Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 10. Н.К. Рерих о Мире через Культуру



Жизнь и судьба

 

Необычайно драматична жизненная судьба и деятельность Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Его творческое наследие богато и многообразно: автор более шести тысяч художественных полотен, 30 томов научных трудов, сборников философской поэзии, острополемической публицистики.

Он известен также многочисленными экспедициями в страны Востока, археологическими и этнографическими исследованиями. Как общественный деятель он выступил с инициативой утверждения Знамени Мира и Пакта о защите культурных ценностей, а его девиз " Мир через Культуру" приобрел всемирное значение.

Н.К. Рерих был центром семейного созвездия талантов: его жена Елена Ивановна Рерих не только разделяла его взгляды, сопровождала его во всех путешествиях, но и была соавтором книг " Живая Этика" и других трудов. Верным и неутомимым последователем был их сын Святослав Николаевич Рерих (1904-1993), художник, мыслитель, просветитель. Другой сын Юрий Николаевич Рерих (1902-1960) был известным востоковедом, лингвистом, историком. Феномен " семьи Рерихов" еще предстоит разгадать. Это были люди высокой духовности, гуманистических идеалов, любви к России; воплощение взаимной преданности и совершенства.

В " Слове об отце" С.Н. Рерих писал: " Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру" [177].

Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший напряженность ритма жизни и благожелательность к окружающим, всегда думавший о благополучии людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением, - таковы лишь некоторые черты портрета Н.К. Рериха.

Весь мир был полем его деятельности, культура каждой страны представляла для него интерес. Но особая любовь, преданность и почитание были отданы России и Индии. На Родине он провел 42 года (1874-1916), а в Индии - 24 (1923-1947). Есть какая-то тайна в этих перевернутых числах, так же как в годах рождения и смерти.

Сохранилось немало фотографий, портретов членов этой удивительной семьи. Их объединяют общие черты высокой духовности, необыкновенной красоты и доброты, пророческой мудрости и любви. При взгляде на их изображения возникает желание общения, распространяется воздействие магнетического притяжения и светлой ауры обаяния. " Жизнь полна зова", - пишет Н.К. Рерих, и это в полной мере относится к его учению.

Философское творчество Н.К. Рериха отличается особым литературным стилем. Оно органично соединяет нравственно-философское и поэтически-образное видение и осмысление Мира и Культуры. Многие его книги изложены в форме откровения и притчи, афоризмов и мудрых высказываний, они органично связаны с символическими сюжетами его картин. Многогранность и универсальность творческого самовыражения Н.К. Рериха, уникальность его индивидуальности будет долго привлекать исследователей и почитателей.

В конце 70-х гг. в моей жизни было событие необычайной важности: на международной конференции в Болгарии я слушала С.Н. Рериха и до сих пор в памяти звучат его слова и интонации, передается энергетический заряд его взглядов, убеждений и чувств. Бережно-любовное отношение к иконам, восхищение русской культурой, мягкий и мудрый стиль речи, даже " поручение" об освобождении буддийского храма в Петербурге и, наконец, автограф на книге Н.К. Рериха " Письмена": " светлой Светлане на светлую память от Святослава" - все это очень прочно закрепилось в памяти и является внутренним энергетическим импульсом собственной жизни. И еще есть один источник трепетных воспоминаний - это записи и конспекты книг Н.К. Рериха и о нем моей мамы Елизаветы Ивановны, художницы и преданной поклонницы его учения. Я их бережно храню в душе и памяти, благодарна судьбе за возможность приобщить к наследию Н.К. Рериха новые молодые поколения, пожелать следовать в жизни его пламенным заветам.

Судьба идей и книг во многом сходна с его жизнью и образно может быть выражена как Уход-Возврат. Были периоды забвения и непризнания, восхищения и благоговения. Теперь настало Время, когда его книги, хотя и далеко не полностью, но все же пришли к читателю, благодаря усилиям государственных и коммерческих издательств. Возникли общества и Фонды, открыт в Москве музей Н.К. Рериха, создан Международный центр семьи Рерих, его картины представлены во многих музеях России и мира.

Анализу жизни и творчества Н.К. Рериха посвящена обширная литература. Среди многих книг можно отметить работы П. Беликова, В.П. Князевой, Е.И. Поляковой, В.М. Сидорова, Л. Шапошниковой. Они многое сделали уже в предшествующие годы, чтобы донести учение Н.К. Рериха о культуре, пробудить интерес к его идеям. Такое отношение к личности и творчеству Н.К. Рериха обусловлено актуальностью и современностью его наследия. Возникает впечатление, что он пишет " здесь и сейчас", дает совет, как разрешить наши духовные проблемы. Все его труды содержат идею возвышения духовности как главного предназначения человека, освобождение общества от социальных и нравственных пороков. Он призывал бережно относиться к природе как источнику духовной силы человека. Ему было присуще проникновение в мудрость Востока и бесконечная любовь к Русской культуре, почитание Красоты и Света как ценностей жизни. Его тревожили проблемы будущего Русской культуры, сохранения мира и культурных ценностей, объединения всех прогрессивных сил под Знаменем Культуры.

Таковы лишь некоторые идеи гуманистической культурологии Н.К. Рериха. Передать, а тем более пересказать, его взгляды очень трудно. Переложение на современный жесткий язык приводит к невосполнимым утратам содержания и даже смысла его идей. Н.К. Рериха надо читать, постигать вместе с ним его учение. Впрочем, как и многих других мыслителей, но его особенно. Поэтому в этом очерке можно лишь обозначить его взгляды и позиции. Но вначале о его жизненном пути.

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября 1874 г. в Петербурге, на Васильевском острове, 16-я линия, дом № 15, на котором установлена мемориальная доска. Предки Н.К. Рериха принадлежали к древнему датско-норвежскому роду и переселились в Россию в начале XVIII века. Отец его был владельцем нотариальной конторы, видным юристом, человеком большой культуры и широкой эрудиции. Н.К. Рерих учился в гимназии К.И. Мая, известной гуманитарными традициями. В те же годы у него проявилась способность к рисованию, интерес к археологическим раскопкам.

В 1893 г. он становится студентом Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете, является членом Русского археологического общества, изучает древние летописи, грамоты, рисунки.

В Академии художеств он занимается под руководством и в мастерской А.И.Куинджи. Когда в 1897году его учителя незаслуженно увольняют, он в знак протеста вместе с другими студентами покидает Академию. Уже в те годы он создает серию картин " Начало Руси. Славяне". Эта тема стала ведущей в его творчестве на протяжении ряда лет.

В 1901 г. Н.К. Рерих женился на Елене Ивановне Шапошниковой, дочери известного археолога, правнучке полководца М.И. Голенищева - Кутузова, очаровательной и одаренной женщине.

Е.И. Рерих (1879-1955) известна в мире как создатель многих культурно-философских обществ, собиратель и комментатор книг «Агни Йога», автор и переводчик ряда религиозных и теософских трактатов. Она была Почетным президентом Гималайского института научных исследований " Урусвати", а близкие и друзья звали ее так же, что в переводе с санскрита означает " Свет Утренней Зари". Это имя вполне соответствовало ее облику и мыслям.

Вместе с женой Рерих путешествует по древнерусским городам, знакомится с русским фольклором, архитектурой. Результатом поездок было свыше 90 картин, посвященных истории Руси.

В 1910 г. он стал председателем общества " Мир искусства", в котором объединились А.Н.Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов, В.Э. Борисов-Мусатов, З.Е. Серебрякова, Е.Е. Лансере.

С 1916года начинается новый, заграничный, период в жизни Н.К. Рериха. Судьба сложилась так, что в 1916 г., пишет его сын С.Н. Рерих, он заболел воспалением легких и доктора рекомендовали уехать из Петербурга в края с более сухим климатом. Он выбрал Сердоболь (Сортавала), на севере Ладожского озера.

События I мировой войны отрезали семью от России. Так Н.К. Рерих оказался в эмиграции.

Поскольку его картины были на выставках в Финляндии, Швеции, Норвегии, он вначале выехал в эти страны. Затем по приглашению С. Дягилева, который проводил русские сезоны в Лондоне, он приехал в Англию, писал декорации и создавал костюмы для русских опер " Снегурочка", " Князь Игорь", " Царь Салтан".

В 1920 г. Рерих принял предложение Чикагского университета об организации выставки. В США он пробыл три года, встречался там с художником Рокуэллом Кентом, ученым Альбертом Эйнштейном, русскими композиторами С. Рахманиновым и С. Прокофьевым.

В эти годы он проявил свой талант как организатор Художественного университета, международного художественного центра " Венец мира", цель которого - культурное сотрудничество народов мира. В эти же годы создается Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке.

Но давней мечтой Н.К.Рериха был Восток. Еще в Лондоне он познакомился с индийским поэтом и философом Рабиндранатом Тагором, который в те годы получил международную премию. Тагор настойчиво приглашал его в Индию, но тогда не было у Н.К. Рериха достаточных средств.

Начиная с 1923 г., в течение пяти лет, Н.К. Рерих и Е.Н. Рерих вместе с сыновьями предпринимают большое путешествие по Индии и Центральной Азии, в Тибет, Китай, на Алтай, в Монголию. За эти годы были написаны около 500 картин, исследованы памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы. Рерих создает образы проповедников вечных норм нравственности - Будды, Кришны, Магомета, Франциска Ассизского и Сергия Радонежского, философов Конфуция и Лао-цзы, цикл картин " Твердыни Тибета". Именно в эти годы были заложены основы его учения о культуре.

В 1928 г., в долине Кулу в Индии, он организует Гималайский институт научных исследований - " Урусвати". Это место становится постоянным для всей семьи.

В 1926 г. он был в Москве, встречался с Г.В. Чичериным и А.В. Луначарским, подарил России несколько своих картин, но затем продолжил путешествие по Азии. В эти годы им была написана книга " Сердце Азии", в которой он представил путь своей экспедиции вместе с женой и детьми через 35 горных перевалов, сумел прикоснуться к тайнам Шамбалы, проникнуть в пророчества и легенды, идущие из незапамятной древности.

В Индии, в долине Кулу, умер Н.К.Рерих и на месте кремации установлен памятник с надписью: " 13 декабря 1947 г. здесь было предано огню тело великого русского друга Индии Махариши Николая Рериха. ОМ RAM" (Да будет мир).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь