Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность взаимодействия культур



 

В человеческой идентичности выделяются обыкновенно три уровня: человечество в целом, отдельная общность (расовая, на­циональная, классовая), личность. Словом «культура» объе­диняются самые различные группы людей – от весьма малочислен­ных (культуры племени) до миллиардных (культуры Запада). При этом объединяющими факторами с разной степенью значимости могут быть расово-этнические, языковые, хозяйственные, образа жизни, территории, общего менталитета и др. Ни один из них, взятый в отдельности, недостаточен для образования культурного единства и необязателен для его фактического осуществления.

Однако внутри этих структур и раз­вертываются основные сюжеты истории чело­веческого существования.

Абстрактных космополитов, из которых сла­гается всечеловечество, видимо, не существует. В действительности человечество состоит из наций, а нации составляются из пле­мен и семей. Народы-этно­сы, как правило, сами реализуют свои возможности. Как уже замечено, существует историческая грань, за которой этнографическая смесь превращается в нацию. Механизм этих процессов слабо изучен, но всегда виден результат, т. к. на мировой арене появляется новое действующее лицо.

Процесс этнического развития, от возникновения народа до его гибели, называется этногенезом. Этногенез – про­цесс исторический, т. е. имеющий начало и конец. Нет вечных этносов. На современной этнографической карте нанесены фран­цузы и немцы, великороссы и сикхи, которых не было в начале нашей эры, но на ней нет шумеров и египтян, гуннов и скифов, известных из истории.

Одна из современных точек зрения утверждает, что этногенез – процесс природный, в основе его лежат факторы, неподвластные человеку. Возникнове­ние новых этносов (взрывы этногенеза) происходит по причинам, до конца неизвестным, но выходящим за пределы человеческих возможностей. Концепция этногенеза, разработанная российским ученым Л. Гумилевым, исходит из признания ес­тественного неравенства людей по энергетике (пассионарности) и способностям. Это неравенство позволяет людям объединяться в сложные динамичные системы – этносы. Изменение состава и удель­ного веса в этносе разных качественных типов людей, протекаю­щее по определенным естественно-истори-ческим законам, состав­ляет природную основу этногенеза.

Этногенез – процесс, протекающий в общественной среде и подверженный воздействию человеческой воли и культуры. Невоз­можно предотвратить развитие этнической системы и ее конеч­ную гибель, но именно от человеческой воли, от социального вы­бора, от мировоззрения, господствующего в этносе, и формирую­щего систему ценностей и целей, и направляющего энергию этно­са, зависит, какие формы примет процесс развития народа.

Ведущую роль в процессе этногенеза, по мне­нию Л. Гумилева, играют пассионарии – люди, в силу особенностей своей психофизиологической конституции способные к избыточному выбросу биохимической энергии живого вещества во вне­шний мир. Пассионарии, в силу разбалансированности своей конституции, не способны «жить нормально» и стремятся изменить окружаю­щее (А. Македонский, Наполеон и др.) Когда пассионариев среди населения много, этническая сис­тема крепнет и народ идет от победы к победе. Когда же их число уменьшается и влияние на соплеменников ослабевает, в этносе верх берут представления обывателей («моя хата с краю») или субпассионариев («хоть день, да мой», «после нас хоть потоп», «где хорошо, там и родина»), и тогда никакая культура, техника и экономическая мощь на спасут нацию от гибели (Великий Рим и т. п.).

Очевидно, что существуют естественно-исторические общественные системы, способные к самоорганизации. Вы­делим наиболее очерченные из них, широко употребляемые как понятия в науке, так и на бытовом уровне: расово-эт­ническая культурная общность; национально-культурная общность; регионально-историческая культурная общность; культурная ди­хотомия «Восток и Запад»; мировая культура. Каждый феномен, скрывающийся за этими понятиями, является сложным, системным образованием, обладает собственной историей саморазвития. Кроме того, они были, есть и остаются полем на­пряженного теоретического и идеологического противоборства.

Понятие «раса» достаточно сложно и неоднозначно. Расово-этни-ческие культурные общности изначально имеют би­ологическую природу и являются самыми древними, восходящими к доис­торическим временам, хотя до сих пор участвующими в культурном процессе. В их основе лежат общие наследственные пси­хофизиологические особенности людей, связанных единством проис­хождения, а на ранних этапах и определенной областью обитания. В мире наиболее отчетливо по внешнему виду выделяются три основ­ные расовые группы: европеоидная, негроидная и монголоидная, ко­торые принято называть «большими» расами. Определен­ная расово-духовная солидарность так или иначе, часто подсознатель­но, всегда объединяет людей с одним разрезом глаз и одним цветом кожи.

Однако главными субъектами исто­рии в наше время являются не расы, а нации, представляющие собой результат многовекового смешения крови самых различных этничес­ких групп и рас.

В отличие от расовой, этническая культурная общность менее всеобъемлюща и более определенна. Уже на начальных этапах существования слово «этнос» нео­днократно изменялось в своем значении: от биологической конста­тации идентичности ряда живых существ, обладающих схожими повадками стаи, роя, оно трансформировалось через достаточно индифферентную «группу» в «племя» и «народ» и окончательно, – в «люди». В период развития христианства, сохраняя греческую от­чужденность («люди, но не греки»), оно приобрело еще и религи­озную отчужденность «люди, но не такие, как мы – не такие, как нужно, как следует». Разноплановость понятия и определяемыхимявлений сохранилось и до сегодняшнего дня. Оно может включать в себя отдельное племя, небольшую народность, этнически единый на­род. Если понятие «раса» объединяет людей прежде всего «по крови» и связанному с этим внешнему виду, то этничес­кая общность в пределах той или иной расы имеет не только «кров­ную», но и культурно-бытовую причинность, хотя отличительным признаком здесь остается наследственно-биологический. Это отчет­ливо видно, например, когда мы вкладываем разное содержание в слова «русский» и «россиянин».

Этническая обусловленность чело­веческих общностей находит выражение прежде всего в определен­ном этническом самосознании и в таких недвусмысленных и ярких признаках культуры, как повседневный быт, фольклор, этикет, ха­рактер пищи, нравы и обычаи, домашняя утварь, одежда, жесты и т. п. При этом чем малочислен­нее и однороднее этнокультурная группа, тем настойчивее защища­ются перечисленные нами культурные элементы. На более высо­ком, национальном уровне это проявляется в острой реакции на угрозу своей духовной суверенности. Возможны и крайние формы такого подхода, такие как современный расизм, а также весьма важное для культурологии состояние этноса, – этноцентризм.

Этноцентризм – это свойство сознания определенной этнической общности (племени, народности, народа) воспринимать себя в качест­ве некоего образца, находящегося в центре земной вселенной. Другими словами, этноцентризм – это объединяющее народ чувство «мы» (или «на­ши») перед лицом враждебного ему мира.

Существующие ныне в науке концепции формирования нации и этническая терминология пред­ставляют собой длительный путь эволюции взглядов на эти проблемы. Одной из исходных идей следует считать понятие «духа народа», разработанное Гегелем. Он связывал нацию (этнос) с государством, именно в нем дух народа обрета­ет свое бытие.

В конце XIX в. распространился взгляд на нацию как накуль­турную общность, понимаемую более или менее широко. Ф. И. Нейман, один из основоположников этого подхода, определял на­цию как «значительную группу народонаселения, которая в ре­зультате высоких и самобытных культурных достижений... обрела высокую самобытную сущность, переходящую в обширных облас­тях от поколения к поколению». Позднее это выразил А. Фиркандт, написав, что основой любой общности является культура.

Оригинальная концепция нации принадлежит Сальвадору де Мадариаге (1932). Он считал, что национальное свое­образие культур не определяется ни историей, ни географией, ни языком. «Нация есть факт психологии... нация есть характер». Составить представление о национальном характе­ре можно, согласно Мадариаге, наблюдая поведение и спонтан­ные реакции людей, анализируя произведения национальных гениев, прослеживая историческую судь­бу народов. Нации, как считал профессор, возникли в Европе в Средние века. Но «дух национализма» стал политической силой лишь в XIX в. «Идея нации заменила народам идею Бога и воимя этой идеи они пожирают друг друга». Между тем, истинное поприще национального духа - это творчество культуры. «Восхитительное разнообразие» национальных характе­ров - благо для человечества. Нации, подобно личностям, дополняют друг друга. Каждая национальная культура - особый мир, историче ская «сверхличность», знакомство с которой необычайно поучительно, писал Мадариага.

Первые фундаментальные шаги в теории этноса в России свя­заны с работами русского этнографа С. М. Широкогорова. В отечественной науке вплоть до начала 60-х гг. ХХ в. официальным было объявлено сталинское понимание нации, основанное на схемати­ческом перечислении факторов, ее образующих: «Нация есть ис­торически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и пси­хического склада, проявляющегося в общности культуры». В дальнейшем начали формироваться два подхода в понимании сущности этнических процессов, отличных прежде всего по отношению к природному фактору этногенетических изменений.

Подчеркнем, что ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими национальность. Поэтому многие современные мыслители, развивая идеи Гегеля в понимании нации, делают акцент на наличии некоего чисто духовного, «иррационального» стержня, объединяющего всю национальную жизнь. По их мнению, будучи психологическим це­лым, своего рода «коллективной личностью», народ живет веками, сохраняя сознание своей индивидуальности на протяжении всего жизненного пути. Утеря этого сознания вызывает национальную смерть, а поддержание индивидуальности характеризует активную творчес­кую жизнь народа.

В отличие от понятий «этнос» и «нация», самостоятельное и фиксированное значение имеет ряд других этнологических терминов – национальные меньшинства, коренные и малочисленные на­роды. Они широко используются в средствах массовой информа­ции, публицистике и повседневной речи, но, к сожалению, их смысл часто путается.

Нацией становится только этнос, когда он добивается государственности (исключения крайне редки). Базовыми элементами этноса являются этнические группы, существенными чертами которых в первом приближении могут быть: самоназвание, единая идео­логия и историческая память, общие элементы культуры, отношение к территории-родине, чувство солидарности и др.

Этносы, – более устойчивое образование, чем нации. Следует акцентиро­вать внимание на том, что этнос и нации – это продукт естественноисторического развития, где важнейшим моментом является культурно-идеологическая активность «творческого меньшинства» (А. Тойнби), а естественные процессы выполняют подчиненную роль.

Таким образом, главный и основной «признак» нации, отличающий ее от простого этноса, – это наличие «наци­ональной идеи», идеального образца, совместно творимого, обсуждаемого, критически отрефлексированного и отстаиваемого проекта будущего, способного мобилизовать членов общества к совместным действиям, подвигу. Этот проект, сформированный идеологами нарождающейся нации, должен обладать притяга­тельностью и ценностью для всех составляющих нацию этносов и уметь выдержать свободную демократическую конкурен­цию с альтернативными идеями и проектами. Вокруг этих идей-проектов идет политическая и культурно-идеологическая борьба. Но не только у урн для голосования решается судьба нации. Каждый общественно значимый поступок индивида, всякое его трудовое, социально-групповое действие, принятое управленчес­кое решение утверждает либо отрицает тот или иной проект. Из такого рода поступков складывается общий совокупный выбор народа, конституирующий себя либо в самостоятельную и суве­ренную нацию, либо в часть другой нации.

В мировой науке, в отличие от доминирующего у нас в России понимания нации как этнической общности, имеется и другое мнение, где нация понимается как согражданство.

Итак, существует две концепции нации: террито­риальная и этническая. Согласно первой, нация является про­дуктом истории и определяется не объективными причинами, а желанием представителей различных народов жить вместе. Со­гласно второй, существует этническая группа, имеющая объек­тивные сходства (язык, культуру и даже, согласно некоторым идеологиям, человеческий расовый тип). Именно это обстоятель­ство дает право на принадлежность к нации.

Понятие «нация» не следует путать с понятием «народ», несмотря на то что оба слова нередко употребляются как синонимы.

Итак, мы проанализировали основные понятия, наиболее часто исполь­зуемые в анализе культурно-этнических процессов. В основе этих дефиниций, как правило, лежит особенная, уникальная культура. Поэтому в большинстве случаев их взаимодействие проходит по линии культур.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь