Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Природные и социокультурные факторы становления сознания.
Оформление сущностных особенностей сознания – своеобразный итог антропогенеза. Развитие и функционирование сознания обусловлено воздействием множества факторов как природного, так и социального порядка. С этих позиций сознание можно рассмотреть как сложную многоуровневую систему, кот. включает в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные составляющие. Соответственно, проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на трех уровнях: 1) в контексте общеприродной эволюции; 2) в связи с происхождением культуры и общества и 3) в аспекте онтогенеза (индивидуального развития чел.а). 1). Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне неживой и живой материи. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в процессе взаимодействия в своих изменениях особенности других систем. Результат процесса отражения проявл. во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.Выделяют три основные формы отражения: Отражение в неживой природе – это простейшая форма, связанная с любыми видами материальных взаимодействий (механическими, физическими, химическими). Простейшие виды отражения: отражение в зеркале, след на песке и др. Отражение на этом уровне проявляет слабую активность. Отражение в живой природе определяется характером жизнедеятельности организмов, необходимостью их активной адаптации к условиям существования. Основные биологические формы отражения: раздражимость – ответная реакция организма на воздействие окружающей среды, свойственная некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам, которые не имеют дифференцированных органов, частей организма и реагирует как целое на биологически важные факторы (например, растение открывает и закрывает лепестки под воздействием света и тени). Цель подобной активности – обеспечить такое взаимодействие организма и среды, кот. необходимо для сохранения системы и ее устойчивого воспроизведения; чувствительность – способность отражать отдельные свойства вещей в виде субъективных ощущений, кот. появл. уже на уровне простейших животных и связана с дифференциацией органов чувств и формированием нервной системы. Наличие нервной системы позволяет организму не просто пассивно регистрировать внешние воздействия, а еще и активно строить свое поведение и осуществлять его в окружающей среде, реализуя определенные установки, которые вытекают из его жизненных потребностей. психическое отражение – способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах, безусловных рефлексах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных рефлексов).. Социальное отражение связано с возникновением сознания. Сознание – высшая форма психического отражения. В отличие от психики животных, сознание наделяет чел.а способностью предвидения отдельных последствий своих действий, характера и направленности развития природных и социальных процессов. Основой перестройки психики животных в сознание чел.а явился труд как процесс, в котором чел. своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, благодаря чему относится к своим условиям не как биологическое существо, а как социально-исторический субъект изменения этих условий. 2). Формирование таких характеристик сознания, как самосознание, язык и абстрактно-логическое мышление, стало возможным на основе социо- и культурогенеза. Социокультурная эволюция сознания включает в себя три стадии: а) Доязыковая стадия (ок. 5 млн. л.н. – 40 тыс. л. н.): в этот период закладывается структура нашего мышления, существующая сегодня в виде архетипов коллективного бессознательного. Первоначально акт мышления выступал как «внутреннее действие», осуществляемое не с реальными объектами, а с их идеальными проекциями. Для осуществления простейших логических операций требовались многократные действия с конкретными предметами, что обусловило, в конечном итоге, формирование устойчивых интеллектуальных схем. б) Языковая стадия, соответствующая этапу архаической культуры, характеризуется возникновением языка и способности отражения мира в знаково-символической форме. Знаки языка начинают рассматриваться как условные и произвольные заместители реальных объектов. Благодаря этому сознание стало выполнять функцию социальной памяти и начало вырабатывать своеобразные матрицы накопленного человечеством опыта. в) Логико-понятийная стадия, на которой осуществляется переход «от мифа к логосу» (8–5 вв. до н. э.), связана с появлением рационально- теоретического знания, т.е. с формированием способности выстраивать систему универсальных понятий (в них фиксируются уже не случайные, а наиболее существенные свойства реальности) и приводить ее в соответствие с законами логики. 3). Онтогенез сознания (формирование сознания у ребенка) в своих основных характеристиках воспроизводит филогенез (развитие рода). Он выступает как единая генетическая последовательность основных стадий развития интеллекта: а) сенсомоторная – связана с осуществлением непосредственных действий с объектами; б) дооперационная – связана с выполнением символических действий; в) операционная – предполагает возможность сложных комбинаций «внутренних действий» с конкретными символами, а затем с понятиями. Итак, сознание – социальная форма отражения, интегрирующая все его последовательно возникающие в процессе эволюции природы и общества черты.
34.Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное Выделяют два уровня сознания – чувственно-эмоциональный и абстрактно дискурсивный: На ч увственно-эмоциональном уровне человек, вступает в непосредственный контакт с окружающей его реальностью, которая, воздействуя на его органы чувств, инициирует процесс конструирования в сознании субъективных образов конкретных предметов. Своеобразным первокирпичиком чувственного опыта являются отдельные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые), которые образуют основу восприятия, выстраивающего целостный образ того или иного предмета. Благодаря способности человека воссоздавать в сознании образ ранее воспринятого, но актуально отсутствующего предмета возникают представления. Характеризуя чувственный опыт в целом, можно сказать, что он всегда 1) конкретен и ситуативен (знания о предмете возникают при условии непосредственного контакта с органами чувств); 2) реактивен (функционирование чувственности не является спонтанным и произвольным, но представляет собой своеобразный «ответ» на воздействия внешней среды). Эмоции – класс психических состояний, которые выражаются в форме непосредственного пристрастного отношения к воспринимаемым явлениям, событиям, фактам. Считается, что эмоции являются продуктом длительной эволюции и представляют собой одно из средств, позволяющих оценивать полезность или вредоносность факторов среды и выстраивать ту или иную линию поведения. Специфическим, свойственным только человеку, модусом эмоциональной жизни, являются чувства – стабильные отношения к обстоятельствам, другим людям, самому себе, которые практически независимы от внешних условий и внутреннего состояния организма. Без постоянства, характеризующего чувства, невозможно достичь поставленной цели, исполнять долг, поддерживать устойчивые связи с другими людьми. Абстрактно-дискурсивный уровень сознания, как правило, конкретизируется через ряд достаточно близких по смыслу понятий – мышление, рассудок, разум, интеллект, разница между которыми в данном контексте непринципиальна. В отличие от чувственного опыта, который всегда ориентирован на взаимодействие с конкретным – «вот этим» – предметом мышление выявляет в предметах существенное, повторяющееся и закономерное, т.е. имеет обобщенный характер. Важнейшими характеристиками мышления являются также опосредованность (знание о предмете может быть получено вне контакта с ним, при помощи процедур логического вывода) и вербальность (неразрывная связь с языком).Важнейшим компонентом сознания является воля – способность к выбору цели и мобилизации внутренних усилий, необходимых для ее достижения. Специфика волевых усилий связана с тем, что субъекту, как правило, приходится противостоять самому себе, точнее – своим импульсивным реакциям, желаниям, определенным потребностям и т. д. Весьма иллюстративным применительно к данному случаю является учение И. Канта о «самозаконодательности воли»: свободная воля подчиняется лишь высшему нравственному закону, в волевом акте человек возвышается над собственными прихотями, низшими устремлениями, страстями и становится их хозяином.Огромную роль в организации внутренней жизни сознания играет память – способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации. Исключительное значение памяти обусловлено тем, что, соединяя прошлые состояния сознания с настоящими, память гарантирует связность опыта, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я». Существенные особенности человеческой памяти определяются ее 1) творческим характером; 2) коллективной размерностью.В структуре сознаниявыделяют такой компонент как внимание –способность индивида сосредотачиваться в определенный момент времени на каком-нибудь реальном или идеальном объекте. Самосознание (возможность выделения себя из внешней среды).Основными формами самосознания выступают: а) самочувствие, элементарное осознание своего тела, его включенности в мир окружающих вещей; б) осознание своей принадлежности к той или иной социокультурной общности; в) возникновение «Я» как особого образования, связанного со способностью к самоконтролю, самооценке, самосовершенствованию, к ответственности в социальных действиях, самокритичности. Последняя форма самосознания соответствует зрелой личности, которая способна играть множество социальных ролей, окончательно не совпадая и не растворяясь ни в одной из них.В обыденном мышлении с самосознанием отождествляется память о себе. В психологии самосознание соотносится с умением человека анализировать свой внутренний мир, переживания и чувства. В философии акт самосознания – это акт, когда сознание может прояснить свое содержание и структуру. Причем под самосознанием понимается не просто знание содержания сознания, но одновременно знание о том, что это содержание связано с какими-то событиями, происходящими вовне. Обращенность сознания к самому себе называют рефлексией. Однако сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система жизнеобеспечения организма осуществляется на основе бессознательных процессов. З. Фрейд полагал, что бессознательное включает в себя различные врожденные или вытесненные из сознания асоциальные влечения, импульсы, установки (главным образом, сексуального характера). В бессознательном невозможен целенаправленный контроль человеком своих действий, оценка их результативности. В целом, если сознание характеризуется как абстрактно-концептуальное, формально-логическое, вербальное, рациональное, дискретное, то бессознательное обладает противоположными свойствами. Оно выступает как образно-визуальное, неформальное, невербальное, иррациональное, интуитивное, континуальное. Конструктивно энергия бессознательного реализуется через механизм сублимации, т. е. через процесс переключения бессознательного влечения на некую разумную цель, преобразование энергии инстинктов в нравственно приемлемую деятельность. Посредством сублимации формируется религия, искусство, общественные институты, наука. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы