Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос №53. Поэтическая графика.



 

Литературное произведение представляет собой худож. речь, материализованную в письменных знаках. Изучение состава этих знаков, их функций, способов применения, т.е. поэтической графики, является 1м из условий научного анализа худож. текста. Так как членение на соотносимые отрезки является главным отличием стиха от прозы, а графическое расположение печатных строчек оказывается главным средством изобразить такое членение, предпринимаются попытки с помощью типографских средств передать более сложные особенности интонации стиха. Анализ графической формы стиха – не только установление факта следования традиции или отступления от нее. Он предполагает описание состава графических элементов (буквы, цифры, знаки пунктуации и т.д.), использованных писателем, + определение границ визуального приема.

Строя текст из стандартных графических знаков, писатели часто применяют доп. приемы для визуального выделения некоторых его составляющих. В числе приемов – игра со шрифтами, способами начертания букв, цветовое выделение букв и слов и т.д. Традиционное средство выделения – курсив. Нередко встречаются индивидуальные авторские знаки (пр., знаки с иероглифической функцией – стихотворения Энрайта ). 20 в. – поэты авангардисты ввели пустое пространство печатного листа. Говорящие пустоты как пропуски определенных слов (примеры: моностих Хлебникова из знаков препинания, «Поэма конца» Гнедова ). Иногда писатели оформляют свои прозаические произведения как стихи и наоборот. Особые визуальные формы – текст в тексте (графический образ документа). Использование рисунков и прочих форм художественной графики.

Примеры необычной графики: «лесенка» Маяковского; печатая свои 3-ударные стихи «ступеньками» преимущественно по 1+1+2 или 2+2 слова, а 3-ударные — по 1+2 слова, он добивается того, что начало стиха звучит отрывисто, а конец — более плавно. Поздний Андрей Белый, стремясь передать «мелодическое» единство стиха, печатал пости каждое слово в отдельную строку и сдвигал части фраз вправо, как бы требуя соответственного повышения или иного напряжения голоса. А.П.Квятковский, поэт-конструктивист и создатель «такто-метрической» теории стиха, стремясь передать равнодлительность звучания стиховых «тактов», печатал свои стихи четырехсложиями, такт за тактом, отмечая растяжения слогов («ро-оща» – как бы в три слога), паузы (знак Λ ) и сдвиги ударения с начального слога такта на внутренний («Иду по по...»). В широкое употребление эти приемы не вошли, но пространная область для экспериментирования здесь остается. Есенин часто не употреблял знаки препинания в текстах стихотворений.

В эпоху поздней античности и в средние века образовались твердые графические формы: акростих, анаграмма, полиндром, фигурный стих.

Акростих – графический композиционный прием, распространяющийся на весь стихотворный текст, при котором начальные буквы строк складываются в осмысленную фразу (примеры встречаются у Державина ). Изобретателем жанра считают древнего сицилийского поэта Эпихарма. В европейской поэзии существует акростих « обращенный » (по вертикали снизу вверх); мезостих (зашифрованное складывается из срединных букв каждой строки); лабиринт – жанр визуальной поэзии, в образцах которого буквы разных горизонтальных строк складываются в дополнительную строку, имеющую вид причудливой линии/геометрической фигуры (пример: сонет «Загадка» Э. По ); акропроза (начальные буквы абзаца – зашифрованное).

Анаграмма – прием подбора словесной конструкции, которая при перестановке составляющих ее букв превращается в другую, подразумеваемую автором словесную конструкцию. Изобретение предписывают античному поэту Ликофрону Халкидскому. Анаграмма еще не оформилась в самостоятельный жанр, т.к. примеры ее распространения на весь текст произведения единичны. Часто используются литераторами в кач-ве авторских псевдонимов.

Палиндром (перевертень) – прием подбора словесной конструкции, допускающей одовременно и традиционное «прямое» (слева направо) и «обращенное» (справа налево) прочтение 1й и той же осмысленной фразы (примеры: Вознесенский «А луна канула», палиндромы Брюсова, Хлебникова ). Палиндром – проявление симметрии в лит-ре. Бол-во палиндромов – моностихи, многим свойственна афористичность. Был изобретен римским поэтом Порфирием Оптацианом. Кроме буквенного палиндрома существует слоговой, словесный и строчный. + «Магический квадрат» - суперпалиндром, приближающийся к фигурному стиху.

Фигурный стих – жанр «книжной» поэзии, правильно воспринят мог быть только визуально. Возник в эпоху античности и александрийской поэзии, представители которой пытались складывать стихи в различные геометрические фигуры, воспроизводить текстом форму какого-либо предмета. Примеры: Симеон Полоцкий, Мартов, Брюсов.

 

 

Мы –
Среди тьмы.
Глаз отдыхает.
Сумрак ночи живой.
Сердце жадно вздыхает.
Шопот звезд долетает порой,
И лазурные чувства теснятся толпой.
Все забылося в блеске росистом.
Поцелуем душистым!
Поскорее блесни!
Снова шепни,
Как тогда:
«Да! »
Э. Мартов, 1894

РИФМЫ

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают три типа рифмы:

  • мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М.Ю.Лермонтова " Смерть":
    Оборвана цепь жизни молодой,
    Окончен путь, бил час, пора домой,
    Пора туда, где будущего нет,
    Ни прошлого, ни вечности, ни лет.
  • женская рифма, где оно падает на предпоследний.
  • дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1 и 3 строки стихотворения С.А. Есенина " Русь", а 2 и 4 являются ещё одним примером мужской рифмовки:
    Потонула деревня в ухабинах,
    Заслонили избёнки леса,
    Только видно, на кочках и впадинах,
    Как синеют кругом небеса.
  • гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В.Я. Брюсова:
    От луны лучи протягиваются,
    К сердцу иглами притрагиваются...

Так же рифмы различаются по точности созвучий и способам их создания:

  • богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А.С. Пушкина " К Чаадаеву":
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман.
  • бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.

Так же в стихосложении выделяется группа неточных рифм, являющихся сознательным художественным приёмом:

  • ассонансные рифмы, в которых совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные.
  • диссонансные (контрсонансные) рифмы, где, напротив, не совпадают ударные гласные:


Было

социализм -

восторженное слово!


С флагом,

с песней

становилась слева,


И сама

на головы

спускалась слава

  • усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
  • йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; так в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук " й". Этот вид рифмы используется в данном стихотворении А.С.Пушкина в 1 и 3 строчке:
    Мчатся тучи, вьются тучи;
    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна...
  • составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2 и 4 строках Н.С. Гумилёва:
    Ты возьмёшь в объятья меня
    И тебя, тебя обниму я,
    Я люблю тебя, принц огня,
    Я хочу и жду поцелуя.
  • банальные рифмы, например: любовь — кровь, розы — слёзы, радость — младость. Над предсказуемостью подобных, так часто встречающийся у разных авторов рифм подшучивал ещё А.С.Пушкин в " Евгении Онегине":
    И вот уже трещат морозы
    И серебрятся средь полей...
    Читатель ждёт уж рифмы " розы",
    На вот, бери её скорей...

Обыкновенно стихи с разными родами рифмы чередуются; прежняя версификация даже настаивала на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы («К детям» Хомякова), сплошь женские («Не остывшая от зною» Тютчева), сплошь дактилические («Тучи» Лермонтова).

Расположение рифмующих строк внутри строфы может быть упорядочено различным образом. Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba, смежная рифма aabb, перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa.

Также существуют следующие поэтические приёмы и термины для них:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 2165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь