Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эстетическая природа искусства и его связь с другими формами общественного сознания. Эстетизм.



 

Эстетика (изначально) – наука о прекрасном; в современном понимании – наука, изучающая сферу ценностного отношения человека к миру и его художественную деятельность.

«Эстетическое» в переводе с греч. - чувственно воспринимаемое.

Эстетическая деятельность – это созерцание единичных предметов, которые постигаются как нечто завершенное и целостное; при этом эстетическое чувство не связано с категорией пользы и предполагает наличие эстетической дистанции.

Эстетическое имеет два аспекта: предметный и эмоциональный. В сферу эстетического входят и особого рода переживания и их объективные предпосылки, определенные свойства предметов.

В середине XVIII в. эстетическое стало объектом специальной научно-философской дисциплины – эстетики. Ее основатель, немецкий философ А. Баумгартен, автор двухтомного трактата на латыни «Эстетика» (1750, 1758), охарактеризовал эстетику как учение о совершенстве чувственного познания, противостоящего логическому.

Предмет эстетики – чувственно воспринимаемые образы, а не абстракции; основное понятие – прекрасное. Сфера прекрасного – чувственная видимость.

Высшая форма эстетического – художественное. НО: эстетическое шире художественного, так как включает и внехудожественную реальность.

Эстетическое - особый ряд отношений человека к действительности.

Художественное - род человеческой деятельности, предполагающий достижение совершенства своих изделий как «рубежа», который, говоря словами И.Канта, «не может быть отодвинут».

Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художественное. Однако эти термины- не синонимы. [Немецкий философ М. Дессуар считает, что эстетическое и худо­жественное существуют параллельно, как рядоположенные понятия: эс­тетика — теория деятельности по законам красоты вне искусства, а общее искусствознание — теория художественной деятельности в искусстве. Такое разделение неправомерно: и исторически, и в повседневной прак­тике эстетическая деятельность перерастает в художественную. Эти типы деятельности имеют много общего и их следует изучать в единой науке. Ошибочно противопоставлять эстетическую деятельность искусству. Борев «Эстетика»]

Петербургский ученый М. Каган утверждает, что эстетическая де­ятельность, с одной стороны, шире художественной (последняя — част­ный случай первой), с другой стороны, художественная деятельность ши­ре эстетической (художник творит не только по законам красоты). Это утверждение вносит в науку странную логи­ку, по которой если художественное в чем-то шире эстетического, зна­чит, в художественном что-то есть неэстетическое. Однако неэстетиче­ских ценностей в искусстве нет. Философское, политическое, моральное, утилитарное в искусстве эстетически одухотворены и предстают как эсте­тические ценности.

Художественное творчество- высшая форма эстетической деятельности. Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. И трагическое, и комическое, и возвышенное, и безобразное, и низменное могут определять характер, со­держание и результат эстетической деятельности. Так подвиг — возвы­шенное, а подлость — низменное.

 

 

Связь с др.формами обществ.сознания.

Прежде всего, следует отметить, что эстетическое находится в ряду онтологических ценностей. Представления об этих ценностях исторически изменчивы. Они имеют свою специфику в сознании людей разных эпох, народов, регионов. Так, в европейской античности главными богами почиталась красота, соразмерность, истина; в средневековом христианстве стала влиятельной сформулированная апостолом Павлом триада «вера, надежда., любовь».

Специальная рефлексия над эстетическим началась в эпоху Возрождения, когда на первое место был выдвинут человек. Обособление эстетики привело и к обособлению Красоты. Красота была объявлена «совершенством чувственного познания», а местом пребывания Красоты стал мыслиться уже не мир сам по себе, а искусство.

Признание эстетического свойства у одного только искусства превращало искусство в самоцель. => Истина – относится к миру, Красота – к человеческому творчеству. => Истина не равна Красоте, и не может даже приблизиться к ней (и наоборот).

Поддерживали эту точку зрения: а) романтики (А. и Ф. Шлегели); б) классический немецкий идеализм (К. Фишер); в) неокантианство 19 и 20 веков (Г. Коген).

 

 

Эстетизм. Эстетизм- это возвышение эстетических ценностей над всеми другими. Или признание красоты высшей ценностью, а наслаждение ею- смыслом жизни.

В художественном творчестве и литературе эстетизм пытался воплотить идею чистого искусства( искусство для искусства. Красота здесь ставится выше и Истины, и Добра. Искусство, согласно Б.Кроче, само по себе высшая реальность; оно находится вне познания и вне морали..).

Примеры эстетизма:

1)Шиллер «Об эстетическом воспитании». Эстетизм противопоставлен революции. Искусство гармонизирует личность, нужно воспитывать человека через искусство и тогда можно прийти к гармоническому обществу.

2)демонический эстетизм, который противопоставлял себя ценностям этическим: идеям ответственности и долга, самоотвержения и добра.

3)О.Уальд. «Портрет Дориана Грея». Позиция героя- смотрит на мир с точки зрения своего удовольствия, ультраэгоизм. Здесь провозглашен идеал человека, упоенного своей силой, не считающегося с ограничениями. Здесь можно отметить, что жизнь, превращенная в нескончаемую погоню за эстетическими переживаниями, рискует оказаться пустой и бесплодной. По словам Киркегора, «тот, кто отвергает этический путь жизни сознательно и выбирает эстетический, уже не живет эстетической, т.е. непосредственной жизнью.»

 

+ так же можно отметить, что эстетизм – абсолютизация эстетического, возвышение эстетических ценностей над всеми другими, зачастую при исключении этического. И соотношение эстетического и этического – изменчивая категория. Примеры:

Немецкая эстетика: только в эстетическом состоянии человеческая природа проявляется в чистоте и непосредственности. Так, Гегель считал, что высший акт разума есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются лишь в красоте.

Шеллинг: «добро, которое не есть красота, не есть также и абсолютное добро».

Начало XX века: разрыв с этическим в пользу эстетики.

Ницше: «существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен».

Преодоление эстетизма: С.Н. Булгаков придавал огромное значение эстетическим эмоциям («благодаря красоте у человека вырастают крылья, он чувствует себя не комком материи или двуногой обезьяной, но бесконечным духом, питающимся абсолютным и божественным»), но выступал против культа эстетического и игнорирование иных ценностей: «Эстетические восприятия пассивны: они не требуют подвига, напряжения воли, они даются даром, а то, что дается даром, способно «развращать».

Бахтин: «эстетическое видение» оправданно и насущно, поскольку не претендует быть «философским видением единого и единственного рая».

 

6. И. Кант о «суждении вкуса» и об искусстве.

 

И. Кант жил в 18 веке, веке Просвещения. Им были написаны такие фундаментальные философские работы:

- «Критика чистого разума» (чистого – значит свободного от опыта, априорного) – по гносеологии (или эпистемологии), о теории познания, о философии природы

- «Критика практического разума» - по этике, о философии нравственности, анализ человека и его нравственности, желаний

- «Критика способности суждения» - эстетика (вопросы о прекрасном, возвышенном, о природе и искусстве)

 

Кант, чтобы определить, прекрасно нечто или нет, вводит понятие «суждения вкуса», которое для него является исключительно эстетическим суждением (соотнесено только с субъектом). Кант выделяет четыре момента суждения вкуса:

1) По качеству. Для него благорасположение, которое определяет суждение вкуса, лишено всякого интереса (т.е. от этого объекта не должно ничего зависеть для субъекта). Благорасположение к приятному связано с интересом, предполагает не просто суждение о предмете, а отношение его существования к состоянию субъекта; приятное – субъективная оценка. Благорасположение к хорошему тоже связано с интересом, но в отличие от приятного, хорошее основано на понятии, оно такое само по себе. Суждение вкуса же должно быть чисто созерцательно, индифферентно по отношению к существованию предмета, и нужно связывать его свойства только с чувством (не)удовольствия. Вывод: Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления посредством благорасположения или отсутствия его, свободного от всякого интереса. Предмет такого благорасположения называется прекрасным.

2) По количеству. Прекрасное – то, что без понятия представляется как предмет всеобщего благорасположения. Приятное основывается на личном качестве субъекта. Суждения о добром тоже притязают на значимость для каждого, но оно представляется объектом всеобщего благорасположения только посредством понятия. Всеобщность благорасположения представляется в суждении вкуса только как субъективная, т.к. это проверить невозможно, но получается, что, говоря о прекрасном, субъект считает, что так считают абсолютно все. Вывод: Прекрасно то, что нравится всем без понятия.

3) По отношению к целям. Цель - это предмет понятия, поскольку понятие рассматривается как причина предмета (как реальное основание его возможности); каузальность же понятия по отношению к его объекту есть целесообразность. Только субъективная целесообразность в представлении о предмете без какой-либо (объективной или субъективной) цели, другими словами, только форма целесообразности в представлении, посредством которого нам дается предмет, может - поскольку мы осознаем ее - вызвать благорасположение, рассматриваемое нами без понятия, как всеобще сообщаемое, а, следовательно, и служить определяющим основанием суждения вкуса. Суждение вкуса есть эстетическое суждение, то есть такое, которое покоится на субъективных основаниях и определяющим основанием которого не может быть понятие, тем самым и понятие определенной цели.

4) По модальности благорасположения к предмету. Необходимость эстетического суждения – необходимость образца, т.е. необходимость для всех согласиться с суждением, рассматриваемым как пример всеобщего правила, установить которое невозможно. Суждение вкуса предполагает согласие каждого. Следовательно, долженствование в эстетическом суждении, даже при наличии всех данных, которые требуются для суждения, высказывается лишь условно. Необходимость всеобщего согласия, мыслимая в суждении вкуса, есть субъективная необходимость, которая при предположении общего чувства представляется объективной.

 

Более простым языком, НО в моем понимании:

Кант четко разграничивал три понятия:

- прекрасное – то, что нравится всем без исключения без заинтересованности (это чистое с. вк., которого скорее всего не существует, а существует не совсем чистое с. вк. – то есть то, на которое еще влияют трогательность и привлекательность)

- приятное – кому-то нравится, кому-то нет – субъективная оценка

- хорошее – нравится многим, но потому что основано на понятии (т.е. само по себе благо)

Есть 4 момента суждения вкуса: 1) по качеству (без интереса), 2) по количеству (нравится всем), 3) по отношению к целям (нет цели, но целесообразно), 4) по модальности удовольствия (является предметом данного благорасположения).

 

Чистое суждение вкуса – такое, на которое привлекательность и трогательность не оказывают влияния. Существует два вида красоты: свободная (не предполагает понятия того, каким должен быть предмет) и сопутствующая (предполагает такое понятие и совершенство предмета в соответствии с этим понятием). Суждение о свободной красоте – чистое суждение вкуса. Если есть определенное понятие о цели и соотношение предмета с определенным типом – уже не чистое суждение вкуса.

 

По мнению Канта, искусство должно быть свободно от принуждения произвольных правил и поэтому не является продуктом природы. Правда, прекрасное искусство и природа тесно взаимосвязаны. Прекрасная природа всегда похожа на искусство, а прекрасное искусство всегда выглядит как природа. В прекрасном искусстве преднамеренная целесообразность не должна такой казаться, т.к. адресат должен видеть природу, сознавая, что он видит искусство.

 

Гений – тот, кто создает прекрасное искусство, воплощает совокупность воображения, создающего другую природу материи (вторую реальность, не ограниченную понятием) и рассудка. Он не может объяснить, как он это делает. Он не подражает никому, а создает новые правила. Этим правилам нельзя научиться. Гений обладает талантом – врожденной способностью души, посредством которой природа дает искусству правила. Само искусство не может быть выведено из правила. Талант, посредством которого передается душевное состояние гения, еще называют духом. Посредством гения в природе воссоздается природа.

 

Идея – то, что властвует над гением во время создания произведения искусства. Это понятие разума, единичное выражение идеи. Идеал может быть создан только человеком, т.к. выражает понятие нравственности, но все же не исключает интереса. Эстетическая идея - всеобщее благорасположение к прекрасному искусству.

Прекрасное = воображение и рассудок (=гений) + дух + вкус

 

· 8. Литература в ряду искусств. Лессинг о границе живописи и поэзии.

 

Литература — выразительный вид искусства, основным средством которого является слово. Литературные образы невещественны. Особенность литературы в том, что речь выступает и предметом выражения и предметом изображения.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729 -1781 гг.) – драматург и реформатор театра. Определяет жанр драмы как «средний».

“Лаокоон, или о границах живописи и поэзии” (1766)

“Гамбургская драматургия”

 

Также Лессинг известен не только как теоретик, но и как драматург и баснописец (писал басни в прозе)

 

Говоря о границах живописи и поэзии, Лессинг даёт следующие положения:

«… В произведениях живописи, где всё даётся лишь одновременно, в сосуществовании, можно изобразить только один момент действия – поэтому необходимо выбирать момент наиболее значимый, из которого бы становились понятными и предыдущие и последующие моменты...»

 

Поэзия, по мнению Лессинга, не использует аллегорические образы. Всё даётся лишь в последовательном развитии, и возможно уловить только одно какое-либо свойство тела и потому поэзия должна выбирать свойства, которое будет больше всего соответствовать необходимому в данной ситуации чувственному представлению о теле. Подчёркивается важность изображения длительного во времени действия.

 

Поэт (Лессинг подразумевает Гомера) может

1) остановить внимание читателя/слушателя на каком-нибудь материальном предмете

2) умеет разбить изображение этого предмета на целый ряд моментов, в каждом из которых предмет является в новом виде

Живописец создаёт цельный образ – изображение тела - на каком-либо взятом этапе/ моменте времени: “… Корабль для него < Гомера> - или чёрный корабль, или – самое большое – хорошо оснащённый чёрный корабль. В дальнейшее описание корабля Гомер не входит. Напротив, самое плавание, отплытие, причаливание корабля составляют у него предмет подробного изображения – такого, из которого живописец должен был бы сделать пять, шесть или более отдельных картин, если бы захотел перенести не своё полотно это изображение

 

Лессинг вообще всячески подчёркивал, что литература в наглядности всё же уступает живописи: « То, что глаз охватывает сразу, поэт должен показывать нам медленно, по частям, и нередко случается так, что при восприятии последней части мы уже совершенно забываем о первой».

 

> Музыкальное и литературное произведение – > восприятие проходит в процессе.

> Живопись – > происходит сразу целостное восприятие предмета»


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь