Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет №66. Поэтический синтаксис



«Подобно тому, как соответствующим подбором слов можно сделать выражение ощутимым, того же можно достичь и путем соответствующего подбора синтаксических конструкций» (Б. Томашевский)

Необычные согласования

а) необычная грамм. связь

Анаколуф - предложение, не сведенное воедино в своем повествовании. Сущность а. - в согласовании не по грамм. формам, а по смыслу (таким образом имитируется разговорная речь).

Голова его, когда долго не мытая, его кудри пахнут флоксами. (Л. Петрушевская)

Силлепс - собирательные существительные ед. числа согласуются с множ. числом глагола.

Синий лен сплести хотят

Стрекоз реющее стадо.

(В. Хлебников)

Эллипсис (эллипс) - конструкции, в которых не хватает для законченной структуры некоторых членов предложения, дополняемых психологически из остального контекста. (Э. дает сжатость и энергию выражению).

Богаты мы, едва (вышли) из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом. (М. Лермонтов)

Алогизм - синтаксич. соотнесение семантически несоотносимых частей фразы с помощью ее служебных элементов

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

и женской истерики…

А я была его женой (Ахм.)

Амфиболия - двусмысленность, двойственность (воспринимается двояко), синтаксич. неразличимость подлежащего и прямого дополнения, выраженных именами сущ. в сходных грамм. формах. А. оправдана только тогда, когда оказывается композиционно значимой.

Значит, жизнь победила смерть неизвестным для меня способом. (Д. Хармс)

Тень отбрасывает предмет,

[Тень отбрасывает людей] (А. Вознесенский)

б) необычная семантическая связь элементов

Гендиадис - прилагательные разделяются на исходные составляющие части.

Тоска дорожная, железная... (А. Блок)

слово «железнодорожная» подверглось расщеплению, в результате чего три слова вступили во взаимодействие - стих приобрел дополнительный смысл.

Эналлага - перенос определения на слово, смежное с определяемым.

Киркою рудокопный гном

Согласных хрусты рушит в томы… (А. Белый, " Первое свидание" )

Необычный порядок слов

Параллелизм - композиционная соотнесенность смежных синтаксич. отрезков текста (строк в стихотвореном произведении, предложений в тексте, частей в предложении). Различают:

прямой п.

Спит животное

Собака.

Дремлет птица

Воробей (Н. Заболоцкий)

обращенный п. (=хиазм: АБ + БА)

Играют волны, ветер свищет (М. Лермонтов)

Пестреют шапки, копья блещут (А. С. Пушкин)

полный п. (=изоколон)

Опорожнены амфоры,

Опрокинуты корзины (Ф. Тютчев)

неполный п.

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье ( Ф. Тютчев)

Инверсия - нарушение обычного порядка слов (в результате чего слова звучат более веско, выразительно):

контактная - два смежных слова меняются местами (напр., определяемое ставится впереди прилагательного):

И, пара за парой, идут влюбленные,

Согретые светом любви своей. (Блок, Балаганчик)

дистантная - слово переставляется так, что разбивает смежность согласованных слов

Ты дерзкй веровал душой (А. С. П.)

Повторы

контактный

Пора, пора, рога трубят (А. С. П.)

дистантный

Пора, мой друг, пора (А. С. П.)

Вариации повтора:

I. Повторы, применяемые к слову или словосочетанию

полиптотон - повтор одного слова в разных падежных формах при сохранении его значения:

Все, что было его, - ныне ваше.

Все для вас. Посвящается вам. (Б. Окуджава)

антанакласис - повтор слова в исходной грамм. форме, но с переменой значения:

Высшее искусство - не обнаруживать искусства (Квинтилиан)

Повторы, распространяемые на все предложение

анафора - скрепление речевых отрезков (стих. строк) с помощью повтора слова/словосочетания в начальной позиции:

Стало быть - нет,

Стало быть - вздор,

Календарная ложь! (Цвет.)

эпифора соединяет лексическим повтором концы речевых рядов:

Потому что обратили в лошадь добродетельного человека... потому что лицемерно призывают добродетельного человека, потому что не уважают добродетельного человека (Н. Гоголь)

рефрен

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

...

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б. Пастернак)

Анадиплосис - контактный повтор, связующий конец речевого ряда с началом следующего:

Каждый пишет, как он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить (Окудж.)

Прозаподосис - дистантный повтор, при котором начальный элемент синтаксич., конструкции воспроизводится в конце следующей:

Мутно небо, ночь мутна (А. С. П.)

Симплока - сочетание анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста:

Я не хочу Фалалея,

я ненавижу Фалалея,

я плюю на Фалалея,

я раздавлю Фалалея... (Ф. М. Достоевский)

Повтор значений

Тавтология, плеоназм - слово может и не повторяться, но обязательно дублируется значение какого-либо лексич. элемента

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду. (С. Есенин)

Анноминация - повтор однокоренных слов

И в новой снеговой купели

Крещен вторым крещеньем я (Блок, Второе крещенье)

Градация - слова, сгруппированные в ряд однородных членов, имеют общее семантическое значение, но их расположением выражено последовательное изменение этого значения:

«И где-ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? » (А. С. П.)

IV. Повтор как средство интонационной разметки

Полисиндетон - многосоюзие/многопредложие:

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду (Чехов)

Асиндетон - бессоюзие/беспредложие:

Джон Донн уснул, уснуло все вокруг,

уснули стены, пол, постель, картины,

 

уснули стол, ковры, засовы, крюк,

весь гардероб, свеча, буфет, гардины. (Бродский)

 

Вопрос №67. Бахтин о романном разноречии (1934-1935 гг.)

 

В статье Бахтина «Эпос и роман» последний охарактеризован как «единственный становящийся жанр среди давно готовых и частично уже мертвых жанров» в противоположность эпосу – жанру устоявшемуся. Роман представляет собой «многостильное, разноречивое, разноголосое явление», включающее в себя «прямое авторское литературно-художественное повествование», устный и письменный сказ, литературную, но «внехудожественную авторскую речь», «стилистически индивидуализированные речи героев»; в эту систему «языков» может входить и «разноязычие». Особенно выразительно «разноголосие» романа проявляется в немаркированном включении в речь повествователя «голосов», «зон» героев.

Эту оппозицию можно раскрыть в таблице свойств романа и эпоса, отмеченных Бахтиным.

 

эпос роман
готовность, завершенность, старение, умирание постоянное становление, обновление
источником эпопеи служит национальное предание (а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел); общезначимость оценки и точки зрения, исключающая всякую возможность иного подхода, глубокая пиететность в отношении предмета изображения и самого слова о нем как слова предания. стилистическая «трехмерность», многоязычие, пародийность, сатира, смех как фактор в создании той предпосылки бесстрашия, без которой невозможно реалистическое постижение мира  
предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое, " абсолютное прошлое" по терминологии Гете и Шиллера коренное изменение временных координат литературного образа в романе  
эпический мир отделен от современности, то есть от времени певца (автора и его слушателей), абсолютной эпической дистанцией. новая зона построения литературного образа в романе, зона максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности; уничтожение эпической дистанции
пророчество предсказание

 

«Особое значение в этой связи получает ряд высказываний, сопровождавших создание нового типа романа в XVIII веке.... Для всех этих высказываний, отражающих становление романа на одном из его существенных этапов («Том Джонс», «Агатон», «Вильгельм Мейстер»), характерны следующие требования к роману: 1) роман не должен быть «поэтичным» в том смысле, в каком поэтическими являются остальные жанры художественной литературы; 2) герой романа не должен быть «героичным» ни в эпическом, ни в трагическом смысле этого слова: он должен объединять в себе как положительные, так и отрицательные черты, как низкие, так и высокие, как смешные, так и серьезные; 3) герой должен быть показан не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитуемый жизнью; 4) роман должен стать для современного мира тем, чем эпопея являлась для древнего мира (эта мысль со всею четкостью была высказана Бланкенбургом и затем повторена Гегелем).»

(М.М. Бахтин, Эпос и роман)

 

Роман запечатлевает «живой контакт» человека «с неготовой, становящейся современностью», и он «более глубоко... отражает становление самой действительности».

«Одной из основных внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и положения». Герой и сам автор предстают неукоренными в мире. Роман запечатлевает распадение эпической целостности человека и осуществляет смеховую фамильяризацию мира и человека. Тем самым роман рассматривается как выражение миросозерцания скептического и релятивистского, которое мыслится как кризисное и в то же время имеет перспективу.

Бахтин связывает становление романа с разложением эпоса, пересмотром старой жанровой нормы: «Эпос распадается тогда, когда начинаются поиски новой точки зрения на себя самого (без примеси точек зрения других). Экспрессивный романный жест возникает как отклонение от нормы, но его " ошибочность" как раз и раскрывает его субъективную значимость. Сначала - отклонение от нормы, затем - проблемность самой нормы».

Но Бахтин не возражает против присутствия эпических черт в романе, потому что роман, по Бахтину, «всеяден». Нужно только нащупать правильную форму их существования в романе.

Одним из наиболее ярких воплощений романного разноречия Бахтин считает произведения Достоевского («полифонический роман»).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь