит от вдохновения; б.) да, и как раз задача педагога состоит в том, чтобы правильно подобрать наиболее удачную форму занятий; в.) главное – это музыкальное содержание. 5) Считаете ли Вы развитие музыкальных способностей и приобщение детей к искусству наиболее важным? а.) да, я считаю, что это самое главное для ребёнка и человека вообще; б.) считаю это важным наряду с развитием речи, художественных способностей и прочего; в.) на мой взгляд, это должен решать каждый человек для себя индивидуально. 6) Используете ли Вы разные приёмы и методы в работе с детьми разного темперамента, пытаетесь ли максимально учитывать интересы детей? а.) это вовсе не обязательно на музыкальных занятиях, так как главное – это музыкальные способности, которые от темперамента не зависят; б.) мне кажется, что детям изначально интересно музыкальное искусство в целом; в.) это очень важно: найти подход к ребёнку с помощью учёта его индивидуальных и возрастных особенностей; в этом и кроется успешность педагогического процесса. 7) Считаете ли Вы, что нужно делиться опытом с другими педагогами, посещать и устраивать открытые мероприятия? а.) да, это очень важно для педагога, так как можно перенять опыт коллег, получить или дать компетентный совет в разрешении разного рода задач; б.) нет, так как каждый человек индивидуален и имеет свой секрет успеха; в.) это допустимо, например, в качестве открытого музыкального занятия, праздника. 8) Может ли структура музыкального занятия влиять на заинтересованность детей музыкой (интереса к определённым музыкальным инструментам, к музыкальному репертуару)? а.) мне кажется, это не очень важным; занятие просто должно быть интересным, увлекательным для ребенка; б.) структура занятия очень важна, педагог должен активизировать детей, вызвать интерес и эмоциональный отклик у каждого ребёнка; в.) смена видов музыкальной деятельности – вот основа заинтересованности. 9) Какое из следующих утверждений является более верным на ваш взгляд? а.) дети способны воспринимать музыку; б.) у детей младшего дошкольного возраста особое значение в восприятии музыкальной мелодии и звуков речи имеет сенсорное воспитание; в.) ребёнок вначале слышит мелодию и слово слитно, в нерасчленённом виде. 10) Какой из предложенных вариантов суждений Вы бы в большей степени отнесли к себе? а.) я – развивающаяся личность; б.) я – опытный педагог; в.) я – хороший музыкант. Обработка результатов анкеты : Результаты анкеты обрабатываются в соответствии с ключом, представленном в таблице. По наиболее часто совпадающим ответам с ключом делается вывод о профессиональной направленности педагога: «Педагог-ребенок» (Р) – приоритетом в деятельности является непосредственно ребёнок во всех своих проявлениях; большое значение имеет психолого-педагогическое знание, которое данный тип педагога старается максимально использовать в своей деятельности. «Педагог-музыкант» (М) – приоритетом является музыка; цель деятельности такого типа педагога в первую очередь – это формирование музыкальных умений и знаний детям. «Педагог – развивающаяся личность» (Л) – главное – реализация себя как личности в педагогическом процессе.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы