Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Евангелие от Матфея, зачало 16



Сказал Господь: Старайтесь милостыню вашу не творить перед людьми, с тем, чтобы они видели вас; иначе нет вам награды от Отца вашего, Который на небесах. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославили их люди. Истинно говорю вам: они уже поучают награду свою. Но когда ты творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, [Сам] воздаст тебе явно. И когда молишься, не будь как лицемеры, ибо они любят в синагогах и становясь на углах улиц молиться, чтобы показаться людям. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою; и затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Молясь же, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Итак, не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде чем вы попросите у Него. Вы же моли́ тесь так: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение; но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава вовеки. Аминь.

Мф 6: 1–13

И святым,
Евангелие от Матфея, зачало 43

Сказал Господь Своим ученикам: Все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смире́ н сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко.

Мф 11: 27–30

Киноник: Радуйтесь, праведные, о Господе – правым прилична хвала. Аллилуия. (3)

 


НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ

В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди:

Глас 6

Создатель мой Господь, / прах от земли взяв, / животворным дуновением вложив в меня душу, оживил / и почтил, назначив на земле / владыкою всех видимых творений, / и Ангелам сообитателем. / Сатана же коварный, / орудием своим змия употребив, / пищей меня соблазнил, / и от Божией славы отлучил, / и преисподней смерти предал в землю; / но, как Владыка и милосердный, / вновь меня к Себе призови.

Одеяние, Богом сотканное, / я совлек с себя, несчастный, / Твоего божественного повеления ослушавшись, Господи, / по совету врага; / и листьями смоковницы, / и кожаными одеждами ныне облечен: / ибо в поте лица осужден был хлеб скудный вкушать; / земля же проклятием обречена была / терния и колючки приносить мне. / Но в последние времена от Девы Воплотившийся, / призвав меня, введи снова в рай.

Рай драгоценный, / совершеннейшая красота, / Богом созданная обитель, / радость непрестанная и наслаждение, / слава праведных, пророков услада, и святых жилище, / шумом листьев твоих Создателя всех умоляй / открыть мне врата, которые я преступлением затворил, / и удостоить меня приобщения к древу жизни, / и радости, которою я прежде в Тебе наслаждался.

Адам изгнан был из рая за ослушание, / из обители наслаждения извержен, речами жены обманутый, / и нагой сидит напротив места того, – «увы мне», – сетуя. / Потому постараемся все провести время поста / слушаясь евангельских преданий, / чтобы чрез них став угодными Христу, / получить нам снова райское жилище.

Слава, глас 6: Сел Адам напротив рая / и свою наготу, сетуя, оплакивал: / «Увы мне, обману лукавого поверившему, / и ограбленному, и от славы удаленному! / Увы мне, по простоте обнаженному / и ныне недоумевающему! / Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, / больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; / ибо в землю отойду, из которой и был взят. / Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: / Помилуй меня падшего! »

И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа.

На литии

Слава, глас 6: Солнце скрыло лучи, / луна со звездами претворились в кровь, / горы сотряслись, холмы вострепетали, / когда рай был затворен. / Выходя из него Адам, / бил себя в лицо руками и восклицал: / «Господи, помилуй меня, падшего! »

И ныне, Богородичен, глас тот же: Мы таинственно воспеваем тебя, Богородица Мария: / ибо явилась Ты престолом Великого Царя, / скинией святой, небес пространнейшей, / Херувимской колесницей, / Серафимов высочайшей, престолом славы: / ибо из Тебя произошел, воплотившись, Бог всех. / Его моли о спасении душ наших.

Стихиры на стиховне Октоиха

Слава, глас 6: Изгнан был Адам за вкушение плода из рая, / и потому, напротив него сидя, сетовал, / рыдая жалостным голосом, и возглашал: / «Увы мне, что́ я потерпел несчастный! / Одну заповедь Владыки преступил / и всевозможных благ лишился! / Рай прекраснейший, для меня насажденный, / и из-за Евы затворенный, / умоляй тебя Сотворившего и меня Создавшего, / чтобы мне красотою цветов твоих насытиться! » / Потому и Спаситель ответил ему: / «Не хочу, чтобы погибло Мое создание, / но желаю ему спастись и в познание истины придти, / ибо приходящего ко Мне не изгоню вон! »

И ныне, Богородичен: Творец и Искупитель мой, Всечистая, / Христос Господь, / произошел из чрева Твоего, / в меня, человека, облекшись / и Адама от древнего проклятия освободил. / Потому Тебе, Всечистая, / как Божией Матери и истинной Деве / «Радуйся» возглашаем с Ангелом не умолкая: / «Радуйся, Владычица, защита, и покров, / и спасение душ наших! »

НА УТРЕНИ

После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха, и дважды поем тропарь воскресный, и Богородичен один раз. Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После обычных двух полиелейных псалмов присоединяем третий:

Псалом 136

У рек Вавилонских там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе. Аллилуия. На ивах посреди него повесили мы орга́ ны наши. Аллилуия. Ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении. Аллилуия. «Пропойте нам из песен Сионских». Аллилуия. Как споём мы песнь Господню на земле чужой? Аллилуия. Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя! Аллилуия. Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в са́ мом начале веселья моего. Аллилуия. Вспомни, Господи, сынов Эдо́ ма в день Иерусалима, говорящих: «Разоряйте, разоряйте до оснований его». Аллилуия. Дочь Вавилона злосчастная, блаже́ н, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты воздала́ нам. Аллилуия. Блаже́ н, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень. Аллилуия.

После Непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и прокимен гласа. Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христово: Псалом 50. Затем Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне: (см. утреню в Неделю о мытаре и фарисее).

Канон первый – Воскресный на 4, второй – Крестовоскресный на 2 и третий – Богородичен на 2, и Триоди на 6:

Канон, творение Христофора протасикрита, глас 6.
Песнь 1

Ирмос: Как по суше прошел Израиль:

Иди, душа моя жалкая, / оплачь тобою соделанное, / вспоминая в сей день древнее во Эдеме обнажение, / из-за чего ты изгнана была / из места наслаждения / и непрестанной радости.

По великому милосердию и состраданию / Ты, всего творения Создатель и Творец, / из праха оживотворив меня прежде, / заповедал мне воспевать Тебя / со Ангелами Твоими.

По богатству благости / Ты насаждаешь, Создатель и Господь, / усладу райскую во Эдеме, / повелевая мне наслаждаться / прекрасными, и приятными, / и не оскудевающими плодами.

Слава: Увы мне, душа моя злосчастная, / всем, что в Эдеме, наслаждаться / ты получила власть от Бога, / но не вкушать познания плод / тебе было приказано; / зачем же преступила ты закон Божий?

И ныне, Богородичен: Дева, Бога во чреве носившая! / Как дочь Адама по происхождению, / по благодати же – Христу Богу Родительница, / меня, изгнанного из Эдема, ныне в него обратно призови.

Вместо катавасии поем ирмосы канона: Как по суше прошел Израиль / по бездне стопами, / и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: / «Богу победную песнь воспоем! »

Песнь 3

Ирмос: Нет святого:

Змей коварный некогда, / чести моей позавидовав, / нашептал ложь в уши Евы; / и ею в заблуждение введенный, / я изгнан был, увы мне, / из хора жизни.

Руку протянув дерзко, / я вкусил от древа познания, / к которому повелел мне Бог / не прикасаться совсем, / и от божественной славы / был отвергнут горестно.

Слава: Увы мне, жалкая моя душа! / Как не распознала ты коварства? / Как не ощутила ты обмана и зависти врага, / но помрачена была умом и преступила заповедь / Создателя твоего?

И ныне, Богородичен: Надежда и покров мой, Священная, / Одна покрывшая древнюю наготу падшего Адама, / рождением Христа от Тебя, Чистая! / В нетление снова меня облеки.

Катавасия: Нет святого, / как Ты, Господи Боже мой, / возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, / и утвердивший нас на камне / исповедания Твоего.

Седален, глас 4

Изгнан был Адам из рая сладостного вкушением горьким, / по невоздержанию не сохранив заповеди Владыки, / и осужден был возделывать землю, от которой сам был взят / и со многим потом есть хлеб свой. / Потому давайте же возлюбим воздержание, / чтобы нам не возрыдать, как он, вне рая, / но войти в него.

Слава, иной, глас 4: Ныне время добродетелей явилось, / и при дверях Судия; / не будем же унывать, но давайте, постясь, / принесем слезы, сокрушение и милостыню, взывая: / «Грехов наших больше, чем песка морского, / но отпусти всем, всех Искупитель», – / дабы получить нам нетленный венец.

И ныне, Богородичен: Не прекратим никогда, мы, недостойные, / возвещать о могуществе Твоем, Богородица, / ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, / кто бы нас избавил от стольких бед, / кто бы сохранил нас доныне свободными? / Не отступим, Владычица, от Тебя, / ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.

Песнь 4

Ирмос: Христос – моя сила:

Чести был удостоен я, злосчастный, / от Тебя, Владыки, во Эдеме; / увы мне, как я был обманут, / и, подвергшись зависти диавола, / отринут от лица Твоего!

Возрыдайте, Ангелов полки, / красо́ ты рая и тамошних насаждений благолепие, / обо мне в заблуждение введенном злополучно / и от Бога отступившем.

Луг блаженный, / Богом насажденные растения, услада рая, / ныне слезы проливайте / с листьев, как из глаз, / обо мне, нагом и лишенном славы Божией.

Слава: Больше не увижу Тебя, / не наслажусь твоим сладчайшим и божественным сиянием, / драгоценнейший рай: / ибо нагим повержен я на землю, / прогневав Создателя.

И ныне, Богородичен: Святая Владычица, / открывшая всем верным райские врата, / которые некогда Адам затворил преступлением, / врата милости и мне отверзи.

Катавасия: «Христос – моя сила, / Бог и Господь», / – святая Церковь благоговейно поет, / возглашая от чистого разума, / в Господе торжествуя.

Песнь 5

Ирмос: Божественным светом Своим:

Позавидовав в древности человеконенавистник враг / моему счастливому в раю пребыванию, / в образе змея меня обманул, / и явил меня чуждым / славы вечной.

Сетую и терзаюсь душою, / и стараюсь очам прибавить множество слез, / когда посмотрю и познаю наготу мою, / которую я приобрел из-за преступления

Слава: Из земли был создан рукою Божией / и о возвращении снова в землю / услышал я, несчастный; / кто обо мне не восплачет, от Бога отринутом / и Эдем на ад променявшем?

И ныне, Богородичен: Чертогом славы таинственным / все мы, верные, Тебя провозглашаем, / Божия Родительница всенепорочная. / Потому молю Тебя, Чистая: / «Меня, падшего, / достойным чертога райского соделай! »

Катавасия: Божественным светом Своим, Благой, / души с рассвета к Тебе стремящихся / любовью озари, – молюсь я, – / чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / от мрака грехов / к Себе призывающего.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море видя:

Одеждою Богом сотканной / Ты облек меня, Спаситель, / во Эдеме, как милосердный; / я же презрел Твою заповедь, / поверив губителю, / и нагим явился, несчастный.

Душа злосчастнейшая моя, / удалилась ты от Бога, / по невниманию твоему / райского лишилась наслаждения, / с Ангелами разлучилась, ввержена в погибель. / О падение!

Слава: Помилуй, пожалей, Боже Вседержитель, / рук Твоих творение; / не пре́ зри меня, молюсь, о Благой, / самого себя отлучившего / от сонма Ангелов Твоих.

И ныне, Богородичен: Мария, Богом призванная, / Госпожа всего, / как родившая Господа, / всех Царя и Искупителя, / меня, пребывающего в плену, вне райской славы, / снова к ней призови.

Катавасия: Житейское море видя / поднимающееся волнами искушений, / я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: / «Возведи от гибели жизнь мою, / Многомилостивый! »

Кондак, глас 6

Премудрости наставник, разума Податель, / Учитель неразумных и нищих Защитник, / утверди, вразуми сердце мое, Владыка. / Ты дай мне слово, Отчее Слово, / — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: / «Милостивый, помилуй меня, падшего! »

Икос: Сел Адам тогда и заплакал / напротив рая сладостного, / руками ударяя себя по лицу, и возглашал: / «Милостивый, помилуй меня, падшего! »

Адам, увидев Ангела, его изгнавшего, / и затворившего божественного сада дверь, / восстенал громко и возглашал: / «Милостивый, помилуй меня, падшего! »

Сострадай, о рай, твоему владельцу обнищавшему, / и шумом твоих листьев умоли Создателя, / не затворять тебя: / «Милостивый, помилуй меня, падшего! »

Рай всесовершенный, всесвятой, всеблаженный, / ради Адама насажденный, и из-за Евы затворенный, / умоли Бога о падшем: / «Милостивый, помилуй меня, падшего! »

Песнь 7

Ирмос: Росоносною соделал печь:

Владычествующий над всеми веками Господи, / создавший меня по воле Своей! / Испытавшего некогда зависть дракона коварного / и Тебя, Спаситель, прогневавшего / не пре́ зри Боже, / но вновь меня к Себе призови.

Постыдными облеченный одеждами, – увы мне, – / вместо одеяния светозарного, / я оплакиваю, Спаситель, свою погибель / и с верою взываю Тебе, благой: / «Не пре́ зри меня, Боже, / но вновь к Себе призови! »

Слава: Изранил змей зловредный / всю душу мою из зависти, / и изгнанным из наслаждения райского меня делает; / но, о благосердный Спаситель, / не пре́ зри меня, / но как Бог к Себе призови.

И ныне, Богородичен: Молебное мое прошение, Всенепорочная, / прими со свойственным Тебе сочувствием / и прощение согрешений подай мне, Чистая, / с рыданиями взывающему усердно: / «Не пре́ зри, Благая, / но к спасению меня призови! »

Катавасия: Росоносною соделал печь / Ангел для благочестивых отроков, / а Божие веление, халдеев опалявшее, / мучителя убедило взывать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших! »

Песнь 8

Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил:

Дарами многообразными в древности / почтил Ты рук Твоих творение, единый Человеколюбец; / дракон же страшный шипением своим / прельстил меня, – увы мне, – / бывших у меня благ лишив.

Для чего ты совета горького послушалась, / а божественного повеления сделалась ослушницей? / Увы мне, бедная душа, Бога оскорбившая, / Которого непрестанно прославлять / была ты поставлена со Ангелами!


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь