Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общая характеристика развития педагогической мысли в России в 40–90-е годы XX в.
I. 2. Прочитайте и проанализируйте выдержки из работ Н. К. Гончарова и В. П. Пастернака, написанных в одно и то же время: – «Построение коммунистического общества требует сознательных, всесторонне развитых умственно, нравственно и физически культурных и образованных граждан, и нынешние условия жизни нашей страны обеспечивают полную возможность для действительного осуществления всестороннего развития» (Гончаров Н. К. Вопросы педагогики.– М., 1980.– С. 374); – «Какое забвение своих собственных предначертаний и мероприятий, давно не оставивших в жизни камня на камне! Каким надо быть, чтобы с таким неостывающим горячечным жаром бредить из года в год на несуществующие, давно прекратившиеся темы, и ничего не знать, ничего кругом не видеть» (Пастернак Б. Л. Доктор Живаго.– М., 1989.– С. 287). Сравнив данные высказывания, сделайте вывод об отношении авторов к ценностным ориентациям. Какие из этих ценностей определяли сущность и процесс развития педагогической теории и практики? Приведите примеры, подтверждающие ваш вывод. II. 1. С целью изучения основных положений педагогического наследия В. А. Сухомлинского следует использовать учебные пособия по истории образования и педагогической мысли (А. И. Пискунов, Д. И. Латышина, В. Г. Торосян, Г. М. Коджаспирова и др.) и произведения выдающегося педагога советской эпохи. Для того, чтобы оценить вклад В. А. Сухомлинского в осмысление проблемы трудового воспитания и обучения, обратитесь к его книге «Павлышская средняя школа» (см. литературу). Предложенные ниже вопросы помогут сформулировать основные положения его концепции о трудовом воспитании и обучении. Результаты своей работы оформите в виде кратких записей. 1. В чем видит автор сущность и цель трудового воспитания? 2. Какие педагогические принципы положены в основу трудового воспитания? 3. Какова роль материальной базы в трудовом воспитании? 4. Какие виды трудовой деятельности учащихся выделяет В. А. Сухомлинский? Какие педагогические требования предъявляются к их организации? 5. Перечислите характерные черты системы трудового обучения, предлагаемой В. А. Сухомлинским? В чем значение внеурочных форм трудовой деятельности учащегося? 6. Какое место В. А. Сухомлинский отводит творческому потенциалу в трудовом воспитании и обучении? 7. Какие методы и средства трудового воспитания выделяет В. А. Сухомлинский? 8. Можно ли рассматривать предложенный В. А. Сухомлинским вариант трудового воспитания и обучения как систему? (Обоснуйте свой ответ.) 9. Сделайте вывод относительно тех предложений концепции трудового воспитания Сухомлинского, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Вариативный компонент Тема 1. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике и его философские основания (20-30-е годы ХХ в.) Цель: познакомиться с основными направлениями в философии образования и воспитания, выявить их сущность, раскрыть значение для развития отечественной педагогической науки и школы. Задания I. Задания для обязательного выполнения 1. Дать сравнительный анализ сущности христианско-антропологического и культурно-антропологического направлений на (примере концепции В.В. Розанова и С.И. Гессена). 2. Установите, используя рекомендованные ниже источники, соответствия между направлениями в философии образования и воспитания и их представителями. Обоснуйте свой выбор. II. Задание повышенной сложности 1. Проанализируйте философско-педагогические высказывания, идеи (см. методические рекомендации). Основная литература История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред.З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2009. Рекомендуемая дополнительная литература 1. История образования и педагогической мысли. - Хрестоматия. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. 2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студ. вузов. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. 3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Сфера, 2009. 4. Латышина, Д. И. История педагогики и образования / Д. И. Латышина: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008. 5. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов / В.Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС, 2006. - http: //www.biblioclub.ru/book/55814/ Методические рекомендации I. 1. Приступая к выполнению задания, начните с учебного пособия Ф. А. Фрадкина (с. 4–22, 27–40), которое поможет осмыслить основные факты биографии философов, педагогов, сущность основных положений их работ. При подготовке опирайтесь на следующие вопросы: 1. В чем сущность противоречия между позициями В. В. Розанова и Дж. Локка относительно проблемы человека и факторов развития личности? 2. В чем, по В. В. Розанову, цель воспитания? Почему возникает разрыв между целью и результатом воспитания? Каковы возможности его преодоления? 3. Каково, по мнению В. В. Розанова, соотношение между средствами воспитательного воздействия и «духом эпохи»? 4. В чем, по С. И. Гессену, сущность педагогики как прикладной философии? 5. Согласны ли вы с утверждением С. И. Гессена о том, что образование – это культура? Аргументируйте свой ответ. 6. Какие факторы и ступени формирования и развития личности вычленяет С. И. Гессен? 7. Какое место занимают педагогические исследования В. В. Розанова и С. И. Гессена в целостном историко-педагогическом процессе России и Европы 20–40-х годов ХХ в.? Сделайте вывод о сходстве и различии христианско-антропологического и культурно-антропологического направлений в педагогике. Результаты самостоятельной работы начните оформлять в виде сравнительной таблицы 5. Таблица 5 Направления в философии образования и воспитания
I. 2. Второе задание является логическим продолжением в ознакомлении с сущностью таких основных направлений в философии образования, как социально-рационалистическое, свободное воспитание; космическая, культурно-антропологическая, христианско-антропологи-ческая, социально-реформаторская, технократическая педагогика. По педагогической и философской энциклопедиям познакомьтесь с биографиями и выдержками из работ нижеперечисленных педагогов и философов: К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. С. Соловьев, В. В. Зеньковский, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Т. С. Шацкий, А. К. Гастев. Сгруппируйте педагогов по основным направлениям в педагогической науке. Продолжите работу над таблицей 6 «Направления в философии образования и воспитания». При заполнении граф 3 и 4 воспользуйтесь нижеперечисленными формулировками, которые, на ваш взгляд, отражают идеи и сущность того или иного направления. Для графы 3: – «Человек и культура»; – «Свобода личности и возможность построения воспитания, вытекающего из природы того, кого мы воспитываем»; – «Свобода личности. Бог как абсолютный источник истины, творчества»; – «Вера в возможность переустройства мира с помощью знаний, в разумные идеалы и общественную справедливость»; – «Вера в планетарное единство человека, солидарность народов, диалог культур, в космическую гармонию». Для графы 4: – «Формирование свободной творческой направленности, достижение самоактуализации и самореализации личности»; – «Развитие личности с национальной ментальностью, обогащение опытом и культурой своего народа»; – «Развитие творческого теоретического мышления, способности к культурному диалогу, активных и инициативных людей»; – «Формирование глобального мышления, способности к постановке и решению общечеловеческих проблем, понимание себя как активной частицы мироздания, способной к ненасильственному решению проблем»; – «Воспитание нового человека, живущего интересами всего общества, всесторонне и гармонически развитого, активного строителя»; – «Формирование личности, глубоко принимающей веру в Бога и способной выполнить предназначенную ей свыше роль, патриотичной и готовой на самопожертвование ради Веры и Отечества»; – «Политехническое образование, подготовка компетентного работника, способного удовлетворять текущим социальным потребностям». II. 1. Заданиеориентировано на умение прокомментировать отдельные высказывания и идеи из работ В. В. Розанова и С. И. Гессена, на осмысление взаимосвязи философии и педагогики. С этой целью предлагаются следующие выдержки из книги В. В. Розанова (см.: Розанов В. В. Сумерки просвещения.– М., 1990.– С. 491): – «Только оканчивая жизнь, видим, что вся твоя жизнь была поучением, в котором ты был невнимательным учеником»; – «Так я стою перед своим невыученным уроком. Учитель вышел. Собирай книги и выходи. И рад был бы, чтобы кто-нибудь наказал, оставил без обеда. Но никто не накажет. Ты вообще никому не нужен. Завтра будет “урок”. Но для другого. И другие будут заниматься. Тобой более никогда не займутся...». Как вы понимаете написанное? Что Розанов хотел сказать этим? Опираясь на работу С. И. Гессена (Гессен С. Мое жизнеописание // Вопр. философии.– 1994.– № 7–8.– С. 171) и его структуру педагогической антропологии (таблица 6), ответьте на следующие вопросы: 1. В какой мере педагогическая антропология С. И. Гессена отражает его взгляд на образование как на «сложный процесс, одновременно биологический, социальный, духовно-культурный и духовно-благородный»? 2. Как жизненные планы взаимосвязаны с планами воспитания? Таблица 6 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы