Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура системы права( элементы)
· Субъектно – сущностный – подчеркивает значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы (человек его права и свободы). · Интеллектуально-психологический – формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (правосознание) · Нормативно-регулятивный – определенным системообразующим фактором вступают нормы права (правовая деятельность) · Организационно-деятельностный – охватывает все юр. оформленные связи и отношения формы реализации права, правотворческую и правоприменительную деятельность гос-ва (нормативно правовая подсистема) · Социально-регулятивный – характеризует то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность и то как сформировались и насколько соответствуют интересам индивида и общества, различного вида режимы и состояния.
Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития: структуры источников, ведущих институтов и отраслей, традиций.
Семья правовых систем - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).
Виды правовых семей:
◦ единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); ◦ главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; ◦ писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; ◦ высокий уровень нормативных обобщений достигается через кодифицированные нормативные акты; ◦ весомое положение занимают подзаконные нормативные акты; ◦ деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; ◦ правовой обычай и юридический прецедент — вспомогательные, дополнительные источники; ◦ на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; ◦ особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи. Этапы становления: 1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. - зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права; 2) XIII - XVII вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти; 3) XVIII - XX вв. - кодификация права, принятие Конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем. · К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Признаки: ◦ основные источники права - судебный прецедент; ◦ ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; ◦ на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке; ◦ главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное ◦ нет кодифицированных отраслей права; ◦ отсутствует классическое деление права на частное и публичное; ◦ широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; ◦ юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер. Этапы: 1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона; 2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды; 3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего " права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости; 4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - " судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи" ); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой. · К семье религиозного права относятся Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Признаки: ◦ главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; ◦ источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов; ◦ весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; ◦ особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения; ◦ отсутствует деление права на частное и публичное; ◦ нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; ◦ судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях). · К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, страны Африки и Д. Востока. Признаки: ◦ доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; ◦ обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; ◦ обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; ◦ нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше; ◦ судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; ◦ судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; ◦ юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; ◦ архаичность многих ее обычаев и традиций · Национальная правовая система — конкретно-историческая социальная реальность, находящаяся в сложных взаимосвязях и взаимодействии с другими частями данного общества как системы: с экономическими отношениями, государством, политическим режимом, моралью, культурой, со всем комплексом социальных институтов и ценностей, всеми подсистемами данного общества. Термин " правовая система" - наиболее объемное понятие в компаративистике, чем правовая семья, поскольку охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социокультурные и иные аспекты возникновения и эволюции права. В силу объемности за этим термином не закрепилось достаточно конкретного содержания.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы