Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Советское авторское кино: Бондарчук и основные темы его творчества



В 1959 Сергей Бондарчук дебютировал как режиссёр - он поставил фильм " Судьба человека" (по одноименной повести М. Шолохова), в котором исполнил главную роль - Соколова. Постановка фильма и исполнение главной роли проникнуты жизнеутверждающим началом. Бондарчук показал душевное богатство советского человека, самоотверженную, благородную любовь к Родине, мужество в трагических испытаниях, обрушенных войной на сов. народ. Этому фильму был присужден Большой Золотой приз Мкф. в 1959 в Москве. За постановку фильма и исполнение в нём роли Соколова Бондарчук удостоен Ленинской премии (1960). Рассказ о жизни простого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в фильме эпическое звучание. Сыграв главную роль Андрея Соколова, Бондарчук подчеркнул приверженность актерскому кинематографу, где судьба, характер, душа человека являются смысловым центром и основной художественной ценностью.

«Война и мир» (1965-67, по одноименному роману Л.Н. Толстого, почетный диплом Международного кинофестиваля в Венеции, 1965, Большой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1965, премия «Оскар» за лучший иностранный фильм года, 1968 и др. награды) стала одной из самых масштабных экранизаций в истории кино. В четырехсерийной киноэпопее режиссер старался максимально сохранить сюжетные линии романа и его персонажей. По-прежнему делая основную ставку на актеров (сам режиссер исполнил одну из главных ролей Пьера Безухова), Бондарчук зарекомендовал себя и как талантливый постановщик батальных сцен. В самой же трактовке толстовского романа для режиссера главным стало понимание России как всеобщего дома. Сложнейшая композиция построена на идее органической и нерасторжимой связи отдельных людей с ходом истории.

Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А.С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в «Выборе цели» (1975, режиссера И.В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в «Оводе» (1980, режиссера Н.П. Мащенко). С 1971 Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974).

Фильм «Они сражались за Родину» (1975, по одноименному роману М.А. Шолохова, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1977, специальная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1976) был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. В фильме были собраны прекрасные актерские силы — В.М. Шукшин, И.Г. Лапиков, Н.В. Мордюкова и др. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.

В фильме «Степь» (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений.

Для творчества Сергея Бондарчука актёра и режиссёра характерно изображение людей с трудной, сложной судьбой. Он рисует своих героев твёрдыми, несломленными, исполненными огромных душевных сил. Трагический оттенок присущ героическому и глубоко оптимистическому в своей основе искусству Бондарчука. В 1960 Сергей Бондарчук сыграл роль Коростылёва (" Серёжа" ), человека удивительного душевного благородства и чистоты.

В фильме итальянского режиссера Р. Росселлини " Ночь над Римом" Бондарчук исполнял роль солдата Фёдора.

В 1965 Сергей Бондарчук закончил постановку 1-й и 2-й серии из 4-серийной эпопеи по роману Л. Толстого " Война и мир"; он играет в этом фильме роль Пьера Безухова. На IV Мкф. в Москве (1965) фильм получил Большой приз.

 

Украинская тема в творчестве Параджанова

В 1964 году по мотивам произведений М. М. Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана. Эта картина поражает накалом народных страстей и изобразительной выразительностью. На нескольких международных кинофестивалях фильм удостоился премий, имя Параджанова приобрело немалую известность.

Всего за два года он пишет сценарий и снимает на киностудии им. Довженко картину «Тени забытых предков», по одноименной повести Михаила Коцюбинского. Это своего рода жизнеописание гуцулов (украинских горцев). Основа сюжета — любовь Ивана и Марички, гуцульских Ромео и Джульетты. В фильме нет ни одного кадра, про который с уверенностью можно было бы сказать, что это реальность, а не сон. Все плывет, качается, возгорается и гаснет. Платья и убранства хат становятся оттенками одной большой палитры. Параджанов не жалеет ни холста, ни красок. Картина прочна и изысканна, как гуцульский кинжал. А экспрессивная манера съемки и выверенный монтаж становятся острием этого произведения искусства.

Съемочная группа " Теней" искала места, где и происходило действие повести Михаила Коцюбинского – ­­­ в Верховинском районе Ивано­-Франковской области. Для киношников устраивали туры по граждам –­­­ традиционным гуцульским замкнутым дворикам, образованным из жилого дома и хозяйственных построек.

Параджанов стал жить среди гуцулов, изучать их обычаи и приглашать сниматься в кино. Кроме исполнителей главных ролей, все остальные герои фильма ­­­ – настоящие гуцулы.

Они ходили к режиссеру, как в церковь, ­­­ дарили вышитые рушники, сорочки, старинные иконы. Он, в свою очередь, тоже был щедр: ­­­ привозил киевские торты и угощал всех, готовил блюда армянской кухни; сам любил гуцульские угощения: бануш, гуслинку, голубцы из квашеной капусты.

" Я убедился, работая над " Тенями", что совершенное знание оправдывает любой вымысел", – писал Сергей Параджанов. ­­­ " Я могу песенный материал превратить в действенный, а действенный – в песенный, ­­­ чего не мог сделать, когда снимал " Думку". Я мог этнографический материал, религиозный, перевести в самый обыденный, обиходный. Ибо, в конце концов, источник у них один и тот же. Меня могли бы упрекнуть в некоторых отступлениях от этнографической точности. Гуцулы надевают " меланки" (маски) не на Рождество, а на Пacxу. У них нет обряда " ярма" ­­­ – я нарушил точность, – но его подсказали мне сами же гуцулы. Я слышал песню (коломыйку) про то, как муж захомутал жену в ярмо, ­ аллегория, как бы означающая неравный брак. И я, когда мой Иван женится на Палагне, свершил над ним " обряд ярма". И гуцулы, которые снимались в моем фильме, исполнили его столь же серьезно и красиво, как все свои исконные обряды".

Этот самый " обряд ярма" ­­­ – единственный момент, когда между режиссером и гуцулами возник спор. Они говорят: " Опозорить нас хотите? Мы никогда так не делали". Сергей Параджанов объяснил суть эпизода: Иван женится на Палагне, заведомо зная, что им обоим придется тянуть ярмо собственного брака.

В свою очередь Параджанов уверял: " Мы открывали для себя Карпаты не как этнографический материал. Любовь, отчаяние, одиночество, смерть ­­­ – вот фрески из жития человека, которые мы создавали. Меня не удивило, что этот фильм, сделанный на очень своеобразном материале, хорошо понимался за границей — испанцами, французами, в Латинской Америке".

 

Французская «новая волна»

Французская кинематография инициировала смелые поиски кинематографической формы. В результате возникало большое количество талантливых экранных этюдов, но во многих случаях пестрота непривычных средств не прикрывала банальности содержания, а собственно творчество подменялось дискуссиями о " моральности отъезда камеры", о " философии панорамирования".

В 1958 году заявило о себе течение " новая волна", которое отвергло каноны старого кино, презрительно именуя его " дедушкиным". Выражение " новая волна" принадлежит французской прессе, которая назвала, таким образом, группу молодых кинематографистов, поставивших на рубеже 1958-59 годов свои первые полнометражные фильмы.

Французская " новая волна" в европейском кино была самым масштабным явлением подобного рода: только за первых четыре года па экране появилось 97 дебютных произведений. Однако молодые режиссеры не были связаны общей художественной программой, хотя их фильмы обладали несомненным эстетическим сходством. Их объединяли:

· стремление отражать на экране " живую жизнь";

· новая концепция личности и новый тип героя (утверждая самоценность индивидуального бытия человека, " новая волна" вывела на экран героя-аутсайдера, который игнорирует социальные нормы для максимальной самореализации; характер персонажа, как в экзистенциализме, означает сложившегося, а не становящегося человека);

· импровизационность при съемках, т.е. утверждение новой природы предкамерной реальности (в противовес традиции поэтического реализма) через натуру, естественные интерьеры и свободный тревеллинг;

· отсутствие жесткой привязанности траектории движения съемочной камеры к герою (она иногда " упускает его из виду", провоцируя асимметричность внутрикадровых композиций);

· нетрадиционная организация художественного материала на основе базовой концепции " камера-перо", т.е. разработка таких выразительных средств кинорассказа, которые приближаются к письменной речи по богатству нюансов и передаче невидимого. Эту идею высказал еще в 1948 году А. Аструц: " Новый век кинематографии будет веком камеры-перо. Это значит, что фильм постепенно освободится от тирании зрелищности, от образов самих себя, от завершенности фабулы и конкретности событий, чтобы стать субтильным и эластичным средством повествования, как язык письма".

Все эти качества придавали легкую небрежность почерку режиссеров, что было очень свежо, привлекательно и воспринималось как творческая находка.

В рамках " французской новой волны" можно выделить три основные группы. К первой принадлежали профессиональные режиссеры (А. Рене, П. Каст, А. Варда), которые пришли из документального малобюджетного кино. Они активно сотрудничали с представителями " нового романа" (М. Дюрас, Н. Саррот, А. Роб-Грийе), осваивая кинематографическими средствами основные элементы этой литературной эстетики: пунктирность и недосказанность повествования; " фотографическую фиксацию" реальности; отрицание надменной позиции автора, как знающего лучше читателя (зрителя) и своих героев, и саму жизнь.

Фильм А. Рене (р. 1922) " Хиросима, моя любовь" (1959) является новаторским в области киноязыка. Автор уравнивает две трагедии в Хиросиме и в Невере. Атомный взрыв разрушил огромный город и генофонд целого народа. Трагическая любовь к немецкому солдату испепелила душу героини. А. Рене не только сопоставляет, но плотно переплетает эти темы по принципу размывания, взаиморастворения реального и ирреального, личностного и исторического, чувственного и рационального, документального и игрового. Порывая с хронологией, опуская мотивацию поступков героев, режиссер достигает уникального художественного эффекта, когда изображение становится слышимым, а звуковой образ визуализируется. В результате процесс человеческого мышления становится сюжетом фильма. Подобного совершенства А. Рене достигает и в следующем своем произведении " Прошлым летом в Мариенбаде" (1961). Ф. Трюффо также блистательно применяет этот способ наррации в картине ''Жюль и Джим" (1962). А. Варда в фильме " Клео: от 17 до 19" разворачивает подробнейший психологический документ, неотступно следуя за героиней и регистрируя мельчайшие детали ее поведения. Эта картина - редкий пример в киноискусстве, когда реальное время зрителя (прдолжительность сеанса) практически целиком совпадает со временем героя.

Таким образом, режиссеры, вышедшие из стилистики документального кинематографа, совершенно отошли от хроникального, оказавшись на стороне субъективного психологизма и эстетизируя не факты и события, а перемену чувств и настроений. Апофеозом этой тенденции стал фильм без героя, " фильм про ничто" – " Корабль-ночь" М. Дюрас.

На противоположной стороне находилась группа Cinema-Verite (киноправда), представители которой (Ж. Pox, E. Морин, К. Маркер) исповедывали фанатичный объективизм. В своих фильмах (" Хроника одного лета", " Прелестный май" ) режиссеры стремились исследовать реальность без какого-либо вмешательства. Схватить жизнь " горячей", постичь аутентизм человеческого существования они пытались с помощью скрытой ручной камеры и высокочувствительной пленки, не требовавшей искусственного освещения.

Третью группу " новой волны" составили журналисты и кинокритики (К. Шаброль, Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годар, Э. Ромер), хорошо знавшие киноклассику и выросшие, по определению Ж.-Л. Годара, в Музее кино. Во главу угла своего кинематографа эти режиссеры поставили молодежный анархизм. В лице своих героев авторы отстаивали право на бунт - жестокий, нелицеприятный, символизирующий абстрактную свободу действия. " Дети Маркса и кока-колы" (Годар) не стремились что-либо реформировать. Они были нигилистами, не принимающими на себя никаких обязательств, и исповедовали идею " немотивированного акта": немотивированность преступления, немотивированность риска, немотивированность благородства. Таков подросток Антуан из фильма " 400 ударов" Ф. Трюффо, таков Мишель из картины Ж.-Л.Годара " На последнем дыхании". Романтическим апофеозом бунтаря-одиночки стал фильм Годара " Безумный Пьерро" (1963), когда герой, обмотав свое тело лентой из динамита, доходит до абсолюта отрицания - отрицания себя.

Ф. Трюффо (1932-1984) в первых картинах (" 400 ударов", " Стреляйте в пианиста", " Жюль и Джим" ) активно исповедовал художественные принципы " новой волны". Но с течением времени режиссер становится " благоразумен, скромен и классичен в той же мере, в какой был неистов и несправедлив в своих критических статьях", что доказывают его изящные мелодрамы " Украденные поцелуи" (1968), " Зеленая комната" (1978), " Последнее метро" (1980), " Соседка" (1981).

К. Шаброль (р. 1930) постепенно ушел от вызывающего образа французской провинции с ее скукой, дикостью и девальвацией человеческой жизни (" Красавчик Серж", " Кузены", " Мясник" ) в область криминальной драмы.

Ж.-Л. Годар (р. 1930) остается наиболее яркой личностью из всего поколения французской " новой волны". Шаг за шагом он выработал своеобразный острый стиль, выражающийся в дискретности (прерывистости) повествования и изображения. Незавершенные эпизоды монтируются в импульсивном ритме, изобразительный образ зачастую асинхронизируется со звуковым. В своих фильмах (" Мужское-женское" (1966), " Китаянка" (1967), " Страсть" (1981), " Имя: Кармен" (1982), " Новая волна" (1987)) режиссер использует нетрадиционную драматургию, где чередуется уличная разговорная речь с литературными цитатами. Словом, Годар обрушивает на экран массу неупорядоченных изображений и звуков, вовлекая их в единый поток, который возмущает, иногда трогает или волнует, а, порой, и смешит. " Связность творчества Ж.-Л. Годара - в самой его бессвязности; он непредсказуем, он противоречит другим и самому себе".

Э. Ромер (р. 1920) практически с первой своей картины - " Булочница из Монсо" (1962) развивает женскую тему в кино, предпринимая глубокий анализ женской души и женской психологии. В 70-е годы он снял цикл из трех фильмов под общим названием " Моральные истории" (" Моя ночь у Мод", " Колено Клер", " Любовь после полудня" ). В 80-е - новую серию картин " Комедии и поговорки" (" Паулина на пляже", " Зеленый луч", " Друг моей подруги" ). Это творческое наследие режиссера позволяет определить специфику его авторского стиля. Его герои - самые обычные люди в самых обычных жизненных ситуациях - много размышляют и мало двигаются. Действие сконцентрировано в характере диалогов, в способе их построения. Однако речь персонажей не открывает " золотых истин", ибо слово не выражает мысли, а служит средством передачи внутреннего сомнения. Композиция большинства фильмов Ромера подчинена форме личного дневника: сумма дней (диалогов) героя, что, в свою очередь, определяет рубленый ритм повествования. " Вы говорите, что мои фильмы литературны: вещи, о которых я говорю, могут быть изложены в романе... Но я не говорю, я - показываю".

Оценивая общий вклад " французской новой волны" в историю кино, представители разных творческих поколений расходились во мнении. Молодежь поддерживала бунтарский дух и авангардистский прорыв начинающих режиссеров. Корифеи французской кинематографии, наоборот, приуменьшали интеллектуальное и гуманистическое значение новых фильмов. Так, Ж. Кокто, задавая вопрос: " Чего хочет " новая волна"? - тут же на него и отвечал: " Места после старой". Однако бесспорно, что " новая французская волна" вынесла на экран множество незнакомых ранее человеческих типов, заметно обновила галерею лиц французского кино, изменила представление о красоте и киногеничности, о современном социопсихо-физическом облике артиста. Классическим примером стал Ж.-П.Бельмондо, чье появление на экране поначалу воспринималось как вызов канонам кинематографического героя.

Классический период " новой волны" охватывает шесть лет. В 1958-59 годах появилась серия фильмов, ставших своеобразным художественным манифестом этого течения, - " Красавчик Серж" и " Кузены" К. Шаброля, " 400 ударов" Ф. Трюффо, " Хиросима, моя любовь" А. Рене, " На последнем дыхании" Ж.-Л. Годара. А уже в 1964 году на экраны вышел фильм " Париж глазами..." - плод коллективного труда лидеров " новой волны": Годара, Шаброля, Ромера, Руша. Собрав под единым названием шесть самостоятельных новелл, авторы " дописали" последнюю разрозненную главу " французской новой волны", которая в середине 60-х годов растворилась в общем кинематографическом потоке. Одни ее представители оказались безнадежно забытыми, другие – достигли в своем творчестве высокого класса.


 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  2. A. Смещение суставной головки через вершину суставного бугорка на передний его скат
  3. A.27. Процедура ручной регулировки зеркала заднего вида
  4. A.32.4. Дисплей системы автоведения
  5. A.7.7. Модуль 5: Манометры и световые индикаторы тормозной системы
  6. B. С нарушением непрерывности только переднего полукольца
  7. Cсрочный трудовой договор и сфера его действия.
  8. F. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  9. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  10. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  11. I. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
  12. I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь