Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятия биосферы и ноосферы, их взаимосвязь в истории развития общества.



Понятие биосфера имеет многозначную трактовку, однако его наиболее общее определение, означает особую оболочку Земли, в состав к-й входят живые организмы и среда их обитания. Границы распространения жизни простираются в пределах литосферы до 10 км, атмосферы до 30 км и гидросферы до нижних слоев океана до 13 км. Основополагающей идеей учения о биосфере Вернадского явилось обоснование теснейшей взаимосвязи неорганической и органической природы. В своем учении о биосфере Вернадский раскрыл исключительную значимость постоянно идущего процесса синтеза и разрушения органического вещества на земной поверхности, обосновал, что все остальные явления биосферы связаны с этими процессами и определяются ими. В результате синтеза образуются сложные органические соединения, богатые энергией, к-е в процессе разложения ведут к их распаду на исходные минеральные соединения, сопровождающиеся высвобождением большого количества энергии. Живые организмы оказали и оказывают существенное влияние на состав атмосферы, гидросферы и литосферы, на перераспределение химических элементов, создание почв, образование минеральных соединений и другие процессы земной поверхности. В результате аккумуляции солнечной энергии зелеными растениями на протяжении длительной геологической истории происходило образование полезных ископаемых каменного угля, нефти, торфа. В формировании и развитии биосферы исключительно велика роль бактерий и низших водорослей, способствующих разрушению горных пород, накоплению в тех или иных регионах химических соединений. Все основные биогеохимические фу-и обеспечивают поддержание динамического равновесия в биосфере за счет сохранения постоянства химического состава атмосферы и гидросферы, направленности геологических процессов, относительного постоянства климатических условий. В свете этих представлений живое вещество, преобразующее все процессы на земной поверхности, носит поистине глобальный характер и вполне сопоставимо с геологическими факторами, а нередко и превосходит их. Оно предстает как важная часть целостной системы, отражающее качественно новое состояние земной поверхности. Биосфера явл результатом исторического взаимодействия неживого и живого вещества, к-е появилось на определенном уровне развития природы, ее возникновение означало появление нового, более высокого уровня самоорганизации природы. Следующей ступенью эволюции природы стало появление чел.а, наделенного разумом, и формирование на этой основе ноосферы – сферы разума. Понятие «ноосфера» используется в целом ряде эволюционных концепций для обозначения разума как особого природного явления. Данное понятие явл. базовым для построения ноосферных концепций, основополагающая идея к-х состоит в признании того, что разум возникает в результате непрерывного развития материального мира и постепенно становится ведущим фактором этого развития. В понятии ноосферы содержится идея материального единства мира. Чел. разум рассматривается здесь не просто как результат природной эволюции, но как сама эволюция, представленная в другой форме. Это означает, что современное состояние природы определяется состоянием разума. В ходе эволюции живой природы биосфера превращается в ноосферу как общая закономерность мегацикла развития жизни. Ноосфера представляет собой высший этап развития природы, результат

совместной эволюции общества и природы, направляемой чел. разумом.
29. Человек как философская проблема. Основные стратегии осмысления природы человека в философии (натуралистическая, рационалистическая, философско-религиозная, социологизаторская, марксистская, экзистенциально-персоналистская, психоаналитическая, синтетическая).

Традиционно фундаментальными глубинными характеристиками чел.а и его бытия выступают тело, душа и дух, На уровне тела осуществляется первичная связь чел.а и природы. При этом тело выступает как продукт эволюции не только природной, но культурной и социальной, устанавливающей определенные границы «естественности», формирующей образы тела. Душа – это нравственно- психологическая сторона сознания чел.а и начало его индивидуальности. Она ответственна за процессы жизни и смерти, определяет волю и характер чел.а, его судьбу. Душа традиционно рассматривается в качестве особой жизненной энергии тела, соотнесенной, в зависимости от исторической традиции, с существованием Космоса (Мировой души) или Бога. Однако чел. личность обладает не только индивидуальными, но и всеобщими характеристиками, которые фиксируются в понятии духа. Сфера Духа – это чел. культура в совокупности ее универсальных значений, смыслов, идеалов и высших ценностей. Можно выделить следующие определяющие стратегии его интерпретации: рационалистическую, натурализаторскую, экзистенциально-персоналистическую и социологизаторскую. В натурализаторской концепции чел. рассматривается как элемент природы, подчиненный ее единым законам функционирования и не имеющий в своих характеристиках ничего специфичного. В основе данной модели лежат две базовые идеи, задающие вариативность ее прочтения: 1. Чел. – существо, определяемое естественными влечениями, теми, которые связаны с продолжением рода, механизмами питания, стремлением к росту, власти. Чел. разум рассматривается как продукт естественного развития животных инстинктов, как эволюционное достижение. 2.Разум чел.а представлен как результат длительного выключения базисных способностей людей и отрицания воли к жизни, приводящих в конечном итоге к деградации человечества как биологического вида. В рационалистической концепции основной особенностью чел.а становится наличие у него разума, сознания. Разум наделяет чел.а способностью постигать глубинные связи и законы внешней действительности, ориентироваться не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум выступает в качестве начала, посредством кот. в человеческом бытии преодолевается естественно-природное. Идейными источниками синтетической концепции явл. фил. жизни, психоанализ, культурно-мифологические концепции фил. истории, зоопсихология, физическая антропология и др. Сторонники социологизаторского подхода рассматривают чел.а в качестве продукта не столько биологической, сколько социальной эволюции: индивид становится чел.ом только в обществе. В XX в. возникла ситуация «антропологического кризиса», связанная с необходимостью осмысления опыта мировых войн, решения ряда социальных проблем, а во второй половине XX в. И проблем социоприродного взаимодействия. Благодаря этому сформировалось ясное осознание того, что чел. не явл. больше господином во Вселенной, актуализировалась проблема конечности чел.а не только как индивида, но и человечества как вида. Осознание этого факта порождает у чел.а чувство случайности, зыбкости и абсурдности бытия, непредсказуемости судьбы. Антропологический кризис способствует тому, что в фил. осуществляется так называемый антропологический поворот, результатом кот. явилась попытка редуцировать ряд онтологических проблем к проблеме чел. существования. Предметом фил. анализа стало выступать не бытие само по себе, а раскрытие смысла чел. существования. В фил. экзистенциализма, например, чел. Понимается как существо, у кот. «нет природы»: его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой чел. творит как внешний мир, так и самого себя. Истоки данной идеи восходят к христианской фил., впервые в истории провозгласившей принцип персонализма. Персонализм связан с обоснованием концепта об индивидуальной ответственности души за осуществляемый ею свободный выбор. Ценность отдельной личности в христианском персонализме обусловливается ее непосредственной соотнесенностью с Абсолютной Личностью, образом и подобием которой она выступает. Вопрос о возможности преодоления антропологического кризиса остается открытым до настоящего времени.



Поделиться:



Популярное:

  1. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
  2. II. 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»
  3. II. Важнейшие направления развития западноевропейской художественной культуры XIX века
  4. PR в современной России: хронология развития, статистика, тенденции
  5. Uлава 4. Советский период развития культуры России
  6. V. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОРМ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  7. V. Понятия моделирующая система и вторичная моделирующая система
  8. V2: Тема 7.1 Обзор строения головного мозга. Основание головного мозга. Выход черепных нервов (ЧН). Стадии развития. Продолговатый мозг, мост.
  9. А. ТОЙНБИ О ПОСТИЖЕНИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
  10. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
  11. Амарнский период развития древнеегипетского искусства
  12. Анализ взаимосвязи благополучия в регионе и уровня развития социального предпринимательства


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь