Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Царей, В. В. От Варзуги до Колы 33 Николы / В. В. Царей // Православная газета. 2005. – № 5.




РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. – М., 1991.

2. Бычков, В. 2000 лет христианской культуры. Sub specie aesthetica.
В 2-х т. Т. 1. Раннее христианство. Византия. 575 с. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М., СПб., 1999.

3. Вагнер, Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер. – М., 1993.

4. Возрождение культуры России: истоки и современность. – СПб., 1993.

5. Грабарь, И. Э. О древнерусском искусстве / И. Э. Грабарь. – М.:
Наука, 1966.

6. Гумилёв, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилёв. – М., 2006.

7. Гумилёв, Л. Н. От Руси до России / Л. Н. Гумилёв. – СПб., 1992.

8. Зезина, М. Р. История русской культуры / М. Р. Зезина [и др.]. – М., 1990.

9. Ильина, Т. В. История искусств: Отечественное искусство / Т. В. Ильина. – М., 1994.

10. Любимов А. Д. Искусство Древней Руси / А. Д. Любимов. – М., 1988.

11. Марков, А. П. Отечественная культура как предмет культурологи / А. П. Марков. – СПб., 1996.

12. Муравьев, А. В. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. / А. В. Муравьев, А. М. Сахаров. – М., 1984.

13. Панченко, А. М. О русской истории и культуре / А. М. Панченко. – СПб., 2000.

14. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура / Л. А. Рапацкая. – М., 1998.

15. Черный, В. Д. Искусство средневековой Руси / В. Д. Черный. – М., 1997.

16. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура / А. В. Юдин. – М., 1999.


ПРИЛОЖЕНИЯ

1.

Рожаница. Славянская народная вышивка

2.

Мировое древо. Рушник, вышитыйтамбуром

3.

Варзуга – жемчужина Кольского Севера.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. XVII в.

4.

Погост Кижи. Общий вид. Начало XVIII в.

 

5.

Собор Св. Софии в Киеве (заложен в 1037 г., современный облик
приобрел в XVIII в.)

6.

Оранта (Молительница) в собореСвятойСофии вКиеве. XI в

7.

Нижегородский кремль – крепость вНижнемНовгороде

8.

Церковь Покрова на Нерли (1165 г.)

9.

Дмитровский собор во Владимире (1194–1197 гг.)

10.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде (1406 г.)

11.

Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского Завеличского монастыря
в Пскове
(1156 г.)

12.

Благовещенский собор Московского Кремля (1484–1489 гг.)

13.

Архангельский собор Московского Кремля (1505–1506 гг.)

14.

Колокольня Ивана Великого (1505–1600 гг.)

15.

Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.)
Схема шатрового храма

16.

Собор Покрова " что на рву"
(Собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве (1555–1560 гг.)

17.

Новодевичий монастырь в Москве Начало XVI в.

18.

Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад под Москвой (XV–XVIII вв.)

19.

Фреска " Строительство Вавилонской башни" в церкви в Тутаеве

20.

Русский православный крест

 

21.

Русский православный крест

22.

Феофан Грек. Богоматерь Донская. 1392 г.
Иконописный канон Умиление

23.

Андрей Рублев. Троица. Начало XV в.

24.

Дионисий. Фреска Ферапонтова монастыря. Начало XVI в.

25.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1675 г.

26.

Симон Ушаков. Владимирская Божья Матерь. Повторение иконы XII в.
Иконописный канон Умиление

27.

Икона Христос Пантократор

28.

Андрей Рублев. Икона" СпасвСилах".1410-е гг.

29.

Икона Ангел ВеликогоСовета

30.

Икона Божией Матери " Знамение"

31.

Одигитрия " Путеводительница". Тихвинская (Мурманская) икона Божьей Матери.
Село Варзуга

32.

Гусли игудок (смык). Инструменты XII в.

33.

Восьмерик с шатром – завершение церкви Успения Пресвятой Богородицы
в селе Варзуге Мурманской области. XVII в.

34.

Благовещенская церковь в г. Коле Мурманской обл. 1817 г.

35.

Свято-Никольский кафедральный собор г. Мурманска (1986 г.)

36.

Никольский Храм в поселке Видяево Мурманской области (2000 г.)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура Древней Руси – явление уникальное. Древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый аскетизм, для древнерусского искусства – гармония и человечность. Культура Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.

Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие жизни.

Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных племен и этносов, земледельческих и кочевых народов.
А это были прежде всего языческие традиции. Они продолжали влиять
на развитие культуры, особенно на культуру низов, жизненный уклад которых мало изменился с принятием христианства, а значит, языческие образы и представления вновь и вновь воспроизводились.

Древнерусское искусство является частью средневекового христианского искусства. К какому бы жанру и виду этого искусства мы ни обратились, везде увидим двойственное восприятие мира, известный дуализм земного и небесного, божественного и мирского. Мир средневековым художником и его современником воспринимался совсем не так, как воспринимаем его мы. Поэтому восприятие творений прошлого требует еще и знания самого прошлого, той системы ценностей и тех средств и образов выражения,
к которым прибегали древнерусские мастера и писатели.

Надеемся, данное пособие помогло вам глубже узнать этот неповторимый мир Святой Руси: памятники древних славян, фрески и иконы Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия, величественные храмы с их неповторимыми колокольными перезвонами, уникальную культуру Кольского Севера.


 

 

 
 


Отпечатано в издательстве МГТУ. 183010, Мурманск, Спортивная, 13.

Подписано в печать 16.04.2012. Формат 60´ 841/16.
Бум. типографская. Усл. печ. л. 6, 74. Уч.-изд. л. 4, 87. Заказ 256. Тираж 100 экз.



 

 

Т. В. Берченко

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В.


[1] Об Успенской церкви с. Варзуга Мурманской области материал на с. 80.

[2] Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с продольных сторон рядом колонн или столбов.

[3] Конха – (греч. Konche – раковина) – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей зданий.

[4] Апсида (греч. hapsis – свод) – выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом, в христианских храмах – алтарный выступ.

[5] Акафист – христианское хвалебное церковное песнопение.

[6] Исихазм – этико-эстетическое учение о пути единения человека с богом через " очищение сердца слезами" и самососредоточение сознания.


Поделиться:



Популярное:

  1. Анализ линии уравнений в курсе математики средней школы
  2. Билет 9. Отечественные и зарубежные школы культурологии.
  3. В землянку, вместе с волной сырого воздуха, вошла медсестра Таня. Ее появление моментально всколыхнуло тишину в землянке: Таня «по совместительству» разносила письма и газеты.
  4. Ведущие школы и направления современной политической психологии
  5. Внутренние и внешние протоколы маршрутизации Internet
  6. Вопрос. Понятие менеджмента. Школы менеджмента.
  7. Воспитательная система школы. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы Авторские воспитательные системы.
  8. Глава 7. Современные направления и школы экономической теории
  9. Глава VII. БЛАГОРОДСТВО РЫЦАРЕЙ
  10. Глава XIV ВЗДВОЕННЫЕ АТАКИ И КРУПНО-ВЗДВОЕННЫЕ УКОЛЫ
  11. Дизайн I-й пол. XX в. Пионеры и первые школы дизайна. Баухауз.
  12. Информация для педагогов и обучающихся старшей школы и


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь