Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фрагмент и цикл как типы художественного единства



Фрагмент


1) отрывок из литературного произведения (часть текста),

 

2) литературный жанр, характеризующийся, с одной стороны, внешней незаконченностью, с другой, — качеством художественной целостности и внутренней завершенности.


Свой изначальный смысл понятие фрагмента берет от латинского слова fragmentum, что означает буквально «обломок», «отрывок». В силу объективных причин большинство произведений искусств древности действительно дошло до нас в виде «обломков» и «отрывков». Однако они редко воспринимаются как ущербные; обычно мы видим в них совершенную часть (фрагмент) совершенного прекрасного целого (творения), которое можно домысливать и воображать. Такова знаменитая статуя Афродиты с отбитыми руками (Венеры Милосской, хранящейся в Лувре), воспетая А. А. Фетом.

Как самостоятельный жанр фрагмент получает распространение и теоретическое обоснование в эпоху романтизма. «Многие произведения древних стали фрагментами. Многие произведения нового времени — фрагменты с самого начала», — писал Ф. Шлегель.

Характерный пример — творчество Новалиса (псевдоним Ф. фон Гарденберга). Все свои произведения Новалис предназначал для одной грандиозной книги, своего рода новой Библии в стихах и прозе, причем прозе и научной, и художественной. Поэтому у Новалиса нет законченных произведений. «Генрих фон Офтердинген» представляет собой особый жанр фрагмента, незаконченность которого входила в замысел автора. Однако произведение можно считать целостным, с точки зрения читателя. Как жанр фрагмент самодостаточен.

Все же наиболее полно раскрываются выразительные возможности фрагмента, когда он входит в некий контекст. Таким контекстом может быть жанровая традиция, о чем писал В. М. Жирмунский применительно к романтической поэме.

В литературном фрагменте как бы идеально воплощается идея бесконечности и разнообразия мира. В то же время чтение такого текста предельно обостряет восприятие этого мира как «неполного», что побуждает сотворчески «восстанавливать» связи части и целого.

Отрывочность (фрагментарность) литературных произведений, а также связанная с ней недоговоренность особенно присущи лирике. Представление о лирическом произведении как отрывке иногда намеренно манифестируется самими поэтами: «Невыразимое» В. А. Жуковского.

Фрагментарность (в широком смысле) лирических произведений в немалой степени способствует их объединению поэтами в целостные художественные ансамбли, их циклизации: «Цветы зла» Ш. Бодлера, «Стихотворения в прозе» И. Тургенева, «Тайны ремесла» А. Ахматовой и др.

Понятие литературного фрагмента соседствует с понятием художественной миниатюры, вообще малого жанра, например афоризма. Яркими примерами могут служить «Фрагменты апокрифического Евангелия» X. Л. Борхеса. (http: //flibusta.net/b/98431/read)

Близки к фрагментам твердые формы восточной поэзии, например японские танка или хокку. При отрывочности высказывания японский поэт Басе (его хокку считаются классическими) передает ощущение целостности бытия.

Однако по-своему фрагментарными могут быть и крупные произведения различных жанров: поэмы, повести, романы. К их числу относятся «В поисках утраченного времени» М. Пруста, роман А. И. Солженицына «В круге первом».

Фрагментарность, состоящая в том, что в произведении соединяются элементы реальности, в обычном представлении разительно отдаленные друг от друга, органично сочетается с монтажной композицией.

Нередко истоки фрагментарности высказывания — в спонтанности художественной рефлексии, обращенной на самого субъекта творчества.

В литературе постмодернизма фрагментарность часто становится важнейшим принципом композиции и сочетается с увлечением интертекстуальностью. Интертекстуальные мотивы усиливают впечатление фрагментарности повествования.

Цикл

Под литературным циклом (греч.: kyklos — круг, колесо) обычно понимается группа произведений, составленная и объединенная самим автором и представляющая собой художественное целое. Литературный цикл распространен во всех родах словесно-художественного творчества («Снежная маска» Блока, «Маленькие трагедии» Пушкина) и исторически является одной из главных форм художественной циклизации (объединения) произведений наряду с другими ее формами: сборником, антологией, книгой стихов и т. п.

Как искусствоведческое понятие «цикл» возникает на рубеже XVIII—XIX вв. Один из теоретиков немецкого романтизма, А. В. Шлегель писал, что в циклической форме могут выступать такие явления, которые «только благодаря предшествующему или последующему становятся полнозначными». Но, что мы называем теперь циклами, тогда, в первой половине XIX века, предпочитали называть иначе: «особая поэма», «лирический роман» и др.

Исключение в европейской поэзии первой половины XIX в. представлял Г. Гейне, разделивший свое «Северное море» («Nordsee») на первый и второй циклы: Erster Zyclus и Zweiter Zyclus. Общеевропейским термином цикл становится не сразу: во французской и русской поэзии первой половины XIX в. собственно циклические образования именовались чаще всего «ансамблями стихотворений» (от франц. ensemble — стройное целое, совокупность, система).

Первые серьезные попытки осмысления природы циклизации в лирике принадлежат самим творцам поэзии, впервые осознавшим это явление как новое качество словесно-художественного творчества, в России — В. Брюсову, А. Белому, А. Блоку.

Художественная циклизация понималась А. Белым в свете его собственных эстетических взглядов, главным из которых, по-видимому, следует считать понимание искусства как воплощения некой универсальной модели мира. Согласно концепции А. Белого, цикл призван «облегчить» доступ читателя к целому; отдельное стихотворение мыслилось не как самостоятельное, но как часть целого.

Таким образом, лирический цикл понимался поэтами рубежа веков как целостность, равная «большому стихотворению», состоящему из отдельных частей. Не удивительно поэтому, что в творческой практике поэтов той поры встречались попытки прямого отождествления цикла с жанрами большой эпической или лиро-эпической формы. Существует предположение, что цикл «Снежная маска» Блок первоначально намеревался назвать поэмой, а поэму «Двенадцать» — циклом.

Итак, в конце XIX — начале XX в. понятия цикл и циклизация прочно входят в литературно-критическое сознание. Под лирическим циклом стала подразумеваться такая совокупность взаимосвязанных между собой стихотворений, которая была способна воплотить целостный взгляд на автора мир.

Новейшие исследователи склонны рассматривать лирический цикл как «новый жанр, стоящий где-то между тематической подборкой стихотворений и поэмой», в котором «отношения между отдельным стихотворением и циклом можно рассматривать как отношения между элементом и системой». К числу обязательных признаков цикла относятся также авторское заглавие и устойчивость текста в нескольких изданиях.

Целостность цикла, как правило, вторична по своему происхождению и создается как бы на основе первичной целостности составляющих его произведений — при условии сохранения последней.

До сих пор речь шла об авторских циклах, т. е. таких циклах, в которых автор-творец отдельно взятых произведений и автор-создатель всего цикла полностью совпадают. Однако в истории литературы иногда возникают и неавторские объединения произведений, получившие название «несобранных циклов». Это такие группы произведений, которые читатель выделяет в творчестве того или иного поэта на основании некоего объединяющего принципа. Чаще всего циклы имеют биографический подтекст и получают «именные» названия: у Ф. Тютчева выделяют денисьевский цикл, у Н. Некрасова — панаевскийу. Конечно, в вычленении таких циклов есть известная доля условности. Однако подобные циклы нельзя считать лишь результатом субъективного читательского восприятия.

Внутренняя организация цикла в какой-то мере близка к монтажной композиции, о которой пишет С. М. Эйзенштейн: «...два каких-либо куска, поставленные рядом, неминуемо соединяются в новое представление, возникающее из этого сопоставления как новое качество».

Смысл монтажного эффекта Эйзенштейн выразил с помощью формулы:

1 + 1 > 2.

Генезис. Многие фольклорные жанры имеют циклическое построение. Например, обрядовая поэзия— это циклы заклинаний, свадебные, похоронные; календарная поэзия — циклы, отражающие в своей структуре естественный ритм смены природных явлений.

Разнообразные явления циклизации возникают на ранних стадиях развития искусства и связываются с мифологическим представлением времени. Архаическое чувство времени как замкнутого круга нашло свое отражение в дальнейшем в античной литературе, а также литературе средневековья и эпохи Возрождения.

В европейской литературе лирические циклы получают широкое распространение в творчестве римских элегиков: Катулла, Овидия; в итальянской поэзии — в творчестве Петрарки; в эпоху Возрождения большую популярность приобретают циклы сонетов В. Шекспира. В западноевропейской поэзии XIX—XX вв. поэтические циклы можно встретить в творчестве Гете, Новалиса, Г. Гейне, В. Блейка, В. Гюго, Ш. Бодлера, П. Верлена, из поэтов XX в.— в творчестве Р.-М. Рильке и др.

Качественное изменение форм художественной циклизации совершается на рубеже XVIII—XIX веков. Жанровая группировка произведений начинает уступать место иным принципам циклизации, среди которых основное значение приобретает раскрытие разных граней единой поэтической личности, ее душевной биографии. Стихотворные произведения все чаще стали именоваться «Досугами» или «Безделками», вместо привычных «Сочинений», «Стихотворений» и «Опытов». В сборнике стихотворений Н. М. Карамзина «Мои безделки» (1797) отсутствуют жанровые разделы. Доминирующий пафос сборника Карамзина — «жизнь сердца.

Первым русским лирическим циклом, уже в узком смысле слова, стал цикл «Подражания Корану» Пушкина. Это не просто «несколько вольных подражаний» в традиционном понимании, но художественно единый цикл стихотворений, в центре которого стоит судьба гонимого пророка, близкая к судьбе самого поэта. Глубоко закономерна внутренняя логика развития художественной мысли, связывающая все подражания в целостный поэтический ансамбль.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь