БЕЗМОЛВНОЕ СОЗЕРЦАНИЕ КАК СРЕДОТОЧИЕ
РАБОТЫ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА
В УСЛОВИЯХ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ
Считаем совершенно необходимым подчеркнуть тот аспект
работы с произведением искусства, который в наши дни в силу
целого ряда причин нивелирован. А между тем, упустив или ском-
кав его, мы разрушаем самую суть — сердцевину художествен-
ного образа, обедняем его и уравниваем с понятием. Речь идет о
моменте непосредственного контакта человека с произведением
искусства — о безмолвном созерцании, когда человек оказывает-
ся наедине с произведением искусства и когда собственно и за-
рождается индивидуальный художественный образ.
«Красота спасет мир» — эта пророческая формула в наши
дни превратилась в расхожее выражение — суесловный аргу-
мент в пользу необходимости и полезности искусства. При этом,
как правило, говорящий и не задумывается над тем, под силу ли
гибнущей красоте кого-либо спасать и как именно. Между тем
для Ф.М.Достоевского эта формула была наполнена не только
нравственно-эстетическим или практическим, но и — прежде вся-
кого иного — духовным содержанием. Истинно православный
человек, воспитанный в сфере религиозной, а отнюдь не атеисти-
ческой культуры, он с молоком матери впитал представление о
преобразующем — умиляющем сердце воздействии Образа, о его
уподобляющей мощи, о высшей цели искусства как части литур-
гического действа — обожении человека, его возвращении к пер-
вообразу, подобием которого он был до грехопадения.
Отнюдь не смешивая ни природы, ни функций светского и ре-
лигиозного искусства, создатель «Идиота» и «Легенды о великом
инквизиторе» в своих критических статьях тем не менее говорил о
способности искусства и необходимости для него отображать не
только явление, видимое глазами телесными, но и сущность, дос-
тупную лишь оку духовному. Именно эта духовная красота, про-
свечивающая сквозь плоть видимого образа, прежде всего облада-
ет преобразующей силой. Умиляя сердце человеческое миг за ми-
гом, уподобляя его себе, она оказывает на него формирующее воз-
действие, делает его лучше, чище, добрее, учит прислушиваться не
только к своему разуму, но и к сердцу. Именно таков и только
таков путь спасения мира, ибо всякая цивилизация жива своей
культурой, а всякая культура — тем, какого человека — своего
создателя и свое творение — она сумела породить.
В наши дни и в нашей стране слова великого писателя зазву-
чали с особой силой и обрели актуальность самую острую. Рос-
сия не успела до конца утратить ощущение трагического диском-
форта цивилизационного процесса, ведущего ко все большей ра-
ционализации жизни во всех ее сферах и на всех уровнях. В
глубинах российской генетической памяти еще брезжит затухаю-
щий в мире свет высшей истины: человек жив до той поры, пока
его разум одухотворен чувством, пока живо его сердце, способное
умилиться — сделаться лучше, милее в минуты молитвы или даже
нерелигиозного созерцания — восприятия прекрасного.
Именно эта память определяет направление важнейших про-
цессов, отрефлексировать которые призвана наука, чтобы вслед
за нею практика осмысленно организовала деятельность, соот-
ветствующую высшим целям современности: целям сохранения,
гармонизации, а значит, спасения человека и — следовательно —
мира.
Искусство как носитель — вместилище Красоты в этом дея-
нии призвано сыграть особую роль. А среди всех иных искусств в
наше время едва ли не на первое место выходят искусства изоб-
разительные — визуальные, что связано с глобальной визуализа-
цией культуры, в свою очередь обусловленной сменой книжно-
письменной цивилизации видеокомпьютерной, ориентированной
преимущественно на визуальное восприятие.
К сожалению, необходимо констатировать, что в период по-
зитивизации и рационализации культуры практика одухотворя-
ющего восприятия искусства была в значительной мере утраче-
на. Как атрофия способности понимать и чувствовать, а значит,
и любить природу привела человечество на край пропасти эко-
логического кризиса, так и забвение опыта преобразующего кон-
такта с искусством вплотную подвело человека к кризису ду-
ховному.
Произошла трагическая подмена: информационное восприя-
тие искусства вытеснило общение с художественным образом.
Практически была предана забвению способность искусства вы-
зывать душевное очищающее потрясение, для которого древние
греки выработали особое понятие — катарсис, а наши предки
определили как Умиление и именно так поименовали любимей-
шую из икон, переосмыслив ее греческое имя — Елеуса (в точном
переводе — Милующая).
К сожалению, эта суть восприятия искусства человеком, вроде
бы вполне очевидная, на деле — в работе оказывается забытой.
Даже лучшие экскурсоводы, работая и с детьми, и со взрослы-
ми, безбожно «забалтывают» произведение. Оставим в стороне
людей неподготовленных, халтурщиков, просто безумно устав-
ших — Бог им судья. Речь не о частных просчетах, а о самой
системе работы с произведением. Отметим, что лучшие экскур-
соводы и педагоги, особенно и прежде всего в тех случаях, когда
они ведут цикловые занятия с группой, т. е. уже знают свою
аудиторию, интуитивно избавляются от синдрома, который мы
бы обозначили как «паническая боязнь тишины». Что имеется в
виду?
Как известно, умение «держать паузу» — показатель мастер-
ства драматического актера, его способности так овладеть вни-
манием аудитории, что зал начинает жить в одном с ним ритме,
в едином сверхнапряжении сотворческого действа, когда пауза
наполняется чувством и смыслом, а время словно бы останавли-
вает свой ход.
Для того чтобы состоялась эта встреча зрителя с произведе-
нием, встреча-потрясение, необходимо ее тщательно подготовить
и правильно поэтапно организовать работу с художественным
произведением.
.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ
С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА
Представления о высшей нервной деятельности человека с не-
обходимостью показывают, что вне зависимости от того, в аудито-
рии, в классе или в музейной экспозиции и архитектурной среде
будет проходить работа с произведением искусства, можно выде-
лить пять основных этапов, каждый из которых имеет собственную
значимость для полноценного восприятия художественного образа.
Поскольку произведение искусства воспринимается личнос-
тью как целостность, постольку человек должен быть особым об-
разом подготовлен к этой внутренней работе, необходима не толь-
ко интеллектуальная активность, нужен общий настрой, который
позволит человеку вжиться, вчувствоваться в произведение. Для
того чтобы понять художественный образ и истолковать его, нуж-
но совершить несколько подготовительных операций и провести
слушателей через несколько «ступеней», этапов работы:
1) прелюдия (информационное сообщение и эмоциональный
настрой);
2) первичный непосредственный контакт с произведением (мол-
чаливое созерцание, внутренняя работа в системе «человек—про-
изведение»);
3) вербализация (словесное выражение) того, что зритель по-
чувствовал, пережил в период первичного контакта;
4) анализ, стремление разобраться в том, как художнику уда-
лось вызвать именно такие чувства, мысли, переживания;
5) возвращение к общению с произведением на более высокой
ступени обобщения, к целостности его восприятия.
I этап. «Прелюдия»
Для настроя на контакт с произведением, на целостное вос-
приятие художественного образа можно воспользоваться опытом
подготовки самого художника к работе. Ведь цель — это создание
своего рода резонансного взаимодействия двух сердец, двух душ —
художника и зрителя, в котором произведение — аккумулятор
духовной энергии художника и проводник ее к зрителю. Следова-
тельно, организуя подготовку к восприятию художественного об-
раза, следует предварительно максимально приблизиться к со-
стоянию его творца, попытаться в какой-то мере отождествить
себя с ним.
«Прелюдия» должна быть подготовлена автором выступле-
ния заранее.
Готовя свое сообщение, студент читает книги о художнике и
его времени, знакомится с его эпистолярным наследием и мему-
арной литературой о нем. Для начала своей работы с группой
(если, конечно, вы имеете дело с достаточно подготовленными людь-
ми) можно выбрать характерный эпизод из жизни художника,
отрывок из воспоминаний о нем, о его работе над произведением,
о котором пойдет речь, о впечатлении, которое оно некогда произ-
вело на зрителей. Рассказ или подготовленный текст должны быть
не столько информативными в прямом смысле слова, сколько
эмоционально насыщенными, причем созвучно художественному
образу. Это один прием работы, но есть и другие. Например, мож-
но, взяв с собой магнитофон, использовать музыку, созвучную
материалу сообщения. При том лучше подбирать современную
художнику музыку, написанную композитором — его соотечествен-
9-4015
ником (меньше риск ошибиться). Можно использовать стихи или
художественную прозу.
Есть и еще один путь: искренний рассказ о том, какое впечат-
ление произвело произведение на вас при первой встрече. Впро-
чем, таких приемов можно придумать множество, и любой дос-
тигнет цели, если произойдет совпадение духовного строя произ-
ведения и того, что послужит «камертоном».
Всего сложнее настроиться на восприятие иконы. А ведь ее
ценность заключается в способности «умилить сердце» челове-
ка, впечататься в его душу. В храме — естественной для вос-
приятия иконы среде — на молящегося особым образом воздей-
ствует архитектура, слово молитвы, включенное в песнопение,
свечи, запах ладана, эмоциональная среда — сопереживания
окружающих. Храм словно защищает человека от суеты мира,
помогает отрешиться от повседневности. В музее многое способ-
но убить всякую возможность сосредоточенного настроя на вос-
приятие иконы: шум шагов, резкий голос экскурсовода, работа-
ющего в том же зале. И все же стоит попытаться создать необ-
ходимое для общения с иконой состояние. Вспомнив, как в
стародавние времена мастер-иконник готовил себя к работе над
образом, в какой обстановке входил с образом в контакт моля-
щийся, попытайтесь найти способы создания необходимого на-
строя вопреки всем сложностям.
И еще один важный совет-рекомендация: информационная и
«настраивающая» работа должна проводиться не в музее воз-
ле картины, иконы, скульптуры, с которыми студент будет
работать, а до того, заранее, это должна быть работа пред-
варительная, предшествующая следующему, второму этапу —
общению с произведением искусства.
II этап. Непосредственное восприятие произведения,
контакт с ним
На этом этапе работы роль посредника-учителя минимальна:
надо помочь группе расположиться так, чтобы каждому было по
возможности хорошо видно и ничто не мешало сосредоточиться
на том произведении, с которым будет вестись работа. Если это
скульптура — надо дать возможность каждому сделать ее круго-
вой обход, предложив найти наиболее выразительный ракурс. Если
икона или картина — сосредоточиться на вчувствовании в нее:
молчаливое созерцание способствует сосредоточению, а значит,
со-творчеству с художником. Можно предварительно дать груп-
пе задание, но оно не должно быть аналитическим. Оно должно
стимулировать самососредоточенность на чувстве и переживании
художественного образа, помочь войти в него. В некоторых случа-
ях можно предложить своим товарищам отождествить себя с кем-
либо из персонажей произведения, попытаться понять и пережить
ситуацию как бы изнутри. Иногда — «озвучить» в воображении
зрительный образ. Иногда — вступить с ним во внутренний диа-
лог. В случае с иконой может помочь и естественный, веками
выработанный способ — молитва, обращенная именно к этому
образу. Слова, родившиеся в миг духовного озарения, способны
вызвать резонансный ответ в сердце не только истинно верующе-
го, но и просвещенного атеиста. Наконец, незаменимый помощ-
ник — магнитофон. Негромкое воспроизведение музыки той дале-
кой эпохи, когда было создано произведение, способно обогатить
его восприятие и внести дополнительные краски в зримый образ.
Нельзя дать рецепта на все случаи жизни: бесконечное разно-
образие произведений диктует множество приемов организации
общения с ним. Но сам момент созерцания и вчувствования —
эмпатии — не требует слов: зрители должны на какое-то время
остаться наедине с произведением искусства, всей душой раство-
риться в нем, если перед ними создание истинного художника —
впечатление будет обязательно сильным и адекватным.
Популярное: