Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 11. Ю.М. Лотман о семиотике культуры
Истоки исследований по семиотике Семиотика культуры - новое направление в культурологии. Первоначально оно возникло на основе лингвистики и литературоведения в России в 60-годы и получило название тартуско- московской школы. В 1962 году в Москве был организован симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он объединил специалистов по структурной лингвистике, кибернетике, семиотике языка, информатике, машинному переводу. К этому времени на Западе уже сложилась семиотика, был очерчен круг проблем и методы исследования. Были опубликованы труды американских философов Ч. Пирса и Ч. Морриса, швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра. В них была обоснована идея исследования языка как семиотической системы. Однако в России этот подход подвергался критике за формализм и не получал идеологической поддержки и одобрения. Нужна была немалая научная смелость, чтобы развивать это направление. Даже сам термин “семиотика” вызывал негативную реакцию и часто заменялся понятием “ вторичных моделирующих систем”. У истоков семиотики были ученые П. Г. Богатырев, В. Вс. Иванов. В. Н. Топоров. Л. Ф. Жегин, А. А. Зализняк, Б. А. Успенский и другие. Необходимо также отметить, что эти исследования опирались на фундаментальную литературоведческую традицию в трудах филологов В. Я. Проппа, В. М. Жирмунского, Ю. Н. Тынянова, Г. А. Гуковского, М. М. Бахтина. Их работы положили начало семиотическим исследованиям на основе соединения лингвистики, литературоведения и информатики. В эти же 60-годы в Тартуском университете в Эстонии на кафедре русской литературы сложился очень активный и интеллектуально мощный центр по изучению знаковых систем в культуре. Среди энтузиастов были Б. Ф. Егоров, Ю. М. Лотман, 3. Г. Минц, И. А. Чернов, P. O. Якобсон, тогда еще совсем молодые ученые. Так возникло научное сотрудничество Москвы, Ленинграда и Тарту. И поскольку Тарту находился подальше от идеологического контроля, то центр переместился в Эстонию. Там началось издание с 1964года “Трудов по знаковым системам”, проводились научные конференции, которые способствовали становлению научной школы. Особую популярность имели Летние школы, проходившие на спортивной базе в местечке Кяэрику на юге Эстонии. Весть об этих школах быстро разносилась среди научной интеллигенции, особенно среди молодых ученых, даже само слово “Кяэрику” приобрело знаковый смысл, ибо означало приобщение к научному сообществу, отличавшемуся смелостью идей, высоким профессионализмом, а также необычайной дружеской атмосферой общения. Именно тогда в лексиконе российских участников появилось и слово “сауна”. Тартуско- московская школа выражала интеллектуальные интересы и духовные ориентации научной интеллигенции периода “оттепели”. Огромная заслуга в ее организации и завоевании научного авторитета принадлежит Ю. М. Лотману. Теперь следует сказать о жизненном пути этого выдающегося ученого XX века. Заметки о биографии Многие помнят автора цикла передач по телевидению “Беседы о русской культуре”. В их основе был лекционный курс, прочитанный Ю. М. Лотманом студентам Тартуского Университета и поэтому он сохранил интонацию обращения к слушателям. Ю. М. Лотман обладал удивительным даром общения, сохраняя при этом все особенности живой речи. Его манера говорить с легким заиканием, как будто подыскивая слова, действовала почти магнетически и была всегда узнаваемой. Это впечатление усиливалось фоном рабочего кабинета ученого в его доме, где попутно можно было рассмотреть рукописи на столе, книги на полках, деревья за окном и даже услышать звонки в дверь и лай собаки. Эти передачи бесценны и необычайно интересны. Но главное достоинство этого общения Ю.М. Лотмана со зрителем заключалось в атмосфере любви и глубоком знании русской культуры. Впоследствии эти лекции были опубликованы под общим названием «Беседы о русской культуре».[193] Эта книга сохранила живое слово Ю. М. Лотмана, обращенное к многомиллионной аудитории. Но об этом позже. Для воспроизведения его жизненного пути можно использовать его автобиографические заметки, воспоминания друзей и коллег, интервью в прессе и на телевидении. Но исходной позицией следует считать слова самого Юрия Михайловича: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а «самостоянье человека» превращает его в историческую личность».[194] И еще несколько слов о его внешнем облике. Если взглянуть на его портрет, то почти каждый обнаружит сходство с великим физиком А. Эйнштейном. Об этом вспоминают многие его коллеги. Сам он нередко иронизировал по этому поводу, а когда ему предстояла встреча с незнакомым человеком, он предлагал ему “узнать его по усам”. Эта чисто внешняя похожесть совпадала в основных чертах и с внутренним обликом. Его отличали гуманизм, мужество, активное внимание к людям, стремление оказать помощь, добрая ирония, многообразие интересов, творческая интенсивность и профессиональная глубина, оригинальность подхода к проблемам, уникальная память, гостеприимство и доброжелательность, общительность и преданность своим друзьям и близким. Ю. М. Лотман не оставил воспоминаний. Но за две недели до смерти он дал интервью для радиостанции Би-Би-Си, которое не вышло в эфир, но впоследствии было опубликовано под заголовком “Просматривая жизнь с ее начала... ”[195]. Он касается достаточно бегло лишь первых этапов своей жизни. Но это описание ценно своей достоверностью. Последуем за ним. Юрий Михайлович Лотман родился 28 ноября 1922 года в Петрограде. Отец получил юридическое образование, был известным адвокатом, затем юрисконсультом в издательстве. Мать работала врачом. В семье он был младшим, кроме него были три сестры. Все жили дружно, очень небогато, но весело - вспоминает Ю. М. Лотман. Он окончил с отличием известную в Петрограде Peterschule, которая отличалась высоким уровнем гуманитарного образования. В 30-е годы в Ленинграде и других городах происходили массовые репрессии, которые подвели черту безмятежного детства. Особенно тяжелыми были 1936-1938 годы, когда шли повальные аресты, стало плохо со снабжением, везде искали «вредительство». Эти трагические события сохранила его память на всю жизнь. В 1939 году он поступил в Ленинградский Университет на филологический факультет. Он слушал лекции блистательных ученых, оказавших влияние на его научные интересы. Достаточно назвать специалистов по русскому фольклору В. Я Проппа и В. А. Азадовского, литературоведов Г.А. Гуковского, Б. М. Эйхенбаума, лекции которых всегда воспринимались как событие. Особенно большое впечатление производили на него лекции Г. А. Гуковского, которые отличались необыкновенным артистизмом и нередко заканчивались взрывом восторженных аплодисментов. Живость изложения, импровизация, научная глубина и оригинальность, прекрасная память и чтение наизусть стихотворений классиков мировой культуры - таковы были традиции университетского преподавания и Ю. М. Лотман являлся их продолжателем. Важно также отметить атмосферу совместной работы профессора и студента, благожелательных отношений между учеником и учителем. Занятия в Университете продолжались в Публичной библиотеке и это заложило основы колоссальной трудоспособности Ю. М. Лотмана. Кроме того были студенческие приработки, грузовые работы в порту, бесплатные шефские лекции на предприятиях, свидания и вечеринки. Это были, бесспорно, самые счастливые годы жизни - вспоминал Ю. М. Лотман. До начала войны он провел в Университете один год и два месяца. Затем призыв в армию и отправка на фронт. На этом кончаются его личные воспоминания. Дальнейшие события помогают восстановить его друзья и коллеги. ЮМ. Лотман провел все четыре года Великой Отечественной войны на передовой, что называется «от звонка до звонка» простым сержантом, но вся грудь в орденах. После ее окончания он вернулся в Ленинградский Университет. С 1950 по 1954 годы работал в Тартуском учительском институте, а с 1954 и до конца жизни в Тартуском университете. В 1951 году защитил кандидатскую, а затем в 1961-докторскую диссертацию. Как вспоминает Б. Ф. Егоров, он никогда не был ни в аспирантуре, ни в докторантуре, не получал творческих отпусков и достигал высоких научных результатов за счет своей невероятной работоспособности. С 1960-1977 годы он заведовал кафедрой русской литературы в Тартуском государственном университете. Основная его научная и педагогическая деятельность связана с Тартуским Университетом. Там происходили важнейшие события в его жизни. Известный литературовед Зара Григорьевна Минц стала его женой, в семье родились дети, появились заботы по дому. Ю. М. Лотман отличался невероятной работоспособностью, он успевал все: руководить кафедрой, изучать эстонский язык, готовить новые спецкурсы, читать лекции, писать научные труды, организовывать конференции. Ю. М. Лотман- автор более 800 научных работ, в том числе многих фундаментальных монографий. Он был всемирно известным ученым; Лауреатом Пушкинской премии Российской Академии наук, член- корреспондентом Британской Академии, академиком Норвежской, Шведской, Эстонской академий. Был вице-президентом Всемирной ассоциации семиотики. Юрий Михайлович Лотман был великим тружеником, талантливым ученым, одаренным исследователем, вдохновенным педагогом, доброжелательным и чутким человеком. Он обладал удивительным даром привлекать людей и многие устремлялись в Тарту «к Лотману». Он обладал энциклопедической эрудицией в сочетании с глубиной профессионального знания. Литература и история, культурология и семиотика лишь самое краткое обозначение тех обширных пространств, к которым были приложены труд, энергия, способности, ум, чувств этого замечательного исследователя и удивительного человека. Умер Ю. М. Лотман 28 октября 1993 года и похоронен в Тарту в Эстонии. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы