Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛ ИРРАЦИОНАЛИЗМА



Известно, что в Античности между Индией и Европой существовали спорадические контакты. С конца Античности и до 18 в. философские и религиозные традиции Европы и Индии развивались независимо друг от друга. Наше представление об индийской философии всё ещё остаётся окрашенным романтическим отношением к Индии. Особенно оно

чувствуется в работах немецких философов А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Шопенгауэр и Ницше, а вслед за ними философы 20 в. А.Бергсон, У.Джемс, Д.Дьюи и другие рассматривают природу человека в традиции идеализма как чисто духовную реальность, однако за основу берут волю, в ущерб интеллекту, что, по мнению Б.Рассела, самая специфическая перемена в данной проблеме в философии 20 в. При этом воля в той ли иной степени характеризуется инстинктивно-биологической устремлённостью. Воля к жизни, по Шопенгауэру, - " начало и корень всех существ, в том числе и человека, а интеллект - нечто вторичное и придаточное к воле". Для Ницше воля есть стремление к власти. Не самосохранение, а воля к власти составляет сущность человека. Отбрасывая все гуманистические ценности человеческой культуры и утверждая, что " зло есть лучшая сила в человеке", Ницше провозглашает идеалом будущего некоего сверхчеловека как жестокого эксплуататора и завоевателя, призванного утвердить господство над массой других людей, заранее готовых, по Ницше, к подчинению этому сверхчеловеку. Ницше отвергает не только справедливость, социализм, прогресс, демократию, но и мораль, именуя себя первым имморалистом. Ницше развивал свою философию как идеологию будущих господ земли, претендентами на роль которых через несколько десятилетий явились приверженцы нацизма в Германии и в других странах. Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно ему, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее " вечного возвращения одного и того же". Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. Шопенгауэр дал " пессимистическую" интерпретацию учению о четырёх благородных истинах. Он был первым западным философом, который систематически занимался восточной мудростью. В качестве исходного пункта он брал страдательную форму жизни и пустоту существования. По его мненпию, всё живое пронизано неразумной, слепой и неутолимой жаждой жизни. Вот почему наше бытие наполнено страхом и болью. В этом Шопенгауэр следовал Будде. Он хотел так удовлетворить волю к жизни, чтобы не было никаких мотивов для дальнейших действий. Его трактовка учения о 4-ёх благородных истинах, возможно, слишком пессимистична, хотя не исключено, что она больше затемняет, чем проясняет его суть. Европейский облик буддизму придал Ницше: идеал буддизма заключается в отделении человека от " добра" и " зла". В этом, по его мнению, состоит главный вклад буддизма в борьбу против страдания. С.Кьеркегор - педставитель философии жизни, писатель. Как и Шопенгауэр, он высказывал недоверие к разуму. Он отрицал единое идеальное начало мира, - будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Кьеркегор выдвинул идею " экзистенциального мышления", которое связано с внутренней духовной жизнью личности, с её интимными переживаниями: именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. Объективное мышление безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции. Кьеркегор обращал внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обречённость на смерть, фиксируя это в понятиях " страх", " сомнение", " трепет" и т.д. Он относился к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции. Он исходил из того, что у каждой эпохи свои умонастроения, свои особые моральные принципы. Индивид Кьеркегора самоценен и возвышен, но он же - одинок и беспомощен в этом мире. Кьеркегор возвращается в лоно христианской религии, в которой Бог также обладает личностной формой. Он противопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное. Воля трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия. Заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил своё внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия (книга " Страх и трепет" ). Кьеркегор остро критиковал традиционное понимание задач философии за то, что она теряет именно личностный аспект бытия, его субъективную сторону.


13. Становление и развитие философии марксизма.

Марксистская философия возникла в 40-х годах 19 столетия. Предпосылки ее создания разделяют на те, которые сложились в ходе развития общественного бытия и те, которые появились в ходе развития общественного сознания. Предпосылки 1-го рода: экономические, социальные и политические факторы, приведшие к созданию марксистского учения и марксистской философии. В экономике давала о себе знать анархия производства, кризисы производства. Ощутимый экономический прогресс все чаще принимал уродливые антагонистические формы. Для социальной сферы стала характерной значительная пролетаризация населения, исчезновение промежуточных социальных групп, резкое обострение классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией. В политической сфере четко обозначилось выделение пролетарского движения как самостоятельного отряда трудящихся отстаивающих свои права. После победы буржуазных революций пролетариат и буржуазия превратились в открытых классовых врагов. В этих условиях проявилась объективная необходимость создания научной идеологии рабочего класса, выработка философских воззрений. Эта задача была решена К.Марксом и Фр.Энгельсом. Создание ими диалектико-материалистической философии опиралось и на предпосылки философского, социологического и естественнонаучного характера. Социологические предпосылки материализма связаны с крупными достижениями в изучении общества на базе политической экономии (особенно английской), позволившие выделить законы развития капиталистического способа производства. Достижения в развитии естествознания 1 половины 19 века также способствовали возникновению марксизма и развитию его основных положений. Создание клеточной теории строения растений и животных, открытие закона сохранения и превращения энергии, создание дарвиновского эволюционного учения явились убедительным свидетельством того, что природа развивается по законам диалектики. В ходе формирования философии марксизма выделяют переходный период от идеалистических и революционно-демократических взглядов Маркса и Энгельса к их взглядам, основанным на позициях диалектического и исторического материализма. Марксизм исключительно богат теоретическими обобщениями и выводами, идеями и положениями. Однако среди них одной из наиболее разработанных философских идей является идея материалистического понимания истории. Обоснованная ими концепция имеет общефилософский характер, выступая по сути своей концепцией общемировоззренческой и общеметодологической. В концепции материалистического понимания истории взгляд на историю с позиций материализма органически соединен с идеей диалектического развития общества. Разработка марксистского учения связана с созданием принципиально новой исторической формы диалектики—материалистической диалектики. Понятие развития занимает центральное место в марксистской материалистической диалектике. Здесь, развитие есть сторона, момент универсального движения, являющаяся атрибутом материального мира. Специфика развития выражается в следующих чертах: 1) развитие всегда есть внутренне присущий данному объекту процесс, т.е. оно не может определяться внешними для этого объекта факторами, источник развития заключен в нем самом. 2) для развития характерна необратимость, что означает невозможность полного, абсолютного возврата развивающейся материальной системы к прежним состояниям (например, невозможно превращение старика в молодого человека). 3) развитие характеризуется преемственностью, которая выражает момент связи сменяющих друг друга качественных состояний, т.е. сохранение, удержание того, что достигнуто на предшествующем этапе развития и что служит дальнейшему развитию. Благодаря преемственности достигается единство прошлого, настоящего и будущего в развивающихся материальных системах. 4) важной чертой развития является направленность, которая означает, что развитие—это всегда поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному (а не движение по кругу). 5) развитию присуща цикличность. В процессе развития происходит неполная, частичная повторяемость на высших, новых его стадиях некоторых основных черт пройденных стадий, т.е. имеет место как бы возврат к старому, но уже на ином новом уровне. Наряду с принципом развития имеет место принцип всеобщей взаимосвязи. Этот принцип выражает атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразных зависимостях, в различных отношениях друг к другу. Вывод: с точки зрения марксизма, материалистическую диалектику отличает то, что она представляет собой результат развития философии и естествознания, итог обобщения объективных законов, действующих в природе, в обществе и в мышлении.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь