Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема Второй мировой войны в советском кинематографе



В первые послевоенные годы перед мастерами киноискусства встала задача воплотить в своих произведениях исторические события Отечественной войны. Эта задача далеко не всегда получала правильное разрешение. В таких постановочных фильмах, как " Падение Берлина" (1950 г., 1-2-я серии, реж. М. Чиаурели) и " Сталинградская битва" (1949 г., 1-2-я серии, реж. B. Петров), смысл великих побед был воплощён неполно, односторонне, по преимуществу как результат стратегической мысли советских военачальников. За многочисленными постановочными эффектами, грандиозными баталиями и штабными сценами зрителям трудно было в этих фильмах разглядеть подвиг советского солдата и образ советского народа-победителя.

В послевоенные годы на экранах нередко появлялись помпезные, схематичные, " лакировочные" фильмы. Это объясняется, с одной стороны, неверной художественной политикой руководства кинематографии тех лет, стремившегося за счёт сокращения количества создаваемых фильмов выпускать эффектные кинобоевики, а с другой, - получившей тогда известное распространение теорией " бесконфликтности".

Однако эти отрицательные тенденции, разумеется, не могли остановить поступательного движения киноискусства. В лучших фильмах послевоенных лет продолжали плодотворно развиваться традиции социалистического реализма. Наиболее значительный - 2-серийный фильм " Молодая гвардия" (по роману А. Фадеева) о героях Краснодона, поставленный режиссёром Герасимовым. В этом фильме снималась группа молодых актёров - И. Макарова, C. Гурзо, Н. Мордюкова, С. Бондарчук, Л. Шагалова, В. Тихонов, Г. Юматов, Е. Моргунов, К. Лучко, М. Крепкогорская, Т. Носова, В. Авдюшко. В постановке ф. также участвовали режиссеры-практиканты ВГИКа: Е. Бегалин, Ю. Егоров, Г. Победоносцев, Т. Лиознова и др.

Подвиг, мужество советских людей в годы Отечеств, войны нашли проникновенное воплощение в фильме " Повесть о настоящем человеке" (1948 г.) по повести Б. Полевого, режиссер Столпер, а также в лучших приключенческих фильмах - " Подвиг разведчика" (1947 г., реж. Барнет) и " Смелые люди" (1950 г., реж. Юдин).

Широкое признание получили фильмы по-новому осмыслявшие подвиг народа в Отечеств, войне: " Солдаты" (1957 г., реж. А. Иванов, по повести В. Некрасова " В окопах Сталинграда" ). Тема верности, моральной чистоты и гражданского мужества с огромной эмоциональной силой прозвучала в фильме " Летят журавли" (1957 г., реж. Калатозов, операт. С. Урусевский). Суровость интонаций характерна для филма " Дом, в котором я живу" (1957 г., реж. Л. Кулиджанов, Я. Сегель) и " Баллада о солдате" (1959 г., реж. Чухрай). О несгибаемой воле, жизнеутверждающем гуманизме советского солдата рассказывает фильм " Судьба человека" (1959 г., по М. Шолохову, реж. С. Бондарчук). Философскими раздумьями проникнуты фильмы о войне: " Мир входящему" (1961 г., реж. Алов, Наумов), " Вступление" (1963 г., реж. Таланкин), " Иваново детство" (1962 г., реж. А. Тарковский).

Традиции фильмов военных лет были продолжены в картинах: " Повесть пламенных лет" (1961 г., реж. Солнцева, по сцен. Довженко) и " Живые и мёртвые" (1964 г., реж. Столпер, по роману К. Симонова), они возвращают зрителей к трудной правде о жестоких испытаниях и подвиге народном.

***

Многонациональный отряд советских кинематографистов сплоченно работал в суровые годы Великой Отечественной войны. Художественно-публицистические короткометражные фильмы «Боевые киносборники» создавались мастерами всех национальных кинематографий нашей страны.В годы войны был создан целый ряд художественных фильмов, отразивших борьбу советского народа с фашистскими захватчиками. «Секретарь райкома» (1942) И. А. Пырьева, «Она защищает Родину» (1943) Ф. М. Эрмлера, «Радуга» (1944) М. С. Донского посвящены самоотверженной партизанской борьбе в тылу врага; «Два бойца» (1943) Л. Д. Лукова — героической обороне Ленинграда. Образы советских людей, самоотверженно борющихся с врагом, создали в этих фильмах В. В. Ванин, М. И. Жаров, В. П. Марецкая, Б. Ф. Андреев, М. Н. Бернес.

Нелегким для советского кино стало первое послевоенное десятилетие. Однако при всех трудностях, связанных с восстановлением народного хозяйства, при всей ошибочности тогдашней политики «малокартинья» был создан целый ряд значительных фильмов.

Тема Великой Отечественной войны претворяется в многонациональном советском кино в произведениях самых разных жанров — от лирической повести до масштабной эпопеи. Уже сразу после окончания войны были созданы киноленты о подвигах советских людей в военную годину: «Подвиг разведчика» (1947) Б. В. Барнета, «Повесть о настоящем человеке» (1948, по одноименной повести Б. Н. Полевого) А. Б. Столпера. Главные роли в этих фильмах — советского разведчика Федотова и мужественного летчика Алексея Мересьева — с успехом сыграл П. П. Кадочников.

Героической борьбе юношей и девушек Краснодона с фашистскими оккупантами посвящен фильм «Молодая гвардия» (1948) С. А. Герасимова.

Лучшие фильмы о войне 50-х гг. раскрывают «судьбу человека» — советского солдата, ценой тяжелых испытаний завоевавшего победу, не сломленного в жестокой борьбе и не утратившего своей человечности. За экранизацию рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» и проникновенное исполнение в ней роли рядового солдата Ивана Соколова (1959) режиссер и актер С. Ф. Бондарчук был удостоен звания лауреата Ленинской премии. Образ другого солдата — Алеши Скворцова, трогательного в своей молодости, чистоте и бесстрашии, создал артист В. С. Ивашов в фильме «Баллада о солдате» (1959), поставленном Г. Н. Чухраем, который также был отмечен Ленинской премией за эту режиссерскую работу.

В 1965 г. на экранах страны появился фильм «Отец солдата» грузинского режиссера Р. Д. Чхеидзе. Герой картины — пожилой крестьянин Георгий Махарашвили отправляется из своей кахетинской деревни в далекий путь, в прифронтовой госпиталь, где лечится после ранения его сын. Главную роль вдохновенно, ярко, по-народному мудро исполнил актер С. А. Закариадзе. И не случайно за эту свою актерскую работу С. А. Закариадзе получил Ленинскую премию.

С интересом был встречен зрителями фильм «Летят журавли» (1957) режиссера М. К. Калатозова, в котором с большой эмоциональной силой поставлены проблемы мужества и стойкости, верности, моральной чистоты. Главные роли в картине исполнили А. В. Баталов и Т. Е. Самойлова. Событием явилось появление фильма «Иваново детство» (1962) А. А. Тарковского.

Наряду с картинами о рядовых героях войны в советском кино продолжалось создание эпических, масштабных произведений. Это «Повесть пламенных лет», поставленная Ю. И. Солнцевой по сценарию А. П. Довженко (1961); «Живые и мертвые» (1964) А. Б. Столпера по роману К. М. Симонова; киноэпопея «Освобождение» (1970—1972, 5 фильмов) в постановке Ю. Н. Озерова, убедительно показывающая решающую роль СССР в разгроме гитлеровской Германии.

 

Тема Второй мировой войны в западном кинематографе

В истории первой половины 1940-х, наверное, нет ничего или почти ничего, не связанного со Второй мировой войной; соответственно, кинопроизводство большинства стран было переориентировано на военные нужды – на агитацию и хронику. Поэтому на первое место выходит документалистка: в Советском Союзе, в Великобритании, в Соединенных Штатах, где ведущие режиссеры игрового кино – такие, как Форд, Джон Хьюстон, Уильям Уайлер – снимали документальные фильмы о различных битвах, а под руководством Капры были созданы семь полнометражных неигровых картин под общим названием Почему мы сражаемся (Why We Fight, 1942–1945).

 

Тарковский

В основе фильмов Андрея Тарковского остро и напряженно поставленная альтернатива добра и зла, веры и неверия в человека, философский спор, всегда разрешающийся в пользу гуманистической и оптимистической истины.

«Иваново детство» (1962, по мотивам рассказа В. Богомолова «Иван», «Золотой лев св. Марка» на кинофестивале в Венеции, 1962 и более 10 призов на других кинофестивалях) сделало имя Андрея Тарковского знаменитым, а его метафоричный новаторский киноязык — объектом споров и киноведческих изысканий. Кинорассказ о десятилетнем разведчике построен на контрасте между естественной гармонией детства и уродливой стихией войны, историческая конкретика которой перерастает во вневременной конфликт между жизнью и смертью, светом и тьмой. Война (Great Patriotic War) увидена как конечная точка Истории — Апокалипсис. «Иваново детство» заявило о кинематографе Андрея Тарковского как об эстетическом и нравственном феномене — с единой генеральной темой — ответственности человека перед всем ходом Истории.

Картина «Страсти по Андрею» (1966, приз на кинофестивале в Канне, 1969), включенная в список 100 лучших фильмов в истории кино (1978), подверглась сокращениям и вышла на экраны в 1971 году под названием «Андрей Рублев». Жизнь великого иконописца стала отправной точкой для размышлений о судьбе художника в России. Сама Россия 15 века предстает в трагической обыденности. А. Тарковский стремился, по его словам, к правде прямого наблюдения, достигая эффекта почти документальной достоверности. Грандиозные массовые и батальные сцены отличает виртуозная организация внутрикадрового движения. Постановочный размах сочетается с классической красотой каждого кадра. В целом фильм представляет собой размышления русского интеллигента 1960-х годов о феномене России, о народе, непостижимо выживающем в условиях непреходящей катастрофы.

В «Солярисе» (1972, по роману Станислава Лема, «Серебряная пальмовая ветвь» и приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1972) Тарковский обращает свой взгляд в будущее, чтобы обнаружить в нем непреложные ценности: красоту земного пейзажа, патриархальный уют дома, бессмертные произведения искусства и неизменность нравственного закона.

«Зеркало» (1975) — автобиографический фильм, построенный на воспоминаниях о детстве, матери и отце — замечательном поэте Арсении Тарковском, чьи стихи звучат за кадром. Фильм, лишенный линейного повествования, построен на изощреннейшем ассоциативном монтаже. Рядом с глубоко личными мотивами здесь присутствует живое дыхание истории. Интимные воспоминания перемежаются событиями мирового значения, запечатленными в редких малоизвестных хроникальных кадрах.

В «Сталкере» (1979, по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине», премия экуменического жюри кинофестиваля в Канне, 1982) причудливый кинематографический язык Тарковского претерпевает ряд изменений, становясь внешне аскетичным, но технически более сложным. Фильм предельно очищен от внешних примет фантастического жанра. Изображение почти монохромно, некоторые планы небывало длинны по метражу, движение внутри кадра порою почти незаметно. И если это фильм-путешествие, то скорее всего, в пространстве человеческой души.

«Ностальгия» (1983, Италия-Франция, Гран-при, приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1983) рассказывает о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине. Фильм снят в той же, внешне аскетической манере, адекватно передающей душевный кризис героя. В картине отчетливо звучит мотив личной жертвы, который получит развитие в шедевре «Жертвоприношение» (1986, специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1986), снятом в Швеции и ставшим последним фильмом Тарковского, его завещанием.

Герой фильма жертвует личным благополучием — сжигает свой дом, оставляет семью и горячо любимого сына, обрекает себя на молчание — по обету, данному Богу, чтобы спасти человечество от атомной катастрофы. Именно такое, полное и самозабвенное, жертвоприношение представляется режиссеру венцом и смыслом жизни.

 

Довженко

В кино с 1925. В то время сблизился с украинской киноорганизацией ВУФКУ (Всеукраинское Фото Кино Управление) и начал с ним сотрудничать. В то же время готовится к работе над мультипликационным фильмом. Этот замысел не был реализован. Первые его фильмы выполнены в жанре социальной комедии, популярной и востребованной в то время. В 1926 вышла на экраны сатирическая комедия Вася-реформатор (автор сценария и сорежиссер А.Довженко, режиссер Ф.Лопатинский), разоблачающая некоторые стороны нэповского быта. Фильм не сохранился.

В 1926 закончил сценарий к комедийному фильму Парикмахер Жанн Ковбасюк(позднее получившего название Ягодка любви), и в том же году фильм вышел на экраны. Ягодка любви – трюковая эксцентрическая комедия о приключениях парикмахера, который не желает выплачивать алименты. Вскоре начинает работать над фильмом Сумка дипкурьера, о подвиге советских дипломатов, которые по поручению Советского посольства в Англии везут в Ленинград ценную дипломатическую почту. В этом фильме он сам выразительно сыграл скромную роль кочегара.

В 1927 в Одессе начинает съемки фильма по сценарию Йогансена и Юртика (Ю.Тютюнника) Звенигора (Заколдованное место), но почти в полном объеме перерабатывает сценарий «впоследствии чего авторы демонстративно «сняли» свои имена с титров», – писал в своей Автобиографии Довженко. Этим фильмом о вечной мечте украинского народа о воле и счастье он закладывает фундамент нового направления в киноискусстве – украинского поэтического кино. В своем творчестве он будет последовательно развивать это направление, которое станет в украинском киноискусстве, поэзией человеческих судеб. Он был первым и последним мастером среди украинских режиссеров, которого еще при его жизни назовут кинопоэтом.

В 1928 начинает работу над сценарием фильма Арсенал (Январское восстание в Киеве в 1918 году). «Думаю побить „Звенигору" и уже даже уверен, что побью. Фильм … – синтез 17-го года на всей Украине. О человеческих поступках», – писал Довженко. Фильм Арсенал – это историко-революционная эпопея, рассказывающая о действительности положения, в котором находился украинский народ со времен первой мировой войны и до восстания большевиков завода «Арсенал» против войска Украинской Народной Республики, в Киеве. Уже с этой работы в его творчестве приобретают четкие черты характеры его героев и это далеко не только революционный пафос, это и человеческие трагедии, переживания, победы и поражения. ЧЕЛОВЕК, его значимость в исторической и социальной обстановке – главные отличительные черты творчества Довженко.

8 апреля 1930 вышел на экраны его новый фильм Земля, снятый на только что построенной Киевской кинофабрике, рассказывающий об украинском селе времен «раскулачивания», о трагедии тракториста Василя, который погибает от рук своего односельчанина «куркуля» Хомы. Во французской газете «Синемонд» (январь, 1930) Макс Фальк писал в своей статье: «Я ценю Довженко, как выдающегося современного советского кинорежиссера…».

Всего за четыре года, с 1926 по 1930 творчество Довженко претерпевает кардинальные изменения, от легких социальных комедий до социальных и личностных трагедий, перелома человеческих судеб в новой исторической реалии. Главные роли в фильме Земля сыграли известный украинский актер театра и кино Степан Шкурат, С.Свашенко и Ю.Солнцева. Многочисленные отзывы в прессе на фильм Земля были порой очень спорные и критические, часто можно было встретить прямые обвинения в натурализме. Впоследствии, в 1958, по результатам международного опроса критиков «Бюро по вопросам истории кинематографа» на Всемирной выставке в Брюсселе, этот фильм в числе двенадцати других картин, был признан лучшим фильмом всех времен и народов.

В 1932, в Киеве на экраны вышел звуковой фильм Иван о становлении советского человека под влиянием коммунистической идеологии: «… за двадцать дней написал неудачный сценарий „Иван" и начал съемки». Он очень критически отзывался об этой своей работе: «Это был мой первый звуковой фильм, снятый на очень плохой аппаратуре…»

Но в то же время, развивая тему «нового человека», начинает работу над сценарием к фильму о Дальнем Востоке. В 1934 сценарий к фильму Аэроградбыл утвержден и запущен в производство. Съемки фильма проходят на Дальнем Востоке, а затем в павильонах Москвы. Задача фильма – рассказать о борьбе советских людей с врагами социализма на дальних границах страны. В этой борьбе побеждает «новый» человек и новые идеи. В тайге строится новый город – форпост обороны СССР около восточных границ государства.

В 1939 вышел на экраны фильм Щорс (автор сценария и режиссер А.П.Довженко, сорежиссер Ю.Солнцева). В ролях: Е.Самойлов, И.Скуратов, Л.Ляшенко и др. Съемки проходили в селах Великая Богачка и Яреськи, Полтавской области. Это историко-героическая драма об эпохе гражданской войны на Украине. В фильме много юмора и сарказма, трагическое и комедийное гармонично объединяется в характерах персонажей, которые многим напоминают героев повести Н.ГоголяТарас Бульба. Картина имела большой успех: «По свидетельству самого Довженко, за весь период проката фильма, было продано 31 миллион билетов» – из воспоминаний М.В.Куценко в книге Страницы жизни и творчества А.П.Довженко.

Начиная с 1939 пробует себя, как режиссер документального кино. Во главе съемочной группы он выезжает на Западную Украину для проведения съемок документального фильма Освобождение, рассказывающего о войне за воссоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Важность работы Довженко в кинодокументалистике трудно переоценить. Довженко был первым из крупных мастеров художественного кино, принявшим участие в разработке художественных средств военной кинопублицистики. В 1943 завершил работу над документальным фильмом Битва за нашу Советскую Украину. «Мы работали с Юлией, этот фильм больше для всего мира, меньше для наших зрителей», – писал он в своем «Дневнике». В это же время заканчивает работу над киноповестью Украина в огне. Украина в огне – это откровение Довженко. Сценарий фильма  кульминация его литературного творчества. Довженко решился рассказать горькую правду о советском бюрократизме и халатности, которые привели к гибели сотен и тысяч неповинных людей в военное время на Украине: «Земля наша украинская, мученица наша, в огне ты, в огне! ». Нокиноповесть была запрещена для печати и для постановки с формулировкой, что «это вылазка против нашей партии, против Советской власти, против колхозного крестьянства, против нашей национальной политики. Книга отражает враждебную идеологию автора».

Его освободили от обязанностей художественного руководителя Киевской киностудии, но позволили поставить фильм по сценарию Жизнь в цвету(Мичурин). В 1948 фильм будет показан для общественности, в Доме кино, в Москве. А перед этим, была работа над документальным фильмом Победа на Правобережной Украине, который вышел на экраны в начале 1945. Этот фильм – историческая хроника, посвященная стремительному наступлению советских войск на запад. Использован большой хроникально-документальный материал, отснятый на разных фронтах. Биографический фильм Мичурин – последнее, большое произведение Довженко, фильм о жизни и деятельности известного биолога И.Мичурина. «Я начал эту работу перед войной и сейчас вернулся к ней, как к теплому родному дому», – вспоминал он впоследствии. Как отмечают исследователи творчества А.П.Довженко, Мичурин являлся в то время, новым этапом в формировании биографического жанра в советском киноискусстве.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1410; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь