Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Взаимопроникновение и взаимообогащение культур
Если в историческом – «диахронном» – измерении развитие и совершенствование культуры обеспечивается преемственностью, то в географическом – синхронном – плане ту же самую функцию выполняют процессы взаимопроникновения и взаимообогащения культур, часто обозначаемые широким термином «аккультурация». Как отдельный человек немыслим в отрыве от себе подобных, так и ни одна культура не способна полноценно существовать в абсолютной изоляции от материальных и духовных достижений других человеческих коллективов. Современный научный мир выдвигает различные объяснительные концепции мирового развития («мира миров», «многополюсного мира», «устойчивого развития» и многие др.), но исчерпывающих вариантов, раскрывающих весь исторический процесс, пока не выработано. Вся человеческая жизнь протекает в определенном культурном пространстве. Это пространство – своего рода аккумулятор социально-этнического опыта, как исторического, передаваемого от поколения к поколению в виде легенд, сказок, напевов и т. д., так и современного, складывающегося в результате личностных представлений индивидов о ценностях, обязанностях, нормах поведения в данном обществе. В современном мире практически любой народ так или иначе открыт для восприятия чужого опыта и одновременно готов делиться собственными ценностями с ближними и дальними соседями. Таким образом, одна культура как бы «проникает» в другую и делает ее богаче и универсальнее. Характерным примером является Япония, претворившая в жизнь принцип: «японский дух – европейские науки». Японцы сумели, сохраняя свою самобытность и оригинальность, освоить все новое, передовое, модернизировать свою экономику, выведя ее на лидирующие позиции в мире. Этнокультурная специфика проявляется во всех сферах жизнедеятельности людей. Роль и место различных элементов культуры меняются с течением времени в процессах этнического развития. Историческое прошлое и современная действительность, вписываясь в общий контекст процессов мирового развития, придают неповторимое своеобразие и множественную вариативность этнокультурному облику конкретного социума и мира в целом. Каждая национальная культура, представители которой ощущают свою принадлежность к ней, образует сложное социальное пространство, своеобразную систему мировидения, в которой особым образом преломляются политические, социальные, экономические и общекультурные реалии окружающего мира. Она характеризуется специфической инфраструктурой, обладая вместе с тем универсальными свойствами, что позволяет вычленить главные связи и основные узлы сопряжения, т. е. структуру. В конечном итоге можно выделить компоненты и процессы, которые имеют наиболее существенное значение для развития наций и одновременно с этим определяют характер межэтнического взаимодействия: - языковая как особая форма отражения действительности и специфический фактор интегрироваиности этноса; - материальная компонента, отражающая характер функционирования традиционной и современной форм материальной среды; - соционормативная , обусловливающая сохранение и передачу группового социального опыта, аккумулированного поколениями определенной этнической общности; - этнопсихологическая компонента, отражающая всю совокупность взглядов и установок представителей этноса в сфере национального общения и межэтнического культурного взаимодействия. Эти компоненты образуют своего рода ядро национальной культуры, концентрируя в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, систему ценностей, выработанных в ходе исторического этнокультурного развития общества. Они в первую очередь выполняют этноинтегрирующие и этнодифференцирующие функции, выступая индикатором «своего» и «чужого». Для успешного сосуществования и взаимодействия представителей различных этносов в полиэтничном обществе важное значение имеет наличие устойчивого баланса в системе этнических оценок и представлений. Так, например, с начала 90-х гг. ХХ в. в России произошло размывание прежних основ социально-культурной самоидентификации, что привело к возрастанию роли этнического фактора в жизни людей. В такого рода условиях этнические стереотипы могут значительно усилить или ослабить эмоциональный фон социальных отношений и детерминировать их направленность в сторону межэтнического взаимодействия или конфликта. Другой аспект культурного взаимодействия – проблема восприятия инонациональной культуры. Интерес к другой культуре – непременное условие культурного синтеза и культурного саморазвития. В этом процессе важен принцип выборочности. От соответствия или несовпадения духовных, этических, эстетических координат контактирующих сторон зависит модель восприятия: пойдет ли она по пути «интерес – поглощение (или узнавание) – дополнение» или «интерес – поглощение – отторжение». Этот механизм активно влияет на процесс культурного развития этноса. Процессы взаимодействия культур происходят значительно медленнее, чем его экономическая и политическая составляющие. Однако они не ограничиваются лишь стихийным и ненасильственным взаимопроникновением и взаимообогащением, а принимают и более радикальные формы, обобщенно получившие название «этнотрансформационный фактор». Это такая совокупность процессов, которая вызывает деформацию сложившейся социально-культурной структуры этноса, народа. Выделяются два направления этих процессов: ассимиляция и консолидация. Ассимиляция (от лат. – уподобление) заключается в полном или частичном поглощении культуры одного, обычно менее цивилизованного и более «слабого» народа другой иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителя. Этническая ассимиляция – глубинный процесс, связанный с изменением ощущения этнической принадлежности. Ассимиляция может происходить в рамках отдельного региона или государства и приводит к увеличению численности лиц одной (ассимилирующей) национальности за счет сокращения другой (ассимилируемой). Среди наиболее значимых факторов этнической ассимиляции можно выделить интернационализацию жизни, межгосударственные и межрегиональные миграции, процессы урбанизации, рост межнациональных браков и др. Свободная, добровольная ассимиляция не вызывает в обществе социальной напряженности и не ведет к конфликтам.Насильственная, принудительная ассимиляция представляет систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленной на ускорение процессов ассимиляции (страны Балтии). Последним бастионом при этом выступает язык, с утратой которого, как правило, погибает и ассимилированная культура. Однако естественная языковая и культурнаяаккультурация не ведет к смене этнического самосознания (например, евреи и армяне ощущают себя евреями и армянами в других странах мира), хотя человек может перейти на язык другой этнической общности, принять нормы и принципы социальной организации иноэтнической среды. Естественно, чем многочисленнее тот или иной народ и чем богаче его культура, тем труднее он поддается внешнему воздействию. В этом случае может произойти не поглощение одного народа другим, а их смешение в некоем синтезе, образующем оригинальную, уже «гибридную» культуру. Обратные по направлению процессы – консолидации, в ходе которых постепенно нивелируются различия близких племенных, локальных и других групп. Они оказывают значительное влияние на усиление коммуникационных связей, типизации среды обитания человека, рост и становление местной интеллигенции и т. п. Процессы консолидации, например, активно проходили в советское время в СССР. При достаточно сильном влиянии этих процессов на этнический состав населения определяющим фактором все же являются этнодемографические характеристики. А культурная и социально-экономическая специфика народа часто предопределяет своеобразие демографического поведения его представителей и динамики демографических процессов. Этнос приспособлен к своему ландшафту, ему удобно в нем. Если же ландшафт изменяется радикально, то радикально меняется и этнос. При изменениях, превышающих определенный критический порог, на месте старого этноса появляется новый. Та или иная этнокультурная общность, подобно растению, будучи пересаженной на иную почву, может погибнуть или заметно измениться, приспосабливаясь к новым обстоятельствам и новой среде, т. е. изменения вовлеченных в них людей протекают далеко не безболезненно. Такие процессы получили название транскультурации. Транскультурация – понятие, менее разработанное в специальной литературе, хотя и широко распространенное в жизни. Оно заключается в том, что определенная этнокультурная общность в силу добровольной миграции или насильственного переселения перемещается в другой, иногда весьма отдаленный район обитания, где полностью отсутствует инокультурная среда или она представлена весьма незначительно. Таким образом, взаимным контактам и взаимообогащению культур так же, как и процессам ассимиляции и транскультурации, может способствовать или, наоборот, их тормозить целый ряд объективных факторов: географическая среда и географическое пространство; языково-этнический фактор. Кроме того, способствовать взаимным симпатиям народов, а следовательно, и процессам взаимообогащения культур, а иногда и тормозить их может благоприятный или неблагоприятный ход самой истории. По мере развития человечества в судьбах культуры всех стран важную, если не решающую, роль с середины XX в. начинает играть глобальный технологический фактор. Здесь с точки зрения процессов аккультурации, ассимиляции и транскультурации прежде всего имеется в виду огромный прогресс электронно-информационной техники, средств транспорта, связи и сохранения, тиражирования и распространения информации. Практически под их напором постепенно «размываются» замкнутые культурные общности, их взаимная диффузия принимает необратимый и всемирный характер. И чем более «технологична» та или иная страна, тем больше возможностей для обогащения она приобретает. Если цивилизация всегда стремится к неуклонному движению вперед, ее путь – восхождение по лестнице прогресса, то культура осуществляет свое развитие, отказавшись от однонаправленного линейного движения вперед. Культура не использует предшествующее духовное наследие как трамплин для новых достижений по той причине, что она не может отказаться целиком или частично от культурного фонда. Напротив, огромное значение в культурном процессе имеет сопричастность с различными воплощениями традиции. Культура может строиться только на основе духовной преемственности, только с учетом внутреннего диалога культурных типов (B. C. Библер, Г. Померанц). Культура – это огромное полифоническое пространство. В нем различимы «голоса» различных культур, значимость которых не умаляется ни возрастом, ни национальной принадлежностью, ни какими-либо иными обстоятельствами. На рубеже веков стало ясно, что диалог культур не только предполагает взаимопонимание и общение между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов. Кроме того, диалог больших культур – это еще и способ приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих культурных образований. Диалог, как принцип культурного развития, позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «свой» голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры. Дальнейшее развитие этого принципа дает реальную возможность преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной катастрофы. Первые попытки исследовать принципы управления межкультурным взаимодействием и применения их на практике были предприняты Б. Малиновским и А. Рэдклифф-Брауном. Сейчас возможности в управлении людьми, в модификации их поведения многократно возросли. Поэтому в начале XXI в. вопрос о воздействии на историко-культурный процесс, о глобальном моделировании и планировании имеет уже не теоретическое, а практическое значение. Естественно, чтобы осуществлять идеально планирующую функцию, необходимо иметь прогностическую модель развития мира. Наиболее интересно проблема будущего развития воплотилась в виде культурологической концепции С. Хантингтона и комплексной программы глобального моделирования, известной под названием «Доклады Римского клуба». В теории культур-цивилизаций С. Хантингтона проводится идея, что культурные особенности более значимы, нежели политические и идеологические разногласия. Фундаментальной проблемой современной эпохи, по мнению Хантингтона, является противостояние «современного» и «традиционного». Он полагает, что содержание современной эпохи состоит в столкновении культур-цивилизаций. К ведущим культурам-цивилизациям С. Хантингтон относит западную, конфуцианскую (Китай), японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. Согласно его концепции, идентичность (самосознание, самоотождествление) будет иметь в ближайшем будущем все более определяющее значение именно на уровне выделенных культур-цивилизаций, или метакультур. Это также связано с осознанием конфликтности мира и грядущими столкновениями цивилизаций по «линиям культурных разломов», т. е. пространственных границ метакультурных общностей. При этом С. Хантингтон пессимистически оценивает перспективу исторического развития и полагает, что линии разломов между цивилизациями есть линии будущих фронтов. Основной «культурный разлом» ученый видит в противостоянии Запада остальному миру; определяющую роль в отстаивании своей культурной самобытности играет конфуцианско-исламский союз. Возвращаясь к проблеме взаимодействия культур в XXI в., подчеркнем, что разрешение конфликта между современностью и традиционностью лежит в плоскости использования особенностей культурно-исторического пути различных народов и специфичности экологической ситуации, сложившейся на Земле, т. е. культурного ресурса каждой нации. Идея многообразия общества не противоречит идее единства человечества. Все более крепнущие и расширяющиеся экономические, политические, культурные связи, помогая преодолевать разобщенность, формируют в землянах чувство принадлежности к единой человеческой семье. Но это не только взаимодействие людей на личностном, индивидуальном уровне – идет диалог культур, цивилизаций. И сегодня мы понимаем, что надо учиться вести этот диалог, который поможет сделать достижения разных культур и цивилизацийдостоянием всего человечества. «...Мы вступаем в период, когда культура будет иметь большее значение, чем когда-либо. Культура не является чем-то окаменевшим в янтаре, это то, что мы создаем заново каждый день. «Третья волна» (постиндустриальное общество) будет содержать в себе много культур, и это базис для морали. Быть может, это и есть подлинный базис для взаимопонимания людей, для формирования новых моральных ценностей в отношениях между людьми» (О. Тоффлер).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 3208; Нарушение авторского права страницы