Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Словно на свет прорастая из тьмы,
Осознавая, что нами потеряно, Тянемся, тянемся, тянемся мы К древнему дому и к древнему дереву. Н. Колычев Древнерусское деревянное зодчество поражает типологическим многообразием и совершенством форм. Лес и судьба России неразделимы. Он во все времена был кормильцем, верным другом и защитником от многочисленных врагов. Древняя Русь была покрыта деревянными избами, теремами, часовнями, густые леса не раз спасали русичей от угона в татарское рабство. На границах Руси сооружались лесные завалы и сторожевые посты, непроходимые для монголо-татарской конницы. Дерево сопровождало русича всю его жизнь – от липовой люльки и деревянной игрушки в детстве до могильного креста да гробовой доски в конце жизни. Народная деревянная архитектура Московской Руси – явление не местное, не регионально-областное, а элемент общенациональной русской художественной культуры. Именно в XV–XVII веках происходит процесс ликвидации областных школ, стирания различий, слияния в едином русле национальной культуры. Эстетические и конструктивно архитектурные принципы, образный строй народного деревянного зодчества распространяются в самые отдаленные уголки громадного Московского государства. Очень близкие и похожие деревянные храмы и избы можно встретить и в непосредственной близости от Москвы – Мелихове, Васильеве и на Вологодчине, на Урале, в Тульской, Владимирской областях, в Карелии, на Волге, К середине XVII века церковь на Руси находилась в зените своего могущества. Именно этот век дал огромное количество разнообразных храмовых построек – часовен, колоколен, церквей и целых комплексов церковных зданий. До нашего времени дошло сравнительно немного старинных образцов народной деревянной архитектуры, и почти все они – в Поволжье, Деревянные сооружения сохраняются, конечно, хуже каменных, поэтому сейчас почти неизвестны церкви, построенные раньше XVII в. Храмам из дерева обычно присущи простота, скромность и особые характерные формы, диктуемые самим строительным материалом. Но русские мастера могли создавать из дерева поразительные, сказочные по красоте постройки. Таковы Преображенская и Покровская церкви погоста Кижи, которые часто называют " чудом" (Приложение 4). Погостами в древности называли большие округа, на которые делилась территория Северо-Запада Древней Руси, а также главные селения этих округов. Преображенская церковь в Кижах (1714 г.) около 40 м высотой, бревенчатые стены напоминают деревенский сруб, в интерьере нет фресковых росписей, но много икон. Множество разновеликих главок (22) своим единством и многоярусным подъемом придают ее облику праздничный, ликующий вид. Существует народное предание о том, что по окончании строительства мастер Нестор поцеловал свой топор и бросил в глубокие воды озера со словами: " Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне". Кижи в Заонежье – это завещание потомкам, бессмертная деревянная Русь, художественный шедевр прошлого и настоящего. Интересно мнение С. Т. Коненкова, всю жизнь работавшего по дереву: " Многоглавую церковь в Кижах я считаю прекрасной. Она порождена народным гением. Часто думаю о строительных артелях, бродивших по Руси, создавших затейливые произведения архитектуры с помощью нехитрого инструмента, как простой топор". ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХРАМОВОГО ИСКУССТВА Вместе с принятием христианства в 988 г. на Русь пришли византийские мировоззренческие представления и искусство. Однако под влиянием национальных особенностей, языческих обрядов и художественных традиций славян довольно быстро и энергично прошел процесс русификации византийского стиля, и древнерусское искусство обрело свое самобытное лицо. Сначала, конечно, были сильны византийские традиции. Для утверждения новой религии в XI в. возводились мощные, величественные храмы св. Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке, которые, однако, обладали отличительной чертой, идущей от русских деревянных построек, – многоглавостью. Софийский собор в Киеве имел 13 куполов, а не дошедшая до нас Десятинная церковь – даже 25. Храмы в Киеве и Новгороде были крестово-купольными, пятинефными[2], снаружи к храмам с трех сторон примыкали открытые галереи. Собор Св. Софии в Киеве (заложен в 1037 г., современный облик приобрел в XVIII в.) украшен мозаиками и фресками, исполненными приезжими греческими мастерами (Приложение 5). Но на Руси в их работах появилось больше жизненной энергии, больше прямой обращенности к людям. Богоматерь Оранта в конхе[3] апсиды[4] как будто идет навстречу вступающим в храм. Она воспринималась как образ защитницы города, как олицетворение Киева (Приложение 6). С XI в. начинают широко и богато обустраиваться русские города. Центром города был кремль (детинец, кром), обнесенный крепостной стеной с башнями. Внутри находился дворец князя, собор, дворы бояр и церковной знати. Кремли были во многих городах: Новгороде, Пскове, Москве, Туле, Ростове, Смоленске, Нижнем Новгороде и др. Стены и здания в кремлях возводились и перестраивались в течение веков; постепенно кремли теряли оборонное значение и становились общественными и художественными центрами. Сейчас в России насчитывается одиннадцать кремлей. Наиболее значительные – в Москве, Нижнем Новгороде, Туле, Смоленске, Казани, Астрахани (Приложение 7). В XII в. русское искусство стало уже самостоятельным и зрелым. Как и все средневековое искусство, оно было преимущественно церковным, культовым, было подчинено установленным канонам. Но при этом византийский церемониал, пышность, официозность не нашли на Руси почвы. Все это хорошо чувствуется в памятниках архитектуры. В XII в. перестали строить мощные многокупольные храмы; преобладающим типом стал одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм со шлемовидной или луковичной главой на высоком барабане и закругленными апсидами (чаще всего тремя) с восточной стороны. Стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части соответственно разделению внутреннего пространства, каждая часть завершалась полукружием коробового свода – закомарой (рис. 1). Рис. 1. Схема четырехстолпного крестово-купольного храма Покрытие обычно делалось по закомарам (плоские кровли – это результат позднейших перестроек). В пределах этого общего типа храмам различных княжеств городов присуще большое разнообразие. Церкви Владимиро-Суздальского княжества отличаются стройностью пропорций, четкостью силуэта, устремленностью ввысь. Подлинным шедевром древнерусского зодчества явилась церковь Покрова на Нерли (1165 г.Приложение 8). Поэты сравнивают церковь Дмитровский собор во Владимире (1194–1197 гг.), построенный князем Всеволодом Большое Гнездо в честь рождения сына Дмитрия и посвященный святому воину Дмитрию Солунскому, более массивен (Приложение 9). Его особенностью является богатый резной декор, сплошь покрывающий верхнюю часть стен и барабан. К центральной фигуре библейского царя Давида рядами идут всевозможные существа: ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны – " Всякое дыхание да славит Господа" (псалом царя Давида). Иной характер имели церкви Новгорода, в архитектуре которого были сильны исконные народные начала. Заказчиками строительства церквей Подобными чертами обладают и церкви Пскова, но здесь получила развитие одна особенность – соединение церкви с небольшой открытой звонницей. Яркий памятник зодчества – Церковь Покрова и Рождества Богородицы в Пскове (ХIV–ХVI вв.). Внутри церкви расписывались. На Руси, в отличие от Византии, мозаика не получила развития; здесь главной техникой стала фреска (живопись водяными красками по сырой штукатурке). В росписи, которые вначале, В конце XV в. происходит освобождение Руси от татарского ига, Московский Кремль расположен на холме в месте впадения реки Неглинной в реку Москву. Главной площадью Кремля с XIV в. была Соборная. Сравнительно небольшой, но очень живописный по своей композиции Благовещенский собор Московского Кремля (1484–1489 гг.) строили псковские зодчие (Приложение 12). Нарядный, с чертами светской архитектуры, ставший усыпальницей русских князей, Архангельский собор (1505–1508 гг.) строил зодчий Алевиз Новый (Приложение 13). Чудом московского зодчества явилась колокольня Ивана Великого – самое высокое по тому времени здание Москвы (1505–1600 гг., ее возводил зодчий Бон Фрязин (Приложение 14). В столицу приглашались на работу " чужеземные" зодчие – это были универсально одаренные мастера, которые бережно относились к русской архитектурной традиции. Так, из " жемчужины Адриатики" Венеции в Москву приехал известный зодчий Аристотель Фиораванти вместе с сыном для возведения главного собора Руси – Успенского. Современник-летописец писал: " Была же та церковь весьма удивительна величеством и высотою, При Иване III в Москве были построены неприступные стены Кремля высотой от восьми до восемнадцати метров в зависимости от рельефа местности. Зубцы с бойницами в виде ласточкиных хвостов придавали стенам суровую мужественную красоту. Башни отстояли друг от друга на длину ружейного выстрела, всего их было восемнадцать, а общая протяженность стен – два километра с четвертью. В те времена Кремль считался неприступным, много раз осаждался врагами, но взят не был. Ансамбль Кремля на протяжении веков является символом Руси, олицетворяющим Москву. В XVI в. в русской архитектуре возникает новое явление – шатровый храм, возродивший давние традиции деревянного зодчества. Храм такого типа воздвигался обычно в память какого-либо события или военной победы. Первый и лучший образец такого сооружения – церковь Вознесения А сам Иван Грозный увековечил свою главную победу – взятие Казани сооружением знаменитого храма Собор Покрова " что на рву" (Собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве (1555–1560 гг.) Свое второе, более известное сейчас название, Покровский собор получил по имени погребенного у его стен юродивого Василия Блаженного. Над его могилой в 1588 г. был возведен придел (дополнительная церковь). Колокольня, парадная лестница и крыльца собора построены в 1670-х гг. Русское искусство в силу особенностей исторического развития страны весьма долго следовало основным художественным принципам средневековья. Лишь в XVII в., когда Европа уже миновала эпоху Возрождения Во второй половине XVII в. в русской культуре начал ощущаться поворот к гражданским началам общественной жизни, обращение к человеческой личности как основному элементу бытия. Этот феномен был назван " Русским предвозрождением" (Д. С. Лихачев). В архитектуре наметился отход от условности средневнековой архитектуры к рациональным формам ордера. На российской почве возник достаточно самобытный стиль, который, будучи основанным в значительной степени на национальных традициях зодчества, органично вписывался в местную архитектуру того времени, привнеся в то же время в строительное искусство России новые черты. Стиль стал весьма произвольной адаптацией барокко для России, в отличие от построек петровского барокко. Он получил название московское барокко (или нарышкинское барокко – по имени родственников Петра I В искусстве это проявилось пока в отказе от прежней строгой простоты, величавости и нарастании светского начала, в тяге к нарядности, красочности, фантастичности. XVII в. называют веком узорочья. В архитектуре в изобилии появляются бочкообразные кровли, резные наличники, многоярусные кокошники, витые столбики, богатый орнамент. В конце XVII в. происходит решительный отход от канонов храмовой архитектуры. Церкви получают вид гражданских зданий, имеющих несколько этажей. Такова, например, надвратная Преображенская церковь Вообще монастыри, которых было много на Руси, существовали и обустраивались в течение нескольких веков, благодаря чему внутри монастырских стен, в небольшом пространстве часто можно видеть сооружения разных архитектурных эпох и стилей. В одном из самых крупных и самых известных монастырей, Троице-Сергиевой Лавре под Москвой, соединяются памятники от начала XV до XVIII в. (Приложение 18). Росписи храмов в XVII в. превращаются в сплошной цветистый ковер. В них появляется много подробностей, изображений бытовых сцен, занимательных и наставительных историй, неожиданных сюжетов. Примером может служить фреска " Строительство Вавилонской башни" в церкви в Тутаеве (Приложение 19). XVII веком в России заканчивается эпоха, искусство которой определялось в основном потребностями религиозного культа. Впереди были петровские преобразования, которые вызвали к жизни и новое искусство. СИМВОЛИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ХРАМА Храм – образ Вселенной. Православный храм – зримое воплощение церковного символизма, он представляет собой осознанную, продуманную систему смыслов. Храм как целостный символ – это и образ Вселенной, и образ всего Царства Божия, к которому церковь ведет весь мир. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется для обозначения церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так церковь является для христиан прибежищем в житейском море. Поэтому до сих пор " кораблем" называется срединная часть храма. Если храм есть образ мира, то каждая стена должна соответствовать одной из стран света и одновременно – той или иной области церковной жизни. Восточная часть – область света, " страна живых", страна райского блаженства. Потерянный первыми людьми рай был на Востоке, в Эдеме. Восток также место вознесения Христа. Наконец, пришествие будущего Царства Божьего, " восьмой день творения", символизируется восходом солнца, востоком. Западная сторона храма символизирует " страну мертвых", ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и страшного суда, а светские сцены забав и игрищ (Храм Св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к гибели. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому, как над четырьмя сторонами света простирается небесная твердь. Пол – нижняя часть храма – знаменует собой землю. В архитектуре православного храма небо и земля не противопоставляются, а напротив, находятся в тесном единстве. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы