Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Природа, генезис и эволюция права.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Учения о праве: · Теологические (Ф. Аквинский, Ж. Маритен; др. Египет, Вавилон, Иудея): Право – справедливость, правосудие, исходящее от Бога. · Естественно-правовые (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев; XVII – XVIII вв): Право — результат соглашения людей, их договоренности придерживаться в своих взаимоотношениях определенных правил, чтобы обеспечить безопасность всех и каждого; совокупность абстрактных принципов – свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения властей, общего блага и др., которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле Бога. · Историческое (Ф. Савиньи, Г.Гуго; к XVIII – 1/2 XIX вв.): Право не является искусственным изобретением законодателя, служит выражением духа народа. Законодатель фиксирует. · Психологическое (Петражицкий; к XIX – н XX вв.): источник формирования права — внутренние переживания людей, их правовые эмоции. Право - не реальность, а комплекс переживаний человека; психологический фактор общественной жизни и дей ствует только психологически. · Марксистское (Мркс, Энгельс; XIX вв.): возникновение права связано с образованием государства. Два пути правообразования: 1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права; 2) правотворчество государственных органов, которые устанавливают новые нормы, выражающие волю господствующего класса, и которые навязываются всему обществу. Право — инструмент государства, с помощью которого оно решает свои классовые задачи.
Позитивное право: понятие и признаки. Позитивное право – общая мера свободы и справедливости поведения, выраженная в официальных юридических источниках и обеспеченная обществом и государством
4.Естественно-позитивное право: сущность, содержание, форма. Естественно-позитивное право: утверждение формального равенства всех людей перед законом, выдвижение человека, его прав и свобод на ключевые позиции в юридической системе. Позитивная составляющая превращается в средство обеспечения прав и свобод. Сущность естественно-позитивного права (фиксирует главные качества) – возведенная в закон воля большинства людей, провозглашающая свободу человека и гражданина как высшую ценность. · Общесоциальный подход: сущность — общая воля народа, граждан, выраженная в формальных источниках права.
Содержание позитивного права – общая мера свободы и справедливости поведения. В ключает: · нормы права · правоотношения · правосознание · права и обязанности (меры дозволенного и необходимого) · мера свободы и справедливости
Право как выражение свободы: · негативный аспект: свобода от любой формы личной зависимости, дискриминации · позитивный аспект: возможность «для» проявления правовой активности
Мера свободы включает: · меру развитости, полноты и равенства прав и свобод человека и гражданина · меру возможности самостоятельного выбора и активной деятельности в различных сферах личной, общественной, государственной жизни
Право как выражение справедливости. Условия: · правового равенства: ◦ признание необходимости одинаковой праводееспособности ◦ равноправие ◦ равная возможность для осуществления прав и свобод ◦ сбалансированность прав и обязанностей ◦ одинаковое применение законов ко всем ◦ использование равных оснований ограничения прав и свобод · правового неравенства: ◦ создание предпочтений; ◦ преимущество льготных режимов для менее социально защищенных слоев населения, важная рискованная деятельность, отметить более успешных и талантливых.
Признаки права: · Нормативность – действует на неопределенный круг субъектов, неоднократно действует, регулирует типичные ситуации; · Определенность (юридическая, формальная) – 2 аспекта: определенность содержания и определенность формы выражения; · Обеспеченность - право обеспечено комплексом средств позитивных (организационная деятельность государственных органов, правовое стимулирование, правовое образование) и негативных (принуждение, ограничения, лишение свободы); · Системность – все его элементы связаны; взаимодействуют, согласованы между собой; · Динамизм – постоянно развивается.
Форма — внутренне строение, структура содержания права и его внешнее официальное выражение и закрепление. · Внешняя форма — совокупность юридических источников права: акты, договоры, правовой обычай, судебные предписания; институты, отрасли · Внутренняя форма связана с содержанием права. Структура: ◦ принципы ◦ цели ◦ задачи ◦ нормы права
Функции права — основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях придания им необходимой стабильности и динамизма.
Признаки функций:
Виды функций:
◦ экономическая ◦ политическая ◦ воспитательная
◦ регулятивная (воздействие права на нормативные отношения) ▪ регулятивно-статистическая (закрепляет основы конституционного строя, прав, свобод, обязанностей и тд) ▪ регулятивно-динамическая (развитие наиболее ценный для личности, общества и государства отношений) ◦ правообеспечительная + охранительная ◦ оценочная (право — критерий правомерности)
Общая характеристика политико-правовых доктрин. Основные правовые школы. Основные проблемы современного понимания права. Подходы к понятию «право» · Позитивный (нормативный) подход: право – это общая мера свободы и справедливости поведения, выраженная в официальных юридических источниках и обеспеченная обществом и государством (Остин, Кельзен, Харт). Право необязательно справедливо. ◦ + фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; ◦ + указывает на прямую связь права и гос-ва; ◦ + право обладает формальной определенностью, что находит выражение в НПА; ◦ + право – принудительный порядок, установленный государством. ◦ + право - волевой акт государства. ◦ – признается правом только то, что исходит от гос-ва и отрицаются ест. неотъемлемые права человека. ◦ – подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права. ◦ – не раскрывает действие права, его движущие силы, регулятивные свойства, в т.ч. его связь с общественными отношениями. ◦ – право = законодательство, с его формой выражения и воплощения.
· Естественно-правовой (нравственный) подход: право — идеологическое явление, отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей (Гобс, Локк, Руссо, Вольтер). ◦ + признание в качестве права свой ственной данному обществу меры свободы, равенства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. ◦ + существует независимо от государства, общества и сознания человека; ◦ + постоянно и неизменно, абсолютное добро и не подвержено «порче»; ◦ + различает право и закон. Не любой закон является правовым. ◦ – расплывчатое представление о праве; ◦ – неодинаковое понимание участниками общественных отношений ценностей; ◦ – негативное воздей ствие на отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма; ◦ – возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органами законов и других нормативных правовых актов. ◦ – невозможность отделения право от морали.
· Социологический подход: право - не нормативное установление государства, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях (Спенсер, Иеринг, Паунд, Холмс). ◦ + придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судей ского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. ◦ – опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным ◦ – опасность произвола со стороны судебных и административных органов ◦ – игнорируется факт, что право – это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений.
· Классово-волевой (марксистский) подход: право - возведённая в закон воля господствующего класса. (Маркс, Энгельс) ◦ + зависимость права от экономики. ◦ + связь государства и права ◦ – преувеличенная роль классового фактора. ◦ – неясность с вопросом, что же такое воля класса?
· Исторический подход: право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно; ( Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта) ◦ + впервые обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права; ◦ + подчеркивается естественность развития права, законодатель не может сам творить нормы права; ◦ + правовые обычаи — как проверенные временем и стабильные правила поведения. ◦ – данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину; ◦ – переоценивание роли правовых обычаев в ущерб законодательству
· Психологический подход: понятие и сущность права — переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); (Л.И. Петражицкий, А. Росс) ◦ + обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права ◦ + акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества. ◦ – преувеличение роли в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим ◦ – " подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера.
· Коммуникативный подход: право — особая форма коммуникации, имеет свою специфику по сравнению с другими; психо-социокультурная целостность, создаваемая непрерывностью правовой коммуникации (Поляков).
· Диалогический подход: право в диахронном аспекте — диалог прошлого, настоящего и будущего; в синхронном аспекте — взаимосвязь и взаимопереход должного и сущего, идеального и материального, внешнего и внутреннего, образующих структуру правовой реальности (Честнов).
· Интегративный (синтетический): право - система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения (Червонюк, Бабаев).
С.С. Алексеев рассматривает право в трех образах: · общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений; · особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль; · явление мирозданческого порядка – одно из проявлений жизни людей.
Шафиров выделяет:
◦ Право – строгое, формальное, внешнее, обязательно-принудительное явление; ◦ Возникло вместе с государством и явление классовой борьбы. Без государства нет права; ◦ Право – инструмент государства, его приказ, команда. Допускается применение насилия; ◦ Право=закон; ◦ Важно наличие нормы, а не содержание; ◦ Право=обязанность; ◦ Обеспеченность государственным принуждением права. · Человеко-центристский подход: ◦ Право – гуманное, выражающее свободу и справедливость, разумное, ориентированное на внутреннее и внешнее поведение, определенное, обеспеченное государством и обществом явление; ◦ Возникает до государства. ◦ Закон – важнейшая форма закрепления права. Но не каждый закон правовой. ◦ Главное в праве – человек, его права и свободы, его обязанности; ◦ Обеспеченность права. Принуждение – вторичный признак права.
Каждая школа отражает не право в целом, а только отдельную его часть, но в полном объёме. Человек от рождения приобретает права и свободы, но некоторые права приобретает и в процессе жизни.
Тревогу вызывает не обилие концепций, а заблуждение относительно того, что право способно решать любые социальные проблемы, что достаточно принять закон, чтобы их решить. Право не всесильно. Ни одно из вариантов правопонимания не является универсальным и не получило всеобщего признания в отечественной юридической науке.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2975; Нарушение авторского права страницы