Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приложения к курсовой работе



Приложения к курсовой работе представляют тот материал,
который вы освоили в процессе разработки темы, так что, про-
смотрев только приложения, руководитель или рецензент полу-
чит представление об объеме и характере курсовой. В приложе-
ниях найдут свое отражение не только произведения искусства,
с которыми вы познакомились в музеях, на выставках, в част-
ных собраниях, но и книги, статьи, архивные материалы, прора-
ботанные вами, встречи с деятелями искусства и пр. Поэтому,
как уже говорилось выше, приложения могут быть текстовые и
иллюстративные.

К текстовым приложениям относятся следующие:

1. Библиографическая справка о творчестве художника.

2. Словарь терминов по теме.

3. Каталог произведений или аннотированная картотека про-
изведений.

4. Выписки из архивных материалов, книг и статей. Если ру-
кописи публикуются впервые, это нужно обозначить.

5. Записи бесед с мастерами искусства, работниками культу-
ры, старожилами тех мест, о которых вы пишете, со свидетелями
интересных для вас событий, коллекционерами, посетителями
выставок и прочее. Однако документом такая запись становится
лишь в том случае, если она сделана правильно (поэтому записы-
вать надо в процессе беседы или сразу после нее) с указанием
того, когда, где и с кем проведена беседа. Рекомендуется после
беседы дать запись на проверку вашему собеседнику и попро-
сить эту запись подписать. Если собеседник разрешит — сделать
магнитофонную запись. Тогда вы сможете использовать этот ма-
териал как первоисточник.

6. Аннотированная библиография может быть подана в виде
картотеки или включена в общий библиографический список.
Библиографические списки чаще всего составляются:

— по алфавиту фамилий авторов;


— в хронологическом порядке (начиная с самых старых
изданий);

— по разделам, состав которых зависит от разновидности ра-
боты, от темы и пр. и поэтому должен быть согласован с руково-
дителем. Правила записи в таких списках усвоены вами ранее и
содержатся в соответствующих разделах пособия.

 

7. Экономия места и времени диктует необходимость употреб-
ления некоторых сокращений. Список их принято прилагать к тек-
сту. Сокращенно пишутся названия музеев (ГРМ — Государствен-
ный Русский музей, НИМ PAX СССР — Научно-исследователь-
ский музей Российской Академии художеств СССР), архивов
(ЦГАЛИ — Центральный государственный архив литературы и
искусства), некоторых справочных изданий (БСЭ — Большая со-
ветская энциклопедия), обозначения техники и материалов работы
(х. — холст, м. — масло, к. — картон, акв. — акварель). Возможны
и некоторые другие сокращения, но все они должны быть оговоре-
ны в примечаниях (в том месте, где они использованы впервые) и
расшифрованы в списке сокращений.

8. Структура курсовой, как правило, отражается в оглавле-
нии, которое должно быть помещено в начале работы, сразу пос-
ле титула, и оформлено в соответствии с общими требованиями
(откройте оглавление любого научного издания и примите его за
образец).

Иллюстративные приложения — тот же вспомогательный
материал, который не создается специально для представления в
курсовой, а накапливается в процессе работы.

1. Это прежде всего репродукции (чаще всего фотографичес-
кие) с произведений, рассматриваемых в курсовой. Они могут
быть представлены в виде альбома (лучше не сброшюрованного,
а в виде отдельных листов), набора таблиц для выставки по теме
курсовой работы (в этом случае необходимо сделать заголовок
выставки). Репродукции должны быть поданы в папке, удобной
для их хранения, снабжены четкими надписями и приспособлены
для экспонирования либо в виде раздаточного материала, кото-
рый учитель может взять с собой на урок, либо в виде готовой
маленькой выставки, которую остается развесить на стендах. Все
репродукции должны быть снабжены четкими надписями: автор,
название, год создания, место хранения.

2. Удобное и весьма желательное приложение — набор диа-
позитивов по теме. Считаем необходимым оговорить обязатель-
ность четкой надписи на каждом диапозитиве: автор, название,
год издания.


3. Диаграммы, схемы, планы, синхронистические и прочие таб-
лицы — не только замечательный вспомогательный материал, по-
зволяющий выявить и проследить скрытые глубинные связи меж-
ду явлениями культуры, доказать закономерность самых необыч-
ных и непривычных сопоставлений, но и прекрасные наглядные
пособия, помогающие учителю в его труде. Такого рода материал
желательно представлять в том виде, в каком он может быть ис-
пользован на уроке, на лекции или на практическом занятии.

Конечно, этот перечень приложений далеко не полон, мы на-
звали только наиболее распространенные их виды. Не обязатель-
но делать весь набор указанных приложений к каждой работе.
Их состав определяется студентом совместно с руководителем и в
каждом отдельном случае зависит от характера работы.

КАК ОФОРМИТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ

Курсовая работа написана начерно, показана руководителю.
Внеся необходимые поправки, вы можете переписать ее начисто
от руки или отдать перепечатать на пишущей машинке, компью-
тере. Не забудьте после этого еще раз проверить текст и выпра-
вить ошибки, описки и опечатки. Невыправленный, неграмотный
текст возвращается студенту для исправления.

Писать нужно на одной стороне листа стандартной бумаги с
полями: слева — 6 см, справа — 1 см. Листы пронумеровать,
сброшюровать и переплести. Это можно сделать самостоятельно,
а можно отдать в мастерскую. Внешний вид курсовой работы
должен быть не только аккуратным, но по возможности соотнесен
с ее содержанием и характером.

Конечно, нет и не может быть эталона оформления работы;
как уже говорилось выше, оно должно соответствовать содержа-
нию, так чтобы форма и содержание воспринимались как нечто
единое, неразрывное, гармонично связанное. При этом вы долж-
ны обладать чувством меры, оформлять работу рекомендуется
скромно, без особых ухищрений, памятуя о том, что сдержанность
в оформлении студенческой работы более уместна, нежели изыс-
ки с использованием натуральной кожи и золотого тиснения.

ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Как известно, защита курсовой работы проходит публич-
но, в присутствии однокурсников и других студентов факуль-
тета. За 10 дней до защиты 1-й экземпляр курсовой должен


быть вручен преподавателю-рецензенту, второй — студенту-
оппоненту. На защите выступают автор работы, оппонент и
рецензент, руководитель — только в спорных и затруднитель-
ных ситуациях.

Защищая работу, вы должны кратко и четко сказать о том,
насколько важна и актуальна избранная вами тема, в чем состо-
яла основная задача исследования, какие материалы вами ис-
пользованы, какова структура работы, к каким выводам пришли
вы в итоге и, наконец, в чем ценность вашего труда для педагоги-
ческой работы.

Вторично слово представляется автору в конце защиты, что-
бы вы могли ответить оппоненту и рецензенту, высказать возра-
жения, если они у вас возникли, выразить свое мнение о том, как
шла работа с руководителем, сделать заявку на продолжение
работы в СНО или в преддипломной и дипломной работах.

По окончании защиты объявляются оценки.

2. Выпускная квалификационная работа

Сейчас во многих высших учебных заведениях введе-
на многоуровневая система образования, в том числе и на художе-
ственных факультетах*. После четырехлетнего обучения в универ-
ситете вы можете получить диплом бакалавра художественного
образования, после шестилетнего — магистра художественного об-
разования.

Каждый этап обучения завершается защитой выпускной ква-
лификационной работы (далее сокращенно — ВКР). Искусство-
ведческая выпускная работа, представленная на защиту по ба-
калавриату, может стать основой для магистерской диссертации.
Избрав тему для научного исследования, вы либо разрабатывае-
те какой-нибудь аспект научной проблемы, либо изучаете исто-
рию вопроса, т. е. осуществляете аналитический обзор библио-
графии, либо решаете локальную задачу, с тем чтобы в дальней-
шем представить исследовательскую выпускную работу на звание
магистра. В ней вы продемонстрируете свои возможности на бо-
лее высоком профессиональном уровне.

* См.: Государственные образовательные стандарты высшего профессиональ-
ного образования. 540000. Педагогические науки. СПб., Издательство РГПУ им.
А.И. Герцена. 2000.


ВКР на любом факультете — итог всех лет обучения студента.
Автор ее демонстрирует полный спектр своих творческих возмож-
ностей. ВКР по истории искусства не является в этом смысле ис-
ключением. В ней выпускник помимо специальных знаний по тео-
рии и истории искусства в большей или меньшей мере выступает
как человек, знающий законы психологии, овладевший изобрази-
тельной грамотой, а значит, понимающий художественный процесс
изнутри. К тому же, выработав в себе к V курсу первоначальные
навыки ведения научной работы, он сознательно выбирает кафед-
ру, на которой сможет выполнять теоретический диплом. Искусст-
воведческие выпускные работы, так же как и курсовые, могут быть
двух основных типов: теоретико-исследовательского характера и
так называемого «прикладного» направления.

Но независимо от того, в каком жанре вы решили писать ито-
говую работу, выбор темы всегда будет обусловлен педагогичес-
кой специальностью. Не случайно, по-видимому, в тематическом
репертуаре преобладают учебно-методические выпускные рабо-
ты. Именно в них с наибольшей ясностью проступают межпред-
метные связи.

К числу таких работ относятся, например, ВКР, защита кото-
рых состоялась в 1995 г.: «Петроградская сторона в конце XIX —
начале XX в. История и архитектура. Материалы для экскур-
сий». Автор на основе прекрасного владения материалом предло-
жила весьма интересный цикл экскурсий, снабдив рукопись соот-
ветствующими приложениями. В другой выпускной работе, обо-
значенной как методическое пособие по теме: «Двунадесятые
праздники в таблетках Софийского собора г. Новгорода», выпуск-
ница сумела на хорошем уровне справиться со сложной методи-
ческой проблемой — дать систему материалов для анализа не
слишком подробно исследованных икон. Удачным дополнением
послужил набор слайдов новгородских таблеток.

Решение выполнять ВКР по истории искусства, как мы пи-
сали раньше, принимается студентом уже на III и IV курсах.
Успешным выполнение работы, особенно теоретико-исследова-
тельского направления, как показывает опыт, может быть лишь
при условии предварительной специализации в области искус-
ствоведения.

К началу работы автор должен обладать не только хорошими
знаниями в объеме учебного курса по истории искусства, но и
владеть навыками научной работы. Специализация, как прави-
ло, начинается со второго семестра III курса и проходит либо в
системе искусствоведческого кружка СНО, либо предметно на


спецпрактикумах III и V курсов, где осваивается техника науч-
но-искусствоведческой деятельности. Участники приобретают вкус
к самостоятельной работе в архивах, фондах музеев.

Следующим, часто определяющим звеном в подготовке сту-
дента в области искусствоведения является выполнение курсовой
по истории искусства. Мы уже приводили примеры того, как тема
ВКР вырастает из курсового исследования. В этом случае про-
блема, поставленная в завершающем учебный процесс искусст-
воведческом исследовании, уже отчасти разрабатывается в кур-
совой, текст которой может стать основой для одной из глав дип-
лома. Так, в 1995 г. была защищена искусствоведческая выпускная
работа по теме «Образ Богоматери в творчестве русских худож-
ников конца XIX — начала XX в.». Предварительно в курсовой
студентка анализировала картину К-С. Петрова-Водкина «Богома-
терь Умиление злых сердец», где основное внимание уделила
иконографии. В ВКР в центре внимания были произведения
В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Н.К.. Рериха и, конечно, К.С. Пет-
рова-Водкина. Выпускница включила материал курсовой в один
из разделов диплома, но текст переработала, так как перед ней
встал целый ряд вопросов, потребовавших решения под иным уг-
лом зрения.

Уточнение темы ВКР организационно происходит так же, как
и уточнение темы курсовой, но значительно более строго и тща-
тельно учитывается увлеченность автора и степень его сосредото-
ченности на изучаемом материале.

Тематика ВКР по истории искусства на факультете изобра-
зительного искусства определяется прежде всего обращенностью
к школе, связана с задачами художественного образования и эс-
тетического воспитания. Но было бы, конечно, неверно искать эту
связь только на пути разработки тем, предусмотренных школь-
ной программой, «беседами по изобразительному искусству», уро-
ками по предмету «Мировая художественная культура». Разуме-
ется, мы должны учитывать, что в средней школе многое измени-
лось, появились школы с углубленным изучением гуманитарных
дисциплин; гимназии и лицеи эстетического направления; клас-
сы, ученики которых специализируются в области декоративно-
прикладного искусства и пр. И тематика ВКР как по истории
искусства, так и по методике преподавания изобразительного
искусства отражает эти реальные изменения в школьных про-
граммах Петербурга и России в целом.

Наиболее сложным и в каком-то смысле рискованным являет-
ся выбор темы, в которой автор не имеет возможности опереться


на теоретические источники и должен совершенно самостоятель-
но выстраивать свою концепцию творчества мастера или истории
музея, промысла и т. д.

Условно разделяя жанры ВКР на учебно-методические и на-
учно-исследовательские, заметим, что при общих требованиях к
любому научному труду они различаются рабочими технология-
ми, методами и средствами получения и обобщения материала.
Эти жанровые особенности, а также, конечно, и различная сте-
пень трудности вызывают необходимость самого серьезного отно-
шения к определению жанра при выборе темы. При этом вы сами
и ваш руководитель должны обязательно учитывать присущие
вам индивидуальные склонности и возможности.

Опыт работы с выпускниками много раз., подтверждал: ав-
тор, с успехом работающий в одном жанре, иногда оказывает-
ся беспомощным в другом. Отметим, что умение выдерживать
границы жанра является еще одним положительным качеством
педагога.

Выбирая, допустим, научно-исследовательское направление
выпускной работы, вы должны представлять себе, что это потре-
бует максимальной концентрации усилий, длительных и энергич-
ных поисков материала в фондах многочисленных музеев и архи-
вохранилищах, а также умения самостоятельно его анализиро-
вать — в ряде случаев специальная литература, на которую можно
опереться, отсутствует.

Чаще всего встречающийся жанр прикладной выпускной ра-
боты по истории искусства — это материалы для классных и
внеклассных занятий, а также пособия для учителей.

Существенное отличие квалификационного исследования от
курсового состоит в большей научной «наполненности». Если в
курсовой как первом вашем теоретическом искусствоведческом
опыте преобладает, как правило, реферативный стиль изложе-
ния, то в содержании итоговой работы должен быть сделан упор
на доказательство своей точки зрения с развернутой системой
аргументации. Чтобы достичь высокого уровня, вам понадобится
одновременно широкий круг охвата явлений искусства, углублен-
ное изучение всех доступных вам материалов по проблеме, заяв-
ленной в дипломе. Здесь совершенно недопустимы небрежность и
неточность, иначе вы не сможете, выдвинув свою гипотезу, быть
уверены, что до вас в полной мере ее никто не доказал. Чтобы
удостовериться в правильности выводов, проштудируйте не толь-
ко все опубликованные научные издания, но и архивные докумен-
ты. Высказанные соображения в первую очередь относятся к ВКР


историко- и теоретико-исследовательского характера. Но это отнюдь
не означает, что в выпускных работах по истории искусства более
узкого практического плана (т. е. «прикладного») вы не должны
удовлетворять изложенным выше основным требованиям. Важное
условие для всех видов итоговых работ — ясный и образный стиль
изложения. Над ним вы будете трудиться особо. Никаких рецептов
мы вам не предложим, но вы всегда должны стремиться к тому,
чтобы ваш стиль изложения соответствовал жанру и типу ВКР- Ре-
комендуем никому не подражать. Конечно, учиться у «великих» очень
полезно, но старайтесь говорить своим языком. Избегайте искусст-
воведческих шаблонов — удобных, привычных оборотов, но не впа-
дайте и в другую крайность — «лихость» формулировок репортерс-
кого характера. Вы обязательно будете показывать руководителю
не один вариант текста, а столько, сколько потребуется до оконча-
тельного, по мнению руководителя, его совершенства. Вся система
заданий по истории искусства нацелена на то, чтобы воспитать спе-
циалиста широко эрудированного, способного говорить и писать даже
об очень сложных явлениях искусства простым и ярким образным
языком. Без этого, даже превосходно зная материал, вы не сможете
вызвать отзвук в душах ваших подопечных.

Руководитель выпускной работы назначается кафедрой толь-
ко после того, как будущий дипломник не только обозначит тему,
но и тезисно изложит направление научного поиска. Утвержде-
ние темы происходит, как правило, после предварительной кон-
сультации с преподавателем-искусствоведом. После того как выб-
ран тип исследования, сформулирована тема, вы приступаете к
выполнению итоговой работы. На завершение диплома вам дает-
ся свободное время. К этому периоду вы должны проделать всю
основную работу. Процесс подготовки ВКР в целом совпадает с
тем, как вы выполняли курсовую по истории искусства, но отли-
чается большей последовательностью и более регулярными кон-
сультациями с руководителем. В каждом конкретном случае про-
фессиональные отношения выпускника и ведущего его руководи-
теля складываются по-разному, но мы выделим обязательные
этапы подготовки ВКР:

— разработка плана и графика занятий;

— изучение истории вопроса и материала по избранной теме;

— разработка гипотезы;

— решающая встреча с руководителем, т. е. своеобразная
сдача дипломного «минимума». В его программу входят знания
широкого круга художественных явлений и исторических фак-
тов, непосредственно связанных с разрабатываемой проблема-


тикой, а также свободная ориентация в литературе, посвящен-
ной данной проблеме;

— прорабатывание научной гипотезы или методического ра-
курса дипломной работы;

— работа над текстом.

Итак, к весне, т. е. приблизительно за два месяца до оконча-
ния работы, вы, проделав всю исследовательскую ее часть, со-
брав весь материал, должны вчерне завершить диплом, а высво-
бодившееся время потратить на оттачивание и шлифовку текста
выпускной работы. Окончательное оформление диплома с прило-
жением осуществляется за неделю до защиты, именно в эти сро-
ки Государственная комиссия допускает до защиты уже полнос-
тью подготовленную работу.

Мы не будем подробно раскрывать структуру ВКР, так как
она совпадает с тем, что вы прочитали в разделе о курсовой, но
отметим то, что обязательно для завершающей учебный процесс
работы. Текст диплома не должен превышать 70 машинописных
страниц. Объем и форма приложения могут быть весьма разно-
образными и будут зависеть от жанра искусствоведческой вы-
пускной работы. Намеренно ограничивая объем основной части
рукописи, где содержатся все теоретические положения, мы счи-
таем, что автор будет стремиться к тому, чтобы вместить много
смысла в небольшое количество слов. В этом одна из главных
особенностей и трудностей создания текста.

Структура ВКР в ее академическом виде остается неизмен-
ной: обоснование, основная часть, заключение, но трудно пере-
числить все реальное разнообразие форм изложения, обусловлен-
ное смыслом диплома. О содержании следует сказать особо: по
сути это ваш первый научный труд. В нем вы уже на ином, более
высоком уровне будете применять знания и навыки, приобретен-
ные в выполнении заданий по истории искусства, а также твор-
ческий опыт пяти студенческих лет. Любое научное исследование
должно быть актуальным и в педагогическом вузе обязательно
ориентированым на профессиональную деятельность.

О приложениях к ВКР по истории искусства мы напишем
несколько подробнее, в основных своих характеристиках они те
же, что и в курсовой, но есть некоторые отличия. Курсовую по
истории искусства выполняют все студенты и не у всех есть же-
лание «с головой окунуться» в проблемы историко-теоретическо-
го плана. Соблюдая требования по этому заданию, некоторые пред-
почитают сложившуюся форму подачи работы — рукопись, снаб-
женную минимальным научным аппаратом, сопровождаемую


7-4015



несколькими иллюстрациями. Иное дело — подача на защиту
искусствоведческого диплома. Анализ ВКР на протяжении двух
последних десятилетий свидетельствует, что формы приложений
достаточно разнообразны. В последнее время авторы выпускных
работ наряду с традиционными формами приложений: альбома-
ми иллюстраций с аннотированным каталогом, набором слайдов,
схем маршрутов экскурсий и пр. •— предлагают интересные аудио-
визуальные материалы, электронные версии.

От состава ВКР перейдем к его оформлению. Несмотря на
многообразие структуры диплома, основным его компонентом, а в
некоторых случаях и единственным остается рукопись. Вопрос о ее
оформлении на заключительном этапе — весьма немаловажный,
учитывая специфику общей профессиональной подготовки студен-
та художественного факультета.

Текст диплома печатается на машинке или компьютере. Ру-
копись сопровождается фотографиями, рисунками, таблицами
и т. д. Академические требования к работам аналогичного типа
известны — они сводятся к представлению текста в специально
выпускаемых промышленностью «дипломных папках». Если ис-
ходить из того, что итоговый труд должен с возможной полнотой
и разносторонностью характеризовать профессиональную под-
готовку студента, не спешите за готовой папкой в магазин, про-
явите свои художественные навыки.

Практика, сложившаяся на факультете изобразительного ис-
кусства РГПУ, исходит из того, что представляемая к защите
рукопись в учебных целях трактуется как графически оформлен-
ная книга. В ее художественном оформлении студент должен про-
демонстрировать свое графическое мастерство, понимание роли
и значения отдельных элементов оформления, а также книги как
целостного эстетического организма. Говоря о графическом офор-
млении рукописи как книги, мы имеем в виду лишь ту область
графики, которая связана с композицией, конструированием и
шрифтовым оформлением.

Рукопись ВКР рассматривается как книга, скомпонованная и
оформленная в соответствии с особенностями книжно-графичес-
кого дела. При этом речь идет об элементах как внутреннего, так
и внешнего оформления. Автор придумывает формат, разрабаты-
вает эскизный макет оформления, продумывает характер разме-
щения текста и изобразительного материала, согласует макет с
руководителем. Важнейший критерий качества — достижение ху-
дожественной целостности всех элементов. В завершенном виде
такая рукопись-книга призвана не только демонстрировать твор-


ческие возможности автора в области книжной графики, но и с
достаточной выразительностью раскрывать жанр, характер и со-
держание представленной к защите работы.

Процедура защиты ВКР. Вы написали текст выпускной ра-
боты, оформили ее. Кафедра, а затем члены Государственной
комиссии допустили ее к защите. Теперь вы отдаете свое сочине-
ние рецензенту и готовитесь к защите. Некоторые из выпускников
считают, что публичная защита ВКР — формальность, главное —
написать хорошую работу. Конечно, качественная ВКР — глав-
ный итог вашей учебы на факультете. Тем не менее приготовьтесь
к самому последнему экзамену в институте. Порядок защиты ВКР
тот же, что при защите диссертации.

Первое слово предоставляют выпускнику, который в течение
5—7 минут рассказывает о сути своей работы, отмечает ее научную
актуальность, демонстрирует знание материала, раскрывает основ-
ные направления исследования, его итоги и практическое примене-
ние. В это время члены Государственной комиссии, (а она состоит
из ведущих специалистов факультета, — как правило, это заведую-
щие кафедрами — и председателя, приглашенного из другого худо-
жественного вуза), еще раз изучают вашу работу.

Выступление должно быть ясным, логичным, вы должны про-
фессионально «держать» внимание комиссии. Если есть необходи-
мость продемонстрировать аудиовизуальные фрагменты вашего
приложения, продумайте, как это сделать, чтобы подчеркнуть спе-
цифику вашего исследования, но не затянуть выступления.

После того как вы представили свой труд, руководитель ко-
ротко охарактеризует вашу работу над дипломом. Затем рецен-
зент выскажет свое мнение о работе. Здесь вы должны быть очень
внимательны: услышав критические суждения, с которыми вы
принципиально не согласны, воспользуйтесь возможностью кор-
ректно и профессионально возразить, аргументировать свою по-
зицию. Однако сделать это нужно в ответном слове, которое вам
будет обязательно предоставлено, а не перебивая оппонента реп-
ликами с места. Опыт публичной научной дискуссии — еще один
навык, который вы демонстрируете на этом последнем испыта-
нии. Не спешите сразу вступать в полемику, выслушайте все воп-
росы, обращенные к вам, их могут задать и члены комиссии, и те,
кто находится в зале. После ответа на все вопросы вам будет
предоставлена возможность поблагодарить тех, кто учил вас все
эти годы.

И самый последний совет, который мы даем здесь. Если вы
даже написали текст вашего выступления на защите, ни в коем


7*



случае не берите с собой «шпаргалку», она будет мешать вам и
вызовет нежелательную реакцию тех, кто будет вас слушать.

График защиты ВКР обычно известен заранее, поэтому не
упускайте возможности послушать тех, кто защищается непос-
редственно перед вами: это поможет выстроить свою линию пове-
дения с учетом характера предшествующих выступлений. Помните,
что краткость, ясность и эмоциональная наполненность выступ-
ления — залог успеха на защите. Итоговая оценка ставится на
основе многих суждений: мнения комиссии, рецензента и руково-
дителя.

Итак ВКР — этот итог обучения студента в стенах вуза —
демонстрирует уровень знаний, умений, навыков, готовности к
работе. В некоторых случаях выпускная работа приобретает зна-
чение для общественной и научной практики. И все же именно
непосредственная связь с актуальными запросами жизни и нуж-
дами современной школы является высшим критерием ценности
дипломной работы студента любого факультета педагогического
вуза. Не просто успешно закончить институт, а сделать свою пер-
вую самостоятельную работу полезной обществу, науке, искусст-
ву, школе — такая задача должна стоять перед каждым из вас.
Желаем вам всем успеха!


V. Формирование методического
фонда специалиста

1. Самостоятельная работа с книгой

Поскольку с книгой вам придется работать все годы
обучения и не расставаться с ней (надеемся) всю оставшуюся жизнь,
поскольку компьютер ее не заменит уже потому, что едва ли воз-
можно все написанные и изданные по сегодня книги перевести в
электронный вид, позвольте и тут дать вам несколько советов.

Книга, прочитанная неверно — по диагонали, без системати-
зации и глубокого освоения ее содержания, — это всего лишь
«мимолетное виденье» для нашего восприятия. Как же грамотно
работать с книгой?

Начнем с того, что работа с книгой по искусству имеет свои
особенности.

Если вы работаете с иллюстрированной книгой, особенно с
альбомом, начните с внимательного рассматривания визуального
ряда — содержащихся в ней репродукций. С ними работать сле-
дует почти так же внимательно, как с оригиналами, памятуя при
этом, что их воздействие, конечно же, с оригиналом не сравнимо
ни по силе эстетического восприятия, ни по силе эмоционального
переживания. Тем не менее хорошие репродукции могут в опре-
деленной мере способствовать созданию общего представления о
творчестве того или иного художника, о специфике жанра или об
особенностях искусства изучаемого периода или региона мира.
Такой визуальный образ поможет вам в дальнейшем при чтении
книги хорошо понимать, о чем идет речь, и не отрываться поми-
нутно для того, чтобы посмотреть нужную репродукцию. Особен-
но это важно, когда речь идет об альбоме: чтение вступительной
статьи имеет смысл только в том случае, если вы внимательно
рассмотрели репродуцированные произведения.

Дальнейшие советы имеют общий характер, но они не менее
важны. Они касаются не просто чтения — штудирования, то есть
внимательного изучения книги.

Приходилось ли вам читать книгу Даниила Гранина «Эта
странная жизнь» (М., 1974)? Если нет, обязательно прочтите, речь
в ней идет об ученом Александре Любимцеве, оставившем колос-
сальное научное наследие, и о том, как он организовывал свою


исследовательскую работу. А. Любимцев успел в своей жизни
невероятно много: им написано более 500 печатных листов (пе-
чатный лист — это 22 машинописных страницы, 40 тыс. знаков)
статей и исследований, т. е. 12, 5 тысячи страниц машинописного
текста. Он заведовал отделом научного института, кафедрой, чи-
тал лекции, ездил в экспедиции и многое, многое другое.

Важнейшим для себя делом он считал работу с книгой. Вот
одно из его высказываний: «Конспектирование серьезных вещей
я делаю очень тщательно, даже теперь (эти строки были написа-
ны уже маститым ученым. — Авт.). Я трачу на это очень много
времени. У меня накопился огромный архив. При этом для наи-
более важных работ я пишу конспект, а затем критический раз-
бор. Поэтому многое у меня есть в резерве, и когда оказывается
возможным печататься, все это вытаскивается из резерва, и ста-
тья пишется очень быстро, так как фактически она просто извле-
кается из фонда. В моей молодости мой метод работы приводил к
некоторой отсталости, так как я успевал прочитывать меньше
книг, чем мои товарищи, работавшие с книгой более поверхност-
но. При моей же форме работы о книге остается вполне отчетли-
вое, стойкое впечатление. Поэтому с годами мой арсенал стано-
вится гораздо богаче моих товарищей».

Вам придется читать много книг как по изобразительному ис-
кусству, так и по мифологии, истории, художественной культуре.
Очень советуем вам следовать системе, предложенной Любимце-
вым. Также чрезвычайно важно изучать фундаментальные труды,
конспектируя их с точными выходными данными издания. Конечно,
вы будете обращаться к самым разным исследованиям, когда бу-
дете готовиться к семинарам, зачетам, экзаменам, наконец, курсо-
вым работам, но возьмите себе за правило постоянно штудировать
работы виднейших искусствоведов: Г. Вельфлина, Б.Р. Виппера,
С.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, Ю.Д. Колпинского, А.Я. Гуревича,
Л.М. Баткина, В.Н. Лазарева, Д.В. Сарабьянова, А.Г. Верещеги-
ной, Г.Ю. Стернина и других; именно это позволит вам приобрести
глубокие и основательные знания по избранной специальности.

2. Рабочая картотека

Методический фонд преподавателя истории искусств
формируется и непрерывно пополняется долгие годы. Чтобы все
собранные вами материалы активно «работали», чтобы ими удобно
было пользоваться, рекомендуем сразу оформлять полученные
знания и информацию в систему. Помимо комплекта конспектов
лекций основу методического фонда преподавателя составляют
системная картотека, личная (домашняя) библиотечка и комп-
лекс наглядных пособий и иллюстраций.


Картотека должна помочь вам получить навыки работы с науч-
ной литературой и первоисточниками (что является обязательным
условием получения гуманитарного образования), приобрести уме-
ние не только усваивать множество фактов и запоминать огромное
количество информации, но и анализировать как отдельные явления
(произведения искусства), так и художественный процесс в целом.

Картотека компактна, мобильна в употреблении, она должна
быть всегда под рукой и служить вам во время вашей профессио-
нальной деятельности. Картотека избавит вас от необходимости в
будущем переписывать каждый год в конспекты школьных уроков
длинные цитаты, данные о произведениях и создавших их мастерах,
словарные определения и т. д. Если же вы займетесь научной дея-
тельностью, тщательно составленная картотека будет основным
материалом, пополнение которого вы будете осуществлять всю жизнь.

Краткие «рабочие» записи на карточках (как бы заметки для
себя) — это и прекрасный опорный материал при повторении
курса перед экзаменом.

Зарисовки памятников на карточках — беглая фиксация глав-
ного, особенного в произведении, запечатлевающие в основном ком-
позицию (расположение фигур и предметов в пространстве), всегда
полезны для формирования зоркого глаза рисовальщика. При этом,
тренируя руку и глаз, вы наблюдаете, внимательно рассматривае-
те, изучаете и запоминаете самое лучшее, что было создано художе-
ственным гением человечества. Поэтому зарисовки отобранных па-
мятников на карточках одновременно помогают и формированию
вашего художественного вкуса, интуиции, наблюдательности.

Карточки и картотека в целом имеют ряд преимуществ перед
традиционными формами ведения записей в тетрадях. Карточки
дадут вам возможность:

1) выделить главное и отсеять второстепенную информацию;

2) сгруппировать в разных вариантах, перетасовать, переложить
информацию, разнесенную на карточках, в нужной вам последова-
тельности, например в соответствии с контрольными вопросами;

 

3) постоянно пополнять и совершенствовать систематизиро-
ванные материалы, не нарушая принципов организации и целос-
тности системы;

4) при необходимости оперативно находить и мобильно вычле-
нять информацию по заданному конкретному вопросу, а при под-
готовке обобщающих тем и вопросов теоретического характера
быстро подобрать конкретные примеры для проведения сравне-
ний, поиска аналогий из самых разных областей и разделов исто-
рии искусств.

Рабочая картотека — это не самоцель, хотя она должна стать
основой личного методического фонда. Рабочая картотека — это про-
дукт вашей повседневной работы в библиотеке, в музее, на улицах
города. Потому в нее войдут следующие основные виды карточек:


— библиографические и в их числе — выписки-цитаты из про-
штудированных книг;

— словарные (терминологические);

— посвященные отдельным памятникам искусства;

— персональные монографические.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь