Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Новейшие направления современной западной философии: герменевтика, структурализм, постмодернизм.
Среди ф-х направлений второй половины XX в. Следует выделить те из них, что полагают непосредственным предметом своего изучения основные аспекты постижения актуальных сложных и противоречивых общественных и культурных явлений. Так, фил. герменевтика, основателем к-й принято считать немецкого философа Г.-Г. Гадамера (1900–2002), выступает в качестве общей теории понимания различных объектов культуры, к-е обладают определенными транслируемыми через традицию смыслами. Другое значимое направление соврем ф-и второй половины XX в. – структурализм, получивший преимущественное распространение во Франции в трудах таких мыслителей как К. Леви-Стросс (р. 1908), Р. Барт (1915–1980) и др. Изначально сформировавшись на материале изучения примитивных обществ, структурализм постепенно превратился в теорию и практику объяснения различных общественных и культурных явлений как структурных единиц, или кодов, закладываемых в процессе развития общества и определяющих смысл тех или иных событий, а также тенденций общественной жизни. Структуралистский подход к анализу общества строится на выделении бинарных оппозиций (левое – правое, живое – мертвое и т.д.) в качестве структурирующих и регламентирующих поведение чел.а кодов, которые на современном этапе функционируют как особые идеологические и мифологические порядки, диктующие правила нормальности и легитимности сфер потребления, питания, моды, общения и т.д. Познание жизни общества и его культуры как всеобщей структуры закодированных единиц должно привести, по мнению структуралистов, к расшифровке основных закономерностей, управляющих поведением и мышлением отдельного чел.а как части общества. Однако классический структурализм не дал ответа на вопрос о происхождении и смене подобных структур поскольку акцентировал свое внимание на синхроническом (единовременном) срезе проблемы. По этой причине он постепенно эволюционирует в постструктурализм, к-й делает предметом своего изучения уже непосредственные предпосылки создания структуры, лежащие, по мнению одного из значимых его представителей М. Фуко (1926–1984), в порядках власти и желания, сексуальности, где сама по себе структурация выступает как подавление и установление дисциплины на уровне базовых человеческих инстинктов. Наконец, такое направление фил. XX в. как постмодернизм выступает в качестве попытки поставить фил. диагноз современности во всех ее многообразных и изменчивых проявлениях. По выражению одного из классиков Ж.-Ф. Лиотара (р. 1924), современная фил. явл отражением состояния постмодерна в культуре как ситуации кризиса и утраты легитимности больших повествований к-е ранее мобилизовали массы людей на грандиозные социальные эксперименты и исторические свершения, а также отказа от любых попыток нормировать и структурировать социальную жизнь в формах доминирующих рациональных представлений. Значимой проблемой для ф-ого осмысления постмодернизма явл феномен «распада субъекта», что зримо воплощается в утрате современным чел.ом стержневых моментов собственной личности и усиливающейся «мозаичности» его сознания. В плане кризиса классической философской традиции постмодернизм исследует перспективы возможного нового пути для актуального философствования за счет применения метода деконструкции, к-й предложил французский мыслитель Ж. Деррида (1930– 2004) – разрушения традиционных метафизических смыслов, приводящих к подавляющему любое инакомыслие центристскому мышлению, и реконструкции нового пространства смыслов как равноправных источников значения, имеющих вид диссипативных структур мысли. 18. Основные этапы развития философской мысли Беларуси: просветительство (Е. Полоцкая, К. Туровский), Ренесанс и Просвещение (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.) Экономические и социальные предпосылки формирования в Беларуси гуманных начал: развитие городов, высокоразвитое ремесло, интенсивная внутренняя и внешняя торговля, развитие товарно-денежных отношений. В это время (16-17 вв.) популярны идеи борьбы против тирании и произвола королевской власти, свободу вероисповедания, идеи просвещения (распространение родного языка), выдвигаются требования полного социального равенства и веротерпимости, идея национального равенства. Особенность белорусского гуманизма—его просветительский характер. Реформация как теоретико-гуманистическое движение в теологической и церковной сфере оказало большое влияние на развитие социально- политической и духовной жизни ВКЛ 16-17 вв. Культурный смысл реформации—способствовало развитию в стране книгопечатания, литературы и родного языка, науки, подорвало авторитет официальной теологии, дало право решать религиозные вопросы индивидуальному человеческому разуму. Авторитет веры вытесняется авторитетом разума. Этот перелом способствовал развитию светских знаний, науки и философии. В философии пробуждается интерес к человеку, его внутреннему миру, интеллектуальным запросам, возникают идеи о высоком достоинстве человека (Гусовский, Скорина, Пышкевич, Будный, Волан).. С. Будный—обосновывал идею освобождения мысли человека из-под власти церковного авторитета. Реформация объявила, что религиозная истина заключена в Священном Писании, где каждый имеет право свободно ее отыскивать. Главное средство познания религиозной истины—внутреннее откровение, т. е. непосредственное соединение человека с Богом. Решающее средство достижения религиозной истины—человеческий разум. Теоретик этого направления в Беларуси—Будный (филолог, историк, теолог, философ). К середине 69х гг Будный идеолог радикально-реформационного движения—антитринитаризма (это движение ставило под сомнение истинность догматической троицы). Проявление гуманизма в духовной жизни того времени—формирование национального самосознания, развитие белорусского языка и литературы. Одна из центральных идей—единство славянских народов. Скорина издал 22 книги Библии с предисловием. В предисловии в популярной форме—сведения о различных науках, взгляды Скорины на общество и человека, на власть, на природу и историю. В мировоззрении Скорины, как и большинства гуманистов того времени, уживается рационализм с верой в Бога, Скорина высоко ценит разум: его увлечения естественными науками. Желая понять взаимоотношение человека с природой, а через них—и сущность самого человека. Учение Скорины об обществе: Не найдя в современном ему обществе, Скорина пытается найти его в прошлом, в античности. Он идеализирует раннее христианство с его требованиями равенства перед Богом. Объясняя возникновение законов, Скорина делил их на «неписаные» и «писанные». По его мнению, люди сначала жили по «неписаным» законам справедливости и взаимоуважении. Т. е. Скорина приверженец идеи «естественного права». Каждый человек рождается свободным. Все появившиеся на свет люди равны между собой. Человек по своей природе справедлив, гуманен, поэтому легко поддаётся воспитанию. Противоречия между этими представлениями и действительностью Скорина и д. р. объясняет «писаными» законами, которые пришли на смену «неписаным».Сущность этого учения—в договорном начале. Сначала люди жили хорошо по «неписаным» законам. Потом отдельно члены общества начинают злоупотреблять ими. Совершаются убийства (Каин), предательство. Чтобы оградить большую часть членов общества, были придуманы «писаные» законы. С. Будный—обосновывал идею освобождения мысли человека из-под власти церковного авторитета. Реформация объявила, что религиозная истина заключена в Священном Писании, где каждый имеет право свободно ее отыскивать. Главное средство познания религиозной истины—внутреннее откровение, т. е. непосредственное соединение человека с Богом. Решающее средство достижения религиозной истины—человеческий разум. Теоретик этого направления в Беларуси—Будный (филолог, историк, теолог, философ). К середине 69х гг Будный идеолог радикально-реформационного движения—антитринитаризма (это движение ставило под сомнение истинность догматической троицы). Антитринитаризм отвергает сверхъестественный характер рождения Христа, обосновывает принцип натуралистического истолкования явления природы, отвергает библейское бессмертие души и загробный мир. Проблемное соотношение разума и веры у Будного: он не ограничивал разум и его познавательные способности божественной сферой. Человеческий разум должен решать не только божественные, но и человеческие, земные, светские проблемы. Истинность или ложность того или иного явления должна быть доказана, аргументирована: человек не должен замыкаться в сфере религии, а должен получать всестороннее и глубокое образование. Лыщинский—атеистически-натуралистическая концепция морали. Во Вселенной не существует Бога, духовностью и разумностью наделён только человек; моральные понятия имеют природное происхождение, являются результатом познания и самопознания; религия имеет человеческое происхождение, мир существовал вечно. Полоцкий—признавал за наукой и философией право на самостоятельное существование. Познание мира начинается с чувственного восприятия, но основную роль играет разум. На ровне с разумом он признавал авторитет открытия. В целом Полоцкий разделил концепцию «двойственности истины», выступал пропагандистом советских знаний, науки, образования. 20. Социально-политические идеи русской философии (славянофилы и западники) Белинский и Чернышевский являлись представителями западничества. Среди самих западников велась острая полемика: первоначально по эстетическим и философским вопросам, а со временем—все более по социально-политической проблематике. К концу 40-х гг. с чёткостью обозначилась размежевание между ними. Герцен, Огарев, Белинский отстаивали материализм, вступали как революционные демократы, выступали за построение социализма на развалинах самодержавия. Их революционно-демократические убеждения вскоре подхватили Чернышевский, Добролюбов и Писарев. По иному были ориентированы Ковелин, Боткин и ряд других западников: они исповедовали идеализм, проводили линию буржуазного либерализма. Белинский не соглашался с идеализацией ими патриархального прошлого России, критиковал соглашательский либерализм. Он отвергал обвинения славянофилов в адрес Петра I (царя- реформатора). Мыслитель рассматривал европеизацию царя как фактор, стимулировавший ход развития российского общества без ущерба для него. Идею перехода к социализму через старую крестьянскую общину отстаивал Чернышевский. Для низвержения существовавшего в России общественного строя он предлагал самые радикальные методы, призывал народ к «топору». Возможность освобождения крестьян и всех трудящихся от «самодержавного деспотизма» он связывал с переходом государственной власти и в руки самого народа. Анализируя полемику славянофилов и западников, мыслитель пытался найти то, что их сближает. Он полагал. Что для тех и других близка идея особого исторического призвания России, своеобразного русского «мессианства». Отвергая концепцию особой избранности определённых народов, Чернышевский критиковал за приверженность ей не только славянофилов, но и западников, усматривая завуалированную проповедь этой концепции, даже с их стороны. Сам же он противопоставил проповеди особого исторического призвания народов такое понимание мировой истории, при котором ее ведущими действующими силами являются не национальные организмы, а сословия, которые еще должны в будущем превратится в подлинных субъектов исторического действия. Вступая с позиции антропологического материализма, Чернышевский поставил в центре внимания своих философских воззрений человека. Для мыслителя учение о природе—лишь введение в «философию человека». Антропологическая концепция, предложенная Чернышевским, лишена дуалистичности и содержит трактовку человека как единого организма, обладающего «духовным» измерением. Антропологический принцип роднит философию Чернышевского с философией Фейербаха. Именно влияние фейербаховской, западной философии способствовало тому, что Чернышевский трактовал человека с западнических позиций—как существо самодостаточное, независимое, автономное (в противовес славянофильскому подходу к человеку как представителю общины, слившемуся с другими ее представителями в единой вере). По Чернышевскому, человек—существо еще более независимое от преданности кому-либо. Рассматривая человека с позиции индивидуализма, он отстаивал теорию разумного эгоизма, противостоящего вульгарному. Чернышевский внес вклад в развитие эстетических воззрений. Разрабатывая материалистическую эстетику, он подверг критике Эстетическую концепцию Гегеля, противопоставив умозрительной красоте абсолюта красоту реальной действительности. По Чернышевскому, искусство представляет собой художественное отражение действительности, а степень воздействия искусства на зрителей находится в прямой зависимости от его связи с жизнью. Важнейший тезис эстетики Чернышевского—идея о социокультурной обусловленности эстетических представлений. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы