Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные течения реформаторской педагогики
Из работ Г. Кершенштейнера, В. Августа Лая, Джона Дьюи следует сделать выписки, обратив внимание на те положения педагогических теорий, которые продолжали развиваться в первой половине и середине ХХ века. Например, дидактическая система прогрессивистов (Дж. Дьюи) имеет определенные положительные стороны, благодаря которым у нее немало сторонников и сегодня. Важнейшее достоинство теории состоит в указании на необходимость пробуждения и развития самостоятельности у учеников, а также в разработке некоторых способов решения этой важной дидактической задачи. Среди них особого внимания заслуживает концепция так называемого учения через совершение открытий, разработанная известным американским психологом Джеромом Брунером. Необходимо рассмотреть вопрос возникновения и развития педологии на базе экспериментальной педагогики в конце XIX в. в США. II. 1. Изучите статьи в журнале «Педагогика», в которых рассматривается опыт зарубежных экспериментальных учебных заведений (см. список литературы по теме самостоятельной работы). Сделайте выписки в тетради, обратив внимание на следующие экспериментальные учебно-воспитательные учреждения (школы): 1) «новые школы» (С. Редди, Дж. Бэдли, Э. Демолен); 2) сельские воспитательные дома (Г. Литц, Г. Винекен, П. Гехееб); 3) Новая школа в Саммерхилле (А. Нейл), школа в Дарингтон-Холле; 4) Школа свободной умственной работы (Г. Гаудинг, г. Лейпциг), школа имени Лихтварка (г. Гамбург), Вальдорфская школа (Р. Штайнер, г. Штутгарт); 5) Школа «Дальтон-план» (Е. Пархест, г. Дальтон, США); 6) Школа в Бикон-Хилле (Б. Рассел); 7) экспериментальные школы по типу трудовой школы (Г. Кершенштейнер); 8) начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете, в Бремене и Дрездене); 9) Школа Г. Шаррельмана; 10) Школа для жизни (О. Декроли); 11) Начальная школа С. Френе; 12) экспериментальные начальные школы в США: а) Лабораторная школа в Чикаго (Дж. Дьюи), Органическая школа (М. Джонсон), Игровая школа (К. Пратт), Детская школа (М. Наумберг); б) Начальная школа Е. Коллингса, Начальная школа К. Уошборна, Начальная школа А. Флекснера. II. 2. Охарактеризуйте современные принципы организации образования в развитых странах Запада, акцентируя внимание на таких, как всеобщность и общественный характер среднего образования, глубокая дифференциация обучения и др. Необходимо обратить внимание на наиболее эффективные формы воспитания и обучения, на наиболее яркие традиции. Проанализируйте основные итоги школьных реформ на Западе в 90-х гг. XX в. Охарактеризуйте школьную систему одной из ведущих стран мира в этот период. Данное задание может быть выполнено в форме реферата, содержание которого раскрывает инновационные процессы в образовании какой-либо зарубежной страны (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Китай). Тема 7. Становление и развитие педагогических традиций в России (до конца XVIIIв.) «Домострой» и «Гражданство обычаев детских» как энциклопедия русского патриархального быта и воспитания в XVI – XVII вв. Цель: ознакомиться с основными положениями памятников учения и воспитания – «Поучением детям» князя Владимира Мономаха (1117г.), «Домостроем», «Гражданством обычаев детских»; показать взаимодействие двух основных направлений (христианского, светского) в воспитании и обучении на Руси в XVII в. Задания I. Задания для обязательного выполнения 1. Прочитайте отрывок из памятника древнерусской литературы и педагогической мысли «Поучение Владимира Мономаха». Выделите и запишите основные «правила» жизни, которые Владимир завещал своим детям. Как вы думаете, можно ли считать «Поучение» педагогическим сочинением? Почему? «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. ‹…› …Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу короткую… Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние путь надеется и вечных благ насладится. ‹…› Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех. ‹…› Мы, люди грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а господь наш … показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь божья, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться. Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию. ‹…› Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. ‹…› Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. ‹…› Старых чтите как отца, а молодых, как братьев. В дому своем е ленитесь, на за всем сами наблюдайте… ‹…› Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя не ленись ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. » (Поучение Владимира Мономаха / Пер. Д.С. Лихачева // Русская литература XI – XVIII вв. – М.: «Художественная литература», 1988. – С. 49 – 63.) 2. Известный государственный деятель, сподвижник Петра I, В.Н. Татищев все известные науки подразделял на: нужные (к ним он относил речь, домоводство, медицину, нравоучение, законоучение, оборону себя и Отечества, логику, богословие); полезные (письмо, риторика, иностранные языки – греческий, латинский, французский, немецкий, математика, география, история, ботаника и анатомия, физика и химия); щегольские (поэзия, музыка, «танцевание», вольтежирование, знаменование и живопись); любопытные и тщетные (астрология, физиогномия, хиромантия) и, наконец, вредные (некромания, асромантия, пиромантия, чернокнижество и т.п.) (См.: В.Н.Татищев Избранные произведения / Под ред. С.Н. Валка. - Л.: «Наука», 1979.) Согласны ли вы с такой своеобразной классификацией научных дисциплин? Можно ли разделить предметы современной школы на нужные, полезные, вредные и т.п.? Как бы вы это сделали? 3. В1771г. в типографии Московского университета было издано первое в России методическое пособие для учителей – «Способ учения». Оно было предназначено прежде всего для слушателей «бакалаврского института» - учительской семинарии, открытой при университетской гимназии 13 ноября 1779г. Начиналось это руководство со своеобразного педагогического кредо: «Никто не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может…» Дале перечислялись главные обязанности учителя: показывать детям пример честности, добродетели, непорочности нравов и благоразумия; быть к детям снисходительным и ласковым; а преподавать так, чтобы «при самом начале обременяя память, не истребить в юношестве охоту к учению». (Цит. по: Белявский, М.Т. М.В. Ломоносов и основание Московского университета / М.Т. Белявский. – М.: Изд-во МГУ, 1955. – С. 305 – 308.) Представьте, что вы составляете подобное руководство для современного учителя. Какие положения вы бы в него включили? 4. В проекте реорганизациироссийского образования, составленном доверенным лицом Екатерины II, И.И. Бецким, перед школой ставилась задача «…преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать новое порождение…» (Полное собрание законов Российской Империи. – Т. XVI. - № 12103.) По мнению И.И. Бецкого, такое истинно добродетельное воспитание было возможно только в случае полной изоляции детей от пагубного влияния взрослого общества, что предусматривало создание абсолютно закрытых «воспитательных училищ», где дети находились бы от 5-6 до 18 - 20 лет. Такие училища были открыты (Общество благородных девиц в Смольном монастыре (1764г.) и его отделение для мещанских девиц при Воскресенском Новодевичьем монастыре (1765г.); училище при Академии художеств (1764г.); воспитательные дома в Москве и Петербурге (1764 и 1770 гг.) и т.д.), но их деятельность не стала успешной. Почему? 5. Государственная образовательная реформа 1782 – 1786 гг. – заложила первые элементы в «здание» системы образования Российской империи. Были созданы: малые народные училища - двухклассные, главные народные училища - четырехклассные, между ними осуществлялась преемственность, поскольку первые два класса главных училищ соответствовали курсу училищ малых. Главные народные училища были открыты во всех губернских городах, малые – в городах уездных. Во всех народных училищах действовали унифицированные учебные планы, программы, учебники и учебно - методические пособия, учителям предписывалось использовать одни и те же методы обучения, изложенные в «Руководстве учителям…» Народные училища были бесплатными и бессословными учебными заведениями для обучения детей «всех состояний», кроме крепостных крестьян, и «обоего полу». Кроме того, в стране существовали частные дворянские пансионы и два университета: Санкт – Петербургский и Московский, но никакой преемственности между народными училищами, пансионами и университетами не было. На основе этих данных начертите схему системы образования России в конце XVIII века. Подумайте, можно ли ее действительно назвать системой. II. Задания повышенной сложности 1. Принятие Русью христианства в его восточном варианте привело к тому, что языком богослужений, литературы и школы стал не греческий, и не латинский, а родной, славянский язык. Схизма 1054г. и Флорентийская уния 1439г. в свою очередь обусловили отрицательное отношение русской православной церкви, а с ней и всего общества, как к «латинянам», так и к Византии. Русь осознанно стала отделять себя от западной цивилизации, отдавая предпочтение собственной вере. Постепенно формировался иной, отличный от западноевропейского культурный мир, который характеризовался особым отношением к общечеловеческим ценностям, специфическими взглядами на роль и место человека в мироздании, своими представлениями о целях, содержании, методах воспитания. Сравните представления о человеческой индивидуальности, целях, содержании и методах воспитания в европейской католической традиции и в православной традиции исихазма. (См., например, Экономцев, И. Православие, Византия, Россия: Сб. ст./ И. Экономцев. - Москва: «Христианская литература», 1992; Ключевский, В.О. Очерки и речи. Второй сборник статей / В.О. Ключевский. - М.: Тип. П.П. Рябушинского, 1914. - С. 220-229.) 2. Познакомьтесь с указанными ниже статьями, выпишите названия первых отечественных школ повышенного типа, появившихся в Москве в середине XVIIв. Подумайте, почему эти учебные заведения уже «не укладываются» в средневековую образовательную традицию, что нового появилось в целях и содержании их деятельности? Как вы думаете, следует считать эти школы профессиональными или общеобразовательными? (Об этом см., например, Очерки русской культуры XVII века / Под ред. А.В. Арциховского. – М.: Изд-во МГУ, 1979; Румянцева, В.С. Школьное образование на Руси в XVI – XVII вв. // Советская педагогика. -1983. - №1. – С. 105-110; Кошелева, О.Е. Дореволюционная историография о русских школах XVII в. // Советская педагогика. – 1988.- №3. – С. 107-115.) 3. В 1760г.в типографии Московского университета вышел перевод сочинения Д. Локка «О воспитании», сделанный Н. Поповским, в 1788г. Н.И. Новиков выпустил второе издание. Проследите влияние идей Дж. Локка на российскую педагогическую мысль второй половины XVIII в. Для этого рассмотрите сочинения Н. Поповского, А.А. Барсова, Д. Аничкова, С. Десницкого, И. Третьякова и др. (См., например, Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. В 2-х т./ Под ред. И.Я. Щипанова. – М.: Гос. изд-во политич. литературы, 1952. – Т.1.) 4. Врамках государственной школьной реформы 1782 – 1786 г. в России было переведено и Ф.И. Янковичем переработано специальное «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ», содержащее обще дидактические и методические принципы их деятельности. В «Руководстве..» оговаривалось, что школа не должна наполнять только память детей и мучить их заучиванием наизусть; то, что дети учат, они должны понимать и применять к делу; поэтому учитель должен преподавать понятно и быть в состоянии проверить, действительно ли дети поняли, усвоили и могут ли они сделать из выученного «надлежащее применение». Общие задачи конкретизировались указанием особых методов обучения: «совокупного наставления» и «совокупного чтения» - то есть, фронтальной работы с целым классом; изображения на доске начальных букв того, что надлежало выучить, в качестве своеобразной «опоры» для памяти (например, «Верую во единого Бога Отца…» - записывалось как «ВвеБО…»); составления таблиц – кратких «выжимок» из учебного материала и, наконец, постоянного «вопрошения» учеников по ходу урока, причем располагать вопросы учитель должен был «с великим благоразумием как по предмету учения, так и по способностям учеников». (Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи, издано по Высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй. – СПб.: Тип. Шнора, 1783.- С. 19.) На основе приведенных данных найдите влияние на «Руководство…» идей Я. – А. Коменского. Основная литература История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред.З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2009. Рекомендуемая дополнительная литература 1. История образования и педагогической мысли. - Хрестоматия. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. 2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студ. вузов. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. 3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Сфера, 2009. 4. Латышина, Д. И. История педагогики и образования / Д. И. Латышина: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008. 5. Ромашина, Е. Ю. Школьный учебник в России XVIII-начала XX века: теоретический и историко-педагогический анализ: Монография / Е. Ю. Ромашина. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. 6. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов / В.Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС, 2006. - http: //www.biblioclub.ru/book/55814/ 7. Хрестоматия по истории педагогики. Том 2. Новое время / Под. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006. Методические рекомендации Для выполнения заданий необходимо обратиться к «Очеркам истории школы…» (см. литературу). При составлении опорного конспекта постарайтесь учесть следующие вопросы: 1. Когда появились на Руси «Домострой» и «Гражданство обычаев детских»? 2. Каков жанр литературных памятников, их структура? Что у них общего и в чем отличие? В чем сущность норм церковной морали? 3. Какие примеры свидетельствуют о сохранении ветхозаветной традиции в воспитании? 4. Какие наставления характерны преимущественно для древнерусской светской учительской традиции? 5. В чем проявляется влияние западноевропейских педагогических идей? Тема 8. Особенности развития образования и педагогической мысли в России в CICв. К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и др. Тема 9. Основные тенденции развития образования в России в начале CC в. (до 1917 г.) Цель: проследить динамику развития и выявить характерные черты отечественной системы образования и школы. Задания I. Задания для обязательного выполнения 1. В результате образовательной реформы Александра I 1803г. в России было создано Министерство народного просвещения. Страна была разделена на учебные округа, во главе каждого из округов находился руководитель университета. Главные народные училища были реорганизованы: на базе двух их старших классов были созданы гимназии; на базе младших классов и малых народных училищ – уездные училища. Средние учебные заведения были «подведомы университетам». Начальная ступень образования была представлена приходскими училищами, которые подчинялись средним. Существовала преемственность между всеми ступенями образования. На основе этих данных начертите схему системы образования России в начале XIX века. Подумайте, можно ли ее действительно назвать системой. 2. Прочитайте отрывок из воспоминаний В. Острогорского о годах его учебы в 1- ой Санкт – Петербургской гимназии (40-е гг.г. XIX в.). «В то отдаленное время … родному языку отводилось первое и почетное место. Он ставился … в край угла, и по способностям именно в родном языке судили о способностях и развитии ребенка. … Тогда думали …, что в ученике прежде всего следует развивать свободу и чутье родной речи, на которой он мыслит и говорит…» (Острогорский, В. Из истории моего учительства. Как я сделался учителем. (1851 – 1864 гг.)/ В. Острогорский. – СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1895. – С.8.) О каких приоритетах в целях и содержании среднего образования говорит это свидетельство очевидца? Согласны ли вы с автором? Как вы полагаете, следует ли сегодня считать обучение родному языку основой среднего образования? 3. Проанализируйте две точки зрения на цели и ценности формирования и развития личности. Какая из них вам ближе? Как вы полагаете, какая в большей степени реализуется сегодня в России? 1) Славянофилы исповедовали идею «всецелостности», единства природы, человека и Бога, синтеза науки, философии и религии. По их мнению, путь восхождения человека шел от реального факта через общую идею – к вере, т.е. от материальной ступени через формальную – к Абсолюту. И именно с этим, они связывали прогресс: не с материальным производством, не с социальными отношениями и государством, даже не с божественной благодатью, а с ростом духовно – нравственного потенциала человечества. 2) Для западников идея человеческой личности была скорее связана с заботой о развитии неповторимой индивидуальности, с возможностью реализации человеком его личных и имущественных прав и свобод, т.е. характеристик, свойственных западноевропейскому либерализму. 4. Понятие «гуманизм» появилось в русском языке в 1841г. под пером В.Г. Белинского. Вот как определял цели воспитания и образования великий критик: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – ч е л о в е ч н о с т ь (die Humanitдt)… Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой бы он ни был нации, какого бы он ни был звания, состояния, в каком бы возрасте жизни и при каких обстоятельствах ни находился, - тех общих элементов, которые должны составлять его внутреннюю жизнь, … и без которых он не человек.» (Белинский, В.Г. О детских книгах // В.Г. Белинский Полн. собр. соч. В 13-ти т. – М., 1954. – Т.4. – С. 83-84.) Согласны ли вы с автором? Как бы вы определили цели образования современной школы? 5. Вы знаете, что в российской классической гимназии использовалась концепция формального содержания образования, которая главное место отводила изучению латинской грамматики и математике, считая их лучшей интеллектуальной «гимнастикой». Но уже к середине XIX в. оформилась и иная точка зрения на содержание среднего образования. Так, профессор Ф.И. Буслаев писал, что «грамматика как полицейское предписание … - нисколько не образует ума…». Но родной язык есть «духовная собственность» любого человека, без которой не может существовать даже и семилетний ребенок, а потому роль обучения родному языку в школе совершенно исключительна. «Родной язык так сросся с личностью каждого, - отмечал он, - что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащегося». «Обучение отечественному языку есть не иное что, как развитие положенного в дитяти семени дара слова», а потому необходимо обучать не только грамматике и правописанию, а именно всему языку - «смыслу речи». (Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка/ Ф.И. Буслаев. – М.: «Просвещение», 1992. – С.30, 65.) Согласны ли вы с профессором? Обоснуйте вашу позицию. 6. В середине XIX в. в России развернулась широкая общественно – педагогическая дискуссия о целях и содержании среднего образования. Познакомьтесь со следующими точками зрения на эту проблему. Вычлените и перечислите основные аргументы каждого из авторов. Подумайте, какая из позиций вам ближе и почему. Н.И. Пирогов: Главное, что делает человека человеком - это то, что он задает себе вопрос о смысле бытия. И средняя школа призвана «сделать нас людьми», подготовить к нравственной борьбе с самим собой и светом, а не стремиться «сделать из нас с самого нашего детства негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов». Нужно дать время созреть и окрепнуть «внутреннему человеку», и не спешить с «прикладной реальностью». В детстве все должны прежде всего пользоваться «плодами одного и того же нравственно – научного просвещения» и получать сведения, исстари называемые «humaniora, т.е. необходимые для каждого человека». (Пирогов, Н.И. Вопросы жизни //Избр. пед. соч. / Н.И. Пирогов. – М.: Педагогика, 1985.- С. 36-40.) Д.И. Писарев: «Собственно говоря, только математические и естественные науки имеют право называться наукам, … только они показывают нам истину и дают нам возможность убедиться в том, что это действительно истина», только эти науки сообщают человеку «трезвость и неподкупность мышления», «требовательность в отношении к своим и чужим идеям.» «Изучение математических и естественных наук должно быть положено в основание нашей гимназической программы, кроме этих наук, должны оставаться только Закон Божий, русская грамматика и новейшие языки», «до сих пор в наших школах изучали преимущественно человека и его духовные произведения, а теперь надобно изучать природу…» (Писарев, Д.И. Наша университетская наука / Д.И. Писарев // Соч. в 4 – х т. – М., 1955. – Т.2. – С. 222, 227.) В.Я. Стоюнин: «основательное изучение языков, словесности и истории должно быть главным, первостепенным занятием при гимназическом воспитании», поскольку именно эти дисциплины «способнее, чем какие – либо другие развивают в человеке сочувствие к интересам человеческим и гражданским». (Стоюнин, В.Я. Педагогические сочинения. / В.Я. Стоюнин. – СПб., 1892. – С.252.) П.Д. Юркевич: сведения из естественных наук ничего не дают душе ребенка: «тут нечего ни дать, ни взять, ни делать, ни опустить, ни любить, ни отвращаться, ни созерцать, ни ощущать» Знания не должны оставаться только в памяти, они должны переходить в сердце человека и превращаться там или в «общее желание добра» или в способность к «нравственным действиям». (Юркевич, П. Чтения о воспитании / П. Юркевич. – М.: Изд – е Н. Чепелевского, 1865. – С. 180.) К.Д. Ушинский: «Для средних учебных заведениях главную цель учебной деятельности должен составлять сам человек», а «общее гуманное образование» - лежать в основе всякого воспитания. Разница между гуманизмом и реализмом заключается не в различии наук, но в различии способа их изучения. «Реализм начинается тогда, когда мы ищем в науке не мысли, не пищи духу, развивающей его и укрепляющей, не уяснения воззрений человека на самого себя и внешний мир, а именно только тех знаний, которые необходимы для той или другой отрасли практической жизни… Можно из истории сделать реальную науку, можно из Закона Божия сделать тоже реальную науку…; наоборот, можно арифметикой и химией развивать гуманность в человеке.» (Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова //Избранные педагогические сочинения. Т.1-2 / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1974. – Т.1. – С.186 -187.) 7. Сегодня достаточно активно говорят о том, что в вопросах целей и содержания среднего образования современная школа должна отказаться от «знаниецентристской» позиции. Не объем информации, а личность ребенка должна стать образовательным приоритетом. Но эта идея была высказана отечественными педагогами еще в середине XIX столетия. Познакомьтесь с высказываем известного юриста и педагога П. Юркевича и подумайте, согласны ли вы с позицией автора. Школа не может и не должна ограничиться только сообщением знаний, если же она сообщила ребенку «свет, но без теплоты, способность знать, без способности сочувствовать, то сведения, приобретенные учеником, будут употребляемы им в жизни только как хорошие средства для удовлетворения его самолюбия и для расширения его границ, а не для блага общего, не для счастья и совершенства других людей.» (Юркевич, П. Чтения о воспитании / П. Юркевич. – М.: Изд – е Н. Чепелевского, 1865. – С. 13.) 8. Известный педагог и методист середины XIX в. В. Острогорский полагал важнейшей целью воспитания и образования «приготовление школою, какая бы она ни была, низшая, средняя или высшая, военная или гражданская, мужская или женская, - … здравомыслящего, благородно чувствующего человека для жизни, т.е. для того, чтобы этот человек … получил вкус и интерес к жизни, уразумел ее великий смысл, сумел бы найти себе по душе и наклонностям честный труд и им послужил своей родине…». (Острогорский, В. Из истории моего учительства. Как я сделался учителем. (1851-1864 гг.) / В. Острогорский. – СПб., 1895.- С. 270.) Согласны ли вы с таким определением задач средней школы? Аргументируйте свое мнение. 9. В результате реформ 60-х годов XIX в. были приняты законодательные акты, регламентирующие деятельность системы образования: «Положение о начальных народных училищах», «Устав гимназий и прогимназий» и «Устав университетов». Начальная ступень образования в империи была представлена начальными народными училищами и уездными училищами, имеющими более широкий курс. Увеличилось число типов средних учебных заведений: гимназии мужские - реальные, классические и военные; гимназии женские; закрытые женские институты; частные средние учебные заведения. В университет прямо поступить могли только выпускники классических гимназий. Преемственности между начальной и средней школой не было. На основе этих данных начертите схему системы образования России в середине XIX века. 10. Принятые в 70-х годах XIX в.новые документы (1871г. – «Устав гимназий и прогимназий», «Положение о начальных народных училищах», 1872г. – «Положение о реальных училищах», «Устав университетов») существенно изменили структуру системы образования Российской Империи. Основным типом начальной школы стали двухклассные начальные народные училища, они могли быть церковно – приходскими, земскими или министерскими. Помимо них существовали четырехклассные высшие начальные училища и шестилетние городские училища. На ступени среднего образования существовали: частные средние учебные заведения; женские закрытые институты; реальные училища; военные учебные заведения с общеобразовательным курсом; женские гимназии – принадлежащие Министерству народного просвещения и принадлежащие ведомству Императрицы Марии; мужские классические гимназии. В университет могли поступать без экзаменов только выпускники классической гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в Высшие технические учебные заведения. На основе этих данных начертите схему системы образования России в конце XIX века. II. Задания повышенной сложности 1. Прочитайте формулировки целей образования, которые ставились перед российской средней школой в разные годы ее существования. Подумайте, о каких тенденциях в развитии педагогической науки и в представлениях общества и государства о роли образования можно говорить на основе их анализа. 1)Устав 1804г. «Приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным, или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелают совершенствовать себя в университетах» и «Преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения тем, кои не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». (Цит. по: Алешинцев, И. История гимназического образования в России (XVIII- XIX вв.) / И. Алешинцев.- СПб.: Изд-во О. Богдановой, 1912, с.12) 2) Проект Устава 1860г.: гимназия должна «развить до возможного совершенства все способности учащихся и сообщить им те познания, без которых разумная человеческая жизнь невозможна.» (Цит. по: Смирнов, В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в./ В.З.Смирнов. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. – С. 166.) 3) В проекте Устава 1862г. главной целью средней школы называлось «воспитание человека, т.е. такое всестороннее и равномерное развитие в обучающемся юношестве всех умственных, нравственных и физических сил, при котором только возможны разумное, согласное с человеческим достоинством воззрение на жизнь и вытекающее из него умение пользоваться жизнью.» (Цит. по: Смирнов, В.З. Указ. соч. – С. 196.) 2. Проанализируйте учебные планы гимназий разных лет(1804, 1828, 1852, 1864). Подумайте, как в них отражалось изменение целей и содержания среднего образования в России. 3. В результате образовательных контрреформ 1871г. в России появились два типа средних учебных заведений: классическая гимназия и реальное училище. Сравните их учебные планы, определите разницу в содержании образования и подумайте, в какой мере оба этих типа учебных заведений отвечали потребностям российского общества и государства того времени. Классическая гимназия
Реальное училище
Основная литература История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред.З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2009. Рекомендуемая дополнительная литература 1. История образования и педагогической мысли. - Хрестоматия. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. 2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студ. вузов. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. 3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Сфера, 2009. 4. Кипурова, С. Н. История педагогики: становление высшего педагогического образования в России на рубеже XIX-XX веков: Учебное пособие / С. Н. Кипурова. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. 5. Ромашина, Е. Ю. Школьный учебник в России XVIII-начала XX века: теоретический и историко-педагогический анализ: Монография / Е. Ю. Ромашина. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. 6. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов / В.Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС, 2006. - http: //www.biblioclub.ru/book/55814/ 7. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 1. Теоретические проблемы педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. - http: //www.biblioclub.ru/book/87496/ 8. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 2. Проблемы русской школы / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. - http: //www.biblioclub.ru/book/87495/ 9. Учитель: личность и деятельность: Учебно-метод. пособие/ С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы