Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема Холокоста в западном кино



В англоязычных странах более популярным был шестнадцатиминутный сюжет «В нацистской Германии» хроники «Время на марше» (январь 1938 года), где были отображены примеры антисемитской политики, но, как писал британский критик, «никаких антисемитских бесчинств».

Начиная с 70-х годов, интерес к еврейской теме в популярной культуре Запада постепенно возрастал. Но попытки передать разнообразие еврейского опыта, в своем большинстве, ограничивались картинками из жизни еврея, ничем практически не отличающегося от других людей. К примеру, в американском фильме Ридли Скотта «Гангстер» (2007 г.) один из главных героев, еврей-детектив Ричи Робертс (актер Рассел Кроу) — личность неординарная. Среди других персонажей он выделяется тем, что носит магендавид. но в остальном, в одежде, манерах и поведении, он — такой же, как его коллеги из полицейского отделения.

Неоспоримый факт, что евреи заняли ведущие позиции в американском кинопроизводстве. Среди них — известные актеры, режиссеры, киносценаристы, продюсеры и директора киностудий. Но они растворяются в общей массе. Потому что предпочли жить, как все, ассимилировавшись в американской культуре. Отсюда — и их безликая продукция. Безликая — в том смысле, что изображаемое ими еврейство не имело характерных черт. Возможно, они чуть больше внимания уделяли еврейским темам и проблеме антисемитизма в Западном обществе. Однако в целом — стремились вписаться в американский социальный и культурный контекст. В частности, как уже говорилось, евреи-актеры избегали играть роли евреев и т.п.

 

Положение начало меняться в конце 1960-х и в 1970-е годы, когда известные американские актеры, евреи по происхождению, начали сниматься в ролях, воссоздающих образы евреев. Так Род Стайгер сыграл роль еврея, пережившего Холокост (во время Второй мировой войны персонаж Стайгера был в концлагере, потерял близких, но сам выжил) в фильме Сиднея Люмета «Ростовщик» (1964 г.). Ричард Бенджамин — в мелодраме Ларри Пирса «Прощай, Колумб» (1969 г.) и т.д.

 

Однако подлинный переворот в трактовке еврейских образов в кино совершил все же именно Вуди Аллен, придумавший новый художественный образ. В его фильмах еврейскую самоидентификацию определили комики. На киноэкранах появились нервные, суетливые евреи из среды иммигрантов, вечно попадающие в щекотливые и забавные ситуации, зачастую связанные с их неприспособленностью к жизни в Америке.

 

Смешные герои-евреи надолго стали самыми популярными в западном комедийном кино. «Эти образы создаются исключительно ради смеха, — подчеркивалось в многочисленных рецензиях. — Публика поверила, что Аллен изображает в них себя, и оценила его самокритичность и умение превратить собственную незадачливость в шутку».

Вскоре в американском кинопроизводстве у Вуди Аллена появились последователи — известный мастер кино-пародии Мэл Брукс, знаменитый комик Адам Сандлер, уже упомянутый Джадд Апатов и другие. Однако, в отличие от персонажей Аллена, следующее поколение еврейских «шутников» более уверено в себе, комфортно ощущает себя в Америке и полностью ассимилируется в американской реальности.

 

Антифашистское кино

Первый «эмигрантский» фильм был начат еще в Германии. После гитлеровского переворота Златан Дудов как иностранец (он родился в Болгарии) мог поначалу оставаться в Берлине, где маленькая английская фирма предложила ему постановку короткометражной ленты «Мыльные пузыри». Дудов воспользовался предложением и снял сатиру на немецкое бюргерство. «Чтобы жить, нужны иллюзии», — утверждает мелкий буржуа. И вот все его иллюзии разлетаются вдребезги, когда приходит фашизм, на который он возлагал такие надежды.

Когда нацисты заинтересовались работой Дудова, режиссеру пришлось покинуть страну. Заканчивал он «Мыльные пузыри» уже во Франции. Интернациональная пресса приветствовала появление первого немецкого «эмигрантского» фильма не только как очередную удачу уже известного режиссера (в 1932-м он сделал «Куле Вампе»), но и как политическую антифашистскую акцию.

В 1934 году в Лондоне был экранизирован роман Фейхтвангера «Еврей Зюс», тема которого приобрела горькую актуальность. Снимал фильм немецкий режиссер Лотар Мендес, еще в 20-е годы уехавший в Голливуд. Огромный успех фильма связан не только с его тематикой и направленностью, но, в немалой степени, с прекрасным исполнением героя эмигрировавшим из Германии прославленным Конрадом Фейдтом. Нацисты назвали эту картину «неслыханной еврейской наглостью».

 

Многие известные немецкие писатели и деятели искусства эмигрировали в Америку. Среди них — Томас и Генрих Манны, Фейхтвангер, Верфель, Эйслер; кинематографисты — Фриц Ланг, Уильям (Вильхельм) Дитерле, Карл Фройнд, Пауль Хенрайд, Петер Лорре, Конрад Фейдт, Курт Бойз, Илька Грунинг… В 30-е годы в Голливуде неохотно обращались к антифашистской теме. В 1936 году Ланг снимает «Ярость», направленную против суда Линча в Америке и ассоциировавшуюся с положением в Германии. В 1938 году Уильям Дитерле предпринимает попытку — судя по отзывам прессы, неудачную — отразить в фильме «Блокада» войну в Испании. Фильм, как утверждают исследователи, оказался «опереточным», далеким от страшной действительности[1].

В 1942 году Эрнст Любич, знаменитый немецкий режиссер-комедиограф, переехавший в Голливуд еще в 20-е годы, снимает антифашистскую комедию «Быть или не быть» об актерах польской театральной труппы, ловко одурачивающих гестапо в оккупированной Варшаве.

Вероятно, самой мощной политической и антифашистской акцией кинематографистов-эмигрантов в Америке должен был стать фильм «Палачи тоже умирают», замысленный Брехтом и Лангом на следующий день после покушения чешских антифашистов на Гейдриха, то есть 28 мая 1942 года.

Конфликт между Брехтом и Лангом возник моментально и привел к тому, что Ланг делал «Палачей» с другим сценаристом. Конфликт напоминал старую историю с «Трехгрошовой оперой»[2]. Брехт стремился к политическому, действенному, революционному — по содержанию и по форме — кинематографу, переводил сценарий на монтаж массовых, народных сцен. Ланг, отлично знавший вкусы публики, в том числе американской, боялся отпугнуть ее «левизной», пытался склонить Брехта к большей «традиционности». Вообще все попытки Брехта сотрудничать с Голливудом — а их было много — не привели ни к каким результатам. Практически все его сценарии остались нереализованными. Заявки не принимались[3].

Тем не менее «Палачи тоже умирают» Ланга стал одним из немногих антифашистских фильмов Америки во время второй мировой войны.

В 1944 году Фред Циннеман экранизирует роман Анны Зегерс «Седьмой крест». Снимал фильм один из ведущих немецких операторов Карл Фройнд. В этом фильме единственный раз за все пятнадцать лет эмиграции снялась великая актриса «эпического театра» Елена Вайгель. Главную роль играл Спенсер Трейси. Политическое звучание романа в картине было приглушено, однако антифашистская ее направленность не вызывала сомнений.

 

Еще в конце 20-х годов в Советский Союз переезжает актер Ханс Клеринг, снявшийся во многих советских фильмах (от «Окраины» Барнета до «Радуги» Донского).

Основной «базой» работы немецких кинематографистов в Москве стал «Межрабпомфильм», который еще в 20-е годы был партнером прокатной и производственной кинофирмы «Прометеус» — через Международную организацию рабочей помощи (Межрабпом).

Уже в начале 30-х на студию приезжали немецкие кинематографисты. В 1931 году Пискатор задумал экранизировать здесь новеллу Зегерс «Восстание рыбаков «Святой Барбары»». Этот фильм, по мысли Пискатора, должен был указать путь рядовому немецкому обывателю в сторону пролетариата. Поначалу Пискатор делал картину тольсо с немецкими актерами. Но пожар на съемочной площадке, плохая погода и связанные с этим затяжки съемочного периода лишили Пискатора некоторых актеров, в первую очередь Пауля Вегенера. Пришлось прекратить съемки. Только в 1934 году, уже в качестве эмигранта, Пискатор смог завершить свой единственный фильм — но уже с советскими актерами. Позже Пискатор говорил: «Этот фильм был закончен — из-за столь неблагоприятных условий — только тогда, когда он уже был ненужен»[4].

 

Фильм Вангенхайма «Борцы» — первая непосредственно антигитлеровская, антифашисткая картина, центральной сценой которой была речь Георгия Димитрова на Лейпцигском процессе.

Интересна история создания этого фильма.

В марте 1934 года в Москву приехал герой Лейпцигского процесса, выпущенный нацистами благодаря деятельности широчайшего интернационального фронта солидарности с болгарским коммунистом. Среди эмигрантов-кинематографистов возникает идея сделать документальный фильм о Димитрове. Идея эта увлекала Йориса Ивенса. Давнишний соратник Димитрова, писатель и литературовед Альфред Курелла вызывается помочь Ивенсу. Но доступа к немецкой хронике нет. Тогда известный «левый» режиссер театра Веймарской республики, создатель швейцарской «Труппы 31» (кстати, именно в ней готовилась первая постановка «Профессора Мамлока» Вольфа), политэмигрант и анитифашист Густав фон Вангенхайм решает поставить игровой фильм о Димитрове и международной солидарности. Сценарий был принят на «Межрабпоме». Кроме того, он получил высокую оценку крайне заинтересовавшегося им Горького. В фильме снимались немцы-эмигранты. Профессиональные актеры, такие, как Генрих Грайф и Роберт Трёш, Александр Гранах, Лотте Лёбингер, знаменитый Эрнст Буш, который в это время записывал пластинки в Москве, писатели Курт Трепте и Фриц Эрпенбек. Участники рабочих агтипропгрупп «Колонне Линкс» и «Ротен Ракетен». И просто люди, не имеющие к актерской работе никакого отношения. Среди последних была жена Фридриха Вольфа Эльза и десятилетний Кони — будущий знаменитый кинорежиссер ГДР Конрад Вольф. На озвучании фильма работали Эрвин Гешоннек, Хедда Циннер и Ханс Клеринг. Димитров согласился произнести часть своей лейпцигской речи перед камерой в Москве. Анри Барбюс повторил свое парижское выступление в защиту Димитрова в павильоне «Межрабпомфильма».

В 1938 году на «Ленфильме» экранизируется антинацистская пьеса Фридриха Вольфа «Профессор Мамлок». Вольф сам переделал пьесу в сценарий. Ставили фильм ленинградский режиссер Адольф Минкин и Герберт Раппапорт, австрийский режиссер, который в конце 20-х годов работал в Германии (в том числе и с Пабстом), а потом эмигрировал в Советский Союз. В главной роли снимался замечательный советский актер Семен Межинский. «Профессор Мамлок» Минкина и Раппапорта прошел с большим успехом по экранам не только Советского Союза, но и Америки, Франции, Мексики, Англии, Австралии… Американские критики сравнивали его с «фанфарами, созывающими на борьбу с насилием и террором гитлеризма».

 

В конце 1935 года Ханс Роденберг начал на «Межрабпомфильме» снимать картину по собственному сценарию «Нелегальный» — о подпольной работе Коммунистической партии в гитлеровской Германии. Сценарий много раз переделывался и уточнялся автором, последний раз — по замечаниям Вильгельма Пика, руководителя Немецкой компартии в изгнании. Роденберг задумал сделать фильм с немецкими актерами. На главные роли были утверждены Генрих Грайер и театральная актриса Ханни Шмитц, в то время жена Роденберга. Для участия в картине были приглашены актеры из Австрии. Но через три дня после начала съмок их пришлось прекратить. Закрылась студия «Межрабпомфильм». Дело в том, что с начала 20-х годов Межрабпом был связующим звеном Советского Союза с Веймарской республикой, а «Межрабпомфильм» и «Прометеус» — советской кинематографии с немецкой. Естественно, что после 1933 года эти политическая и культурная функции Межрабпома перестали быть актуальными. Нацисты ликвидировали в Германии Межрабпом и все относящиеся к ней организации — в том числе и кинофирму «Прометеус». Распались и отделения Межрабпома в странах Европы и в Америке. Поэтому и киностудия Межрабпома в Москве прекратила свое существование. Впрочем, были тому и внутренние причины (см. о них в публикации Гюнтера Агде «Сталин смотрит фильм Пискатора»). Так или иначе замысел Роденберга остался незавершенным, о чем он с сожалением вспоминал в конце жизни в мемуарах, вышедших уже после его смерти6. Глава из них, связанная с работой в «Межрабпомфильме», также предлагается вниманию читателей.

Кино стало орудием борьбы. Здесь проявили себя прежде всего наши документалисты, камера в их руках стала оружием, они были в передовых частях действующей армии, многие из них отдали жизнь как солдаты. Уже в ходе войны появились и страстные игровые картины, среди них такие, как " Секретарь райкома" И. Пырьева, " Она защищает Родину" Ф. Эрмлера, " Два бойца" Л. Лукова, " Радуга" М. Донского. Уже после войны и по горячим ее следам С. Герасимов поставил по роману А. Фадеева фильм " Молодая гвардия", в котором показал предвоенное поколение советской молодежи, вступившей в схватку с фашизмом. Тогда ставилось мало фильмов, и " Молодая гвардия" стала школой молодых кинематографистов, из этой группы вышла целая плеяда мастеров (С. Бондарчук, В. Тихонов, Т. Лиознова, С. Самсонов, Ю. Егоров, Н. Мордюкова, И. Макарова, Л. Шагалова, Г. Юматов, К. Лучко и другие режиссеры и актеры), которые затем сыграли заметную роль в развитии нашего киноискусства.

В 50-е годы и в начале 60-х трактовка темы войны получила - теперь уже с учетом известной исторической дистанции - новые аспекты в таких фильмах, как " Летят журавли" М. Калатозова, " Судьба человека" С. Бондарчука, " Баллада о солдате" Г. Чухрая, " Дом, в котором я живу" Л. Кулиджанова и Я. Сегеля, " Мир входящему" А. Алова и В. Наумова. Психологическая глубина разработки характеров и обстоятельств войны, современные выразительные средства свидетельствовали о новых возможностях советского киноискусства в постижении человека на переломе истории. Фильмы эти, благодаря гуманистической направленности и нова торству формы, получили международное признание, они оказали плодотворное воздействие на разработку антифашистской темы в мировом кино.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь