Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Классические жанры кино: биографическое кино
Биографический фильм – кинематографический жанр, который содержит повествование о жизненном пути знаменитых и известных личностей. Основной целью таких фильмов является показ влияния определенной персоны на факты и события. Если вы являетесь поклонником реальных жизненных историй, лучшие биографические фильмы для вас. Смотреть киноленты, содержащие невыдуманные истории реальных людей позволяют зрителю сопереживать героям и их жизненным ситуациям, брать пример с достойных личностей. Данный жанр предусматривает максимально достоверную передачу информации о личности. В отличие от картин, основанных на подлинных событиях, или исторических фильмов, целью фильма-биографии является не хроникальное освещение случившихся фактов и событий, а влияние конкретной персоны на их исход. В последнее время встречается англицизм байопик (англ. biopic ← biographical picture)[1]. Большинство биографических фильмов — драмы, но некоторые соединяют в себе комедию, экшен и другие жанры. В кинематографе СССР, со свойственными ему идеологической направленностью и воспитательными задачами[2][3], образ персоны в истории освещался с первых дней его становления. Представлены многочисленные оттенки образа вождей в Лениниане и Сталиниане, а также немногих царствующих особ, вклад в историю которых было принято считать позитивными — Пётр I, Ярослав Мудрый, Александр Невский[4]. Несмотря на политизированность и тенденциозность изложения биографических фактов[5], на высоком художественном уровне исполнены образы полководцев и военачальников: «Суворов», «Адмирал Ушаков», «Чапаев» и др. Важную роль в творчестве многих режиссёров занимали жизнеописания классиков российской литературы и искусства: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, Андрей Рублёв и др. Российское кино на первый план выдвигает уже не знаменитых генералов прошлых войн, а рядовых героев, подчас малоизвестных нашим современникам — Мария Бочкарёва, защитники Брестской крепости, Людмила Павличенко. Мировой кинематограф уделял не меньшее внимание роли личности в истории. Многочисленные фильмы посвящены Спартаку, Клеопатре, Чингисхану, Наполеону и огромному числу иных более или менее значимых персонажей. Классические жанры кино: шпионское кино Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и вмирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим иконспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличиешпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важнуюпозицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионскомже внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологическийдетектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива В мировом кино снова актуальна шпионская тема. Шведским режиссером Томасом Альфредсоном экранизирован роман Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон! », в то же время лауреат «Оскара» Брэд Бёрд поставил новую часть боевика «Миссия невыполнима». Несмотря на общую профессию, у действующих лиц «Шпиона» и агента Итана Ханта совершенно разные методы. Первые — реалистичные персонажи, не хватающиеся за пистолет, а оперирующие в основном интриганскими схемами. Хант же — герой экшна, выполняющий опасные трюки и противостоящий безумцам, планирующим погрузить мир в хаос. Пример: Бондиана, Миссия невыполнима, «39 СТУПЕНЕЙ» (1935), «МАНЧЖУРСКИЙ КАНДИДАТ» (1962), Классические жанры кино: детектив Детектив (англ. detective, от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - жанр, произведения которого неизменно содержат иллюстрации преступных деяний, следующего за ними расследования и определения виновных. У зрителя, как правило, возникает желание провести собственное расследование и выдвинуть собственную версию преступления. Детектив — субжанр более общей категории криминальных фильмов. Он фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика в выяснении загадочных обстоятельств преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника до концовки истории, затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника. Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта. Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы, неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера. По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.
Особенности жанра классического детектива: – полнота фактов (к моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение) – обыденность обстановки (условия, в которых происходят события, в целом обычны и хорошо известны читателю) – стереотипность поведения персонажей (поступки предсказуемы, а если персонажи имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю) – существование априорных правил построения сюжета (рассказчик и сыщик не могут оказаться преступниками) Отличительным свойством классического детектива является заложенная в нем нравственная идея, или моральность, отмечающая в разной степени все произведения этого жанра. Детектив заканчивается наказанием преступника и торжеством справедливости. Пример: «Шерлок Холмс», " Молчание Ягнят", " Из Ада", " 9 Врата", " Пила", " Убийцы", " Телохранитель", " Игры Разума", " 23". Газовый свет, Саботаж.
Боевик Боевик — этот жанр иллюстрирует известный тезис «добро должно быть с кулаками». Фильмы этого жанра зачастую не обладают сложным сюжетом. Главный герой обычно сталкивается со злом в самом очевидном его проявлении: преступление, коррупция, терроризм, убийство. Не находя иного выхода, главный герой решает прибегнуть к насилию. В результате уничтожению подвергаются десятки, а иногда и сотни злодеев. «Хэппи энд» (англ. happy end — счастливый конец) — непременный атрибут боевика, зло должно быть наказано. Боевик (как жанр) Один из наиболее популярных киножанров. Имеет множество подвидов - таких, как гангстерский фильм, фильм с боевыми искусствами, шпионский боевик и т. д. Под боевиком (фильмы данного жанра также имеют название " экшен" - от англ. action - " действие" ) понимается фильм, где основное внимание уделяется постановке зрелищных сцен, с большим числом трюков, спецэффектов и т. п., а сюжет построен на противостоянии главного героя (героев) заранее определённым противникам. " Классический" боевик характеризуется следующими признаками: 1) С самого начала фильма есть " хорошие" и " плохие" герои, причём кто " хороший", а кто " плохой", видно сразу. В результате какой-то несложной завязки сюжета в самом начале фильма " хорошие" вынуждены вступать в противостояние с " плохими". 2) Фильм обычно не обладает сложным сюжетом. Основное внимание зрителя должны привлекать зрелищные сцены, снятые с большим числом трюков и спецэффектов. 3) Зло побеждается с помощью насилия. Типичные элементы в боевике - перестрелки, драки, погони и т. п. Во многих голливудских фильмах режиссёры откровенно издеваются над реализмом - герой выживает в самых невероятных ситуациях, сам не получая ни царапины, но при этом укладывая врагов пачками. В замечательном американском фильме " Последний киногерой" (" Последний герой боевика" ) с Арнольдом Шварцнегером в главной роли эти и другие отличия типичного американского боевика от реальности прекрасно показаны и там они сами становятся основой сюжета (герой попадает из " заэкранной" реальности, где всё по-другому, в настоящую, и обнаруживает вопиющие различия). 4) Неизменный " хэппи-энд" - " хороший" герой всегда побеждает злодев (в значительной части случаев попутно спасая мир). Наиболее известные фильмы-боевики «Без лица», «В осаде», «Вспомнить все», «Киллер», «Кобра», «Коммандо», «Крепкий орешек», «Матрица»
33. Любовная драма
34. Исторический фильм Истори́ ческое или костюмное кино — род кинематографа, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса). По времени и характеру действия выделяют несколько специфических разновидностей исторического фильма: Батальное кино — в советском кинематографе особенно распространены были фильмы о Второй мировой войне. Вестерн — родившийся в Америке жанр историко-приключенческого кино, действие которого происходит на Диком Западе в XIX веке. Впоследствии вестерны, адаптированные под национальные особенности, стали снимать и в других странах (см. спагетти-вестерн, истерн). Истерн — советский приключенческий фильм, действие которого происходит на Востоке — в азиатских частях СССР, по преимуществу в период Гражданской войны. Пеплум — высокобюджетные фильмы о древнем мире с пышными костюмами и декорациями, нередко с внушительными массовками. Жанр зародился в Италии, однако наивысшего расцвета достиг в Голливуде в конце 1950-х и начале 1960-х («Бен-Гур», «Спартак», «Клеопатра»). Тямбара — японское кино о самураях, крупнейшим мастером которого был Акира Куросава («Семь самураев», «Трон в крови»). Уся — китайское историко-приключенческое кино с фантастически утрированными восточными единоборствами («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Дом летающих кинжалов»). Фильм плаща и шпаги — костюмное кино с динамичным развитием действия и фехтовальными поединками, зачастую — экранизации романов Дюма либо фильмы о пиратах. На ролях отважных героев и благородных разбойников специализировались Дуглас Фэрбенкс, Эррол Флинн, Жан Маре, Михаил Боярский. В 1930-е годы на амбициозных экранизациях литературной классики сделал себе имя легендарный продюсер Дэвид Селзник. Профинансированный и спродюсированный им фильм «Унесённые ветром» долгое время оставался рекордсменом кассовых сборов. В послевоенное время крупнобюджетные техниколоровые экранизации в селзниковской традиции продолжали снимать голливудский маэстро Дэвид Лин («Лоуренс Аравийский»), французские режиссёры во главе с Максом Офюльсом и итальянец Лукино Висконти («Леопард», «Чувство»). Особую группу исторических фильмов составляют многочисленные экранизации романов Джейн Остин (действие происходит во время Наполеоновских войн) и Чарльза Диккенса (основное место действия —Лондон викторианской эпохи). Они особенно характерны для кинематографа Великобритании, который вообще славится тонкими, тактичными экранизациями литературной классики — от оскароносного «Тома Джонса» до «Опасных связей» Стивена Фрирза. Элегическое настроение при академической выверенности отличает экранизации британской классики, выполненные интернациональным дуэтом Мерчант и Айвори. В области исторического кино предпочитали работать крупнейшие мастера довоенного кинематографа, включая Дэвида Гриффита («Нетерпимость») и Сергея Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный»). В 1950-е и 1960-е гг. корифеи авторского кино не раз переносили действие фильмов в аскетичную обстановку Средних веков, благо она предрасполагала к рефлексии на нравственные и религиозные темы («Сказки туманной луны после дождя», «Седьмая печать», «Андрей Рублёв»). С точки зрения аккуратности исторической реконструкции в кино наметились два подхода. В 1970-е годы популярен был архивно-документальный подход Роберто Росселлини («Приход Людовика XIV к власти»), который достиг апофеоза в «Барри Линдоне» Стэнли Кубрика (1975). В 1990-е годы в моду вошло осовременивание исторических реалий, подчас неброское (как в «Королеве Марго» Патриса Шеро), но в отдельных случаях напрочь стирающее границы между периодами («Эдуард II» Дерека Джармена) или нарочито переписывающее исторические события (пример — сожжение ГИтлера в парижском кинотеатре в «Бесславных ублюдках» Тарантино).
Киноэпопея и кинороман Фильм-эпопея или киноэпопея — жанр кинематографа, в основном игрового кино, относящийся к эпическим жанрам искусства, в котором действия развиваются на фоне исторических моментов или фильм, в котором использованы только исторические моменты. «Жанр соединяет приёмы игрового и документального кино: широкие художественные обобщения, романтическая приподнятость и высокий пафос основываются на особой точности и достоверности в реконструкции исторических фактов, обстоятельств и места действия»[1]. Киноэпопея – наиболее популярный вид исторического фильма, а это один из самых старых киножанров, берущий свои истоки от работ братьев Льюмер, а также уже известного нам Дэвида Уорка Гриффита. Интересно, что эта ветвь в кинематографе развилась очень давно, но обрела землю под ногами только во второй половине двадцатого века. Первая киноэпопея была запечатлена в 1925 году Сергеем Эйзенштейном в его фильме Броненосец «Потемкин». Киноэпопеи снимали в основном с 1925—1990 годы. Этот жанр в наше время больше не воплощается на экран, но по телевидению по прежнему показывают такие киноленты. Известные режиссёры киноэпопей — Сергей Эйзенштейн, Юрий Озеров, Сергей Бондарчук. Чаще всего фильмы-эпопеи называют киноэпопеями, но некоторые все же предпочитают термин фильм-эпопея. Сергей Эйзенштейн является основоположником такого жанра. Не только в Голливуде, но в СССР снимались фильмы-эпопеи. Например, вспомним фильм «Война и мир» режиссёра Сергея Бондарчука. Всего фильм состоит из четырёх частей. Фильм вышел на экраны в 1967 году и был очень успешным в прокате. На создание киношедевра ушло 6 лет, опять-таки большущий бюджет и много сил съемочной группы. *** КИНОРОМАН - специфический жанровый термин, употребляемый в теории кино. Образован по аналогии с соответствующим литературоведческим термином. В отличие от киноновеллы (см.) или киноповести (см.), К. характеризуется, как правило, более широким кругом действующих лиц, более тщательной обрисовкой персонажей, сравнительной неторопливостью развертывания сюжетного действия, композиционной сложностью сочетания различных фабульных линий. В кинематографе этот жанр возник сравнительно недавно, в конце 30-х годов, когда экран овладел звуком в качестве полноправного выразительного средства. В период немого кино, напротив, жизненный материал, охватываемый полнометражным фильмом, признавался адекватным объему литературного рассказа, новеллы, небольшой повести; в то время даже при экранизации романа из него обычно выбирали лишь несколько наиболее выигрышных эпизодов. На первых порах термин " К." применялся именно к экранизациям романов (" Гроздья гнева", " Молодая гвардия", " Тихий Дон" ). В наши дни все чаще и чаще это жанровое определение адресуется фильмам, поставленным по оригинальным киносценариям, напр. " Люди и звери", " Мне двадцать лет", " Рокко и его братья" и т. д. Другое значение термина (аналогично второму значению киноповести) - повествовательное произведение, написанное в манере, близкой киносценарию, но не обязательно предназначенное для экранизации (напр., К. Г. Манна " Лидице" ).
Документальное кино ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО (неигровое кино), род кинематографа, снимающий реальных людей в реальном окружении реального мира, либо сам этот мир с его событиями и явлениями. Документальное кино может быть разных видов: событийная хроника, кинолетопись (съемки, создаваемые не для оперативных новостных журналов, а для истории), кинофиксация для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение), авторская журналистика, наконец – искусство. Последние два вида, в свою очередь, подразделяются на многие жанры: кинорепортаж, киноочерк, киноисследование, социальная кинопублицистика, кинодневник, кинопутешествие, фильм-портрет, кинопроза, кинодрама, киномелодрама, кинокомедия, кинопоэзия, кинотрагедия... Первый фильм, показанный зрителям 28 декабря 1895 братьями Люмьер на бульваре Капуцинов, был документальным: оператор запечатлел прибытие поезда на станцию Ла Сиота. Много позже, когда документальное кино осознá ет себя не только инструментом для хроникальной фиксации жизни, но и самостоятельным видом киноискусства, среди его мастеров станет популярной фраза: «Жизнь талантливее, чем я». Впрочем, поначалу главное достоинство неигрового кинематографа виделось в возможности показать зрителю то, что самому ему увидеть вряд ли бы удалось. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Однако, в произведениях документалистики могут использоваться как фрагменты игровых фильмов, так и инсценировки, провокации, др. постановочные элементы, придуманные специально к случаю. Задачи документалистики
Творческое наследие российского классика документального кино Дзиги Вертова не просто известно и признано в мире. Справедливо считается, что он один из основоположников документалистики как одного из основных направлений современного кинематографического искусства.
Важным открытием, сделанным на исходе 1920-х стало то, что некогда снятые ранее документальные кадры, будучи поставлены в иной контекст, обретают новый смысл и могут стать эффективным идеологическим инструментом. Открытие это сделала Эсфирь Шуб (1894–1959), положившая начало развитию в кино историко-документального метода, автор фильмов Падение династии Романовых (1927), Россия Николая II и Лев Толстой (1928). Сталкивая, скажем, в первой из названных картин кадры, где высшая аристократия «до поту» танцует на балу, с кадрами, где крестьяне, «до поту» (эта надпись повторялась в титрах) трудятся в поле, режиссер приводила зрителей к несложным выводам об антагонизме классов и, как следствие, справедливости революционного взрыва. Опыты Шуб открыли собой многочисленный ряд монтажных фильмов, создававшихся в разное время и в разных странах на основе переосмысления хроникального киноматериала. В числе мастеров, наиболее сильно повлиявших на судьбы документалистики, историки кино называют англичанина Джона Грирсона (1898–1972). Он пришел в кинематограф из социологии и рассматривал документальное кино не как явление искусства, а как новый вид журналистики, кафедру проповедника. Грирсон считал необходимым вернуть документальное кино из дальних, экзотических краев земли к тому, что происходит «под носом» (его собственные слова) зрителя. Рыбачьи суда (1929) Грирсона, показывавшие повседневную жизнь рыбаков Британии, стали революционным открытием: зритель впервые увидел человека труда в процессе труда. В годы звукового кино появились фильмы, сопровождавшиеся поэтическими текстами: хрестоматийным образцом такого кино, вызвавшим немало подражаний, стала Ночная почта (1936) Бэзила Райта и Хэрри Уотта, последователей Грирсона, который, кстати, был продюсером этого фильма. Верные идеям Грирсона, авторы ленты создали исполненный поэзии и в то же время точный рассказ о бригаде ночного экспресса, везущего почту в Шотландию – «Ночной почтовый на север идет, / Везет поручательство и перевод, /Почту богатым, и бедным почту…». Стихи У.Х.Одена и музыка Б.Бриттена стали важными слагающими художественной образности ленты.
Анимация АНИМАЦИЯ, вид синтетического искусства. Технологически его суть сводится к тому, что последовательный ряд неподвижных изображений методом покадровой съемки фиксируется на кинопленке, и проекция этих изображений на экран со скоростью 24 кадра (во времена немого кино – 16 кадров) в секунду создает иллюзию движения. Само слово «анимация» означает «одушевление»; в нашей стране этот термин появился в 1980-е, сменив прежнее определение «мультипликация» (от латинского слова, означающего «умножение»). Анимация и тогда оказывается старше кинематографа: датой ее рождения принято считать 1892 год, когда состоялся первый сеанс «световых пантомим» в оптическом театре французского изобретателя и художника Эмиля Рейно (1844–1918). Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображение на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок. Он впервые применил некоторые приемы, позже ставшие основой технологии мультипликации, в том числе – раздельное рисование персонажей и декораций. В 1893–1894 он создал свой шедевр – Вокруг кабины (Autour d'une cabine). Историки кино до сих пор так и не пришли к соглашению, кого же следует считать автором первого настоящего анимационного фильма. Одни утверждают, что первый в истории человечества рисованный фильм – Фантасмагория (Fantasmagorie, 1908) француза Эмиля Коля (настоящая фамилия Курте, 1857–1938). Коль не был знаком с новейшим американским изобретением, прозрачным целлулоидом, а потому рисовал своих персонажей, «фантошей», на бумаге и не мог сделать отдельный фон или рисовать только те детали, которые от кадра к кадру меняли положение. Другие историки кино не без оснований считают, что первым в мире аниматором стал эмигрировавший в США англичанин Джеймс Стюарт Блэктон (1875–1941), чей первый анимационный опыт, фильм Волшебные рисунки (The Enchanted Drawnings), относится к 1900 (правда, в этом фильме еще не было промежуточных фаз). Но самым известным среди пионеров анимации стал Уолт Дисней: он не только разработал технологию производства мультфильмов, которая так и называется диснеевской (по-другому – классической, что тоже о многом говорит), но и создал настоящую мультипликационную империю. Ему принадлежат и первый звуковой мультфильм Пароходик Вилли (Steamboat Willie, 1928), и первый музыкальный мультфильм Пляска скелетов (The Skeleton Dance, 1929), и первый рисованный полнометражный мультфильм Белоснежка и семь гномов (Snow White and the Seven Dwarfs, 1938). В те годы, когда в Америке создавалась диснеевская империя, в СССР тоже стали появляться мультипликационные студии. Именно тогда, в двадцатые годы, начали работать те, кого впоследствии назовут классиками: И.Иванов-Вано (1900–1987), М.Цехановский (1889–1965). Отечественная мультипликация шла собственным путем, на котором было немало достижений и открытий. Одним из лучших фильмов раннего периода была Почта (1929) Цехановского, первый постановочный звуковой фильм, сделанный в смешанной технике: шарнирная марионетка в сочетании с перекладкой. В рисованной же анимации к началу 1960-х стали происходить перемены. С этого времени в мультипликации зарождается разнообразие стилей и жанров. В 1966 фильмом Жил-был Козявин дебютировал А.Хржановский, один из самых интересных режиссеров сегодняшней анимации и едва ли не последний представитель поколения «старых мастеров», продолжающий снимать. Со второй половины 1960-х и в кукольном объединении появляются яркие работы, например, Мой зеленый крокодил (1965) В.Курчевского, Варежка Р.Качанова (1967), Клубок (1968) Н.Серебрякова. И дальше – по нарастающей; именно в эти годы, в конце 1960-х – начале 1970-х на экранах появляются популярные и в настоящее время герои: Винни-Пух, Крокодил Гена и Чебурашка, Малыш и Карлсон. Нуар Нуа́ р (фр. film noir — «чёрный фильм») — кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. В сценарном плане нуар отталкивался от американской школы «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction), а в отношении кинематографии многие приёмы были позаимствованы из арсенала немецкого экспрессионизма («М» Фрица Ланга)[1]. Помимо самого Ланга, многие мастера нуара (Премингер, Сьодмак, Уайлдер) прошли закалку в немецком кинематографе довоенного времени.. Фильмы нуар снимались и за пределами США — в Великобритании, во Франции и в Японии.Термин «чёрный фильм», или «фильм-нуар», впервые употребил в 1946 году французский критик Нино Франк для обозначения стиля, получившего популярность в американском кино в середине 1940-х годов[3]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило ночных. Женщины обычно выступают как лживые персонажи, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют главных героев мужского пола.Сюжетную линию «чёрных фильмов» отличает запутанность. Как отмечал Жорж Садуль, фабула фильма-нуар «липкая, как кошмар или речь пьяницы»[7]. Эта сюжетная неопределённость порождает у зрителя смутную тревогу: Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»: Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны. В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло. Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[8]. В традиции немецкого экспрессионизма изобилуют искажённые ракурсы: камера часто запечатлевает героев либо место действия широкоугольным объективом, с непривычно высокой либо низкой точки съёмки, «под голландским углом». «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (т. н. саспенс), а не суета, погони, потасовки (т. н. экшн). Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр. Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар. Конвейерное производство нуаров начинается в 1944 году. Как раз в это время Американская киноакадемия признала за криминальной драмой законное место в голливудской иерархии жанров, наградив главными призами фильм Билли Уайлдера «Двойная страховка».С восстановлением послевоенной экономики к американцам начинает возвращаться уверенность в светлом будущем. По мере роста оптимистических настроений нуары вытесняются на обочину кинопроизводства. Начиная с 1948 года всё чаще появляются крупнобюджетные нуары в цвете, действие переносится далеко за город, подчас в жаркие страны («Леди из Шанхая», «Риф Ларго», «Ниагара»). После 1955 года интерес к нуару в Голливуде и других странах сходит на нет; в бокс-офисе его вытесняют такие жанры, как пеплум, романтическая комедия и мюзикл. Мода на нуар возвращается в 1990-е годы, причём действие ряда новых нуаров помещено в классические для жанра послевоенные годы («Секреты Лос-Анджелеса», 1996), большая же часть «чёрных фильмов» построена на современном материале («Подозрительные лица», 1995). Едва ли не первым неонуаром принято считать «Китайский квартал» Романа Поланского (1974). В современном кинематографе нуаровая стилистка растворена в различных дозах в фильмах самых разных жанров и направлений, включая вестерны («Старикам тут не место»), комедии («Фарго»), фантастические блокбастеры («Бегущий по лезвию», «Тёмный город»).
Научно-популярное кино Научно-популярный фильм — фильм, снятый по заранее разработанному литературному сценарию, посвящённый показу явлений природы, процессов в различных областях науки, техники, промышленности и сельского хозяйства[1]. Задачей научно-популярного кинематографа является обнародование научных сведений, фактов и результатов исследований, описание на уровне общих понятий научных гипотез, идей, открытий, взглядов; может касаться как уже хорошо изученных вопросов, так и находящихся в процессе разработки, «на острие» науки. Таким образом научно-популярные фильмы также популяризируют научный подход к восприятию окружающей действительности. В зависимости от особенностей научного содержание, обусловливающего использование различных кинематографических средств выразительности, сложилось 3 типа фильмов — научно-популярные, научно-публицистические и научно-художественные. Наиболее известны и распространены научно-популярные фильмы. Впервые они появились в 1897 во Франции и в Германии, но до 1920-х гг. выпускались нерегулярно. В дореволюционной России возникновение Н.-п. к. связано с инициативой группы московских учёных, организовавших в 1911 научный отдел на кинофабрике А. А. Ханжонкова и выпустивших несколько короткометражных кинолент. После Великой Октябрьской социалистической революции по инициативе В. И. Ленина, который призывал создавать как можно больше образных публичных кинолекций по различным вопросам науки и техники (см. в сборнике «Самое важное из всех искусств», 1963, с. 125), в 1920 были созданы учебные, научно-производственные и научно-популярные фильмы о происхождении торфа, организации торфоразработок и добыче торфа гидравлическим способом. В 20-х гг. научно-популярные фильмы, так называемые культурфильмы, освещавшие вопросы науки, техники, культуры и искусства, производились уже большинством киностудий страны. 20—30-е гг. отмечены также рождением некоторых тематических направлений и жанров Н.-п. к. Так, фильм «Механика головного мозга» (1926) В. И. Пудовкина положил начало жанру образной кинолекции, фильмы «Великий перелёт» (1925) и «Эль Йемен» (1930) В. А. Шнейдерова, «Лесные люди» (1928) А. А. Литвинова — географическим и этнографическим направлениям. Появлялись новые по тематике фильмы: анималистские («В глубинах моря», 1938, режиссеры А. М. Згуриди и Б. Г. Долин), искусствоведческие («Рукописи Пушкина», 1937, режиссеры С. И. Владимирский и А. Н. Егоров, «Третьяковская Государственная галерея», 1939, режиссер В. Н. Николаи), энтомологические («Инстинкт насекомых», 1939, режиссер А. В. Винницкий). Процесс активного развития Н.-п. к. характерен для первых послевоенных лет и 50-х гг. Н.-п. к. получает распространение в Грузии, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии, Эстонии, Латвии. Начался выпуск фильмов повествовательных жанров — киноочерков и киноповестей. Отчётливо проявилась тенденция поэтизировать предмет популяризации, создавать научно-художественные произведения, приобретавшие самостоятельное эстетическое значение («Они видят вновь», 1947, режиссер Н. В. Грачев, «История одного кольца», 1948. Развивается детское научно-познавательное кино, созданное режиссером Б. Г. Долиным. Регулярно выпускаются киножурналы: «Наука и техника», «Хочу всё знать», «Сельское хозяйство» и др.
Сказка и фэнтези Как известно, сказка - один из литературных жанров, восходящих к устному народному творчеству, но и среди писателей породивших немало знаменитых авторов. Понятно, что главными зрителями для фильмов в жанре сказок является детская аудитория. Однако, то ли вследствие ориентации исключительно на коммерческий успех, то ли по каким-то другим причинам жанр сказки в кино на Западе не сложился как самостоятельный жанр, а отдельные фильмы для детей, которые можно бы, в принципе, отнести к данному типу, вошли в категорию т. н. " семейного кино". В СССР жанр фильма-сказки был представлен весьма широко. За основу обычно брались сюжеты русских и других сказок с часто сильно переделанным " на новый лад" сценарием. Возрождение этого жанра было бы правильным шагом для современного российского кино. Замечательные фильмы-сказки снимались также в странах восточной европы, особенно в Чехословакии. Всемирное признание снискали советские киносказки, снятые режиссерами А.Роу и А.Птушко. Превосходные фильмы сделаны режиссером Н.Кошеверовой (в том числе Золушка по сказке Перро, Два друга по сценарию Е.Шварца, дописанному после его смерти драматургом Н.Эрдманом, Тень по пьесе Е.Шварца). Известны киносказки Б.Рыцарева, иронические вариации на сказочные темы кинорежиссера М.Захарова. Отражение в кино нашла даже «заветная» сказка: один из центральных эпизодов фильма С.Эйзенштейна Александр Невский (1938) – пересказ «сказки не для печати» о зайце и лисе.
Фэ́ нтези[1] (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин[2]. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы. Фэнтези — это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 5397; Нарушение авторского права страницы