Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основания для выделения типов культур
Реально социокультурный мир выступает перед нами не как нечто однородное, а как богатое многообразие, множество, многовариантность самобытных, уникальных культурных единиц. Они существуют, порой не соприкасаясь, имеют свое пространство и свое время. Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура, нелегко. Существует несколько альтернативных теорий культуры. Наиболее популярные: · теория однолинейной эволюции, утверждающая, что все общества проходят одни и те же стадии культурного развития; · теория культурного релятивизма, исходящая из положения о том, что пути развития отдельных культур уникальны, и поэтому настаивающая на необходимости изучать прежде всего их индивидуальные черты; · теория многолинейной эволюции, допускающая, что некоторые типы культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями и т. п. Однако на современном уровне культурологического знания преобладают два варианта описания жизни культур. Дискуссия по вопросу о единстве мировой культуры, об общечеловеческой культуре еще не завершена. Однако в контексте наших рассуждений речь идет не о единой общечеловеческой культуре, а о наличии общих тенденций в многообразии культур. Культура в ее единстве и многообразии типов проявляет себя через культурные коды, вырабатываемые как способы ее самоорганизации. Основной код культуры обладает следующими характеристиками: во-первых, он универсален, а следовательно, работает в любом культурном типе и любом историческом времени; во-вторых, он самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры; в-третьих, он открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов, а также вторичных – по их связи со структурами социальных кодов. Существование основного культурного кода определяется тремя параметрами, по которым происходит самоорганизация культуры в природе. Это предметность, знаковость и идеальность, причем важно подчеркнуть их генетическую и онтологическую взаимосвязь. Обозначив основания для выделения культур, перейдем непосредственно к их типологии. С термином «тип» мы встречаемся неоднократно. Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от других. Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур, называется типологизацией. Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры, или типа. О высоких формах культуры мы можем говорить как об органических системах, выделяя их как основные, достаточно самостоятельные компоненты совокупной духовной регуляции общества. Однако наряду с высокой культурой, содержащей в себе некоторые общие для всего социального организма компоненты духовной жизни, существенное значение имеют и специализированные формы культуры, обслуживающие отдельные частные сферы деятельности. Для них типология осуществляется с помощью двух важнейших исходных логико-познавательных процедур. Во-первых, как и любая классификация, она опирается на выбор оснований критериев классификации. Причем в каждом конкретном случае построения типологии может выделяться либо одно основание, один основополагающий признак, по которому устанавливается общность культур, объединенных в один тип культуры, либо сразу несколько. Но важно, чтобы это были одни и те же основания, критерии нахождения общности для каждой культурной единицы, включенной в данное множество (тип культуры). Сами основания (критерии) как общезначимые характеристики для выделения разных множеств, типов культур, как мы уже писали, могут быть различными. В качестве критериев для выделения типов культур могут выступать ценностные ориентации, приоритетность тех или иных ценностей. Следует иметь в виду, что по одним признакам те или иные культурные единицы (самобытные культуры) могут оказаться включенными в один тип культуры, а по другим основаниям – в иной. Другой важной логико-познавательной процедурой, определяющей типологизацию культуры, является определение познавательных целей (задач) такого классификационного построения. Исследовательские задачи диктуют часто набор характеристик (признаков, критериев), которые выбираются в качестве основания данной классификации культуры. Поэтому оснований для решения задач может быть несколько, а значит, и критериев типологизации культур будет несколько. Можно назвать целый ряд критериев и оснований, по которым осуществляется типологизация культур. Каждая типология осуществляется с заданной целью, решает определенные познавательно-исследователь-ские задачи. Неоднозначность критериев и познавательных целей, на базе которых осуществляется типологизация культур, свидетельствует о том, что построить и дать одну единственную типологию культуры нельзя. Этим и объясняется то, что современное культурологическое знание представлено различными типологиями культур. Как уже отмечалось, наши знания о прошлом культуры питаются разными источниками. Исторический рубеж, отделяющий древнейший культурный мир от начала человеческой цивилизации, определяется появлением письменности. Это не значит, что культура дописьменной стадии менее интересна. Речь идет о том, что возможности ее понимания основаны на иных документах: устных, фольклорных традициях, предметах быта, охоты или другой жизненно важной деятельности, ритуалах и обрядах, типе жилища, культе и многом другом. Существенными эти свидетельства остаются и в письменных культурах, сохранивших себя в истории принципиально новым образом – посредством письменного текста. Итак, по способам самоорганизации культуры, сложившимся в истории, можно различать три глобальных культурных типа: дописьменный, иногда именуемый традиционным, письменный, основу которого составляет книжность, и экранный, находящийся сегодня в состоянии формирования. Очевидно при этом, что все имевшее место в истории разнообразие культур, относящихся к одному и тому же из отмеченных здесь типов, имеет другие основания: различную географию пространств, в которых локализовались те или иные культуры, и особенность сложившихся на этих территориях социумов. Последние характеризуются типом хозяйства (формами собственности, разделением труда, налоговой и финансовой системой, торговлей и т. п.), типами власти, организацией быта, культа, социальной структурой. Они как бы «социализируют» основной культурный код. Разнообразие географических и социальных параметров, с одной стороны, накладывающихся на культуру, а с другой, осваиваемых ею, ведет к складыванию конкретных исторических типов культуры, которые в литературе называют еще локальными типами. Таким образом, предлагая свои варианты теорий культурного развития, культурологи прямо или скрыто полемизируют друг с другом, но все же можно остановиться на следующей современной классификации культур. В основу этой классификации положен методологический принцип, в соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей формами и способами познания: именно они диктуют всю организацию опыта, норм, идеалов, идей, доминирующих в данном обществе: 1) по главному источнику формирования – социогенная, психогенная, техногенная; 2) по роли индивида в обществе – коллективистская и индивидуалистическая; 3) по способу направленности деятельности – эффективная, традиционная, ценностно-рациональная, целерациональная; 4) по отношению к инновациям – «холодная», «горячая»; 5) по принципам отбора изменений – агональная (состязательная) и конформистская; 6) по господствующим религиозным системам – христианская, исламская, буддийская и т. д.; 7) по этнической и государственной принадлежности и регионам распространения – европейская, китайская, немецкая, русская и т. п.; 8) по хронологическим рамкам – древнеиндийская, арабская, средневековая, современная американская и т. д. По нашему мнению, такая классификация поможет выявить те пути, по которым различные общества шли к высшей ступени развития своей культуры, а также вскрыть главный элемент, который определяет данный тип независимо от того, является ли он уникальным или же в той или иной степени присущ различным культура. Это позволяет различать многие типы культур.
4.2. Современные варианты типологии культур
Историческая типология. Долгое время исторический процесс развития человека, общества и культуры протекал локальным образом: отдельными, независимыми друг от друга линиями. Но в последние века до н.э. и первые века н.э. они образуют уже почти сплошную зону древних цивилизаций, простирающуюся от Атлантического океана на Западе (Римская империя) до Тихого океана на Востоке (империя Хань в Китае). В средние века эта зона значительно расширяется (прежде всего за счет Западной и Восточной Европы). В Новое время – после великих географических открытий, в результате промышленной, и особенно научно-тех-нической, революции – земной шар превращается в общее место действия людей самых разных обществ и культур. Современная культура – важная составная часть современного глобального мира. Таковы самые общие внешние условия и рамки существования и развития человеческой культуры. Но есть у культуры и определенные внутренние рамки и условия существования, определяющие ее специфику в различных обществах и цивилизациях и на разных ступенях и этапах развития. Говоря об исторической типологии культуры, необходимо представить именно ее специфику и своеобразие. У истоков современных исторически-типологических представлений о культуре стоит М. Вебер. Он же наполнил новым содержанием антитезу «Восток – Запад», раскрыв специфику западной социокультурной традиции, ее «выпадения» из общей цивилизационной «нормы». Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия. Культурологи рассматривают мировоззренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое, показывая их неразрывное единство и взаимодействие. Так, М. Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» убедительно показал роль протестантской Реформации и религиозного учения кальвинизма в становлении рационалистического духа капитализма и других основных ценностных установок данного общества. Результатом этого синтеза, по Веберу, явились следующие основные ценности западной культуры: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономность личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности. Таким образом, европейская культура представляется максимально динамичной и многомерной, с огромным значением в жизни общества, личностной свободы. Для общего понимания картины мировой культуры на последних отрезках ее существования необходим учет мощного воздействия западной цивилизации, освоившей достижения научно-тех-нического прогресса, на традиционные культуры Востока. Важно понимание того, что на этой основе создается совершенно новая ситуация в культуре, приобретающей общемировой характер. Наконец, нельзя не отметить, что и сама западная культура на ее современной стадии развития, и создаваемый ею общемировой культурный стандарт оцениваются по-разному: и как возможность для величайших преобразований, и как свидетельство приближающегося культурного кризиса. Западному типу культуры противопоставляется восточный тип, получивший синтетическое название «традиционного общества». Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и вместе с тем характеризовались некоторыми общими чертами: они были ориентированы прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни, господствовавшего часто на протяжении многих столетий. Восточная цивилизация и культура породила и специфический, непохожий ни на один другой, тип культуры. Способность Востока к проявлению своей уникальности не утеряна им и по сей день. Ядро восточной цивилизацией составляют прежде всего Индия, Китай и Япония, существующие на протяжении гигантского временного промежутка: с середины II тысячелетия до н.э. по XVII в. н.э. – 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций. В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т. д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен многие чуждые себе элементы вобрать и переработать. Какие бы потрясения ни происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми. Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой в отличие от западной культуры. Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. В отличие от европейцев, человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом «золотом» веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Традиционные образы поведения и истории, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность. Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. В мировоззренческом аспекте в восточных культурах отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому для восточного восприятия мира не характерно разделение мира на «одно и другое», ему более присущ синкретический подход «одно в другом» или «все во всем». Отсюда отрицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен либо космическим законом, либо Богом. Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие «жэнь» («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения «ли» («этикета») – норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Боги не очень-то волновали Конфуция. На Западе монахи вели праведный аскетический образ жизни, т. к. он угоден Богу и обеспечивает райское блаженство. В индуизме же аскетизм – способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшельник-аскет благодаря ему приобретал от Вселенной такую силу, что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всяческие несчастья. Зная могучую силу аскетизма, ему нередко следуют и сами боги. Только в индуизме можно встретить такую, с точки зрения европейца, комичную картину: могущественнейший бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную в порошок, ведет жизнь аскета и побирается по дорогам. Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления), человек переходил в новое качество – неземное. И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется «дао» (путь) – некая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им человек становится совершенным. Религии Востока – это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира. Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик надо было заслужить праведной жизнью, в противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока – вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Таким образом, религия рассматривается на Востоке как путь самосовершенствования. Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы так же, как и демократический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан, причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной: обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители – дети, муж – жена, вышестоящий – нижестоящий). Долгом этим связаны все: от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. Социальные структуры Востока причудливы и пестры: здесь и замкнутые касты (в Индии), и возможность перехода из одной социальной группы в другую путем сдачи государственных экзаменов (Китай). Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на самую верхушку общества. Перед нами здесь редкий в истории случай, когда повышение образования означало одновременно повышение социального статуса. Вообще, надо иметь в виду, что, несмотря на общие для всей восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышления, путях развития. Но особенностями восточной цивилизации являлась и продолжает оставаться ее устойчивость – она впитывала все чужеродное, но оставалось ее своеобразие, все новое растворялось в старом. Итак, цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Развитие Востока представляет собой сплошную линию, причем сохраняется огромная связь общества с природой. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток пока терпит поражение. Национально-государственная типология. В современной литературе довольно широкое распространение получила типология культур по национально-государственному признаку. Это обусловлено тем, что индивид получает из своей национальной культуры в форме фундаментальных ценностей серию установок. Эти установки действуют во всех сферах жизнедеятельности индивида и напрямую связываются с господством в данном обществе той или иной разновидности религии (например, в США – протестантская этика; в Япония – буддийская этика; в Россия – православная этика и т. д.). Для обозначения этнической принадлежности людей используется термин «национальность». Однако в культурологии этническая и национальная (произв. от нация) принадлежность человека, несмотря на определенное сходство, не равнозначны. Этническое самосознание зависит от происхождения человека (по крови), национальное – от его включенности в соответствующую национальную культуру и чувства причастности к ней. В современном мире нередко этническое и национальное самосознание не совпадают. Этносу присуща постоянная сопиокультурная антитеза «мы – они», «свои – чужие». Поэтому этнос только та культурная общность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Конечно, в формировании этноса сказываются не только культурные, но и географические (природная среда), социальные (подобие социальных структур), социобиологические (антропологический тип) и хозяйственные факторы. Этническая культура несет в себе традиции предков, складывается как культура устная, а с распространением грамотности некоторые ее формы облекаются в письменные формы. Она проявляется в трудовой и бытовой сферах (особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т. д.). Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена природной средой. В ней концентрируется позитивный народный (крестьянский) опыт жизни и ведения хозяйства в данных природно-климатических условиях. Поскольку такой опыт востребован главным образом в сельскохозяйственной деятельности, она сохраняется в большей мере в современной деревне. Характерными чертами этнической культуры являются: консерватизм, преемственность, ориентация на сохранение «корней». Под влиянием этих факторов складывается некоторое сходство языка, нравов, обычаев, быта и психических характеристик. Однако общность остается неопределенной и непроявленной, если не вырабатывается этническое самосознание, чувство принадлежности к своему этносу. Важность этнического самосознания позволяет использовать его как основной этнический определитель в переписях и других формах массового статистического учета населения. Признак языка в этом случае отходит на второе место. Всякие принудительные официальные меры переоформить этническую принадлежность наталкиваются на упорное сопротивление, т. к. убежденность человека в принадлежности к своему народу является стержнем его идентичности, его самоощущения как личности. Таким образом, самосознание выступает не только как отражение реально существующей общности, но и как определение реально существующих различий. Самосознание обычно опирается на представления об общности происхождения и исторических судеб, участие в исторических событиях, на связь с языком и «почвой». Однако в многонациональных государствах множество людей разного происхождения («русские американцы», «российские немцы», «русские евреи», «сибирские украинцы» и т. д.) меняют этническое самосознание. Этническая культура – исходный базис национальной культуры. От ее во многом зависит своеобразие и неповторимость любой национальной культуры. Но их взаимоотношения весьма сложны и противоречивы. Этничность не исчезает с формированием нации. Напротив, для большинства наций этническая принадлежность – один из источников национального чувства. И все же нация – образование более высокого порядка уже потому, что в ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций, а вместе с тем культура выделяется в один из ведущих компонентов наряду с хозяйственной системой и государством, что обеспечивает ей гораздо большие возможности для дифференциации. Этнические признаки культуры могут вести существование отдельно от нации. Русские, армяне, украинцы в различных странах своего зарубежья длительное время сохраняют привязанность к своей родине (хотя и не обязательно к государству), несмотря на то что в основных социокультурных характеристиках уже относятся (и относят сами себя) к той нации и государству, членами и гражданами которых они являются. В свою очередь, нация большей частью формируется из нескольких или даже многих этнических групп. Установление режимов «этнократии», т. е. формирование правящего слоя только из состава титульного этноса и защита интересов своего населения в ущерб всем этническим группам, считаемым «некоренными», в конечном итоге наносит ущерб всем. Этническая культура консервирует архаичные условия жизни, ей чужды перемены и новшества, а национальная – полна движения и изменения, живет созиданием нового, контактирует с другими культурами, впитывая в себя их достижения. В национальной культуре различия между локальными, местными, свойственными отдельным группам населения особенностями быта, поведения, произношения и т. д. нивелируются и постепенно исчезают. Вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей национальной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру нации, образуя свою субкультуру. По мере социального созревания общества в рамках национальной культуры происходит формирование таких форм общественной регуляции сознания, как право и мораль (отличающиеся от принятого обычая), искусство и литература (как самостоятельные сферы индивидуального творчества). Сходство культурных характеристик играет важную роль в формировании этнических, национальных и цивилизационных уровней культуры. Культурный прогресс сближает народы и выравнивает, унифицирует условия их культурной жизни. Страны с развитой современной культурой уже мало отличаются друг от друга. Но современное культурно-историческое развитие позволяет констатировать, что вряд ли целесообразно ради благ цивилизации отказываться от национальной специфики, которая нередко позволяет освоить прорывные технологии. Региональная типологизация культуры. Запад и Восток. Региональные культуры существуют в определенном географическом ареале, масштабы которого могут быть разными. Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, являются Запад и Восток. Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко определенного смысла. Чаще всего под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» – Европу и Северную Америку. Культуры Востока и Запада имеют специфические особенности, и черты. В течение долгого времени проблема «Восток – Запад» рассматривалась преимущественно с позиций европоцентризма, т. е. считалось, что Восток просто отстал в своем культурном развитии от Запада. В настоящее время стало ясно, что Восток и Запад – две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно и по-разному. Современные исследователи разницу в их путях развития видят в первую очередь в мировоззрении. Для сравнения приведем некоторые характеристики западной и восточной культур.
Продолжение табл.
Причины, вызвавшие возникновение различий между восточной и западной культурами, разнообразны, приведем некоторые из них: 1) разница в природных условиях; 2) разница в динамике социально-экономического развития общества; 3) разница в характере межкультурных контактов: - Запад – взаимодействие этнических культур, опирающееся на религиозное единство западного мира, активное заимствование опыта, накопленного в других культурах, готовность усваивать лучшие достижения других культур; - Восток – замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними, обусловленное несовместимостью нескольких религий региона. Существуют различные взгляды на проблему взаимодействия культур Запада и Востока. Один из них удачно выражен Киплингом: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и с места они не сойдут»; другой сформулирован Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком». Особое место в этой дискуссии занимает российская культурологическая мысль, на которой мы останавливались в 1 теме. Россия, в сущности, вынуждена решать такого рода проблемы, как проблемы своей внутренней политики. Это предопределено тем, что она находится на стыке двух различных социокультурных миров – Востока и Запада – и диалог культур, их взаимовлияние являются основой существования российской культуры в целом. Однако это взаимоотношение не означает исчезновения всех различий между ними, а, наоборот, расширяет возможности каждой из них. В настоящее время стало очевидным, что взаимодействие западной и восточной культур – необходимый и полезный фактор прогрессивного культурного развития всего человечества. Социальные типы культур. Когда характеризуется культура в различных конкретных формах общественной жизни, то говорится о культуре эстетической, нравственной, профессиональной, политико-правовой, экономической, экологической, бытовой, физической. К этим видам культур применимо общее определение культуры, но все они имеют свою специфику. Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в обществе. Основными элементами являются: художественные ценности, деятели культуры (профессионалы), технические средства тиражирования, производства и коммуникации художественных ценностей, находящихся под контролем общества, социальные институты, обеспечивающие функционирование культуры и ее управление (музеи, театры, библиотеки, академии, клубы и т. д.). Состав этого типа культуры характеризуется следующим образом: искусство (профессиональное, художественная самодеятельность), фольклор (народное искусство). Особое значение в составе эстетической культуры отводится средствам массовой информации (в особенности радио и телевидению). Одна из важных сфер эстетической культуры – эстетическое воспитание. Нравственная культура характеризует общество с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил. В сферу этической культуры включены нормы поведения, обычаи, нравы данного общества, касающиеся главным образом категорий добра и зла – основных категорий этики. В сфере этической культуры находятся нравственные отношения: любовь, дружба; представления о таких понятиях, как героизм и счастье. Показателем высоты этической культуры общества является желание и возможность гражданина жить в согласии с собственной совестью, не причиняя ущерба другим. Общество, где выбор доброго дела является практически разумным, считается обществом с высокой этической (нравственной) культурой. Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. Состояние общества, безусловно, влияет на качество профессиональной культуры. Поскольку для ее поддержания необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т. п., поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2554; Нарушение авторского права страницы