Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Системно-структурная организация, движение и развитие как атрибуты материи.



В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение—это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие, ни один вид не берется ниоткуда. Еще древнегреческие философы (Фалес, Анаксимен, Гераклит) рассматривали материальные начала вещей—воду, воздух, огонь—как непрерывное изменяющиеся, находящиеся в вечном движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного: " Все течет", " В одну и ту же реку нельзя войти дважды". Движение материи—не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение—это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая—перемещение тел в пространстве, физическая—движение молекул, химическая—движение атомов, биологическая—органическая жизнь, социальная—развитие общественных отношений в результате практической деятельности человека, история общества. Между этими формами существует генетическая связь, т. е. каждая предшествующая, низшая форма движения обуславливает появление последующей, высшей и включается в нее. Основные типы движения: 1) движение, когда сохраняется качество предмета; 2) движение, связанное с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития—это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процесса развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации; 2) процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Пространство и время рассматриваются как основные формы существования материи. Фейербах отмечал, что пространство и время—не простые формы явления, а конкретные условия бытия. Понятие пространства выражает: 1) взаимное расположение материальных объектов—впереди, позади, вне, внутри, около, далеко и т. д.; 2) способность их занимать определенный объем, иметь протяженность—длину, ширину и высоту; 3) свойство объектов иметь определенную форму, структуру. Понятие время выражает такое всеобщее свойство материальных объектов и процессов, как: 1) длительность существования предметов, процессов, продолжительность изменений и развития их отдельных фаз, сторон, ступеней и т. д.; 2) порядок следования, смену состояний, известную последовательность (до, после, одновременно и т. д.). Пространство и время—это не самостоятельные сущности, а конкретные формы бытия, существования движущейся материи. Пространству и времени присущи такие всеобщие свойства, как объективность, безграничность и бесконечность, единство прерывности и непрерывности, абсолютность и относительность. Вместе с тем, несмотря на наличие общих свойств, пространство и время имеют свою специфику, а в ряде существенных признаков они различны. Так, пространство трехмерно, время—одномерно, однонаправлено, течет сот прошлого к настоящему и от него к будущему. Если пространство выражает протяженность, форму расположения тел, то время—длительность их существования. Пространство обладает свойством симметрии, время же не обладает им, оно необратимо. Пространство и время есть единство бесконечного и конечного. При этом бесконечность следует понимать в количественном и качественном отношении. Количественная бесконечность пространства—это не имеющая ни начала ни конца, нигде не прекращающаяся связь примыкающих друг к другу материальных объектов и систем. Качественная бесконечность означает многообразие качественно различных уровней структурной организации материи. Бесконечность времени состоит в том, что материя вечна в пошлом и в будущем, что время—всеобщая форма существования бесконечной материи. В мире происходят необратимые изменения, а не абсолютные кругообороты.


26. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Концепция глобального эволюционизма.

Построить целостный теоретический образ мира в его динамике достаточно трудно. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики, как наиболее полного и всестороннего учения о развитии. Понятие диалектики употреблялось в истории фил-ии в разных значениях. Родилось оно в древнегреч-ой культуре, где высоко ценилось умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущество своих собственных позиций. Под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение развивать обсуждаемую тему. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. Он практиковал ведение диалогов о смысле общих понятий (красота, мужество, справедливость). Целью бесед был переход от частных случаев использования понятий к искомым общим их определениям. Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям—идеям, выражающим истинно сущее. Сократ применил метод иронии, побуждая собеседника признать, что он прав частично. Искусство диалога наз-л маевтикой, подразумевая, что диалог помогает рождению истины как чего-то нового, что отсутствовало в начале спора и появилось в процессе обсуждения. Диалектика как искусство спора развивалось в средн. века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. В средн. Века искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. Не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам—таковы цель и назначение диалектики творческого диалога. Приемы столкновения мнений и диалектического разрешения противоречий применимы не только в ситуациях живого спора реальных людей. Они важны при анализе противоборствующих взглядов, позиций, направлений мысли, которые утверждались в разное время, в разных странах, социальных системах, культурах. Тексты и другие средства информации позволяют вступить в реальную или мыслимую полемику с людьми находящимися далеко или живущими задолго до нас. Возможен диалог поколений, эпох, культурных, национальных, политических, религиозных, философских традиций, школ. Схемы спора различных сторон воспроизводятся в общих чертах и процессе поиска истины одним лицом. Творческое мышление диалогично по своей сути. Способы разрешения разногласий между людьми оказались незаменимым средством уяснения сложных ситуаций бытия. Диалектика: 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, чел-го мышления. 2. Противоречие. 3. Способ постижения. Разделы диалектики: 1. Объективная как совокупность объективных закономерностей, действующих в мире (диалектика природы, общества, мышления). 2. Субъективная, диалектическое мышление представляет собой отражение в сознании, форме, мысли. Структура диалектика: 1. Принцип—руководящая идея. Это значит, принцип используется как ориентир для построения теории диалектики и как универсальный подход для раскрытия содержания, свойств реальности. В современной фил-ии выделяют: принцип универсальности взаимосвязи, принцип развития, принцип системности. 2. Законы диалектики конкретизируют принципы. Закон—всеобщее необходимое, внутренняя существенная повторяющаяся связь явления, процесса. К основным законам относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицаний. Не основные законы—это парные категории диалектики т.к. они фиксируют связи, которые нельзя разрывать (причина-следствие, сущность-явление, содержание-форма). Категория—наиболее общее понятие, которое выражает наличие в реальности всеобщих, универсальных связей.



Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь