Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие конфликтологических идей
История человечества – это история разнообразных конфликтов. В первобытном обществе их разрешения было во власти вождей и старейшин. С появлением философии (УІ - У вв. до н.э.) начинается процесс теоретического осмысления конфликтов. Категория конфликта была положена в основу древнекитайской философии, где он понимался как постоянное противоборство светлых (янь) и темных (инь) сторон мира, приводящее к конфронтации их носителей. В то же время, как указывал Лао-Цзы, обе силы дополняют друг друга, образуя гармонию Единого. Конфуций усматривал источник конфликтов в делении людей на «благородных мужей» (образованных, грамотных и воспитанных людей) и простолюдинов («малых людей»). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведет к нарушению норм человеческих взаимоотношений и справедливости. Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок, а для малых людей – выгода. Чтобы избежать конфликтов, необходимо следовать моральным заповедям. («Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды»). Древнегреческий философ Гераклит рассматривал конфликты как непременную часть жизни, важное условие любого развития. («все происходит через борьбу … война – отец всего и царь всего»). Эпикур, в целом разделяя идеи Гераклита, однако, полагал, что страшные последствия войн когда-нибудь вынудят людей жить в вечном мире друг с другом. Платон отрицательно оценивал военные конфликты. («никто так не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру»). Подобной же точки зрения придерживался и Демокрит: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны…», а «зависть способствует началу вражды». Христианская философия на начальном этапе своего развития (П – Ш вв. н.э.) утверждала, что войны несовместимы с «учением Христа», доказывала преимущества мира, согласия и братства между людьми. Однако позднее, когда церковь в Европе политизировалась и фактически «вросла» в государство, отношение к войнам резко изменилось. Было признано, что обращение к богу приносит победу в сражениях, а сам бог, как сказано в Библии, это «муж брани». Войны приветствовались, при условии, что они ведутся «во имя Христа». Поэтому, например, католические иерархи охотно благословляли крестовые походы. Однако были и те, кто не разделял подобную точку зрения, по крайней мере, по отношению к войнам между христианами. «Наибольшим абсурдом, - писал в эпоху Возрождения Эразм Роттердамский – является то, что Христос присутствует в обоих враждебных лагерях, как будто сам с собой ведет борьбу», а «война сладка для тех, кто ее не знает». Позиция Ислама по поводу конфликтов также была достаточно противоречивой. С одной стороны, ненасилие проповедовалось как идеал общественной жизни, с другой приветствовалась борьба за расширение геостратегического пространства, допускались столкновения даже между единоверцами, «если на то была воля Аллаха». В социальной философии, начиная с ХУП в., складываются два противоположных взгляда на конфликт. Сторонники первого, признавали его «нормальным и неизбежным» явлением. Томас Гоббс писал: «Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в таком состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех». Человек «эгоистичен, завистлив и ленив». В его природе «три основные причины войны: соперничество, недоверие, жажда славы». Для решения конфликтов необходимо насилие со стороны государства, уполномоченного для этого гражданами. Иммануил Кант полагал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественным состоянием, … последнее есть состояние войны, …следовательно, состояние мира должно быть установлено». Георг Гегель указывал на позитивную роль военных конфликтов в развитии общества, считал войны средством «нравственного очищения народов». Чарльзом Дарвином, Уильямом Самнером, Гербертом Спенсером конфликты рассматривались как механизм «борьбы за существование», обеспечивающий выживание наиболее приспособленных особей. карл Маркс разработал теорию социальных конфликтов в условиях классовой борьбы. По Марксу, данные конфликты основаны на непримиримых классовых противоречиях и имеют антогонистическую природу. Эти противоречия порождены коренными различиями интересов «эксплуататоров и эксплуатируемых» в контексте отношений собственности и ее распределения. Конфликты – неизбежное явление общественной жизни и являются источником общественного прогресса. Георг Зиммель также полагал, что конфликты в обществе неизбежны. Он ввел, в научный оборот термин «социология конфликта» (первоначальное название конфликтологии) и предложил понимание конфликта, как нормальной формы общественной жизни, которая не разъединяет общество, а, напротив, способствует социальной интеграции, обеспечивает «выход враждебности различных социальных групп и усиливает общественную солидарность». Кроме социальных Зиммель рассматривал также этнические, межкультурные, гендерные и пр. конфликты. Одна из главных форм конфликта – конфликт между индивидом и обществом. концепция Зиммеля получила название функциональной теории конфликта. Люис Коузер создал позитивно-функциональную теорию конфликта.Согласно Коузеру, конфликт – это не просто нормальное, а весьма позитивное явление, обеспечивающее стабильность социальных систем. «Социально контролируемый конфликт «очищает воздух» для его участников и позволяет продолжить их отношения». Однако, это может иметь место лишь при при определенных условиях, т.е. следует учитывать остроту и частоту конфликтов, жесткость социальной структуры, характер внутригрупповых отношений и пр. Благотворное влияние конфликтов на эволюционные процессы можно проиллюстрировать на следующем примере. Американские ученые проанализировали структуру мозга 180 самок ос 29 видов и пришли к выводу о сокращении у них участков мозга, ответственных за познание мира. Так, похоже, что в ходе эволюции «общественные» осы, имевшие меньшую, чем одиночки, потребность в оценке и познании среды, стали полагаться на информацию от соседей, что позволило снизить энергозатраты организма. Возможно, по тому же механизму развивался и деградировал мозг других общественных насекомых. Обратный процесс шел у позвоночных животных (людей в том числе): чем более активным становилась общественная жизнь, тем больше развивался мозг. исследователи объясняют это конфликтами в обществах позвоночных, ради победы в которых необходимы дополнительные ресурсы мозга. Насекомые тем временем практически не конфликтуют в группах, а объединяют усилия для совместной работы и выживания. Однако существует и другая точка зрения. Ее сторонники убеждены, что конфликты – явление сугубо негативное и «противоречат человеческой природе». Подобная позиция была высказана, например, французскими просветителями ХУШ в. (Шарль Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер). Рассматривая войны как «пережиток варварской эпохи», они полагали, что ликвидация феодальных устоев и заключение «общественного договора», приведут к «вечному миру», который, вопреки процитированному выше утверждению Гоббса, является естественным состоянием общества. В наше время одним из наиболее видных сторонников подобного отношения к конфликтам является Толкотт Парсонс.конфликты понимаются им как социальная аномалия, своего рода болезнь, которую необходимо преодолевать с целью достижения общественного согласия. «естественная форма общества», согласно Парсонсу, – это социальный порядок. Необходимо поддерживать бесконфликтные отношения между элементами социальной системы, снимать «возникающие напряжения» (удовлетворять основные биологические и психологические потребности большинства людей, эффективно социализировать их, добиваться совпадения индивидуальных мотиваций с общественными установками и т.п.). В русле «антиконфликтной» парадигмы возникла целая наука, получившая название консентологии (от англ. сonsent – согласие). Ее представители утверждают, что, если лежащую в основе конфликтов «внутривидовую агрессию» можно считать «врожденной чертой человека», то согласие – это ценность, формируемая социумом. Поэтому необходимо отучать людей от извечной привычки к насилию и помогать достижению «великого согласия всех со всеми». Изучение конфликтов проводилось также политологами(Макс Вебер, Франц Оппенгеймер, Жорж Сорель). В политологии разработаны теории политических групп (Артур Бентли), политической стабильности (Жан Блондель, Сеймур Липсет), элиты общества (Вильфредо Парето, Гаэтано Моска) и пр. Коротко сущность большинства социологических и политологических концепций ХХ в. можно свести к следующему. 1. конфликты является нормальным социальным явлением. Их порождает вечная и неизбежная противоположность между правящим меньшинством и управляемым большинством. 2. конфликты позитивно влияют на процесс общественного развития, поддерживая состояние динамического равновесия. С помощью возникающих и разрешаемых конфликтов взаимно уравновешиваются несовпадающие интересы различных социальных групп. 3. Конфликты можно изучать, опираясь на взаимосвязи и взаимозависимости между: а) конфликтным состоянием общественного развития и типом социальной структуры, вызвавшим это состояние (структурный анализ конфликта); б) изменениями экономической, политической, духовной жизни общества и конфликтными ситуациями, возникшими в результате этих изменений (функциональный анализ конфликта); в) причинами, эволюцией, динамикой конфликтов и внутренним миром их участников (генетический анализа конфликта); г) конфликтом и особенностями обмена информацией между его сторонами (информационный анализ конфликта). Разумеется, проблема конфликтов заняла должное место и в работах психологов. Главными объектами психологического изучения стали внутриличностные и межличностные конфликты. 1.3. психология конфликта как субдисциплина конфликтологии В процессе становления психологии конфликта как самостоятельной психологической дисциплины принимали участие представители различных научных школ и направлений. Их подходы к пониманию природы, динамики, способов предотвращения и разрешения конфликтов существенно различаются. Рассмотрим главные из них. создатель психоанализа (психодинамической теории) Зигмунд Фрейд полагал, что различные конфликты имеют сходную природу и обусловлены особенностями человеческой психики. первичным является внутриличностный или психический конфликт, который является результатом противоречия между «Ид» (инстинктивные побуждения) и «Супер-эго» (моральные чувства и требования). Изучая психосексуальное развитие человека, Фрейд установил, что на фаллической стадии (3 – 5 лет) у ребенка возникает эдипов комплекс (половое влечение мальчика к матери, а девочки к отцу). Не преодоленный Эдипов комплекс становится источником последующих конфликтов, невротического поведения, чреват различными психическими патологиями. Процедура психоанализа помогает пациенту осознать источники внутренних конфликтов, что способствует его выздоровлению. Однако добиться этого удается далеко не всегда. Фрейд говорил: «Я не могу избавить вас от вашего ада, я могу научить вас как с ним жить». Единственным конструктивным механизмом смягчения внутриличностных конфликтов является сублимация (перевод сексуальной и/или агрессивной энергии в социально приемлемую форму), благодаря которой энергия конфликта «разряжается» в разнообразных продуктах творчества. Согласно Карлу Юнгу, люди, склонные к экстраверсии (направленности на мир внешних объектов), сильнее, чем те, кто склонен к интроверсии (направленности на явления собственного внутреннего мира), подвержены внутриличностным конфликтам. Существуют также конфликты между экстра- и интровертивностью личности, ее мужскими и женскими качествами, а также присущими ей архетипами персона (маска, которую одевает человек в обществе) и тень («животное» начало человека, существование которого он не желает признать). невроз, по Юнгу, объясняется конфликтом между более развитыми и осознаваемыми чертами характера, а также менее развитыми (инфантильными) и вытесненными в подсознание. Будучи «освобожденными психоанализом» и «введенными в сознание», инфантильные черты переносятся на какой-нибудь предмет (сублимация) или на личность врача (перенос). С точки зрения Карен Хорни существует два вида конфликтов. Нормальный конфликт предполагает осознанный выбор между различными возможностями, убеждениями и т.д., невротический – бессознателен. «Конфликтная ситуация невротического человека, - писала Хорни, - происходит из отчаянного навязчивого желания быть первым и столь же сильного навязчивого побуждения сдерживать себя… Человек невротического склада действует сразу в двух направлениях, которые являются несовместимыми: им движет агрессивное стремление к доминированию типа «никто кроме меня», и в то же время он испытывает непомерное желание быть всеми любимым… Такая последовательность все время повторяется и рождает чувство безнадежности борьбы с превосходящими силами… ситуация, когда человек зажат между честолюбием и любовью, является одним из центральных конфликтов при неврозах». Невротическому конфликту сопутствуют тревожность и неудачные попытки от нее избавиться. внутренние противоречия поглощают человека, делают его беспомощным. Невротик не способен разобраться в себе, своих желаниях, а, значит, решить свои внутренние проблемы. Альфред Адлер, «отец» индивидуальной психологии , рассматривал поведение человека в социальном контексте, считал необходимой гармонию и сотрудничество человека и общества, а конфликт между ними – явлением неестественным. Конфликты, по Адлеру, это следствие невротического стиля жизни, который характеризуется эгоцентризмом, отсутствием сотрудничества, нереалистичностью, постоянными угрозами самооценке, неуверенностью в себе, болезненной чувствительностью и т.п. Поэтому, как пишет Адлер, «невротики ведут себя так, как если бы они жили в стране врагов». Эрик Эриксон, один из создателей эго-психологии, позитивно оценивал роль кризисов в развитии личности, полагая, что «каждый личный и социальный кризис… приводит индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий». Кризис – не катастрофа, а поворотный пункт развития, где личность приобретает: «базальное доверие» либо «базальное недоверие», «инициативность» либо «чувство вины», «продуктивность» либо «застой» и т.п. Эриксон выделил восемь психосоциальных стадий, каждая из которых сопровождается конфликтом, является кризисной для индивида. Например, если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, то это приводит к возникновению страха внешней агрессии. Успешное преодоление кризисов – залог психического здоровья и благополучия человека. Еще один представитель психоаналитического направления в психологии, Эрик Берн, разработал концепцию трансактного анализа (от лат. «trans» - «между» и «actio» - «действие»). Опираясь на богатую клиническую практику, Берн высказал предположение, что «в каждый момент времени индивид существует в одном из трех основных Эго-состояний. Они являются воплощением различных частей личности по Фрейду и получили название Родитель, Взрослый, Ребенок. Родительские эго-состояния заимствованы у родительских фигур и воспроизводят чувства, установки, поведение и реакции этих людей. Взрослые эго-состояния занимаются независимым сбором и обработкой информации и оценкой вероятностей, что является основой для действия. Детские эго-состояния являются следами детства индивида и воспроизводят его поведение и психическое состояние в какой-то конкретный или переломный момент его развития, используя, однако, возросшие возможности, имеющиеся в распоряжении взрослого человека. Нормальная трансакция (единичное взаимодействие) называется дополнительной и носит конструктивный характер. При этом стороны говорят «на одном языке» (например, взаимодейсвие Взрослый – Взрослый). Конфликты возникают, когда трансакция приобретает пересекающийся характер, т.е. эго-состояния участников не согласуются между собой. Например, один выступает c позиции Взрослого и ожидает такого же «взрослого» ответа, а другой отвечает с позиции Родителя, который обращается к ребенку. (разговор сотрудника со своим руководителем. «Мне не удалось договориться с поставщиками» // «Так я и знал. Все надо делать самому»). Представители бихевиоризма рассматривали конфликты в рамках формулы «ситуация – конфликтное поведение», искали внешние причины их возникновения. По Б. Скиннеру, внутренний конфликт - это «плохая привычка, результат ошибочного воспитания». В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард)конфликт определяется как фрустрация, специфическая реакция на препятствие. Альберт Бандура и др. разработали концепцию фрустрационной детерминации агрессии, где конфликт понимался как особая форма агрессивного ответа на фрустрирующую ситуацию. Этот ответ может быть прямым, косвенным, сдерживаемым, подавляемым, смещенным на другой объект и т.п. В свою очередь, агрессия является результатом научения деструктивному поведению. Человек ведет себя агрессивно чаще всего потому, что в его поведенческом репертуаре отсутствуют способы конструктивного разрешения конфлитных ситуаций. Мортон Дойч экспериментально исследовал ситуационную природу конфликтов в связи с проблемой влияния кооперации и конкуренции на внутри- и межгрупповые процессы. Он показал, что конфликт является следствием объективного столкновения интересов его участников. Музафер Шериф, также на экспериментальном материале, установил, что объективно конкурентная ситуация, в которой оказываются группы, вызывает конфликт между ними. В отличие от бихевиористов представитель гештальт-психологии Курт Левин, полагал, что описание конфликтов должно вестись не с позиции наблюдателя, а с точки зрения их понимания и переживания самими участниками, т.е. носить не объективный, а субъективный характер. В контексте «теории поля» Левин охарактеризовал конфликт, как ситуацию, в которой «на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины». Индивид находится либо «между двумя положительными валентностями (выбор того, что лучше); либо отрицательными валентностями (выбор между двух зол)»; либо один объект «имеет для него как положительную, так и отрицательную валентность», т.е. амбивалентен (одновременно и нравится, и не нравится). Кроме того, в конфликте могут проявляться противоречия между собственными потребностями индивида и «внешней вынуждающей силой». Речь идет, например, об авторитарных политических системах, которые вследствие этого рискуют рано или поздно быть разрушенными изнутри. В русле когнитивной психологии Фриц Хайдер, создал теорию когнитивного (структурного) баланса, в центре которой «когнитивная сбалансированность» человека (Р) в ситуации восприятия им другого человека (О) и построения двух рядов отношений: а) к воспринимаемому другому; б) к какому-либо общему для обоих объекту (Х). Например, если Р любит Х, но не любит О, то зная, что О создал Х он, разумеется, будет чувствовать когнитивный дисбаланс. Вместе с тем, Хайдер исходил из того, что когнитивная структура не может быть несбалансированной, и если это все-таки происходит, у человека немедленно возникает стремеление восстановить баланс. Поэтому в описанной ситуации у Р есть три принципиальных возможности: 1) решить, что: О не так уж плох; 2) решить, что Х не так уж хорош; 3) сделать вывод, что О не мог создать Х. В когнитивной парадигме находятся также концепции Теодора Ньюкома, Чарлза Осгуда и Перси Танненбаума, а также Леона Фестингера. Ньюком разработал теорию коммуникативных актов, где доказывал, что средством преодоления описанного хайдером несоответствия является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается «когнитивный баланс». Cущность теории конгруэнтности (соответствия) Осгуда и танненбаума заключается в том, что для достижения согласованности в когитивной структуре воспринимающего человека тот должен изменить: а) свое отношение к воспринимаемому человеку; б) к объекту, который оба они оценивают. Например, если человек позитивно относится к другому, но негативно к оцениваемому обоими объекту, то в случае позитивного отношения другого к данному объекту первый человек, уменьшая «негативность» своего отношения к объекту, уменьшает вместе с тем и «позитивность» своего отношения к другому человеку. Здесь соответствие восстанавливается за счет одновременного изменения этих двух рядов отношений и в некоторых случаях – за счет изменения знака отношений. Широкую известность приобрела теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера. Подобное явление возникает, как результат столкновения в сознании человека противоречивых «когниций» (знаний) относительно некоторого объекта или явления. Как следствие, возникает диссонанс (несоотвествие) между убеждениями и поведенческими установками и связанное с этим ощущение психологического дискомфорта. По фестигеру, уменьшить дискомфорт можно следующими способами: 1) изменить поведение в соответствии с новой информацией (курильщик, узнав об опасности курения, может бросить курить); 2) снизить важность этой информации (опасность курения, говорит себе курильщик, не так уж велика, к тому же оно имеет свои преимущества); 3) в дальнейшем избегать подобной информации, чтобы не усиливать когнитивный диссонанс. Представители э кзистенциально-гуманистического направления в психологии рассматривали конфликты, прежде всего как «проявление духовного начала человека». Абрахам Маслоу выдвинул концепцию о фундаментальных потребностях человека, которые находятся в определенной иерархии. Неудовлетворение потребностей ведет к неврозам и психологической неприспособленности, что мешает индивиду становиться самоактуализирующейся личностью. Согласно Виктору Франклу, к конфликту внутри личности может привести утрата смысла существования. Поиск смысла выступает в качестве стимулирующей задачи, позволяющей человеку увеличивать внутреннюю напряженность и через это обеспечивать рост психологического здоровья. «Я считаю опасным заблуждением, - писал Франкл, - предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии, «гомеостазис». На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель. достойную его». Сходную точку зрения высказывал и Ролло Мей. «...Предельная целостность человеческой личности, - писал он, - не только невозможна, но и нежелательна,... Личность динамична, а не статична, ее стихия – творчество, а не прозябание. Наша цель – новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою, нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные». В центре внимания представителей этого направленя прежде всего не теоретические постулаты, а анализ конкретных конфликтов и описание психотерапевтической работы с их участниками. Равитие психологии конфликта, как одной из отраслей психологической науки, предметом которой являются психологические аспектызарождения, возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, методы и приемы их конструктивного урегулирования, способствовало возникновению конфликтологической практики . Ее становление активно проходило в 70 – 80 гг. хх в. В этот период Ф.Горовиц и А. Бордман предложили программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению при конфликтном взаимодействии. Чарлз Осгуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов. Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др. создали переговорные методики разрешения конфликта. Широкую известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри. Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США учебных заведений по подготовке специалистов этого профиля. Здесь, а позднее и в других странах мира возникли конфликтологические центры. Например, в 1986 г. по инициативе ООН был создан Международный центр разрешения конфликтов в Австралии. В СССР конфликтология в целом и психология конфликта в частности, к сожалению, не получили должного развития, поскольку многие их положения противоречили господствовавшим идеологическим и социально-психологическим стереотипам. В советский период появлялись отдельные публикации по проблеме конфликтов, но их место в общем массиве научных работ было ничтожным. Так, за десять лет существования «Психологического журнала» (1980–1990-е) изучению конфликтов было посвящено всего 0, 6% всех опубликованных материалов. Любопытна также судьба одной из книг А. Р. Лурии, которую он назвал «Природа человеческих конфликтов» (1932). ее первое издание вышло на английском языке в США. русский же вариант книги увидел свет лишь через 70 лет, в 2002 г. Только в начале 90 гг. прошлого века психологи пост-советстких стран обратились к фундаментальным конфликтологическим исследованиям, созданию конфликтологических центров и т.п.
Тема 2. принципы и методы исследования конфликтов Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 2047; Нарушение авторского права страницы