Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Природная основа мировых цивилизаций



Следующий раздел в культурологической концепции Л. И. Мечникова связан с обоснованием роли географической среды в истории цивилизаций. Эта область исследований стала развиваться сравнительно недавно. Среди наиболее известных ученых он отмечает К. Риттера, А. Гумбольдта, А. Гюйо, Н. Миклухо-Маклая, Ж. Мишле, Г. Бокля, Ф. Ратцеля. Определяя свою позицию, Л. И. Мечников подчеркивает, что он далек от географического фатализма, в котором нередко упрекает теорию о влиянии среды. " По моему мнению, — пишет он, — причину возникновения и характер первобытных учреждений и их последующей эволюции следует искать не в самой среде, а в соотношении между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности" 5.

К сожалению, продолжает Л. И. Мечников, поверхностный анализ способствовал созданию многочисленных телеологических фантазий и ошибочных обобщений. Он выделяет несколько направлений географического синтеза истории: астрономические, физико-географические, антрополого-расовые факторы, а также влияние растительного и животного мира на историю цивилизации. Уделяя должное внимание анализу каждого из них, он особенно резко относится к расовым теориям, считая их роль в объяснении истоков цивилизации мало аргументированными и ошибочными.

Зарождение человеческого общества и начало цивилизации уходят в глубину тысячелетий. Ученые до сих пор высказывают различные предположения относительно первичного очага цивилизации, послужившего фундаментом всемирной истории человеческого рода.

Л. И. Мечникову не были известны последующие находки и теоретические концепции, но он и не претендует на окончательное суждение. Кроме того, он вполне справедливо отмечает возможность существования более древних, чем уже известные, цивилизаций, памятники которых бесследно исчезли в силу неблагоприятных обстоятельств. К ним можно отнести непрочность строительных материалов, изменение климатических и иных географических условий, разрушавших поселение, отсутствие

традиций сооружать какие-либо величественные постройки. Поэтому вопрос о " первоначалах" цивилизации остается открытым.

 

Не менее остро обсуждается и другая проблема — о множестве очагов цивилизации. " Зажглись ли светочи цивилизации в одном месте, в одном общем очаге или же различные культуры и возникали и зародились независимо и отдельно друг от друга? " 6, — пишет Л. И. Мечников. А если было несколько первоначальных цивилизаций, то как хронологически последова­тельно они возникали, существовали ли между ними контакты и культурные связи? " Говоря вообще, вопрос о происхождении цивилизации на Земле один из самых темных" 7, — пишет Л. И. Мечников.

Он предлагает как одну из возможных гипотез свою теорию о зарождении цивилизации. Оставив в стороне вопрос о происхождении цивилизации, он разделяет историю на три последовательных периода или три фазиса развития цивилизации, которые протекали в своей собственной географической среде.

Роль водного пространства

Общим объединяющим признаком такой классификации мировых цивилизаций является водное пространство. Вода как символ жизни и энергии, движения и плодородия, благополучия и богатства, контактов и торговых путей становится центральной категорией.

Он называет исторические реки " великими воспитателями человечества", ибо они не только отличались мощностью объема своих вод, способствующих выживанию, но главным образом тем, что река-кормилица заставляла население соединять свои усилия в общей работе, учила солидарности, осуждала леность и эгоизм отдельного человека или небольшой группы, внушала чувство глу­бокого уважения к объекту общей заботы. С нею были связаны легенды и мифы, обычаи и обряды, ее населяли различные боже­ства и темные силы, открывающие свои тайны только избранным. Река была воплощением исторического прошлого, и с ней связы­валась надежда на будущее. Вся история человечества разделяется на три периода: речной, морской и океанический8.

I. Древние века, речной период.

Цивилизации, возникшие на берегах великих исторических рек: Египет в долине Нила; ассиро-вавилонская цивилизация на берегах Тигра и Евфрата, двух жизненных артерий Месопотамс-кой долины; индийская, или ведийская, культура в бассейнах Инда и Ганга; китайская цивилизация в долинах рек Хуанхэ и Янцзы.

В периоде речных цивилизаций различаются две эпохи:

а) эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII в. до нашей эры;

б) эпоха первоначальных междунаро дных сношений и сбли-жений народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся вступлением на истори­ческую арену пунических (финикийских) федераций около 800 г. до нашей эры.

П. Средние века, средиземноморский период. Он охватывает двадцать пять веков, начиная с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется на две эпохи:

а) эпоха Средиземного моря, в которую возникли и разви­лись культуры Финикии, Карфагена, Греции и Рима вплоть до Константина Великого;

б) эпоха морская, охватывающая весь период средних ве­ков, начиная со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягивается Черное море, а затем Балтийское.

III. Новое время, или период океанический.

Он характерен вначале для западноевропейских стран на побережье Атлантики.

Делится на две эпохи:

а) атлантическая эпоха от открытия Америки до момента " золотой лихорадки" в Калифорнии и на Аляске, широкого раз­вития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии;

б) всемирная эпоха, едва только зарождающаяся в наши дни. Такова схема развития цивилизаций, разработанная Л. И. Мечниковым. Ее отличает широта географического, терри­ториального и исторического диапазона, логическая стройность, оригинальность. Конечно, возможны и другие подходы, и Л. И. Мечников их не только не исключает, но даже и подталки­вает к поиску иной периодизации. Но сам как ученый отдает предпочтение данному методу анализа, и это вполне оправданно.

К сожалению, общий замысел не был доведен до конца, ру­копись осталась незаконченной. Ее очень бережно подготовил к печати известный географ Элизе Реклю, близкий друг Л. И. Меч­никова.

Достаточно подробно в книге освещена история четырех речных цивилизаций.

Египет представляет собой оазис в долине Нила. могучей реки протяженностью более 6 тыс. км, глубиной посреди фарва­тера от 5 до 12 м. Берега Нила весьма живописны: плавучие острова и островки, словно букеты папируса, поднимаются из волн и иногда перегораживают реку. Протекая по равнине с неболь­шим уклоном, Нил разветвляется на множество рукавов. В своем истоке Нил питается тропическими дождями и поэтому доста­точно могуч, чтобы не затеряться в болотистых зарослях и сыпучих песках. Плодородная почва Египта создается периоди­ческими разливами, намывающими ил.

Физико-географические особенности среды требовали от обитателей совместной и очень четкой организации. Было необ­ходимо поддерживать в реке постоянное русло, при помощи ирригационных каналов распределять ил на обширные простран­ства, устраивать поперечные плотины для задержания воды, укреплять берега дамбами и защищать поселения от наводнений, облегчать регулярный спад воды, предотвращая образование бо­лот, изобретать устройства для поливов и многое другое. Современные феллахи до сих пор пользуются особыми приспо­соблениями — шадуфами — для переноса воды на поля.

Во главе всей организации стояла династия фараонов, ко­торая вместе с жрецами и многочисленными чиновниками управляла жизнью страны. Резиденция фараонов, Мемфис, носи­ла также название " жилище божества", от которого, благодаря древнегреческим писателям, и появилось слово Ае@1р1о8. Два оп­ределяющих начала — среда и способность населения к организованной совместной работе — являются основными в раз­витии цивилизации. Эволюция египетской культуры на протяжении четырех тысячелетий дала миру памятники пирами­дального зодчества, великолепные скульптуры и фрески, летописи на папирусе, символику чисел, мастерство орнамента, религиоз­ные воззрения и ремесла.

Второй очаг цивилизации образовался в Междуречье. Ме­сопотамию называют " Страной двух рек", расположенной в долине Тигра и Евфрата, на севере и востоке ассиро-вавилонской равнины, отделенной цепью гор от прикавказской области и плос­когорий Ирана.

У этой древней цивилизации есть несколько названий: " Ме­сопотамия", " Ассиро-Вавилония", " Халдея". Часто ими пользуются, не устанавливая особых различий. Но в Библии их местоположение определяется более точно. Халдеей называют южную часть области от Вавилона, а Ассирией, или " Сирией двух рек", — северную часть страны, где главным городом была Ни­невия.

В этих местах теплый климат, плодородные почвы, здесь сажали виноградники и делали вино, хлебные злаки, произрас­тавшие в диком состоянии, впоследствии были использованы в хозяйстве, настоящие леса образовывали персиковые, абрикосо­вые, гранатовые, фиговые деревья, плодоносили миндаль, апельсины, вишня, груша. Их изображения можно встретить на древних миниатюрах и фресках. Эта страна была родиной мно­гих видов животных, прирученных человеком. Нередко ее называли Эдемом, или Земным Раем.

Область Вавилона была несколько иной. Здесь Тигр и Евф­рат не только сближались друг с другом, но и смешивали свои воды при помощи многочисленных каналов и рукавов, холмистая местность сменялась равнинной, низменной вплоть до Персидс­кого залива. Именно здесь проходила граница библейской страны Халдеи. Ассирия начинается за этими пределами.

Вся эта область была населена многочисленными племена­ми и народами, упоминаемыми в Библии и других источниках.

На севере Месопотамии обнаружены развалины дворцов царей Салманасара и Сеннахерима, в Халдее — многоэтажные обсерватории, в которых астрологи вычисляли периоды разлива рек и предсказывали будущее. Согласно библейскому преданию, именно в Нижней Хал­дее произошло " сотворение мира". Наиболее известным центром халдейской цивилизации был Вавилон.

К сожалению, строительные материалы, которыми пользо­вались в древности, не были достаточно прочны, чтобы выдержать испытание временем, как это произошло в Египте. Но обнару­женные археологами реликты говорят о высоком уровне цивилизации. На глиняных цилиндрах знаменитой библиотеки Сарданапала (или Ашшурбанапала) в Ниневии удалось отыскать образцы клинообразной письменности. Древним астрологам Хал­деи были известны десятичное счисление, зодиакальный круг и его деление на 360°, измерение пространства, представления о солнечном и лунном годах, установление недели из семи дней, вычисление разливов рек и предсказание наводнений.

В Нижней Халдее находилось особое государство, называ­емое в Библии Элам. В отличие от мирной земледельческой цивилизации Нижней Халдеи, Эламская страна (другое название — Сузиана), была необычайно воинственной, известной грабежами, набегами и разрушениями. Различные глиняные таблички содер­жат сообщения о кровавых расправах, а барельефы, найденные в Месопотамии, представляют сцены жестоких пыток, распятия на кресте, сжигания в печи и других мучений, наводивших ужас и страх. История Элама и соседних с ним стран еще недостаточно известна, чтобы судить о ней только по фактам жестокости и за­воеваний. Но эта кровавая оргия научила народы необходимости соединять свои силы в борьбе с угнетением. " Среди всех неевро­пейских цивилизаций только одна древняя халдейская культура под владычеством македонцев и селевкидов пережила средизем­номорский период цивилизации, с тем чтобы вступить в лице Арабского халифата в великий океанический период истории" 9, — заключает Л. И. Мечников.

В долинах Инда и Ганга расположена загадочная и таин­ственная древняя цивилизация — Индия. Она внесла в мировую культуру древнейшие ведийские гим­ны, эпические поэмы " Рамаяна" и " Махабхарата", законы Ману — принципы социальной справедливости и мудрости, кастовое уст­ройство общества, буддийскую религию. Л. И. Мечников сравнивает Индию со спящей красавицей, подчиняющейся своей судьбе с пассивностью и безразличием, будто загипнотизированной.

В священных гимнах Ригведы говорится о высокой культу­ре древних индусов. Они были знакомы с земледелием и ремеслами, среди них было немало кузнецов, каменщиков, гор­шечников, ткачей и ювелиров, известных своим мастерством. Они были богаты и горды, умели делать колесницы, вооружаться ме­чами и стрелами. В древнеиндусском семейном праве жена главы дома всегда была равноправной, женщина и мужчина вместе мог­ли выполнять священные обязанности, а семья основывалась на любви.

В течение долгих веков арийцы Пенджаба поклонялись толь­ко Агни — богу домашнего очага, и Соме — опьяняющему напитку, а в гимнах Ригведы прославляется Любовь как источник мудрости. Цивилизация Индии была результатом коллективных усилий многих племен и народов, обитавших в долинах Инда и Ганга. Необходимость сотрудничества усиливалась неблагопри­ятными природными условиями: губительными ветрами и циклонами, проливными дождями и засухами, ядовитыми испа­рениями и свирепыми животными. " Пожалуй, — пишет Л. И. Мечников, — ни в одной стране человек не чувствует себя так во власти природы, как в Индии. Никакая другая страна не в состоянии дать такое ясное понятие, что жизнь и смерть, добро и зло — это два цветка на одном и том же стебле" 10.

Китай, или Небесная империя, принадлежит к числу вели­ких речных очагов цивилизации на берегах Хуанхэ и Янцзы. Философские системы Конфуция и Лао-цзы, иероглифическое письмо и фарфор, чай и шелк, земледелие и рыболовство, " де­сять тысяч церемоний", регламентирующих общественную и личную жизнь, идея божественного происхождения власти — таковы лишь некоторые черты этой культуры. Эпитет " отец на­рода", применяемый к императору, уподобляет устройство государства большой семье, где глава мудро заботится о подчи­ненных, их благополучии и здоровье.

Лабиринт каналов, множество плотин и дамб, плодородный желтозем способствовали развитию высокой культуры земледе­лия. Но содержание всех водных сооружений требовало семейной и общинной солидарности, дисциплины и трудолюбия.

Завершая краткий обзор культуры четырех великих речных цивилизаций, Л. И. Мечников отмечает, что он далек от утверж­дения идеи " речного фатализма", но исследование истории цивилизации убеждает в том, что солидарность и коллективный труд являются залогом успешного развития человечества.


Поделиться:



Популярное:

  1. V1: Основания для проведения экспертизы Организация и порядок проведения товарной экспертизы
  2. V2: Тема 7.1 Обзор строения головного мозга. Основание головного мозга. Выход черепных нервов (ЧН). Стадии развития. Продолговатый мозг, мост.
  3. А. ШВЕЙЦЕР: ГУМАННОСТЬ КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ
  4. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие и состав.
  5. Айкидо – это искусство внутренней гармонии и бесконфликтного харизматичного общения в жизни и в бизнесе, основанное на принципах айкидо.
  6. Аристотель как основатель научной этики. Труды Аристотеля о добродетелях.
  7. Бюджетирование на предприятиях туризма: назначение, методы обоснования бюджетов по направлениям.
  8. В неделю торжества Православия (Основа Православия в единомыслии; начало его – что всегда, всеми и всюду было исповедуемо; крепость и стойкость – в ведении истины)
  9. Вопрос 130. Виды трудовых договоров и основания их классификации.
  10. Вопрос 137. Правовая охрана заработной платы: ограничение оснований и пределов удержания. Порядок рассмотрения дел о взыскании задолженности по заработной плате.
  11. Вопрос 161. Порядок уплаты алиментов. Соглашение об уплате алиментов. Правовые последствия несвоевременной уплаты алиментов. Основания изменения размера алиментов. Освобождение от уплаты алиментов.
  12. Вопрос 186. Экспертиза в гражданском процессе. Основания и порядок назначения. Процессуальные права и обязанности экспертов. Дополнительная и повторная экспертиза.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь