Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Постмодернизм как мироощущение второй половины XX. Возникновение и сущность постмодернизма. Эстетика Жана Бодрийара. «Ситуация постмодернизма» Ж.-Ф. Лиотара.



Постмодернизм зарождался в постреволюционную эпоху идеологического и эстетического плюрализма на почве неприятия стандартизации, усредненности, подражательности, маловыразительности, ставших слишком узнаваемыми приметами культурного ландшафта уже к концу 50-х гг. Закономерно возникала ответная реакция — никаких универсальных норм, сплошная относительность. Кроме того, такая реакция стала результатом характерного для XX века в целом кризиса мышления, осознания угрозы, самоуничтожения человечества, разочарования в моноцентрических идеях, претендующих на универсализм и мировое господство. В отличие от прежних мировоззренческих систем постмодернистское мышление принципиально антииерархично, противостоит идее мировоззренческой, цельности. Постмодернизм отказывает искусству в самой способности и принципиальной возможности выразить абсолютную истину.

Постмодернистскому мировоззрению свойственна эпистемологическая неуверенность, т. е. представление о мире как о хаосе, бессмысленном и непознаваемом, порожденное кризисом ранее существовавших ценностей. Это обусловливает специфическую форму мироощущения, называемую постмодернистской чувствительностью, отрицающей все системы ценностей и приоритетов. Единственным средством существования в таком мире может быть ироничность трактовок, релятивизм, пародирование и десакрализация самых высоких материй.

Следствием такого восприятия мира является отсутствие структурированной модели мира и четких морально-этических принципов и оценок. Интерес постмодернистов сосредоточен на хаотичном, разорванном сознании личности, которое наиболее адекватно отражает процесс ассоциативно-рефлекторного восприятия мира. Все это порождает специфическую художественную практику, в основе которой лежат поиски универсального художественного языка, сближение и сращивание разных литературных направлений, и которая может быть сведена к использованию ряда приемов и средств, составляющих основу постмодернизма как культурного феномена.

Определяющей тенденцией развития культуры во второй половине XX века в связи с НТР, интенсивным развитием электронных СМИ, всеобщей компьютеризацией, внедрением в повседневную жизнь новых технологий, воздействием на сознание людей массовой культуры вкупе с ее потребительскими идеалами, становится постмодернизм. Временем рождения слова «постмодернизм» считается 1917 год, когда вышла в свет книга Рудольфа Паннвица «Кризис европейской цивилизации»: автор использовал прилагательное «постмодерный» для характеристики современного человека, занимающего промежуточное положение между декадентом и варваром. Собственно культурологический смысл термину был придан в работе Арнольда Тойнби «Изучение истории», где он был определен как современная фаза развития западноевропейской культуры, существенным признаком которой является переход к политике, учитывающей глобальный характер международных отношений.

Онтологический статус термин приобрел в 1970-1980-е гг. благодаря трудам Ж.-Ф. Лиотара, который перенес дискуссию в область философии. У Ж.-Ф. Лиотара постмодернизм предстает в виде определенного типа умозрения, чувствования. В книге «Постсовременное состояние» (1979) он характеризует постмодернизм как состояние культуры после изменений, которые повлияли на правила игры в науке, литературе и искусстве начиная с конца XIX века. Главным противоречием постсовременности Лиотар считает потерю нарративами легитимности, то есть недоверие к метарассказам. Согласно Лиотару, это неверие является следствием прогресса наук и, в свою очередь, его предполагает. Однако это не означает, что абсолютно все метаповествования исчезают. Философ обращает внимание на повседневность и фиксирует, что множество микронарративов продолжают плести ее ткань, создавая специфические переходы между языковыми играми. Как считает Лиотар, любое общепризнанное мнение или концепцию следует рассматривать как опасность, ибо, принимая их на веру, человек тем самым становится на путь поглощения его сознания очередной системой метарассказов - «буржуазной системой ценностей». Вследствие этого, с точки зрения Лиотара, главной особенностью постмодернизма является эклектизм, который следует считать нулевой степенью культуры»[23, c.87]. В то же время художественный постмодернизм не ограничивается безответственным цитированием элементов предшествующих периодов. Его отличительная черта - игра выбора, «эстетика возвышенного в кантовском понимании», представление непредставимого, изображение неизобразимого. Потребительскому отношению к искусству во многом, как считает Лиотар, способствует информатика, массмедиа. В данных условиях возможна лишь одна перспектива - деконструкция «политики языковых игр», позволяющая попять «фиктивный характер языкового сознания» и дающая возможность выявить отсутствие организующего центра в любом повествовании. Отсюда вытекает, согласно Лиотару, специфичность постмодернистского искусства: «Оно выдвигает на первый план непредставимое, неизобразимое в самом изображении... Оно ищет новые способы изображения, но не с целью получить от них эстетическое наслаждение, а чтобы с еще большей остротой передать ощущение того, что нельзя представить»[23, c.96]. Постмодернистский художник или писатель работает без правил, поэтому текст и произведение обладают характером события.

Таким образом, согласно Лиотару, постмодернизм является скорее определенным типом чувствования, сознания, чем новым стилем, приходящим на смену модерну. «У. Эко, Й. Хассан и Д. Лодж считают постмодернизм явлением, неизбежно возникающим в искусстве на протяжении всей истории человечества в периоды его духовного кризиса»[16, c.107]. Итак, по мысли Й. Хассана, постмодернизм – это «искусство молчания, пустоты, смерти, создающее свой язык недоговорок, двусмысленности, словесной игры»[17, c.257].

Постмодернизм стал претендовать на роль концепции, выражающей неповторимость культурной ситуации последних десятилетий XX века. Впрочем, единый постмодернистский концепт так и не был выработан. Постмодернизм чаще всего трактуется как символ постиндустриального общества и глубинных трансформаций современного социума, как порождение «усталой», энтропийной культуры»[22, c.169]. Большинство исследователей сходятся в таких дефинициях постмодернизма: плюрализм, алогизм, адогматизм, отсутствие первосимвола, безграничная ирония к предшествующим культурным ценностям. В постмодернизме утрачивает смысл противопоставление центра и переферии, прекрасного и безобразного, высокого и низкого, элитарной и массовой культуры. По мнению У. Эко «постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности»[34, c. 462]. Постмодернистская культура не претендует на сотворение абсолютно нового, а обращается к прошлому, к самым разным эпохам, для нее характерен стилистический плюрализм. Так, постмодернистская эстетика не фетишизирует «новое» или «старое», эти понятия растворяются друг в друге, переплетаются или меняются местами, ибо, «с точки зрения постмодернизма, мир децентрирован, основан па бесконечности переходов и комбинаций и представляет собой безграничный культурный текст. Необходимо «вчувствоваться» в минувшее, переосмыслить наследие человечества, вернуть культуре «стихию игры», вытесненную некогда прагматизмом новоевропейской истории»[32, c.39].

Органическая архитектура XX века. Хай-тек и постмодернизм в архитектуре.

Архитектура хай-тек

19.10.2008

Хай-тек стиль зародился в недрах постмодернистской архитектуры в начале 70-х и нашел свое применение в 80-х годах XX века. К основным характеристикам архитектуры в стиле хай-тек можно отнести использование простых линий и фигур, широкое использование стекла, пластика и металла, трубчатые металлические конструкции, лестницы, выведенные за пределы здания, децентрированное освещение (создает эффект просторного освещенного зала), высокий прагматизм в планировании конструкций, серебристый, белый и металлические цвета, иногда даже жертвование функциональностью в угоду дизайну.

На самом деле, стиль хай-тек в архитектуре можно назвать отражением века «высоких технологий», компьютерных новинок, те хнических достижений, но слегка театрализованным, с некоторыми «перегибами». Так, некоторые здания, выполненные в архитектурном стиле хай-тек поражают чрезмерным количеством стеклянных поверхностей, резкими или обтекаемыми формами. Кстати, по мнению некоторых искусствоведов, стиль хай-тек начал формироваться гораздо раньше - еще в XIX веке, в качестве примера они приводят такие внешне технологичные здания как Хрустальный дворец (Crystal Palace) английского архитектора Джозефа Пакстона, представленный на первой Всемирной выставке в Лондоне в Гайд-Парке в 1851 году. В 1852-1854 годах Хрустальный дворец был перенесён в Сайденхем-Хилл и перестроен, но в 1936 году сгорел. Или Эйфелева башня, задуманная как мемориал в честь столетия Великой французской революции для парижской Всемирной выставки 1889 года и построенная Гюставом Эйфелем.

Однако в то время хай-тек не получил такого развития, как к концу XX века. Именно тогда были созданы такие шедевры хай-тек архитектуры как центр Жоржа Помпиду (полное название Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду), построенный по проекту итальянца Ренцо Пьяно и американца Ричарда Роджерса в 1977 году, и шокировавший парижскую публику. Еще одной работой в стиле хай-тек можно назвать здание банка в Мюнхене, созданное архитекторами В.и Б.Бетц, в 1982 году, где вертикальные несущие трубы подчеркнуто большого сечения вынесены на всеобщее обозрение. Еще одно интересное здание было создано архитекторами Р.Шуллер и У.Шуллер-Витте а 1973-1879 годах в городе Берлине. Здание Конгресс-холла напоминает облик корабля, что оказалось возможным благодаря применению алюминиевых наружных стен и устройству в них своеобразных светопроемов, напоминающих корабельные иллюминаторы.

При том, что хай-тек сам по себе стиль модный, популярный и одновременно необычный, существует не одно направление этого стиля в архитектуре. Например, индустриальный хай-тек основан на использовании элементов соответствующей эстетики: это сочленения, заклёпки, металлические и стеклянные детали, а также арматура, трубы, перемычки и так далее, которые используются в виде имитирования интерьера завода, фабрики, ТЭЦ. Это направление можно назвать очень откровенным, потому что оно выносит на обозрение все коммуникации, перекрытия, подчеркивая их, добавляя к ним аналогичные конструкции.

Еще одно направление архитектурного стиля хай-тек - геометрическое. Само название говорит за себя: здесь архитектор играет с формами: простые и сложные формы геометрии могут переплетаться и сочетаться в самых необычных позициях. Также в этом направлении часто используются базовые стержни и различные тросы и растяжки. Примером геометрического стиля хай-тек может быть Сиднейская башня (Centrepoint Tower) высотой 304, 8 метра или ровно 1000 футов, строительство которой архитектор Дональд Крон и инженер Варгон Чапмэн закончили в августе 1981 года.

Одним из самых современных направлений можно назвать бионический хай-тек или био-хай-тек, который подражает формам живой природы, создавая целостную «органическую архитектуру». Такая архитектура гармонизирует весь внешний вид жилища, создаваемого путем плавных линий, свойственных природе. Самым необычным фактом в бионической архитектуре хай-тек можно считать использование природных частей как части здания. Например, одна стена дома может быть естественной необработанной скалой или растущее из пола дерево может являться частью самого дома, а его ствол использоваться как несущая конструкция.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь