Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Они не смогут утаить от Аллаха ни одной беседы
– они признаются во всём содеянном и не смогут ничего утаить от Него.
Абдур-Раззак передаёт, что Саид ибн Джубайр сказал: «Пришёл человек к ибн Аббасу и сказал: «Некоторые вещи в Коране меня смущают или внушают сомнение. Скорее не внушают сомнение, а путают меня». Ибн Аббас сказал: «Приведи мне то, что смущает тебя». Тот сказал: «Я слышал, что Аллах говорит: ﴿ ث ُ م ّ َ ل َ م ْ ت َ ك ُ ن ْ ف ِ ت ْ ن َ ت ُ ه ُ م ْ إ ِ ل ا ّ َ أ َ ن ق َ ا ل ُ و ا ْ و َ ا ل ل ّ َ ه ِ ر َ ب ّ ِ ن َ ا م َ ا ك ُ ن ّ َ ا م ُ ش ْ ر ِ ك ِ ي ن َ ﴾ Потом не будет другой отговорки от них, кроме как они скажут: " Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были многобожниками! " (6: 23), но Он также говорит: ﴿ و َ ل ا َ ي َ ك ْ ت ُ م ُ و ن َ ا ل ل ّ َ ه َ ح َ د ِ ي ث ا ً ﴾ Они не смогут утаить от Аллах ни одной беседы – но ведь они утаили! ». Ибн Аббас сказал: «По поводу слова Аллаха: ﴿ ث ُ م ّ َ ل َ م ْ ت َ ك ُ ن ْ ف ِ ت ْ ن َ ت ُ ه ُ م ْ إ ِ ل ا ّ َ أ َ ن ق َ ا ل ُ و ا ْ و َ ا ل ل ّ َ ه ِ ر َ ب ّ ِ ن َ ا م َ ا ك ُ ن ّ َ ا م ُ ش ْ ر ِ ك ِ ي ن َ ﴾ Потом не будет другой отговорки от них, кроме как они скажут: " Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были многобожниками! " – когда многобожники увидят в Судный день, что Аллах прощает только приверженцам Ислама, ведь Он прощает грехи, но не прощает многобожие (ширк), и нет иного греха, который Он не мог бы простить, тогда, они станут отрицать свое многобожие словами: ﴿ و َ ا ل ل ّ َ ه ِ ر َ ب ّ ِ ن َ ا م َ ا ك ُ ن ّ َ ا م ُ ش ْ ر ِ ك ِ ي ن َ ﴾ " Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были многобожниками! " – тем самым они надеются на то, что Аллах простит им. Но Аллах запечатает им рты, и начнут говорить их руки и ноги о том, что они делали. Тогда то: ﴿ ي َ و ْ م َ ئ ِ ذ ٍ ي َ و َ د ّ ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ك َ ف َ ر ُ و ا ْ و َ ع َ ص َ و ُ ا ا ل ر ّ َ س ُ و ل َ ل َ و ْ ت ُ س َ و ّ َ ى ب ِ ه ِ م ُ ا ل أ َ ر ْ ض ُ و َ ل ا َ ي َ ك ْ ت ُ م ُ و ن َ ا ل ل ّ َ ه َ ح َ د ِ ي ث ا ً ﴾ В тот день те, которые не уверовали и ослушались Посланника, пожелают, Чтобы земля сровнялась с ними. Они не смогут утаить от Аллаха ни одной беседы.
Далее сказано:
ي َ ـ أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ل ا َ ت َ ق ْ ر َ ب ُ و ا ا ل ص ّ َ ل َ و ة َ و َ أ َ ن ت ُ م ْ س ُ ك َ ـ ا ر َ ى ح َ ت ّ َ ى ت َ ع ْ ل َ م ُ و ا ْ م َ ا ت َ ق ُ و ل ُ و ن َ و َ ل ا َ ج ُ ن ُ ب ا ً إ ِ ل ا ّ َ ع َ ا ب ِ ر ِ ي س َ ب ِ ي ل ٍ ح َ ت ّ َ ى ت َ غ ْ ت َ س ِ ل ُ و ا ْ و َ إ ِ ن ْ ك ُ ن ت ُ م م ّ َ ر ْ ض َ ى أ َ و ْ ع َ ل َ ى س َ ف َ ر ٍ أ َ و ْ ج َ آ ء َ أ َ ح َ د ٌ م ّ ِ ن ْ ك ُ م ْ م ّ ِ ن ا ل ْ غ َ آ ئ ِ ط ِ أ َ و ْ ل َ ـ م َ س ْ ت ُ م ُ ا ل ن ّ ِ س َ آ ء َ ف َ ل َ م ْ ت َ ج ِ د ُ و ا ْ م َ آ ء ً ف َ ت َ ي َ م ّ َ م ُ و ا ْ ص َ ع ِ ي د ا ً ط َ ي ّ ِ ب ا ً ف َ ا م ْ س َ ح ُ و ا ْ ب ِ و ُ ج ُ و ه ِ ك ُ م ْ و َ أ َ ي ْ د ِ ي َ ك ُ م ْ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ك َ ا ن َ ع َ ف ُ و ّ ا ً غ َ ف ُ و ر ا ً (43) О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите, или оскверненными - кроме как будучи путешественниками в дороге - пока не омоетесь. А если вы больны или в путешествии, или кто-нибудь из вас пришел из нужника, или вы прикасались к женщинам и не нашли воды, то омывайтесь чистым песком и обтирайте ваши лица и руки. Поистине, Аллах извиняющий, прощающий! Аллах Всевышний запрещает Своим верующим рабам совершать намаз в нетрезвом состоянии, т.е. когда молящийся не понимает то, о чём говорит. Аллах также запрещает ритуально осквернённым людям (джунуб) приближаться к местам совершения молитвы, т.е. к мечетям за исключением прохода через мечеть из одной двери в другую без пребывания в ней. Такой закон действовал до запрета вина, как это показывает хадис, который мы привели при комментарии к аяту (2: 219) в суре «Корова». Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал аят: ﴿ ي َ س ْ ـ َ ل ُ و ن َ ك َ ع َ ن ِ ا ل ْ خ َ م ْ ر ِ و َ ا ل ْ م َ ي ْ س ِ ر ِ ق ُ ل ْ ف ِ ي ه ِ م َ آ إ ِ ث ْ م ٌ ك َ ب ِ ي ر ٌ ﴾ Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех. Тогда позвали Умара и прочитали ему этот аят, но он снова сказал: “О, Аллах, изложи нам действо, разъяснившее всё о вине». Тогда был ниспослан аят из суры «Женщины»: ﴿ ي َ ـ أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ء َ ا م َ ن ُ و ا ل ا َ ت َ ق ْ ر َ ب ُ و ا ا ل ص ّ َ ل َ و ة َ و َ أ َ ن ت ُ م ْ س ُ ك َ ـ ا ر َ ى ﴾ О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными. Глашатай посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оповестил перед молитвой: «Пусть не приближается к молитве пьяный». Тогда позвали Умара и прочитали ему этот аят. Однако он снова сказал: “О, Аллах, изложи нам действо, разъяснившее всё о вине». Тогда был ниспослан аят из суры «Трапеза», когда его прочитали Умару ибн аль-Хаттабу: ﴿ ي َ ـ أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ إ ِ ن ّ َ م َ ا ا ل ْ خ َ م ْ ر ُ و َ ا ل ْ م َ ي ْ س ِ ر ُ و َ ا ل أ َ ن ص َ ا ب ُ و َ ا ل أ َ ز ْ ل ا َ م ُ ر ِ ج ْ س ٌ م ّ ِ ن ْ ع َ م َ ل ِ ا ل ش ّ َ ي ْ ط َ ـ ا ن ِ ف َ ا ج ْ ت َ ن ِ ب ُ و ه ُ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت ُ ف ْ ل ِ ح ُ و ن َ ﴾ О вы, которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники, стрелы - мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, - может быть, вы окажетесь счастливыми! (5: 90) и когда достигли фразы в аяте: ﴿ ف َ ه َ ل ْ أ َ ن ْ ت ُ م ْ م ّ ُ ن ت َ ه ُ و ن َ ﴾ Неужели вы не прекратите? (5: 91). Тогда Умар б. аль-Хаттаб воскликнул: «Мы уже прекратили! Мы уже прекратили! [219] »
В другом варианте хадиса от Умара ибн аль-Хаттаба об истории о запрете вина говорится, что когда был ниспослан аят (4: 43) из суры «Женщины»: ﴿ ي َ ـ أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ء َ ا م َ ن ُ و ا ْ ل ا َ ت َ ق ْ ر َ ب ُ و ا ْ ا ل ص ّ َ ل َ و ة َ و َ أ َ ن ت ُ م ْ س ُ ك َ ـ ا ر َ ى ح َ ت ّ َ ى ت َ ع ْ ل َ م ُ و ا ْ م َ ا ت َ ق ُ و ل ُ و ن َ ﴾ О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, Когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите – глашатай посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда вставали на молитву, взывал: «Пусть пьяный не приближается к молитве». (Этот хадис рассказал Абу Дауд).
Ибн Абу Хатим передаёт некое повествование о причине ниспослания этого аята, он передаёт, что Саид сказал: «Как-то один из ансаров приготовил трапезу и пригласил на неё некоторых мухаджиров и ансаров. Мы ели и выпивали пока не опьянели. Затем мы начали бахваляться, и один мужчина взял верблюжью кость и ударил ею по носу Са’да, с тех пор Са’д ходил с повреждённым носом. Это произошло до запрета вина. А затем был ниспослан аят: ﴿ ي َ ـ أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ء َ ا م َ ن ُ و ا ْ ل ا َ ت َ ق ْ ر َ ب ُ و ا ْ ا ل ص ّ َ ل َ و ة َ و َ أ َ ن ت ُ م ْ س ُ ك َ ـ ا ر َ ى ﴾ О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны… (до конца аята). (Этот хадис рассказал Муслим и другие рассказчики хадисов, кроме ибн Маджах).
Согласно другой причине ниспослания аята которую передаёт Ибн Абу Хатим от Али ибн Абу Талиба говорится: «Как-то Абдур-Рахман ибн Ауф приготовил трапезу и пригласил нас. Он напоил нас вином так, что мы опьянели. Когда настало время молитвы, на место имама выдвинули одного из нас, и он стал читать: «О, вы, неверные, я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы. Мы же поклоняемся тому же, что и вы». Тогда был ниспослан аят: ﴿ ي َ ـ أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ء َ ا م َ ن ُ و ا ْ ل ا َ ت َ ق ْ ر َ ب ُ و ا ْ ا ل ص ّ َ ل َ و ة َ و َ أ َ ن ت ُ م ْ س ُ ك َ ا ر َ ى ح َ ت ّ َ ى ت َ ع ْ ل َ م ُ و ا ْ م َ ا ت َ ق ُ و ل ُ و ن َ ﴾ О, вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, Пока не будете понимать, что вы говорите». (Этот хадис рассказали ибн Абу Хатим и ат-Тирмизи).
Слово Аллаха: ﴿ ح َ ت ّ َ ى ت َ ع ْ ل َ م ُ و ا ْ م َ ا ت َ ق ُ و ل ُ و ن َ ﴾ Пока не будете понимать, что вы говорите – это наилучшее определение степени опьянения. Пьян тот, кто не понимает того, что говорит. Ведь во время опьянении путаются слова при чтении, и отсутствует смирение и размышление над прочитанным.
Имам Ахмад передаёт от Анаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «إ ِ ذ َ ا ن َ ع َ س َ أ َ ح َ د ُ ك ُ م ْ و َ ه ُ و َ ي ُ ص َ ل ّ ِ ي ، ف َ ل ْ ي َ ن ْ ص َ ر ِ ف ْ ف َ ل ْ ي َ ن َ م ْ ، ح َ ت ّ َ ى ي َ ع ْ ل َ م َ م َ ا ي َ ق ُ و ل » «Если кого-то из вас одолевает дремота во время молитвы, то пусть уйдёт и проспится до тех пор, пока не станет понимать то, что он говорит [220] ». (Этот хадис передал также аль-Бухари и ан-Насаи). В некоторых вариантах хадиса говорится: «ف َ ل َ ع َ ل ّ َ ه ُ ي َ ذ ْ ه َ ب ُ ي َ س ْ ت َ غ ْ ف ِ ر ُ ف َ ي َ س ُ ب ّ َ ن َ ف ْ س َ ه » «Может быть, он во время того, когда просит прощения (у Аллаха) станет ругать себя». Слово Аллаха: ﴿ و َ ل ا َ ج ُ ن ُ ب ا ً إ ِ ل ا ّ َ ع َ ا ب ِ ر ِ ي س َ ب ِ ي ل ٍ ح َ ت ّ َ ى ت َ غ ْ ت َ س ِ ل ُ و ا ْ ﴾ Или оскверненными - кроме как будучи путешественниками в дороге пока не помоетесь.
Ибн Абу Хатим передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу слова Аллаха: ﴿ و َ ل ا َ ج ُ ن ُ ب ا ً إ ِ ل ا ّ َ ع َ ا ب ِ ر ِ ي س َ ب ِ ي ل ٍ ح َ ت ّ َ ى ت َ غ ْ ت َ س ِ ل ُ و ا ْ ﴾ Или оскверненными - кроме как будучи путешественниками в дороге, пока не помоетесь – не заходите в мечети будучи осквернёнными, кроме как проходя через них и не сидя там». Нечто подобное ибн Абу Хатим передаёт от Абдуллы ибн Мас’уда, Анаса ибн Малика, Абу Убайды, Саид ибн аль-Мусайиба, Абу ад-Духи, Ата, Муджахида, Масрука, Ибрахима ан-Нахаи, Зайда ибн Асалама, Абу Малика, Амра ибн Динара, аь-Хакама ибн аль-Утайбы, Икримы, аль-Хасана аль-Басри и других.
Ибн Джарир передаёт, что Йазид ибн Абу Хабиб прокомментировал слово Аллаха: ﴿ و َ ل ا َ ج ُ ن ُ ب ا ً إ ِ ل ا ّ َ ع َ ا ب ِ ر ِ ي س َ ب ِ ي ل ٍ ﴾ Или оскверненными - кроме как будучи путешественниками в дороге – у некоторых людей из числа ансаров двери выходили в мечеть. Когда с ними случалось осквернение и они не находили воды, им не оставалось ничего, кроме как пройти через мечеть, и тогда Аллах ниспослал: ﴿ و َ ل ا َ ج ُ ن ُ ب ا ً إ ِ ل ا ّ َ ع َ ا ب ِ ر ِ ي س َ ب ِ ي ل ٍ ﴾ Или оскверненными - кроме как будучи путешественниками в дороге». Достоверность повествования Йазида ибн Абу Хабиба подтверждает хадис, приведённый в Сахих аль-Бухари о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «س ُ د ّ ُ و ا ك ُ ل ّ َ خ َ و ْ خ َ ة ٍ ف ِ ي ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ إ ِ ل ّ َ ا خ َ و ْ خ َ ة َ أ َ ب ِ ي ب َ ك ْ ر » «Закройте все дверцы в мечети, кроме дверцы Абу Бакра [221] ».
Это, по сути, было последним повелением пророка, да благословит егоАллах и приветствует, при его жизни, в силу того, что он знал, что власть перейдёт к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), и ему придётся часто заходить в мечеть для решения важных проблем мусульман. Поэтому пророк приказал закрыть все дверцы, выходящие в мечеть, кроме двери Абу Бакра. В некоторых сборниках сунны приводится вариант: «Кроме дверцы Али». Это не достоверно, достоверно же то, что приводится в Сахихе. Исходя из этого аята, многие учёные вынесли решение, то оскверненному человеку запрещено находиться в мечети, но дозволительно проходить через неё так же, как и женщине с месячными или при родовом кровотечении.
Так в Сахихе Муслима приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «ن َ ا و ِ ل ِ ي ِ ن ي ا ل ْ خ ُ م ْ ر َ ة َ م ِ ن َ ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د » «Принеси мне одежду из мечети». Я сказала: «У меня месячные». Тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «: «إ ِ ن ّ َ ح َ ي ْ ض َ ت َ ك ِ ل َ ي ْ س َ ت ْ ف ِ ي ي َ د ِ ك «Поистине твои месячные не у тебя на руке [222] ». (Муслим приводит подобное повествование от Абу Хурайры). Этот хадис указывает на то, что женщине при регулах или послеродовом кровотечении разрешается проходить через мечеть. Аллах знает лучше.
Аллах сказал: ﴿ و َ إ ِ ن ْ ك ُ ن ت ُ م م ّ َ ر ْ ض َ ى أ َ و ْ ع َ ل َ ى س َ ف َ ر ٍ أ َ و ْ ج َ آ ء َ أ َ ح َ د ٌ م ّ ِ ن ْ ك ُ م ْ م ّ ِ ن ا ل ْ غ َ آ ئ ِ ط ِ أ َ و ْ ل َ ـ م َ س ْ ت ُ م ُ ا ل ن ّ ِ س َ آ ء َ ف َ ل َ م ْ ت َ ج ِ د ُ و ا ْ م َ آ ء ً ف َ ت َ ي َ م ّ َ م ُ و ا ْ ص َ ع ِ ي د ا ً ط َ ي ّ ِ ب ا ً ﴾ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы