Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные черты философии Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, пантеизм).



Философию Возрождения отличает ее ярко выраженный антропоцентризм. Человек оказывается как объектом непосредственного философского внимания, так и центральным звеном всего космического бытия. Таким образом, он начинает мыслиться не как божественное, но космологическое существо. Средневековый антропоцентризм в рамках теоцентризма заменяется антропоцентризмом в границах космоса. Возрождение рассматривает человека не исходя из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения. Признается бесконечность Вселенной, природа и человек понимаются как активные сущности. В философии эпохи Возрождения можно выделить три основных течения мысли, весьма условно дав им преимущественные временные координаты: (антропоцентрическое, с середины XIV до сер. XV в.), (онтологическое, с сер. XV до первой трети XVI в.), (механистическое, втор, пол XVI нач. XVII в.).

Натурфилософия, затем, уступает место философии Нового Времени.

Философия итальянского гуманизма. Возрожденческая культура возникает вне традиционных культурных центров средневековья. Становление гуманизма хронологически даже совпадает с расцветом поздней схоластики (сер. XIV в.), однако, как зарождается, так и развивается вне схоластической традиции. Гуманисты отличались от схоластов не только характером философствования, но и обликом философа и его местом в обществе. В то время как кафедры университетов были заняты схоластами-теологами, гуманисты были учеными без степеней и званий, они были публицистами, поэтами, филологами, риторами, т.е. представителями совершенно иной среды. Новая философия приобретает и новую литературную форму. Если схоластический текст был догматичен и излагался в комментаторской манере, то гуманистический в литературно-риторическом, где излюбленным жанром является диалог, где представлены различные точки зрения и истина рождается в самой диалектике спора. Иерархическому представлению о космосе средневековой схоластики противостоит в гуманистической философии представление о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал. Строгой системе логических дефиниций образное, пластическое, художественное мышление. Логической дедукции интуитивное постижение гармонии мира.

Риторика, поэзия, мифология представляются наиболее адекватным языком выражения истины. Неоценимой заслугой гуманистов является их поиск и открытие забытых античных текстов. Благодаря их филологической и переводческой деятельности в обиход новоевропейской философии были включены произведения Диогена Лаэртского, Лукреция, стоиков, Плутарха, весь Платон и т.д., а также произведения античных ученых (Архимеда). Гуманисты " очищали" произведения античных авторов от напластований " комментаторской" традиции схоластов, пытаясь выявить аутентичное, неискаженное содержание философских текстов, особенно Аристотеля. Деятельность гуманистов привела не только к развитию естествознания, но и искусства живописи, скульптуры, архитектуры и т.д.; в связи, с чем центр философского исследования переносился с проблем метафизики на иные, земные и более поверхностные интересы. Мир для гуманистов не юдоль печали и слез, а область человеческой деятельности. Бог понимается как творческое начало, проявляющееся в красоте и гармонии, уподобляться которому главная задача человека.

Астроном Николай Коперник(1473-1543) явился создателем гелиоцентрической картины мира. Его книга " О вращении небесных сфер" определила характер научной революции XVI в., сыграла решающую роль в пересмотре картины мира. Он отталкивался от взглядов древних астрономов и философов, придерживавшихся гелиоцентрических представлений, прежде всего это пифагорейцы. Кризис традиционной картины мира требовал не только усовершенствования расчетов, но радикального пересмотра теоретических предпосылок. Поэтому коперниканская революция не сводилась к простой перестановке центра мира. Гелиоцентризм Коперника вел к десакрализации космоса, рушилась традиционная иерархическая структура мироздания. Вместе с упразднением физического, устранялось и теологическое противостояние " земли" и " неба". Бог оказывается творцом и создателем " мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. В космологию и философию вводился принцип самодвижения тел, расшатывалось аристотелевское представление о перводвигателе. Открылся путь к созданию бесконечной вселенной. Началось освобождение естествознания от теологии.

Джордано Бруно (1548-1600). Заслуга Джордано Бруно заключается в том, что он попытался раскрыть философское значение коперниканства, сделать на основе его онтологические выводы. Большое влияние на него оказал Николай Кузанский, однако Бруно не связывал себя с христианством. Его пантеизм наиболее радикален, последователен и бескомпромиссен. Сам он всю жизнь провел в странствиях по Европе, так как везде его преследовали церковные власти. Наконец в 1600 г. его поймали и, не дождавшись от него покаяния, сожгли на костре в Риме. Единое у Бруно совпадает с материальной Вселенной. Оно есть одновременно и причина бытия, и самобытие вещей, в нем отождествляются и сущность и существование. В диалоге " О причине, начале и едином" он пишет: " Итак, Вселенная едина, бесконечна, неподвижна... Она не рождается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать или ожидать". Хотя вселенная неподвижно, в ней все находится в непрестанном движении. В трактовке материи он выступил как против Платона, так против Аристотеля и неоплатоников. Материя, считал он, сама в себе содержит все формы, " производит формы из своего лона". Бруно договаривается до того, что обожествляет саму материю: она " свидетельствует о себе, что она есть богиня (а именно обладает подобием с богом), так как она есть беспричинная причина". Внутреннюю способность материи к образованию форм Бруно называет Душой мира, поэтому весь мир у него одушевлен. Пространство и время неотделимы от вещей и существуют объективно.Джордано считал, что миров множество, и все они движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа. Во вселенной все подвержено изменению и гибели, вечна только сама вселенная, но не составляющие ее миры. Жизнь же есть вечное свойство материи, не зависящее от Бога-творца. Вне Вселенной нет ничего, ибо она представляет собой все сущее. Бог у него полностью совпадает и отождествляется с миром (" природа есть бог в вещах" ). Природа сама есть " внутренний мастер, живое искусство... она есть двигатель, действующий изнутри". Сущность от бытия по Бруно отличается лишь логически. Бруно употребляет понятие " духовная субстанция", однако оно есть нечто, действующее изнутри вещей, оно не может существовать без тела, а с его смертью исчезает и само. Душу человека он отличал от души животного лишь " фигурацией". Человеческий разум выводится из природы, а значит, и способен ее познать; логическое есть отражение физического. Он продолжает тему " натуральной магии" как метода познания тайн природы путем подражания. Всякое познание, основанное на откровении, он именует " святой ослиностью". Сомнение для него метод философствования, а значит, веру необходимо отбросить. Современников поразило в Бруно не столько то, что он мужественно взошел на костер, сколько то, что он сделал это, не веря в бессмертие души, не ожидая посмертного воздаяния. Самого же философа вдохновляло то, что " жизнь проходит навеки без всякой надежды на возвращение". " Эта философия, - пишет он, - возвышает мою душу и возвеличивает разум! " Истинным мерилом нравственности для него выступает деятельность в миру, в этой короткой человеческой жизни. Религия и ее мораль, считал он, нужна только для наставления грубых народов, и не нужна тем, кто уже обладает разумом. Религию откровения должна сменить " религия разума", " созвучное природе всеобщее человеколюбие". Джордано Бруно довел до логического конца пантеистические тенденции ренессансной мысли, и тем самым исчерпал ее. Дальнейшее развитие философии уже не могло строиться на одном энтузиазме. Однако пантеизм Бруно нашел свое философское завершение и обоснование в пантеизме Спинозы, а учение о монадах у Лейбница. Вывод: Культура ренессанса привела к десакрализации космоса и представлению о вечности Вселенной. Начинают разрабатываться сенсуалистический, эмпирический и рационалистический методы познания. Природа начинает мыслиться как одушевленное целое, а материя не как абстрактное ничто, а нечто, внутри себя несущее форму, движение и жизнь. Обожествление человека взламывает средневековую иерархию бытия и включает человека в общий природный ряд. Аристотелевская статика заменяется динамической гармонией мира. Ренессансная философия противостояла схоластическому знанию, но не в смысле того, что она выработала иные онтологические основания для этого, нет, она лишь дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой и подмену самих метафизических оснований, но уже в рамках новоевропейской философии. Поэтому философия возрождения способствовала переходу европейской философии от средневековья к Новому времени.


Тема 3.

Философия нового времени.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь