Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Нового времени в ее взаимосвязи с наукой. Проблема метода в новоевропейской философии.
Осн-е идеи ф-и Нового времени: 1. Механицизм как мировоззрение XVII в. объясняет всю совокупность природных и социальных явл на основе з-в механики. Для него характерно переход сложного к простому, целого к сумме частей. 2. Идея Универсума, Вселенной с едиными и неизменными организационными принципами, абсолютно одинаковыми для всех без исключения областей Вселенной. 3. Деизм – учение, к-е признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным причинным законам. Высшим авторитетом в этом новом мире становится уже не Бог, а математизированный разум. Метод, по мнению мыслителей Нового времени, выступает одним из наиболее важных условий плодотворного познания, ориентированного на решение следующих задач: 1) получение истинных знаний о мире; 2) обеспечение всеобщего благоденствия и духовного облагораживания чел-ва на основе очищения чел-ого разума от заблуждений. В понимании существа истинного метода философы Нового времени делятся на эмпириков и рационалистов. Эмпиризм (родоначальник Ф. Бэкон) – направление в ф-и, к-е признает чувственный опыт в качестве основного источника знаний. Эмпиризм оформился в к. XVII–нач. XVIII вв. Материалистический эмпиризм утверждал, что опыт отражает в познании объективно существующие вещи, воздействующие на органы чувств чел.а (Бэкон, Гоббс, Локк). Основоположения эмпиризма: Разум и мышление считаются лишь формирующим, а не творческим началом. Задача разума в процессе познания сводится к правильному обобщению опытных данных, т.е. к их группировке и систематизации. Познание же начинается с чувственного восприятия, а именно, с непосредственной регистрации фактов. Получение достоверных знаний возможно лишь на основе индуктивного метода, включающего следующие этапы: наблюдение, описание, анализ, сравнение, эксперимент. Основой индуктивной методологии, по Бэкону, выступает научный эксперимент, соответствующий требованиям: а) воспроизводимость; б) проверяемость; в) прогностичность г) логичность. Индукция должна заменить дедукцию. Основная задача разрабатываемого метода сводится к очищению разума от заблуждений, так называемых «идолов»: идолов рода, пещеры, рынка, театра. Идолы рода – ошибки, обусловленные наследственной природой чел.а, специфическим строением наших органов чувств. Идолы пещеры – предрассудки, которые связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, сформировавшимися вкусами и привычками, воспитанием. Идолы рынка – ошибки, порожденные неправильным словоупотреблением. Идолы театра – заблуждения, связанные со слепой верой в авторитеты или некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Рационализм (родоначальник – Декарт) – направление, к-е признает разум чел.а источником познания и критерием его истинности. По мнению Декарта, создание нового метода требует прочного основания, к-е может быть найдено в самом разуме, а точнее, в его внутреннем первоисточнике – самосознании. Самосознание гарантировано у Декарта наличием Бога, существа, вложившего в чел.а естественный свет разума: все «смутные» идеи – продукт чел.а, а потому ложны, все ясные от Бога. На основе этого принципа Декарт формулирует правила метода: 1) начинать с простого и очевидного, избегая предвзятости и опрометчивости 2) делить каждую из исследуемых проблем на столько частей, сколько необходимо для лучшего их решения; 3) в исследовании восходить от простого к сложному; 4) действовать т. обр, чтобы не упустить ни одного звена, для чего необходима интуиция, к-я усматривае первые начала, и дедукция, к-я делает следствия из них (т.е. осуществляет восхождение от общего к частному). (9-10) Особенности и достижения классической немецкой фил., и ее роль в развитии европейской философской традиции (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах) Немецкая класс. Ф-я – период развития немецкой фи-й мысли сер. XIII–сер. XIX вв., представленный учениями И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Наиболее важные достиж немец классич ф-и: переосмыслено само понимание ф-и, ее роли в культуре и жизни человечества. Впервые это учение понимается как строгая наука, т.е. как системное знание, обладающее особой структурой и понятийным аппаратом; осуществлен поворот к истории как ф-ой проблеме, поставлен вопрос о смысле человеческой истории, ее характере и закономерностях. История была рассмотрена как путь разума, имеющего строгие законы, к-е можно исследовать и на их основе управлять развитием общества; создание второй в истории ф-и (после античной) формы диалектики. В целом в творчестве Канта традиционно выделяют два периода: докритический и критический. В «докритическом» периоде (до 1770 г.) Кант развил учение о гравитационном взаимодействии Земли и Луны, об истор развитии космических тел, создал гипотезу о возникновении Солнечной системы из первоначальной бесформенной туманности. В «критический»-Кант обосновал творческий характер чел-го познания, создал учение об источниках познания, осуществив «коперниканский переворот в ф-и. Несовпадение между миром вещей в себе и миром вещей для нас, именно поэтому чел. не в состоянии постичь истинную сущность вещей. Подобная позиция принципиальной непознаваемости мира получила название агностицизма. Мир вещей-в-себе- нерасчлененная внешняя реальность, существующая до познания, и независимая от него. Вещь в себе лишь возбуждает наши познавательные способности, сообщает им импульс к действию. Результат этого действия – образ внешнего мира (мир вещей для нас). В числе познавательных способностей Кант называет следующие: 1) Чувственность, или способность восприятия и представления: на данном этапе хаос ощущений упорядочивается с помощью априорных форм чувственности – пространства и времени. 2) Рассудок, обладающий априорной способностью продуцировать понятия и категории, а также формировать на их основе суждения.3) Разум, или способность умозаключения, фу-я к-о закл в формиров предельных целей познания в виде безусловных идей –души, природы и Бога Исходное положение в учении Гегеля – принцип тождества бытия и мышления, согласно к-му традиционное противопоставление вещи и мысли ошибочно. В действительности, это две различные формы проявления Мирового Духа подобно тому, как мужчина и женщина – не разные существа, а лишь две различные формы бытия единого – чел.а. С этих позиций мировое развитие в целом философ представил как процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи, к-й подчинен законам логики и включает три этапа: 1) логический, связанный с пребыванием идеи в стихии чистого мышления; 2) природный, связанный с овеществлением идеи, т.е. ее развитием в форме «инобытия»; 3) Чел. Дух, где идея реализуется в человеческом мышлении и истории, приходя к завершению своего саморазвития в форме религии, искусства и фил.. Диалектика выступает у Гегеля в качестве теории развития. По Гегелю, любое понятие и любое явление природы, общества и духовной жизни проходит трехстадийный цикл развития: тезис (утверждение); антитезис (отрицание утверждения); синтез (снятие противоположностей). Стадия синтеза не только примиряет тезис и антитезис, но и сохраняет в себе положительное содержание обеих стадий. Идеалистический принцип тождества бытия и мышления у Гегеля служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Подобная позиция в фил., называемая панлогизмом. По Фейербаху, ценность чел-го существа состоит в нем самом, а не в его способности быть средством реализации чужого замысла. Целью и сущностью человеческой жизни признается любовь, к-я явл. решающей силой общественного прогресса. Согласно Фейербаху, необходимо «посредством чел.а» свести все сверхъестественное к природе, и посредством природы все сверхъестественное свести к чел.у. Фейербахом Бог рассматривается как отчужденная от чел.а и превращенная в абсолют чел. сущность. Отвергая религиозный культ и культ разума в идеалистической ф-и, мыслитель противопоставляет ему «обоготворение чел.а».
11. Особенности классической и постклассической философии западной Европы. В ХIX-XX вв. происходит принципиальная смена философских парадигм – методов, категорий, установок и проблематики философских исследований, что обозначается в литературе как переход от классической к неклассической философии, своеобразным водоразделом между которыми является философия немецкого трансцендентального идеализма (И. Кант, Г. Гегель), воплощающая в себе уже некоторые черты трансформации классической традиции. Специфика классической философии: 1) Идея разума как объективного и основополагающего начала, определяющего порядок природы и устройство человеческого мышления – рационалистический характер философствования; 2)Представление о человеке как ответственном и деятельном субъекте, свободной, творческой личности, опирающейся на свой интеллект и принципы морали – отождествление мышления и практики, рациональная этика; 3 )Представление о разуме философа как привилегированной точке отсчета, помещенной над бытием, в абсолютной перспективе – «объективизм» познания. 4) Познание как достижение объективной, абсолютной и общезначимой истины – абсолютный характер философских умополаганий.5)Ориентация на стандарты естественнонаучного познания, на строгие нормы организации научного знания, на четкие понятия научного языка – органичное отождествление философии с наукой. 6) Ориентация на прозрачность познавательных процедур, на ясность и точность рассуждений – научно-рациональный стиль философского познания; 7) Идея гармонии человека и мироздания, вера в способность разума контролировать все доступные сферы бытия. В результате государство, общество и культура мыслятся как воплощение сознательной деятельности индивидов, что предполагало возможность их совершенствования на основе прогресса научных знаний. История представляет собой прогрессивное линейное развитие, субъект же истории – просвещенный индивид.В целом классической философской традиции были присущи: объективизм, предполагающий независимое от человека существование мира как данности; субстанциализм, согласно которому единство законов универсума обеспечивается наличием вечной и неизменной субстанции (Бог, материя, разум); созерцательность, поскольку философия мыслилась как высший род умозрения; видимость беспредпосылочности философского знания, ведь философы стремились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину. Сама философия мыслилась как «высший род знания» (Аристотель), «наука наук» (И. Фихте). Классическая философия преимущественно выступала как метафизика, видящая мир единым, устойчивым и целостным, и ориентированная на постижение предельных оснований, фундаментальных структур реальности. Базовые ориентации современной неклассической философии: •Методология: отрицание или существенная трансформация метафизики. Новая установка: идея исчезновения реальности, ее принципиальной недоступности, ее «симуляции» разнообразными образами, заслоняющими ее самое, идея отсутствия какого-либо принципиального разграничения между видимостью и реальностью; • Познание: отказ от априоризма и трансцендентализма в познании. Иррационалистическая философия проповедует примат неразумного начала в бытии и человеческом существовании (воля, интуиция, бессознательное), выражая радикальный протест против панлогического усечения и упрощения мира. Определение нового объекта философской рефлексии как принципиально непредметной, дотеоретической целостности. Отказ от идеи тождества Бытия и Мышления (Мира и Разума), а также от возможности системных описаний последних.• Онтология: переосмысление классической онтологии и субъект-объектной схемы ее представления и познания. «Бессубъектная философия»: субъект всегда находится и мыслится как находящийся не вне, а внутри мыслимого, будучи необходимо вовлеченным в то, что он собирается помыслить (герменевтика) - ситуация взаимопринадлежности, диалогичности субъекта и объекта в противовес классической субъект-объектной дихотомии, формирование субъект-субъектной установки познания.• Язык: отсутствие полагания тождества бытия и языка. Язык рассматривается уже не только как средство описания мира, а как способ его конституирования. Лингвистический поворот от философии сознания к философии языка.• История: в отличие от классической философии, ориентированной на поиск определенных закономерностей в историческом процессе, на постижение его смысла и цели, в неклассической традиции исповедуется представление о сменяемости, а не преемственности цивилизационных образований, уникальности и неповторимости исторических событий.• Установки и стиль: образный, фрагментарный, эмоционально насыщенный и полисемантичный характер написания философских текстов. Отказ от попыток создания завершенных философских систем, акцент на обнаружении уникальных, характерных (идиографических) свойств и отношений в предметах в противоположность поиску универсальных законов их существования. В целом современную постклассическую философию отличает антиметафизичность, сознательный отказ от рассмотрения мира в категориях вневременных ценностей и обоснование новых способов философствования, коммуникативность, установка на диалогический характер философии и исследование коммуникативных оснований мышления и культуры, праксиологический характер, формирование философии действия как активного вопрошания современности и попытки ее трансформации в ущерб созерцательности и вневременности классического философствования, культурологизм, обращение к решению актуальных смысложизненных, нравственных, социально-политических проблем, непосредственным образом определяющих облик современной культуры и ее носителей. Философия стремится занять особое место в культуре современной цивилизации, обосновывая свою роль в качестве ее наиболее рефлексивной формы самосознания и предлагая будущие сценарии общественного развития в их возможных трансформациях. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы