Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ



ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

КОДЖАСПИРОВА Г. М.

ПЕДАГОГИКА

Цель воспитания как социального явления – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл. К. Д. Ушинский писал: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности». Цель воспитания – это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, содержание, формы и методы воспитания.

На определение государством социального заказа образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, в том числе и Россия, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (1959) и под Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания детей.

В Принципе 10 Декларации написано, что ребенок «должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

В Принципе 7 определены общие цели образования: детям должно даваться образование, которое способствовало бы их общему культурному развитию и, благодаря которому они могли бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членами общества.

В статье 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:

«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено:

а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а так же лицами из числа коренного населения;

д) воспитание уважения к окружающей природе».

Приоритетами современного воспитания во всем мире считаются следующие:

ЧЕЛОВЕК – воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия.

МИР – воспитание в духе разоружения и миролюбия.

СОТРУДНИЧЕСТВО – воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем.

ПРИРОДА – экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля – общий дом человечества.

Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба до 1984 г., уже в те годы отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности».

Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т. е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями.

На цель воспитания влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, степень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.

Выделяют три уровня целеполагания в воспитании :

1) идеал воспитания;

2) воспитательные устремления и задачи воспитания;

3) цель и смысл жизни человека.

1 уровень: идеал воспитания образ конечного результата воспитательной деятельности общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе. Так, в Законе РФ «Об образовании»(1992) в п. 1 и 2 ст. 14 записано:

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

– развитие общества;

– укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

– интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

В пункте 2 ст. 9 Закона «Об образовании» говорится, что «основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ».

2 уровень: воспитательные устремления и задачи воспитания образ социально желаемой подготовленности личности, т.е. реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах.

На этом уровне идеальный социальный заказ трансформируется, так как он уточняется и корректируется в документах различных ступеней руководства образованием, в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями.

Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализует общий социальный заказ в формировании нужной обществу личности, но вкладывает в это дело свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и получаемых результатов.

3 уровень: цели и смысл жизни человека, его потребности в самореализации с позиций гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия – наиболее значимый для каждой конкретной личности уровень. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не есть средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, что игнорировать их нельзя.

Гуманистическая, личностно ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать ребенка целью воспитания – процесса организованного взаимодействия.Человек, его возможности, его понимание смысла собственной жизни – вот что должно волновать все социальные науки, в т. ч. и педагогику. Человек – мера всех вещей, ради человека существует воспитательная система и каждый конкретный воспитатель, учитель и педагог, ради человека и полноценности раскрытия его потенциала и полноты жизни существует само общество и государство.

При утверждении личностно ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую парадигму, ориентированную на ценности, имеющие отношение к человеческой природе и способам осознания индивидом собственного опыта.

Цель воспитания в современных условиях – влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию – достигается в том случае, если в процессе воспитания у воспитанников формируются потребности и способности к самопознанию, интерес к своему «Я», своим отношениям и возможностям; самоопределению, разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития; потребности и способности к самореализации (самоактуализации); личностной регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки; потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие других (С. Д. Поляков)[52].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ЩУРКОВА Н. Е.

НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Достойный человек, подготовленный к Достойной жизни…

Если рассматривать воспитание как систему профессиональной деятельности педагогов, то первым и центральным вопросом будет не вопрос содержания воспитательного процесса, а вопрос цели воспитания: каков планируемый педагогами результат их профессиональной работы с детьми? Не странно ли, что цель воспитания вовсе не обсуждается среди педагогической общественности и даже среди научно-педагогических кругов?! Зато существует негласная (и подлая, добавим мы) договоренность не касаться этого вопроса, а ожидать, что скажут «сверху» по поводу цели воспитания.

Беспощадный Салтыков-Щедрин, кажется, прямо по этому поводу говорил: «Ежели мы не изобрели пороха, это значит, что нам не было это приказано; ежели мы не опередили Европу на поприще общественного и политического устройства, то это значит, что и по сему предмету никаких распоряжений не последовало. Мы не виноваты. Прикажут – и Россия завтра же покроется школами и университетами; прикажут – и просвещение, вместо школ, сосредоточится в полицейских управлениях. Куда угодно, когда угодно и всё, что угодно».

Лишенное цели воспитание обречено на провал: случайное окружение, стихийные события, непорядочные люди, непонятные действия или красивая картинка определят становление личности вне зависимости от замыслов педагогов и вне связи с их жертвенным, самоотверженным, напряженным и тяжелым трудом.

Наличие цели избавляет субъекта от ненужных усилий, осознание цели дает прямой диктат необходимых действий, движение к цели стимулирует волю субъекта и заряжает его энергией, наконец, осмысленная цель гарантирует удовлетворение по завершении деятельности, какова бы ни была мера достижения цели. Поэтому любой разумный субъект (homo sapiens) не начинает дела, не определив цели его.

Гуманистическая позиция, на которую вышла современная культура, предполагает предоставление человеку свободного выбора в построении собственной жизни. Но этот выбор производится в пределах культурологических, ибо человек живет среди людей и, чтобы жить с ними, не выпадая из контекста общей жизни, он производит выбор в коридоре культуры. Бесспорно, он должен знать культуру и уметь жить в её контексте. Столь же бесспорным является его право на индивидуальный вариант жизни, достойной Человека.

Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

Поставив такую цель, педагог обретает ориентацию на конечный результат: выпускник школыэто субъект социальных отношений, осознающий смысл происходящего и производимого, соотносящий окружающую жизнь с тем, что есть для него образ достойной жизни, а значит, принявший ответственность на себя за свою собственную жизнь и за те стороны общей жизни, которые от него зависят.

Цель достигается путем решения ряда задач, исчерпывающих цель.

Задачи воспитания логически вытекают из поставленной цели:

- формирование образа жизни, достойной человека;

- формирование образа, достойного человека,

- формирование способности быть субъектом собственной жизни;

- формирование образа общества и системы общественных связей человека и общества;

- формирование образа мира и представления об его устройстве;

- формирование жизненной позиции как общего отношения к жизни как таковой и собственной жизни в этом мире;

- формирование культурологических умений взаимодействия с миром.

Цель предполагает оснащение школьника системой знаний о мире, умений взаимодействовать с миром и отношений к миру.

Обнаруживаются три основных социально-психологических феномена в качестве объекта профессиональной работы. Фигурально обозначим их, мысленно перейдя на платформу нашего воспитанника: «Знаю – умею – люблю». Продолжая фигуральное оформление нашего вывода, скажем так: целью воспитания является развитие личности, которая знает мир, умеет жить в этом мире, принимает и любит этот мир во всех его проявлениях . И добавим: педагога не может не интересовать конкретная жизнь школьника с её конкретными характеристиками, но его не может не заботить жизнь воспитанника в её общих характеристиках достойной жизни достойного человека.

Цель всегда располагается над содержанием и никогда не сводится к содержанию, ибо содержание относительно цели всегда выполняет функции средства и не более того.

Овладевая достижениями культуры и проживая каждый день своей жизни на уровне культуры, воспитанник овладевает средствами выстраивать свою жизнь (деятельность, поведение, действие) на основании свободного выбора, так чтобы она, эта жизнь, полностью соответствовала его представлению о счастливой и достойной жизни.

Необходимо оснастить ребенка способностью к самостоятельному выстраиванию достойной жизни (украинские педагоги говорят сегодня о жизнетворчестве, которому следует научить воспитанника в школе), чтобы он был счастлив в итоге, будучи удовлетворенным успешным выстраиванием желаемой судьбы.

Содержание воспитательного процесса обеспечивает достижение поставленной цели.

Формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, – длительный процесс и, если речь идет о школьном воспитании, протекает, изменяясь и усложняясь, в ходе всего школьного обучения. Задачи-доминанты, выделенные для отдельного возрастного периода, содействуют движению к цели, с каждым годом раскрывая образ достойной жизни и, одновременно, развивая у школьника представление о достойном человеке, а также представление о себе как субъекте собственной жизни.

Цель воспитания и содержание воспитания неразрывно связаны, их невозможно разделить, они единство, не поддающееся расчленению, а элементы его – отдельному и независимому существованию друг от друга. Убедиться в этом можно уже сегодня, обратясь к анализу воспитательной работы тех школ, которые, забыв о постановке цели воспитания, разрабатывают внедрение ценностного содержания воспитания и низкими результатами своего профессионального труда дискредитируют идею ценностного содержания воспитания.

Достойная жизнь – это жизнь, построенная на основаниях добра, истины и красоты. Образ достойной жизни постигается ребенком на протяжении длительного периода развития. К достойной жизни человек идет всю жизнь, продолжая с возрастом постигать как смысл достойной жизни, её показатели и признаки, так и способы её конструирования.

Образ достойной жизни динамичен. Для маленького ребенка – это «слушаться маму»... Для младшего школьника – «учиться и вести себя хорошо»... Подросток включает в этот абстрактный образ желание «быть хорошим товарищем, надежным человеком», «становиться сильным»... Юношество расширяет образ, наделяя его «любовью», «умом», «творчеством»...

Изменения образа достойной жизни и изменения носителя этого образа совершаются одновременно. И одно без другого не происходит. Распространенной педагогической ошибкой является желание изменить поведение детей, не затрагивая их представлений о достойной жизни. Педагог, не выходящий на философические позиции во взаимодействии с детьми, напрасно будет ожидать существенных изменений в поведении детей: ведь он оставляет неподвижными их представления о достойном и недостойном, и природные начала властвуют над подрастающей личностью. Хотя ошибочно и форсировать развитие образа достойной жизни у детей, здесь необходима психологическая готовность к абстракциям, к созиданию обобщенных характеристик явлений мира.

Последовательно и неуклонно, неторопливо и осторожно педагог использует все обстоятельства жизни для движения к цели, раскрывая образ достойной жизни, вовлекая в проживание достойной жизни, формируя способность быть субъектом постоянного жизненного выбора, который приходится производить достойному человеку.

Присутствие ясно осознанной цели воспитания определяет и собственное поведение педагога, распоряжаясь его реакциями на происходящее.

Образ достойной человека жизни становится для педагога, с одной стороны, – эталоном формирования личности воспитанников, но этот эталон воспринимается педагогом и как личностно значимый образец. Раздвоение педагога на профессиональное и на личностное, которое бы противостояло профессиональному, невыносимо для психики педагога. В итоге, он либо отказывается принимать цель воспитания, либо, приняв её, включает в структуру собственной личности как личностную ценность.

Незримое влияние ценностей, заложенных в содержание цели воспитания, на личность педагога фиксируется в общественном мнении: педагог должен стоять на высоком уровне культуры; в обратном случае, дети говорят осуждающе: «А ещё – учитель! »[53].


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Общая характеристика общественных отношений
  2. III. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в учебном заведении и дома - месте проживания)
  3. PR – отношения с общественностью. Цели, задачи, функции, методы
  4. XXI. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  5. А то, что есть, — это единственное подлинное имя Бога. Это не цель где-то еще; это всегда доступно, просто вы не доступны этому.
  6. Административно-правовое положение общественных организаций (объединений)
  7. Административно-правовой статус общественных объединений
  8. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  9. Актуальные проблемы социального воспитания / Отв. ред. Т.ф. Яркина.– М.– Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990.–168с.
  10. Алтайская краевая общественная организация
  11. Антиобщественный» означает теперь «агрессивный»
  12. Антипьев. А. К вопросу о формировании цивилизованного рынка труда в «архаичном» обществе // Человек и труд – 2010. – № 5. – С.27-48.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 4749; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь