Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Нахдж-уль-балага, мудрость 70
1246 – Он же (А): поистине, невежественный – тот, кто позволил своим потребностям поработить себя Гурар-уль-хикам, 3864
1247 – Он же (А): невежественный человек – раб собственных страстей Гурар-уль-хикам, 449
1248 – Он же (А): дело невежественного – убыток, знание его – заблуждение Гурар-уль-хикам, 6327
1249 – Он же (А): поистине, невежественный – тот, кто посчитал себя в своем невежественном убыточном знании знатоком, и удовлетворился собственным мнением, и по-прежнему от ученых людей отстраняется, и ученое знание искажает, и тех, кто противоречит ему, порочит, и в том, что ему неведомо, вводит в заблуждение, и если откроется ему что-либо из того, что он ранее не знал, то отрицает его, и считает ложью, и говорит по своему невежеству: я не признаю этого! Я не думаю, чтобы это на самом деле было! Мне не кажется, что это произойдет! Неужто так было? И это – из-за (чрезмерного) доверия его собственному мнению, и из-за малого знания его по собственному невежеству! И не стремится он освободить увиденное от одеяния собственного мнения, облека.щего в невежество то полезное, что ему неведомо, делающее его отрицающим истину и находящимся в плену соблазна невежества, и превозносящимся по своей гордыне над стремлением к истинному знанию Тухаф-уль-укуль, 73
1250 – Имам Ас-Садик (А): из числа качеств невежественного человека: давать ответ прежде, нежели услышит вопрос, отвргать прежде, чем поймет, о чем идет речь, и выносить суждение по поводу того, о чем у него нет знания Аалям-уд-дин, 303
1251 – Имам Аль-Хади (А): невежественный человек – пленник собственного языка Ад-дуррат-уль-бахира, 41
388 – САМЫЙ НЕВЕЖЕСТВЕННЫЙ ИЗ ЛЮДЕЙ
1252 – Имам Али (А): самый невежественный из людей – тот, кто поддается на льстивые речи, расписывающие ему уродливое и заставляющие его гневаться в ответ на праведное наставление Гурар-уль-хикам, 3262
1253 – Он же (А): вершина невежества для человека – хвалиться собственным невежеством Гурар-уль-хикам, 6371
1254 – Он же (А): величайшее невежество – неведение человека относительно дел собственной души Гурар-уль-хикам, 2936
389 – ДОСТАТОЧНО НЕВЕЖЕСТВА УЖЕ В ЭТОМ
1255 – Имам Али (А): достаточно для человека проявления невежества уже в том, чтобы совершать запретное для него Маталиб-ус-сууль, 55
1256 – Он же (А): достаточно тебе невежества уже в том, что ты довольствуешься тем знанием, что имеешь Аамали Ат-Туси, 56/78
1257 – Он же (А): достаточно уже человеку невежества в том, что он не ведает границ своих возможностей Гурар-уль-хикам, 7054
1258 – Он же (А): не говори обо всем, что ты знаешь – уже в этом довольно для тебя невежества Гурар-уль-хикам, 10187
1259 – Имам Ас-Садик (А): достаточно для проявления богобоязненности наличия знания, и достаточно для проявления заблуждения состояния невежества Аль-Бихар, 70/379/26
390 – ПОЯСНЕНИЕ СМЫСЛА НЕВЕЖЕСТВА
1260 – Посланник Аллаха (С): признак невежества – стремление показать все, что ты знаешь Танбих-уль-хаватир, 2/122
1261 – Имам Али (А): опираться на этот мир со всем, что он тебе дает, - невежество Нахдж-уль-балага, мудрость 384
1262 – Он же (А): твое стремление к невозможному – невежество Гурар-уль-хикам, 5384
1263 – Имам Аль-Хасан (А): когда спросил его отец (А) о смысле невежества: - хвататься за что-то прежде, чем получил возможность осуществить его, и не давать ответа на поставленные вопросы Маани-ль-ахбар, 401/62
1264 – Имам Ас-Садик (А): невежество проявляется в трех вещах: предавать своих братьев, давать отказ без объяснения причин, шпионить за тем, что тебя не касается Тухаф-уль-укуль, 317
1265 – Имам Аль-Аскари (А): признак невежества – смех без причины Тухаф-уль-укуль, 487
391 – ЧЕЛОВЕК – ВРАГ ТОГО, О ЧЕМ ПРЕБЫВАЕТ В НЕВЕЖЕСТВЕ
1266 – Имам Али (А): люди – враги того, о чем пребывают в невежестве Маталиб-ус-сууль, 57
1267 – Он же (А): кто пребывает в невежестве о какой-либо вещи, того она подведет Кашф-уль-гимма, 3/137
1268 – Он же (А): я сказал: в четырех вещах ниспослал Всевышний Аллах мне подтверждение в Своей Книге… и сказал я: кто пребывает в невежестве о чем-либо, то проявляет к нему враждебность, и ниспослал Аллах: «но оболгали они то, что не объяли своим знанием» Аамали Ат-Туси, 494/1082
1269 – Он же (А): не проявляйте враждебности в отношении того, о чем пребываете в неведении: ведь вы больше не знаете, нежели знаете Гурар-уль-хикам, 10246 См. также «Проблема», раздел 1394
РАЗДЕЛ ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ – АД (ДЖАХАННАМ)
392 – ДЖАХАННАМ
«Поистине, джаханнам сделан ловушкой, пристанищем для непокорных» Коран, сура «Ан-наба», 21, 22
1270 – Имам Али (А): стерегитесь, ведь огонь адский приготовлен, и пламя его сильно, и мучения его сильны и вечны Гурар-уль-хикам, 2620
1271 – Он же (А): (адский) огонь – бешеный нрав его, высоки всполохи его, всепоглощающе пламя его, пылающее горнило его, гневно дыхание его, далеко угасание его, палящее горение его, устрашающе обетование его Гурар-уль-хикам, 9995
393 – РАСТОПКА АДСКОГО ОГНЯ
«А если вы не сделаете этого – а вы не сделаете этого – то бойтесь огня, растопка для которого – люди, а камни уготованы для неверных» Коран, сура Аль-бакара, 24
«А что до обделяющих, то будут они дровами для адского огня» Коран, сура Аль-джинн, 15
394 – АДСКИЕ ЦЕПИ И АДСКИЕ ОКОВЫ
«Возьмите его и закуйте его в оковы, потом – в геенну ввергните его, потом на цепи, длина которой – семьдесят локтей, тащите его» Коран, сура Аль-хаакка, 30-32
1272 – Имам Ас-Садик (А): из высказываний Джабраила (А), обращенных к Пророку (С): если бы хоть одно звено из цепи, длина которой семьдесят локтей, было помещено в этот мир, то мир поколебался бы на своих основах Аль-Бихар, 8/280/1
395 – ОБЛАЧЕНИЕ ОБИТАТЕЛЕЙ АДА
1273 – Имам Ас-Садик (А): из высказываний Джабраила (А), обращенных к Пророку (С): если бы хоть одно одеяние из одежд обитателей ада было натянуто между землей и небесами, то все обитатели мира погибли бы от его дуновения Аль-Бихар, 8/280/1
396 – ПИЩА ОБИТАТЕЛЕЙ АДА
«Нет у них иной пищи, кроме огненной колючки – не прибавляет она им в весе и не спасает от голода» Коран, сура Аль-гашия, 6-7 «И нет ему в этот день защитника, и нет иной пищи, кроме гноя» Коран, сура Аль-хаакка, 35, 36
1274 – Посланник Аллаха (С): если бы частицу адского гноя (гислина) явили людям на восходе солнца, то и на заходе солнца у них раскалывались бы черепа (от дурного запаха) Аамали Ат-Туси, 533/1162
1275 – Имам Ас-Садик (А): из высказываний Джибриля (А), обращенных к Посланнику Аллаха (С): если бы хоть частица огненной колючки упала в питье обитателей этого мира, то они вымерли бы все от ее разложения Аль-Бихар, 8/280/1
397 – ПИТЬЕ ОБИТАТЕЛЕЙ ОГНЯ
«И пьют они на ней питие гнойное, и пьют его с верблюджьей жаждою» Коран, сура «Аль-вакиа», 54, 55
1276 – Имам Али (А): поистине, обитатели огня, когда свернется у них во чреве заккум и колючка, подобно тому, как сворачивается гной, попросят пить, и придут к ним с питьем гнойным, темным, вызывающим отвращение, но в то же время они будут стремиться (напиться хотя бы этим), и подступит к нему смерть со всех сторон, но он не умрет (окончательно) Аль-Бихар, 8/302/58
1277 – Посланник Аллаха (С): первый, кто войдет в ад – повелитель, облеченный властью, но не поступавший справедливо, и обладатель большого имущества, не наделявший из имущества своего никого, как ему следовало, и бедняк, важничающий горделиво Уйун ахбари-р-Рида (А), 2/28/20
399 – ТЕ ИЗ ЛЮДЕЙ, КТО ИСПЫТАЕТ НАИМЕНЬШИЕ МУЧЕНИЯ
1278 – Посланник Аллаха (С): что касается людей, которым предписаны самые малые мучения, то они – те, у кого одни лишь стопы будут погружены в огонь, но вскипит их мозг от жара в стопах Канз-уль-уммаль, 39507
400 – ТЕ ИЗ ЛЮДЕЙ, КТО ИСПЫТАЕТ САМЫЕ СИЛЬНЫЕ МУЧЕНИЯ
1279 – Посланник Аллаха (С): самые сильные мучения в День Воскресения испытает ученый, которому не принесло пользы его знание Канз-уль-уммаль, 28977
1280 – Он же (С): самые сильные мучения в День Воскресения испытает человек, убивший пророка, или тот, которого пророк собственноручно убил, или имам, ведущий к заблуждению, или же представитель от представителей Ад-дурр-уль-мансур, 1/178
1281 – Имам Али (А): самые сильные мучения в День Воскресения испытает человек, представляющий добродетели злодеяниями Гурар-уль-хикам, 3217
1282 – Он же (А): самые сильные мучения в День Воскресения испытает человек, гневающийся на решения Аллаха Гурар-уль-хикам, 3225
См. также «Знание», раздел 1346
401 – ДОЛИНА ПРЕВОЗНОСЯЩИХСЯ
1283 – Имам Ас-Садик (А): поистине, в аду для превозносящихся – отдельная долина, которая называется Сакар, которая пожаловалась Аллаху (СВТ) на силу жара и испросила позволения вздохнуть, и, получив позволение, вздохнула, и выгорел ад от ее дуновения Аль-Кафи, 2/310/10
См. также «Превознесение», раздел 1559
402 – КТО ОСТАНЕТСЯ ВЕЧНО ПРЕБЫВАТЬ В АДУ
1284 – Имам Аль-Казим (А): не оставит Аллах (СВТ) в аду никого навечно, кроме неверных и неблагодарных, и вводящих в заблуждение и придающих Аллаху сотоварищей, кто же из верующих сторонился величайших из грехов, с того не будет спрошено за малые Ат-таухид, 407/6
403 – КТО БУДЕТ ВЫВЕДЕН ИЗ ОГНЯ
1285 – Посланник Аллаха (С): выйдет из огня тот, в ком раньше было веры (имана) хотя бы на вес пылинки Канз-уль-уммаль, 284
1286 – Имам Аль-Бакир (А): поистине, люди будут гореть в огне, покуда не превратятся в кипящую жидкость (хамим), после чего на них распространится заступничество Аз-зухд Хусейна бин Саида, 96/260
404 – ПРИЧИНА ВЕЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В АДУ
1287 – Имам Ас-Садик (А): поистине, вечным будет пребывание обитателей ада в аду, поскольку в земной жизни их намерение было таково, чтобы, если суждено им там навсегда остаться, то посвятили бы они жизнь свою неповиновению Аллаху, а обитатели рая будут вечно пребывать в раю потому, что в земной жизни они имели намерение, что если останутся здесь навсегда, то вечно будут повиноваться Аллаху, и намерения сделали вечной участь и тех, и других, затем Имам (А) зачитал высказывание Всевышнего Аллаха: «Скажи: каждый поступает по природе своей» и сказал: означает – по природе своих намерений Аль-Кафи, 2/85/5
РАЗДЕЛ ВОСЕМЬДЕСЯТ ВТОРОЙ – ОТВЕТ
405 – ОТВЕТ
1288 – Имам Али (А): когда много ответов, трудно выявить правильный Нахдж-уль-балага, мудрость 243
1289 – Он же (А): возможно, красноречивому попросту трудно сформулировать ответ Гурар-уль-хикам, 5378
1290 – Он же (А): кто поспешит с ответом, не попадет в точку Гурар-уль-хикам, 8640
1291 – Он же (А): доказательство предпочтительности (в споре) – точный ответ Гурар-уль-хикам, 9417
1292 – Он же (А): оставь вспыльчивость и призадумайся о доказательствах, и сторонись вздорного бахвальства – и ты убережешь себя от ошибки Гурар-уль-хикам, 5136
1293 – Он же (А): если ты видел во сне невежественного человека, то ты победил его в споре своими ответами Гурар-уль-хикам, 4104
1294 – Он же (А): по-видимому, на некоторые речи лучше отвечать молчанием Гурар-уль-хикам, 5303
1295 – Имам Ас-Садик (А): поистине, тот, кто ответит на все, о чем его спрашивают, - сумасшедший Маани-ль-ахбар, 238/2
См. также «Вопрос (1)», раздел 898
РАЗДЕЛ ВОСЕМЬДЕСЯТ ТРЕТИЙ – ВЕЛИКОДУШИЕ (ЩЕДРОСТЬ)
406 – ВЕЛИКОДУШИЕ
1296 – Имам Али (А): будь великодушен во всем – и будешь прославлен Гурар-уль-хикам, 4716
1297 – Он же (А): великодушие человека склоняет на его сторону врагов, а его жадность обращает против него и родных детей Гурар-уль-хикам, 4729
1298 – Он же (А): великодушие – от благородства натуры Аль-иршад, 1/303
1299 – Он же (А): великодушие – сила Божией твари Гурар-уль-хикам, 330
1300 – Имам Аль-Хусейн (А): великодушный будет счастлив Кашф-уль-гимма, 2/242
407 – ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ВЕЛИКОДУШИЯ
1301 – Посланник Аллаха (С): самые великодушные (щедрые) люди – те, кто не щадил ни себя, ни своего имущества на пути Аллаха Навадир Ар-Раванди, 20
1302 – Имам Али (А): наивысшая щедрость – та, что исходит от скудости Гурар-уль-хикам, 3185
1303 – Имам Аль-Хусейн (А): поистине, щедрейший из людей – дающий тому, кто у него не просит Кашф-уль-гимма, 2/242
408 – ОПИСАНИЕ ЩЕДРОГО ЧЕЛОВЕКА
1304 – Имам Ас-Садик (А): не будет щедрый считаться таковым, кроме как посредством трех вещей: не быть скупым в отношении своего имущества как в изобилии, так и в тяготах, и должен расходовать из него на тех, кто того заслуживает, и смотреть, чтобы тот, кто возьмет его, не произносил благодарностей больше, нежели соответствует мере полученного им Аль-Бихар, 78/231/27
РАЗДЕЛ ВОСЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТЫЙ – СОСЕД
409 – ДОБРЫЙ СОСЕД
«И поклоняйтесь Аллаху, и ничего не придавайте Ему в сотоварищи, и к родителям (проявляйте) доброе отношение, и к родственникам, и к сиротам, и к обездоленным, и к соседу-родственнику, и к соседу-иноземцу, и к товарищу…» Коран, сура «Ан-ниса», 36
1305 – Посланник Аллаха (С): сосед должен пользоваться тем же покровительством, что и собственная мать Макарим-уль-ахлак, 1/274/834
1306 – Имам Али (А): сказано на смертном одре: - Аллах, во имя Аллаха смотрите за соседями вашими, ведь они – завет вашего Пророка (С), и продолжал он (С) заповедовать о них, покуда мы не подумали, что он (С) намерен включить их в число своих наследников Нахдж-уль-балага, письмо 47
1307 – Имам Ас-Садик (А): доброе соседство помогает укрепить хозяйство Аль-Кафи, 2/667/8
1308 – Имам Аль-Казим (А): доброе соседство – не в том, чтобы отвратить беспокойство, но в том, чтобы в беспокойстве проявить терпение Тухаф-уль-укуль, 409
410 – ПРИЧИНЕНИЕ БЕСПОКОЙСТВА СОСЕДУ
1309 – Посланник Аллаха (С): кто верует в Аллаха и в Последний День, тот пускай не причиняет беспокойства своему соседу Аль-Кафи, 2/667/6
1310 – Имам Ар-Рида (А): не из нас тот, кто не оберегает своего соседа от несчастья Уйун ахбари-р-Рида (А), 2/24/2
См. также раздел 8, «Беспокойство»
411 – СКУЧАТЬ ПО СОСЕДУ
1311 – Имам Али (А): проявление доброго соседства – в том, чтобы скучать по своему соседу Тухаф-уль-укуль, 85
1312 – Имам Аль-Бакир (А): сказал Посланник Аллаха (С): не уверовал в меня тот, кто живет в сытости, а сосед его остается голодным, и добавил: и никто из обитателей деревни, в которой остается хоть один голодный – на них воззрит Аллах в День Воскресения Аль-Кафи, 2/667/14
412 – ПРАВО СОСЕДА
1313 – Посланник Аллаха (С): относительно прав соседа: если попросит он у тебя о помощи, помоги ему, и если попросит взаймы, одолжи ему, и если обеднеет, прости ему долг, и если постигнет его бедствие, поддержи его, а если постигнет что доброе – поздравь его, и если заболеет – навести его, а если умрет – прочти за него похоронную молитву (джаназа), и не возводи по соседству с ним слишком высокой постройки, чтобы перекрыть ему воздух, иначе, как с его соизволения, и если купишь фрукт, то подари ему, а если не сделаешь этого, то подбрось ему втайне, и не выводи перед ним на прогулку своих детей, которые раздражали бы его детей, и не раздражай его запахом из своих кувшинов, иначе как если наделишь ты его из их содержимого Мусаккин-уль-фуад, 105
413 – ГРАНИЦЫ СОСЕДСТВА
1314 – Имам Али (А): запретная территория вокруг мечети – сорок локтей, а соседство – в пределах сорока домов с четырех сторон Аль-хисаль, 544/20
РАЗДЕЛ ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ – ЛЮБОВЬ
414 – ПОДДЕРЖАНИЕ БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЙ
1315 – Имам Али (А): поддержание близких отношений приносит добрые плоды Тухаф-уль-укуль, 97
1316 – Он же (А): родство более нуждается в любви, нежели любовь – в родстве Нахдж-уль-балага, мудрость 308
415 – ЧТО ПОРОЖДАЕТ ЛЮБОВЬ
1317 – Имам Али (А): три вещи порождают любовь: добрый нрав, добрая дружба и справедливость Гурар-уль-хикам, 4684
1318 – Имам Ас-Садик (А): три вещи порождают любовь: религия, справедливость и щедрость Тухаф-уль-укуль, 316
См. также раздел 42 «Радостное известие», «Щедрость», раздел 919
416 – К КОМУ НЕ СЛЕДУЕТ ИСПЫТЫВАТЬ ПРИВЯЗАННОСТЬ
«И не найдешь ты народа, уверовавшего в Аллаха и в Последний День, кто проявлял бы привязанность к ослушавшимся Аллаха и Его Посланника, даже если они были их отцами, или сыновьями, или братьями, или родственниками, - в сердцах таких людей сделал Аллах запись о вере» Коран, сура «Аль-муджадила», 22
1319 – Имам Али (А): дружба наемника порвется, как рвутся облака, и рассеется, как рассеивается туман Гурар-уль-хикам, 9872
1320 – Он же (А): скорее всего рвется дружба злодеев Гурар-уль-хикам, 3124
1321 – Он же (А): остерегайся любить врагов Аллаха, или растрачивать свою привязанность на тех, кто не привержен делу Аллаха, ведь кто полюбит какой народ (или группу людей), тот и будет воскрешен вместе с ними Гурар-уль-хикам, 2703
См. также «Друг», раздел 1090, «Брат», раздел 31, «Сидение в компании», раздел 345
417 – НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ЛЮБВИ И ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
1322 – Посланник Аллаха (С): твоя любовь к чему-либо ослепляет и оглушает Авали Аль-Аали, 1/290/149
1323 – Имам Али (А): око любящего слепо к недостаткам возлюбленного, и ухо его глухо к порокам его Гурар-уль-хикам, 6314
418 – ПРИЗНАК ЛЮБВИ
1324 – Имам Али (А): кто истинно любит тебя, тот тебя удерживает (от совершения прегрешений) Гурар-уль-хикам, 7718
1325 – Он же (А): кто любит что-либо, постоянно говорит о нем Гурар-уль-хикам, 7851
419 – СИЛА ЛЮБВИ, ПРОЯВЛЯЕМОЙ ВЕРУЮЩИМИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АЛЛАХУ
«Скажи: если отцы ваши, и сыновья ваши, и братья ваши, и супруги ваши, и родственники ваши, и оберегаемое вами имущество, и торговля, убытка в которой вы опасаетесь, и жилища, в которых вы наслаждаетесь, милее вам, нежели Аллах, и Его Посланник, и джихад на Его пути, то подождите, пока явится Аллах со Своим повелением, а Аллах не ведет по прямому пути народ грешный» Коран, сура «Ат-тауба», 24 «И из людей (есть) такие, кто берет себе помимо Аллаха помощников, любя их также, как любят Аллаха, а те, которые уверовали, сильнее всего любят Аллаха, и если посмотрят те, что были несправедливы, то увидят они мучительное наказание, ведь вся сила принадлежит Аллаху, и Аллах – силен в наказании» Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы