Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальные институты культуры
Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т. е. институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом. Социальный институт не сводится к наличию организаций или учреждений. Институт всегда представляет собой ряд компонентов: а) некоторую внутренне слаженную систему функций, закрепленных предписаниями (нормами, уставами), оправдывающими данный институт и соотносящими его с другими сферами; б) материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института; в) носителей, вербуемых в соответствии с принципами, соотнесенными с целями данного института (служителей культа, представители различных слоев интеллигенции). Социальные институты организуют и координирует деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер. Политические, экономические, социокультурные институты придают процессам совместной жизни множества людей упорядоченность, устойчивость, стабильность, урегулируют общий порядок. Немаловажное значение при этом имеет то, на какие ценности, нормы, законы и образцы деятельности и поведения ориентируют они людей, участвующих в процессах, относящихся к их компетенции, т. е. в общем, как функционирует духовное производство. В современной науке принято выделять некоторые основные типы поддержания духовного производства, а также художественной культуры, существующие в разные эпохи: 1) государственный, подчиненный централизованному аппарату власти; 2) церковный, опирающийся на поддержку религиозного института; 3) меценатский, или патронажный, при котором знать и богачи содержали и одаривали поэтов, литераторов, музыкантов и архитекторов; 4) ремесленный, когда предмет прикладного или монументального искусства изготавливается на местный рынок или на заказ; 5) коммерческий, возникший уже в доиндустриальном обществе и связанный с рыночными отношениями; 6) самообеспечение культуры через самостоятельные институты (церковь, образование, творческие организации, индустрию культуры). Государство для культуры играет важную роль. Уже в силу обеспечения государством общесоциальных функций (поддержания порядка, защиты населения, регуляции важнейших систем функционирования общества) оно является важнейшей предпосылкой культуры, без чего общество оказывается во власти локальных сил и местных интересов. Государство выступает также как важный «заказчик» и «спонсор», поддерживая материально или через предоставление привилегий культурную деятельность. Однако ни сущность, ни динамика, ни судьбы государства не совпадают прямо с динамикой культуры, между ними обычны трения и конфликты, в которых государство может временно одерживать верх, но, обладая собственными потенциями, культура большей частью оказывается более долговечной. Проблема анализа институциональной культуры распадается на две части: анализ культуры института в целом и анализ профессиональной культуры работников, реализующих функции института. Институциональная культура есть совокупность знаний, ценностей, норм и образцов деятельности и общественного поведения социальных институтов, функционирующих в условиях данной культуры. Ее показателями выступают эффективность деятельности института, его легитимность, обусловливающая уровень доверия к институту со стороны множества людей, а также смыслообразующие ценности, регулирующие решение институтом проблемы соответствия целей его деятельности и средств, применяемых для их достижения (справедливость, гуманность, демократизм для современных условий). Итак, когда речь идет о поведении и деятельности института в целом, мы имеем в виду «совокупного человека», взаимодействующего с обществом, когда же говорим о профессиональной культуре, то имеется в виду культура «совокупного работника», «персонала» и т. д. В первом случае это социокультурный уровень функционирования института, во втором – его профессиональное качество, например техническая культура и т. д. Культуру как социальную, так и профессиональную можно оценивать по критерию соответствия стандартов и образцов деятельности и поведения, принятых в данном учреждении (институте), ценностям и нормам, обеспечивающим общественную жизнь в целом (например понятиям добра, справедливости, пользы, хорошего – плохого и т. д.). Несоответствие, отклонение от нормы может происходить по различным причинам, но главным являются следующие: либо тот или иной институт перестает удовлетворять возросшие, изменившиеся потребности людей в области компетенции учреждения, либо институт не способен отныне выполнять свои функции ввиду изменившихся общественных условий (недостатка материальных средств, оттока квалифицированных кадров, ошибочного руководства, потери смысловых ориентиров и т. д.). Так, при нарушении закона соответствия цели и средств со стороны института могут возникнуть весьма серьезные противоречия между людьми, участвующими в социальных процессах, и институтами, регулирующими эти процессы, либо институт изжил себя функционально (т. е. выполнил какие-то конкретно-исторические задачи и обречен на отмирание). Одно из основных требований общества к сознательно созданным институтам – деперсонализация, обезличенность, стандартизованность ролей, статусов и официальных отношений. И это, естественно, люди как бы текут через институты, поскольку они смертны, а институты в любом случае функционируют дольше их, иногда – тысячелетия. Институциональная культура типологизируется по тем же основаниям, что и сами институты: политическим институтам соответствует политическая культура, экономическим – экономическая, семье – семейная и т. д. Необходимыми составляющими этих крупных видов культур являются профессиональные культуры, такие как военная, правовая, педагогическая, управленческая и т. д. Культура в социальной системе призвана обеспечить эффективность взаимодействия людей. Всякая организация, как известно, имеет двойственную структуру отношений: официальную и неофициальную сферы с требованиями, образцами трудового поведения и деятельности человека, обусловленных в целом общей технологической и профессиональной культурой работников – членов организации. Официальные отношения, развертывающиеся «по горизонтали», призваны координировать усилия множества работников. Они и называются координационными отношениями – это поле ролей профессионально-должностного характера. Отношения, строящиеся «по вертикали», – это упорядоченное взаимодействие статусов и присущих им уровней престижности, официальной авторитетности должностных лиц. Каркас официальных отношений строится и поддерживается властью, легитимируется, либо доброй волей участников организации (в случае избрания лиц, несущих властные полномочия), либо волей вышестоящей организации. Любая организация всегда вынуждена культивировать те ценности, нормы, правила и образцы трудового поведения, которые, как полагают организаторы, с одной стороны, обеспечивают необходимый уровень производительности труда, с другой – уменьшают социальную напряженность в коллективе, ориентируют людей на эффективное взаимодействие ради достижения общей цели организации. Официальная сфера есть в то же время совокупность рабочих мест (в производственной организации), т. е. конкретных мест индивидов в системе организованных отношений, вытекающих из разделения и распределения труда при совместной деятельности. Люди распределяется по этим «ячейкам» согласно своей профессиональной подготовленности, квалификации и индивидуализируют их. Вместе с тем эти рабочие места являются, во-первых, точкой интеграции общественных, коллективных и личных интересов, во-вторых – местом проявления и развертывания способностей и профессиональной культуры людей, в-третьих – полем реализации их индивидуальной общей культуры. Между людьми, закрепленными за этими местами труда различными материальными (заработком, премией, привилегиями), духовными (смыслом и назначение трудовых или политических усилий), социальными (статус, престиж, санкции поощрительного или наказующего характера) средствами, возникают функциональные, т. е. официальные отношения. Эти отношения сопровождаются образованием функциональных, ролевых ожиданий-требований по отношению к каждому человеку, занимающему тот или иной пост, рабочее место. Технологические требования расписываются в разного рода инструкциях, социально-психологические возникают в процессе совместной деятельности. Так, в функциональном плане от рабочего ждут и требуют одного, от директора – другого вклада в общее дело и т. д. «Неформальная», межличностная сфера отношений возникает между людьми как индивидуальностями. Люди взаимодействуя продолжительное время в рамках официальных, функциональных отношений, не могут оставаться безразличными по отношению друг к другу. Развиваются симпатии и антипатии, взаимные предпочтения и отвержения, т. е. возникают и появляются различные виды обращения людей друг с другом. В отличие от официальных отношений, сеть таких отношений складывается в зависимости от индивидуальных способностей и культуры членов организации, уровней их социальной зрелости, их жизненных позиций, чувств и даже вкусов. Если выполнение человеком своих трудовых функций дает ему возможность получить от общества материальные, социальные и духовные блага в обмен на свой труд, удовлетворить свою потребность в достижении того или иного общественного положения, обеспечивающего определенное официальное уважение, авторитетность, то исполнение межличностных ролей предоставляет человеку возможность удовлетворять потребности в общении, проявлять интимные чувства, достигать уважения своей личности среди своих коллег. Важность удовлетворения этой группы потребностей видна из следующего: человек может добиться высокого общественного положения своей работой, реализовать себя в этой области, но будет страдать от внутреннего одиночества, если он не будет «принят» в кругу людей, непосредственно окружающих его. Итак, необходимость согласования официальных и межличностных отношений, среди которых основой и ориентиром являются отношения официальные, вытекает из задачи достижения эффективной деятельности множества людей, объединенных в организацию. Если удается этого достичь в каком-либо коллективе, то это характеризует высокий уровень культуры организации. В современном обществе возникают различные культурные учреждения и организации, которые можно классифицировать по функциональному признаку: а) ряд социальных институтов предназначен для осуществления духовного производства (издательства, киностудии, театры, любительские творческие объединения, кружки, народные творческие коллективы и т. д.); б) другие институты используются для распространения культуры (кинотеатры, лектории, концертные и гастрольные объединения и т. д.). Эти функции являются главными и для таких институтов, как университеты, школы, библиотеки, музеи; в) в системе культуры имеются также особые учреждения, организующие и планирующие культурную деятельность, осуществляющие управление культурным процессом (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения и т. д.). К ним примыкает и такой специфический социальный институт, как научная и художественная критика, которая оказывает влияние на деятельность людей, осуществляющих духовное производство, а также на потребление культурных ценностей широкими массами народа, формируя в известной мере их эстетический вкус, воспитывая высокие духовные потребности. Данное деление учреждений культуры, конечно, относительно: учреждения культуры чаще всего полифункциональны, осуществляют одновременно и производство, и распространение ценностей культуры. Особую роль в этом процессе занимает образование. Образование и подготовка кадров необходимыдля каждой сферы деятельности – от хозяйственной до военной. Однако во всех своих вариантах образование в той или иной степени смыкается с культурой или составляет ее органическую часть. Образование можно в общем определить как процесс, систему и институт, обеспечивающие усвоение знаний, ориентации и опыта, накопленного в обществе. Образование носит многообразный характер: от домашнего научения ребенка чтению до самообразования через чтение книг и путешествия. Однако его наиболее существенным компонентом является социальный институт, создаваемый системой образования, различными учебными заведениями. Конечно, содержание и состояние образования во многом зависят от социально-экономической обустроенности общества. Однако и социокультурные факторы тоже составляют его важнейшую детерминанту. Именно поэтому образование способно в той или иной степени прямо или косвенно втягивать в свою орбиту все классы и социальные группы, оказывать существенное влияние на все стороны духовной жизни. Главным образом через систему образования происходит проникновение научных теорий и художественных ценностей в сознание масс. С другой стороны, воздействие массового сознания на высокую культуру тем эффективнее, чем просвещеннее массы, чем больше элементов научного миропонимания вошло в их обыденное сознание. Иначе говоря, школа (от начальной до высшей) представляет собой основное связующее звено между различными уровнями духовной жизни общества. Однако культура всегда была слишком ответственным, сложным и общезначимым делом, чтобы оно могло оставаться уделом только социальных групп, погруженных только в свои специфические сферы деятельности. Поэтому уже на ранних этапах истории выделяются специалисты, которые могли накапливать мудрость и сосредоточивать в себе недоступные остальным членам коллектива духовную силу, опыт, знания. На более продвинутом уровне, в усложнившихся условиях существование культуры поддерживается деятельностью интеллигенции. Характер интеллигенции во многом отличается в зависимости от социокультурного типа данного общества, роли государства и степени самостоятельности светской культуры. Тем не менее в ее деятельности можно выделить то общее, что в той или иной степени присутствует в каждом развитом обществе. Именно интеллигенция осуществляет основные функции по обеспечению духовного производства, включая творческое создание новых идей, образов, норм, знаний, которые становятся затем достоянием общества. Следует выделить три основные функции интеллигенции, в соответствии с которыми ее можно разделить на три группы: 1. Хранение и трансляция, упорядочивание и распространение культурных ресурсов, удержание норм и ценностей, исторической памяти. Без обеспечения такой функции невозможно ни сохранение общества, ни его адаптация к изменяющимся условиям. Именно она ложится на плечи самой многочисленной группы интеллигенции: учителей, библиотечных и музейных работников, редакторов, реставраторов, работников системы просвещения, программистов и т. д. Их роль в общем процессе культурной жизни может быть обыденной и почти безымянной, но именно благодаря их постоянной работе общество обеспечивается культурой. 2. Инновация как творческий процесс выработки новых идей, образов, моделей действий, политических и социальных программ. Отличительная особенность носителей этого типа функций – высокая степень индивидуализации, т. к. инновации большей частью являются результатом творческих усилий отдельных личностей или малых групп коллективов. Однако именно по степени способности общества к принятию нового следует оценивать его развитость. Новаторская духовная деятельность – процесс мало управляемый, во многом зависящий от субъективных личностных факторов и от духовной атмосферы в обществе, степени динамичности его культуры и от восприимчивости общества к инновациям. Поэтому всякое развитое общество поддерживает те специфические институты – фонды, центры, академии, – в которых создается благоприятная среда для вызревания творческих открытий и изобретений. Важной функцией этих центров является не только материальная поддержка творчества, которая зачастую бывает недостаточной, но и признание со стороны коллег (соратников и соперников), распределение авторитета, что в какой-то степени компенсирует все остальное. Произвольное вмешательство и подавление таких внутренних механизмов самооценки может привести к ослаблению творческой атмосферы, снижению духовного потенциала. 3. Однако между творческой элитой и обществом существует неизбежный разрыв, дистанция, преодоление которой необходимо для признания нового открытия, акта духовного творчества. Для того чтобы результаты инновации были переданы для общего пользования, они должны быть санкционированы, одобрены и интерпретированы другой группой, осуществляющей критику, т. е. анализ и отбор наиболее важного и достойного. Критика должна соотнести новое с имеющимся духовным наследием, согласовать со сложившейся духовной жизнью. Кроме того, критика должна соотнести новое с признанными ценностями и представлениями, с музеем, университетом и школой, с существующими взглядами и представлениями. Критика по самой сути апеллирует к авторитетам, образцам, именам, вкусам, признаваемым в данной профессиональной среде и различных сферах общественной жизни. Именно критика «возводит пантеон» классиков прошлого и настоящего, без которых невозможно отделить высокое от заурядного, оригинальное произведение от эпигонских или тривиальных работ. Вместе с тем популяризаторская работа призвана растолковать «высокоумные» и сложные произведения и открытия, донести их до массового читателя, публики, до широких слоев населения. Вопросы для самопроверки: 1. Охарактеризуйте материальную культуру и материальное производство. 2. Основные сферы духовной культуры. 3. Приведите примеры духовных и материальных артефактов. 4. Дайте характеристику человека как особого класса артефактов. 5. Что является структурными компонентами современной духовной деятельности человека? 6. В чём проявляется регулятивная роль культуры? 7. Духовные ценности и их классификация. 8. Символ, знак в культуре. 9. Язык как универсальное средство коммуникации. 10. Охарактеризуйте основные функции культуры. 11. Современная профессиональная культура. 12. Назовите культурные учреждения и организации.
Ключевые слова: Морфология культуры. Материальная культура. Духовная культура. Культурные ценности. Язык. Знак. Символ. Коды культуры. Культурные нормы. Функции культуры. Учреждения культуры. Инкультурация. Социализация.
Темы докладов: 1. Основные представления о морфологии культуры 2. Материальная культура и материальное производство. 3. Сферы духовной культуры: наука, искусство, нравственность. 4. Культура как смысловой мир человека. 5. Человек как особый класс артефактов. 6. Культурные ценности и их классификация. 7. Основные коды культуры. 8. Символ, знак в культуре. 9. Язык как универсальное средство коммуникации. 10. Функции культуры: значение, характеристика. 11. Современные проблемы социализации. 12. Культурные учреждения и организации. ТЕМА 4. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР Цель: составить представление о типологизации как методе научного познания, методологическом принципе классификации культур. Изучить: основные типы культуры (исторический (глобальный и локальный), восточный и западный (этнический и национальный и др.), характеристику элитарной и массовой культуры; неконформные типы отношений молодежи к обществу. Дать характеристику профессиональной культуре. План Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы