Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гуманистическая сущность культуры



 

О Шамбале было известно из тибетского манускрипта, переведенного профессором Грюнведелем, под названием " Путь в Шамбалу". Книга написана Таши -Ламой Третьим, духовным вождем Тибета. Шамбала - буддийское наименование места пребывания в Гималаях, на границе Индии и Непала, общины великих Махатм. Этим понятием обозначают в индийской философии душу мира, а также называют Махатмами наиболее духовно развитых Учителей - Гуру, способных к высшему познанию. Есть и еще одно толкование термина Шамбала - как будущей эпохи духовности, культуры, разума и мировой общины. В ней воплощены мечты о Земном Рае, будущем всеобщем братстве. Вход в эту священную страну известен лишь немногим избранным. Но вся мудрость, вся слава, весь свет мира культуры собраны там. ее населяют мудрые Махатмы, они управляют миром с помощью волевых усилий, телепатии, применения магнитных токов и различных лучей. В понятии Шамбалы выражено представление о новой эре могучих энергий, которыми может овладеть человек. Это относится к наступлению века Агни - космического Огня, который создаст новые условия жизни. Таково было пророческое предсказание. " Нужно учиться организации психической энергии", - учит Агни Йога. Психическая энергия обладает огромной, но непознанной силой, поэтому и используется лишь частично. " Она заложена во всей природе и особенно выражена в человеке. Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения - научить человечество обращаться с этим сокровищем" [178].

Человечество с трудом воспринимает новые явления. Вспомним, как совсем недавно считали электрический свет опасным для зрения, а телефон для уха. В этом проявляется инерция сознания. Шамбала объединяет Восток и Запад, Север и Юг в едином порыве взаимопонимания народов во имя культуры. " Мировое единение", взаимное понимание - эти принципы создадут искренний и общий язык. " Учение Шамбалы, - пишет Н.К. Рерих, - чрезвычайно жизненно. Не мечты, но самые практические советы даются в этом учении с Гималаев".[179] Нельзя довериться упрощенному пониманию Шамбалы, поиску точного места на географической карте. Это пути благословения, неустанного труда и подвига духа, любви и веры, надежды и радости, которые откроют Врата новой жизни. В последние годы философско-культурологические труды Н.К. Рериха, прежде изданные лишь за рубежом на многих языках мира, вернулись в Россию: " Учение Живой Этики" (в 3 т., СПб., 1993-1994), " О вечном" (М., 1991), " Нерушимое" (Рига, 1991), " Твердыня Пламенная" (Рига, 1991), " Врата в будущее" (Рига, 1991), " Священный дозор" (Рига, 1991) и ряд других публикаций. Очевидно, скоро должно быть издано Собрание сочинений Н.К. Рериха. Но уже и эти книги доставляют нам духовную радость познания и откровения.

Особенно большое напряжение интеллектуальных сил вызывает постижение глубинных смыслов " Учения Живой Этики". Оно изложено в форме афоризмов и откровений, на основе восточной философской мудрости и эзотерических озарений. В нем переданы наставления Великих Гуру о единстве Человека и Космоса, о скрытых возможностях психической энергии, о комплексе энергетических излучений, исходящих от всего земного (людей, событий, а также растений, животных, минералов), создающих ауру, своеобразную защитную оболочку Света от Тьмы, Добра от Зла. В " Живой Этике" Огонь символизирует основное качество психической энергии. С этим связано и другое название этого учения - Агни Йога.

Знание внутренних источников совершенствования духа укрепляет жизненные силы человека, расширяет его возможности, вселяет веру и надежду на обновление и исцеление от недугов, указывает путь обретения гармонии с собой и миром.

" Энергия мысли есть одно из самых высших проявлений всемирной энергии. Нельзя обособить мысль от основной энергии Мироздания. Именно мысль служит вечным двигателем основной энергии. Мысль порождает токи, которые являются возбудителями и как бы обновителями Вселенной. Так, когда говорю, что мыслящие существа принимают участие в мироздании, можно понять это прямо, не иносказательно. Но тем более накладывается ответственность на человека за качество мысли.

Добрая, сильная мысль даст и токи прекрасные, но злая посыплет землю мертвенными шлаками" [180]. Идеи легкокрылы, они обладают способностью " напитывать" пространство, и распространение полезных идей приносит искреннюю радость, вызывая сердечный трепет. Злые идеи и мысли могут произвести отравление атмосферы, нарушить защитный слой ауры. Такое напряжение вызывает эпидемии и телесные заболевания, каждый может ощутить физические недомогания. Но еще больше это отражается на общественных потрясениях. Зараза одолевает человека не только по причине предрасположенности его к определенной болезни, но и от потери равновесия. Единение и согласие будут лучшей профилактикой, и опасные часы могут миновать без вреда. Неуравновешенный путник не пройдет по опасной тропинке. Он будет подвержен ужасам и продолжит свой путь при великом безумии. Человек и сам себя поразит и заразит окружающих. Такие периоды не раз бывали. Надо их знать и собрать всю силу равновесия. " Самая грозная буря не может продолжаться вечно", - утверждает Агни Йога.

Настроения, помыслы обладают способностью закрепляться в пространстве. Стоит человеку воскликнуть " я несчастен! " и он немедленно умножает свои бедствия, будто магнитом притягивая к себе злые силы. Даже имя может звучать как удар молота, и тогда для охраны равновесия следует не упоминать его напрасно. Каждая человеческая мысль не исчезает в пространстве, но различие велико между мыслями, вылетевшими без определенного назначения, и мыслью, посланной с целью. Проклятья, заклинания, заговоры могут усиливать воздействие и даже приводить к гибельным последствиям. Поэтому так опасны ругань, злословие, сквернословие, кощунства, они " пачкают" человека и все вокруг него.

Мысль можно назвать " поглотительницей времени". Человек, погруженный в свои занятия, часто не замечает Время, он продлевает свою жизнь. " Явление мысли есть лучший очиститель организма" [181]. Тот, кто ведет уравновешенную мыслительную жизнь способствует собственному долголетию. Сила людей связана с радостью, восторгом, восхищением. Радость - это особая мудрость, ее нужно создавать, замечать и распознавать. " Унылые люди затемняются бедами и горестями. В этом мрачном покрове они не могут увидеть радость. Через сеть печали люди слепнут и теряют силы. Не могут они помочь себе. Не допускают Нашу помощь, ибо уныние и раздражение являются непроходимыми. Точно никто и никогда не сказал людям о вреде уныния»[182].

Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости, темные помыслы лишили источника силы. Слепцы уныния - жалкие люди. Радость служит притоку мощи. Когда мы говорим - радость спешит, она действительно приближается. " Умейте призвать радость. Кроме всех Муз, есть и Муза радости. Призвать эту покровительницу можно лишь словами и мыслями прекрасными. Не вздумайте угрожать ей и требовать, она приходит путем прекрасным" [183], - учит Агни Йога. Можно видеть отличия радости - лица приобретают иное выражение, они " светятся", " пылают", излучают счастье, блаженство. Действенность энергии возрастает от усиления чувства любви. Таковы лишь некоторые жизненные наставления учения Агни Йога.

Есть одно важное обстоятельство, о котором необходимо упомянуть. Дело в том, что Н.К. Рерих и Е.И. Рерих не называли себя авторами " Живой Этики", считая, что они являются проводниками и передатчиками Учения Махатм. Следует подчеркнуть: это не означает, что названные труды были написаны " под диктовку" свыше как явление медиумизма. Это было результатом их совместной работы над текстами духовно-философского наследия Востока, но изложенных в новой форме.

Первая книга " Живой Этики" - " Зов" вышла в 1924 г., вторая - " Озарение" - в 1925. Они объединены общим названием " Листы сада Мории", их отличает особый литературный стиль: иногда это притчи, иногда " белые стихи", иногда молитвы, афоризмы, напутствия. Начало датировано 1920-1921 гг., и затем следуют почти ежедневные даты, напоминающие запись особо важных мыслей в дневнике. Можно их сравнить с беседами Учителя с Учеником, с передачей диалога мудрого наставника и последователя. Но это не обычный внешний диалог в форме " вопрос-ответ", а некий внутренний " праздник духа", требующий углубленного размышления. Поэтому столь непривычно и затруднительно чтение этих книг, требующих не просто " скольжения глазами", а сосредоточенного усилия, своеобразного мысленного " вживания" в текст и тогда непонятное сегодня станет понятным завтра.

Главный призыв " Живой Этики" состоит в обращении к развитию духовных возможностей человека, которые могут стать катализатором спасительного Возрождения Культуры, поддержания Мира и Согласия.

 

Мир через культуру

 

Н.К. Рерих много размышляет о Культуре, охране культурных сокровищ, высоком духовном предназначении искусства, о культурном сотрудничестве народов, о величии Пантеона Русской культуры.

Культура строится на фундаменте неограниченного познания, просвещенного труда, неустанного творчества и благородной жизни. На вершине культуры - подлинная, самоотверженная любовь к человечеству и отечеству, к природе и каждой личности как высшей ценности.

" Мир через культуру" - таков девиз, провозглашенный Н.К. Рерихом, ставший основой его культурологической концепции. В этом сочетании " Мир" и " Культура" не случайно написаны с большой буквы. Их роднит единство, нерасторжимость существования, взаимная необходимость для будущего и настоящего, общность гуманистических идеалов. " Жизнь преображается подвигами Культуры. Трудны они во времена узкого материализма, но, тем не менее, мы знаем, что лишь эти подвиги составляют двигательную силу человечества", [184] - писал Н.К.Рерих.

Из многочисленных определений культуры он выбирает те, которые в наибольшей степени соответствуют его гуманистическому мировоззрению: " Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание Жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце", [185] - пишет Н.К. Рерих.

Восхождение духа - главное предназначение культуры. Именно она способствует духовному изменению человека и общества, освобождению от пороков невежества, злобы, зависти, мстительности, нетерпимости. Культура содействует " осветлению" жизни, утверждает взаимопонимание между людьми, ведет к взаимному обогащению народов на основе обмена культурными ценностями. Культура укрепляет благородство духа, охраняет достоинство личности от унижения и несправедливости, раскрывает богатство и неповторимость индивидуальности.

Необходимо всемерно укреплять в общественном сознании традицию почитания культуры, ибо в самом ее значении содержится широкий синтез усилий человечества, сотрудничества и солидарности в борьбе за прогрессивные идеалы. " Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна", 1[186] - писал Н.К.Рерих. Движение за культуру должно приобрести широкий общественный размах, вызвать сочувствие и поддержку у всех слоев населения, преодолеть ограниченность национализма и узкого практицизма. Предстоят две работы: просветительская и охранительная - утверждает Н.К. Рерих. Кружки, общества, организации должны предостеречь от опошления движение за культуру, чтобы драгоценное понятие Культуры не попало в число модных заголовков. Это демократическое движение может столкнуться с немалыми трудностями: " нельзя", " не вовремя", " невозможно", " об искусстве ли думать" - таковы возражения, которые прежде и теперь звучат довольно часто. Н.К. Рерих отвечал на них страстно и убежденно: " Да, да, именно об Искусстве и Культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий" [187]. Нельзя откладывать строителю его замыслы, пока не соберутся все средства для их осуществления. Нужно помнить, что средства растут вместе с процессом созидания. В развитии культуры особенно опасны неподвижность, застой, стагнация, которые становятся предвестниками разложения и распада. Именно поэтому в развитии культуры так необходим новый прилив энергии, инициативы, творчества.

Н.К. Рерих с большим почтением относился к благородной деятельности работников культуры. Он не только считал их просветителями народа, но и активными борцами против невежества, пороков, социальных недугов и болезней общества. Труд работника культуры подобен работе врача, ибо он заботится о духовном оздоровлении жизни, борется со старыми эпидемиями и распознает симптомы новых несчастий: " Терпим ко всем, для каждого имеет ободряющее слово, открыт сердцем ко всему, где его опыт и знания могут быть полезны. Культура как символ света направлена против тьмы, жестокости, насилия. Пароксизмы невежества, прежде всего, устремлены на самое высокое: оно приветствует безграмотность, оно улыбается порнографии, оно восхищается всякой пошлостью и подлостью»[188].

Особенно непримиримо Рерих относится к грубости и жестокости, которые могут порождать в молодых поколениях черствость, безразличие к бедам другого человека, проникать во все поры общественной жизни. К сожалению, привычка к грубости, сквернословию, кощунству и варварскому отношению к ценностям культуры получила довольно широкое распространение. Грубость в воспитании должна быть осуждена, ибо она поддерживает осквернителей общественной морали, памятников культуры и не дает никаких полезных результатов. Культура не выносит зла и злонамеренных действий, они разрушают дух благородства и милосердия, ей присущие.

Идеи Н.К. Рериха о гуманистической направленности культуры органично соединялись с необходимостью создания Пакта об охране культурных ценностей. Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный документ, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение на благородных идеях о сохранении истинных ценностей всего человечества, подчеркивал Н.К. Рерих.

Предложение Н.К. Рериха о создании Пакта получило широкую поддержку в различных странах. Юридические основы этого документа разрабатывались доктором международного права и политических наук Парижского университета Г.Г.Шклявером совместно с профессором Ж. Праделем, членом Гаагского мирного суда. В 1930 г. проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций и был одобрен Международной комиссией интеллектуального сотрудничества. Важнейшим условием для реализации Пакта об охране ценностей культуры является предотвращение войны, мирное сотрудничество между всеми странами. В обращении к народам мира в 1930 г. Н.К. Рерих писал: " Многообразно устремляется человечество к миру. Каждый в сердце своем познает, что это сознательное действо выражает Новую Эру. Неуместно звучат суждения о предпочтении известному типу пуль, или конвенции, определяющие, что ближе к Мировому Единению - один или два броненосца с дальнобойными орудиями. Но факт все же остается, что пушки хотя бы одного из избранных броненосцев могут также уничтожить величайшие сокровища искусства и науки, как и целый флот... Против этих заблуждений и невежества мы должны принять немедленные меры" [189]. Не надо много слов, чтобы понять, насколько современно звучит этот призыв.

Борьба за всеобщее разоружение, против опасности термоядерной войны подтверждает необходимость объединения усилий человечества в борьбе за мир.

Идея Пакта об охране ценностей культуры возникла у Н.К. Рериха еще в 1903 г., когда он выступил с докладом в Обществе русских архитекторов в Петербурге. Обыкновенно у нас принято все валить на неумолимое время, а неумолимы " люди", - говорил он. " Тихими погромами" называл Н.К. Рерих невежественные реставрации, равнодушное отношение к памятникам культуры, общественную пассивность и безразличие к окружающей среде. " Погром страшен не только в шуме и свисте резни и пожаров, но еще хуже погром тихий, проходящий незаметно, уносящий за собой все то, чем люди живы" [190].

Символом Пакта об охране ценностей культуры стало Знамя Мира. Оно представляет собой развернутое белое полотнище, на котором изображено большое красное кольцо и внутри него посередине на белом фоне три красных круга. Существует немало толкований этой символики. В ней заложена идея исторической преемственности культурного наследия, передачи ценностей культуры от прошлого к настоящему и будущему. Связь времен осуществляется на основе культуры. Важнейшими ценностями культуры, определяющими духовно-нравственный прогресс человечества, являются Мир, Истина, Красота, Любовь.

Смысл человеческой жизни - в достижении гармонии, в стремлении к самосовершенствованию. Подобно Красному Кресту, который символизирует милосердие, сострадание, Пакт Рериха призван изменить отношение людей к ценностям культуры. Обращаясь к участникам первой конференции сторонников Пакта Мира в Брюгге, Н.К. Рерих писал: " Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Тоже и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасает драгоценные памятники, то все же оно постоянно напоминает о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя несет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества" [191].

История создания Организации Красного Креста была драматичной, а ее создатель - швейцарец доктор Дюнан был даже осужден. Теперь уже мало кто вспоминает об этих событиях. Если человечество признало Красный Крест для раненых и больных, то также признает оно и Знамя Мира как символ преуспевания и здоровья духа - утверждал Н.К. Рерих.

Пакт Мира поддержали выдающиеся деятели культуры Р.Тагор, С.Радхакришнан, Р.Роллан, Б.Шоу, Т.Манн, А.Эйнштейн, Г.Уэллс. Индийский писатель Рабиндранат Тагор писал Н.К.Рериху: " Я зорко следил за Вашей великой гуманистической работой во благо всех народов, для которых ваш Пакт Мира с его Знаменем для защиты всех культурных сокровищ будет исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Комиссией Лиги Наций по делам музеев, и я глубоко чувствую, что он будет иметь огромное последствие для культурного взаимопонимания народов”[192].

Пакт Мира заложил основы нового мышления, о котором так настойчиво и много говорят наши современники. Изменение сознания требует долгих и упорных усилий, оно не происходит так быстро, как хотелось бы. Существуют большие трудности в преодолении инерции, старых стереотипов, шаблонных схем, косности и консерватизма. Но новое, прогрессивное мышление, основанное на преодолении антагонизма во имя Мира на Земле, несомненно, служит будущему. Этому содействует творческое наследие Н.К. Рериха, ибо оно призывает к гуманистическим идеалам, объединяющим общечеловеческие интересы.

Н.К. Рерих интуитивно предугадал необходимость тех перемен, которые происходят сегодня во всем мире. Он писал о возрастании роли культуры в духовном развитии человечества, показывая те отрицательные последствия, которые могут возникнуть в обществе, пренебрегающем духовными ценностями и культурным наследием. Он обращал внимание на единство Земли и Космоса, предупреждал об опасности экологического кризиса, разрыва гармонических отношений с природой. Н.К. Рерих верил в безграничные возможности творческого развития человека, развития его способностей, увеличения потенциала психической энергии, раздвигающей представления о пределах человеческих возможностей.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь