Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дольник, тактовик, акцентный стих, полиметрия



Начиная с 18-го века стяжения изредка применялись во всех трёхсложных размерах. Когда все стяжения стоят на одном и том же месте, мы не ощущаем ритмических вариаций. Правильно повторяющиеся стяжение создаёт как бы особый размер, придавая стиху яркое своеобразие.

Так как стяжения стоят на одних и тех же местах и все строфы ритмически сходны, их можно уподобить античным логаэдам и назвать русскими логаэдами. Однако для русского уха такие стихи (по большей части – переводы античных с “сохранением” размера) звучат тяжеловесно и недостаточно ритмично. (“Не опять ли, корабль, волны несут тебя…”)

В 20-м же веке получил распространение особый размер, в котором стяжения располагаются без какой-либо определённой закономерности. Ни о каких стопах, даже в условном употреблении этого термина, здесь не может быть речи. Прислушавшись к ритму стихотворения мы заметим одну особенность: между ударными слогами находится переменное количество безударных: 1-2 – но это не делает размер аритмичным, а придаёт ему своеобразное очарование и большее разнообразие. Этот размер называется дольник.

Схемы из чёрточек и дужек становятся неудобны => сильные слоги, как и прежде, - чёрточкой, а переменные слабые – цифрами. Общая схема любого трёхдольника (с тремя ударениями) имеет вид: ((2/0) – 2/1 – 2/1 – (2/0)). Первая дробь в скобках обозначает анакрузу: она может возникнуть на основе анапеста, амфибрахия или дактиля – или быть переменной. Последняя дробь означает клаузулу. В русских дольниках, как и в силлабо-тонических размерах, возможны пропуски метрических ударений, кроме последнего, константного во всех размерах. Формы дольников разнообразны, поэтому по своему ритмическому звучанию стихотворения, написанные этим размером, могут сильно отличаться друг от друга.

Дольники с междуударным интервалом 1-2 слога – урегулированные. С 0-3 – неурегулированные. Время с середины 18-го века до конца 19-го – время господства силлабо-тонических размеров. Положение изменилось с конца 19-го – начала 20-го вв..

Тактовик – стих с междуударным интервалом 1-3. Или, вернее, стих, междуударные интервалы в котором могут отличаться друг от друга не на 1, как дольнике, а на 2 слога: 3/1, 2/0… Нередко в стихотворениях, написанных тактовиками, один-два стиха выпадают из схемы.

А что если междуударный интервал не будет ограничен вообще? При чтении таких стихотворений наш слух не ощущает никакой инерции трёхсложника, т.к. для этого нужно преобладание двусложных промежутков. Неизменным остаётся только количество ударений в строке – и этого достаточно, чтобы воспринимать этот текст как поэзию => акцентный или чисто тонический стих. Самые употребительные размеры акцентника – 4-х их 3-х ударник и их чередование.

Если расположение безударных слогов в акцентном стихе неупорядочено и не определяет размера, то это не значит, что они не оказывают никакого влияния на ритм стихотворения. Прежде всего, важно, сколько приблизительно безударных слогов приходится на один ударный. Если преобладают короткие слова, то и стих укорачивается, а темп – убыстряется.

Есть акцентники с урегулированным количеством ударений на строку, а есть – неурегулированные. Среди них можно выделить наиболее употребительные (ими пользуются как в отдельности, так и в сочетании друг с другом): 1) резкое изменение количества слов в строчке, чаще всего – короткий стих после ряда длинных => ритмический перебой и выделение слова. 2) тенденция к урегулированности: преобладание того или иного размера, осложняемое соседством других, чаще всего близких.

Предельная величина интервала составляет 8 слогов, но чаще всего – от 0-4, реже 5-6, 7-8 – вообще редкостная редкость. Существование таких стихов доказывает, что основой ритма, её каркасом, являются ударные слоги.

Известная упорядоченность расположения безударных слогов между ударными (но не силлабо-тонически) может привести к созданию необычных индивидуальных размеров, в которых элементарной ритмической единицей является уже на доля или слово, а целый стих или даже группа стихов. Если одна форма дольника, тактовика или акцентного стиха проходит через всё стихотворение, мы можем говорить о полном её переходе в логаэд. Вообще эти размеры способствуют выделению определённых слов.

Полиметрия – использование в одном стихотворном произведении метрически разнородных фрагментов. Полиметрия характерна прежде всего для лиро-эпических сочинений в жанре поэмы или «романа в стихах», но возможна и в стихотворениях.

В рамках одного произведения могут сочетаться части, которые либо организованы в соответствии с принципами разных систем стихосложения, либо – если поэт пользуется только формами силлабо-тоники – обладают особыми метрами или размерами. В большинстве случаев единый объем смежных фрагментов текста подчеркивает их метрические отличия.

Обычно поэты обращаются к полиметрической форме в тех случаях, когда она, по словам М.Л.Гаспарова, «мотивируется переменой темы, эмоций, точки зрения, в конечном счете интонации». Поэтому полиметрия указывает читателю на смысловое членение текста. (“Двенадцать” Блока, “Демон” Лермонтова). Такие композиции применялись ещё в 18-ом веке. У Маяковского – полиметрия достигает пика своего развития (из-за сочетания тонических и силлабо-тонических форм).

 

Билет №65. Фоника художественной речи. Типы звуковых повторов. Эвфония и инструментовка

 

Фоника (=поэтическая фонетика) - особый рздел поэтики, учение об эстетическом использовании звуков как речевого материала в худ. тексте.

 

Основная эстетическая функция звуков в худ. тексте - гармонизирующая. Свойство звуков рождать благозвучие худ. речи называется эвфонией.

 

Эвфония (по Б. В. Томашевскому):

1) количественная («организованы количественные моменты произношения... мы получаем ритмическую речь... совокупность приемов организации ритмической речи составляет эвритмию):

 

«Миг, комната, улица, происшествие, деревня и время года, Россия, история, мир - лестница расширений моих: по ступеням ее восхожу... к ожидающим, к будущим: людям, событиям и крестным мукам моим» (А. Белый, «Котик Летаев») - убыстрение ритма достигается тем, что почти каждое слово образует отдельный колон (такт).

 

2) качественная (регулируется инструментовкой - совокупностью приемов организации звуковых единиц текста).

 

Способы фонетической организации речи:

а) избежание использования в собственной речи определенных звуков:

Липограмма - выпадение звука вследствие отказа от определенной буквы. Напр., в стихотворении Державина «Соловей» нет звука «р»:

 

Я на хо́ лме спал высоком,

Слышал глас твой, соловей,

Даже в самом сне глубоком

Внятен был душе моей:

То звучал, то отдавался,

То стенал, то усмехался

В слухе издалече он; —

И в объятиях Калисты

Песни, вздохи, клики, свисты

Услаждали сладкий сон.

(Г. Державин)

 

Унивокализм - из произведения исчезают целы группы звуков за исключением какого-либо одного.

б) перенасыщение строки, предложения, текста определенными фонемами.

 

Более распространенный способ инструментовки - применение звуковых повторов (звукописи).

Повторы:

• конвенциональные (занимающие определенное положение в колонах/стихах) - рифмы;

• окказиональные («случайные» - все прочие фонетические повторы);

• орнаментальные - необязательные звуковые повторы, не подвергшиеся семантизации.

 

Виды окказиональных повторов

- аллитерация (повтор «нажимного» согласного, т. е. начального с лове или предшествующего ударному гласному):

 

Элегантная коляска в электрическом биеньи

Эластично шелестела по шоссейному песку. (И. Северянин)

 

- паромеон - сплошная аллитерация цельной части текста;

тавтограмма - все слова в тексте начинаются с одного и того же согласного;

- консонанс (повтор согласного, заканчивающего слово);

- ассонанс (концентрация в отдельном отрезке текста повтора ударных гласных):

 

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам. (А. С. П.)

 

Другие классификации звуковых повторов (по О. Брику):

2) двузвучные - трезвучные - многозвучные

3) простые - многократные

4) по расположению созвучий в началах и концах смежных отрезков - скреп, концовка, стык и кольцо.

 

Звуковые повторы могут быть наделены и семантической функцией (т. е. функцией наделения смысла):

а) звукоподражания и ономатопея (слово, образованные от звукоподражания - хохотать, мяукать, куковать);

б) иллитераты - речевые звуки, не передаваемые буквами или обозначаемые ими условно, — призыв к тишине, свист, отплевывание, хрип, храп, всхлип и т. д.;

в) парономазия - соединение в оном речевом отрезке слов, сходных по звучанию, но разных по значению:

Святослав изрони злато слово («Слово о полку Игореве»)

г) анафония - многократное повторение разрозненных звуков, которые в совокупности образуют какое-либо слово, определяющее смысл данного произведения/его фрагмента:

 

Свой пистолет тогда Евгений,

Не переставая наступать,

Стал первый тихо подымать... (Е.О.) (выстрел)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1447; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь